Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:06, дипломная работа

Описание работы

Основной целью дипломной работы является изучение административной и юридической ответственности за совершение экологических правонарушений, ее видов и порядка применения. Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1) обобщение и систематизация материалов по данной теме;
2) исследование отдельных признаков административной ответственности за экологические правонарушения;

Содержание

Введение 3
1 Административная ответственность в механизме охраны окружающей
среды: сущность, функции, соотношение с иными видами юридической
ответственности 6
1.1 Понятие и виды административных правонарушений в области
охраны окружающей среды 14
1.2 Направления совершенствования законодательства об административной ответственности за экологические правонарушения 17
2 Виды юридической ответственности за экологические правонарушения 23
2.1 Уголовная ответственность за экологические правонарушения…………………………………………………………………...25
2.2 Административная ответственность за экологические правонарушения.......................................................................................................33
2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения........................................................................................................37
2.4 Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения........................................................................................................42
2.4.1 Понятие и виды экологического вреда.........................................................43
2.4.2 Возмещение вреда природной среде.............................................................44
2.4.3 Возмещение вреда здоровью и имуществу, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды...........................................46
2.4.4 Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности............................................................................................48
3 Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды в зарубежных странах 51
Заключение 58
Список использованных источников 61

Работа содержит 1 файл

ДИПЛ_Админ_право.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Уголовная ответственность за экологические преступления. Сфера применения уголовной ответственности за нарушения экологического законодательства в сравнении с другими видами и группами преступлений весьма незначительна. Уголовная ответственность наступает за совершение экологических преступлений, которые представляют собой повышенную общественную опасность и предусмотрены уголовным законодательством.

Уголовная ответственность при наличии всех элементов состава экологического преступления может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.[6]

Составы экологических преступлений отличаются от составов других видов, предусмотренных уголовным законодательством, по двум основным признакам - объекту и наличию вреда, причиненного природной среде. Непосредственным объектом экологического преступления является компонент природной среды, органически связанный с окружающим естественным миром. Для природных объектов в экологических преступлениях характерно то, что эти объекты соединяют в себе три титула - объектов природы, объектов собственности и объектов хозяйствования.

Другой важной особенностью экологических преступлений является причинение вреда природной среде. Поэтому деяния, которые квалифицируются как преступные, но не причиняющие непосредственно вреда природе, не могут рассматриваться как экологические преступления. Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривает семнадцать составов экологических преступлений. Среди них одно из центральных мест занимают статьи, регламентирующие ответственность за загрязнение водоемов и воздуха: ст. 250, 251, УК РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954 и статья, предусматривающая уголовную ответственность за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами См.: ст. 252, УК РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.[7]

Указанные виды преступлений способны причинить ущерб непосредственно нескольким объектам в области охраны и использования природных ресурсов и объектов природы, а также другим, связанным с ними объектам, т.е. вред носит комплексный характер. Среди других экологических преступлений следует указать следующие: посягающие на общественные отношения в области использования и охраны земли: ст. 254, УК РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.; посягающие на общественные отношения в области охраны и использования дикой фауны См.: ст. 256, 258, 259, УК РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.; посягающие на общественные отношения в области использования и охраны недр См.: ст. 255, УК РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.; посягающие на общественные отношения в области использования и охраны флоры См.: ст. 260-262, УК РФ. // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.[8]

Применение уголовной ответственности характеризуется особыми уголовно - процессуальными процедурами (дознание, предварительное следствие, судебное разбирательство уголовного дела), применение уголовного наказания - только судом. Уголовная ответственность предусматривает более строгие меры ответственности для нарушителей в сфере природопользования по сравнению с иными видами ответственности. Так, лишение свободы, конфискация имущества, штрафы значительно превышают размер, установленный при административном взыскании. Субъектами уголовной ответственности за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, следует иметь в виду руководящие разъяснения, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» «Российская газета», N 223, 24.11.1998. В частности, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемых деяний и административных проступков особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

Материальная ответственность за экологические правонарушения может наступить при наличии следующих условий:

1) противоправность поведения нарушителя (несоблюдение требований по предельно допустимым выбросам и сбросам вредных веществ, самовольное использование объектов природы, в отношении которых предусмотрен лицензионный порядок природопользования, и т.д.);

2) причинение ущерба природной среде (снижение плодородия почвы, гибель диких животных, растительности, вывод из хозяйственного пользования воды, залежей полезных ископаемых и т.д.);

3) наличие причинной связи между наступившим вредом и противоправным поведением;

4) виновность нарушителей. Субъект правонарушения может быть освобожден от материальной ответственности, если будет установлено, что вред наступил вследствие непреодолимой силы.[9]

Различают гражданско-правовую материальную ответственность См.: ст. 1064, Гражданского кодекса РФ. // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, N 49, ст. 4552., когда ущерб взыскивается, как правило, в полном объеме, и трудовую материальную ответственность, при которой ущерб взыскивается в ограниченных пределах - в пределах среднего месячного заработка. Трудовая материальная ответственность предусматривается как федеральным трудовым законодательством (Трудовой кодекс Российской Федерации «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.), так и корпоративным законодательством, т.е. положениями, уставами различных акционерных обществ, индивидуально-коллективных и частных предприятий (устанавливающими материальную ответственность для нарушителей), принятыми общими собраниями членов акционеров. Материальная ответственность по своему содержанию носит компенсационный характер, поэтому применяется наряду с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью.[10]

Специальная ответственность за нарушения экологического законодательства регулируется различными отраслями права - земельного, водного, лесного, горного и др. Она выражается в виде: приостановления мероприятий по природопользованию (приостановление лесопользователями работ при наличии опасности для состояния и воспроизводства лесов вследствие нарушения лесопользователями установленных правил охраны лесов), прекращения права природопользования в случаях нарушения природопользователями норм, правил и иных требований экологического законодательства См.: ст. 110, 111, Лесной кодекс РФ. // «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006, N 50, ст. 5278; ст. 49 ФЗ «О недрах». // «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, N 10, ст. 823; ст. 55, 56, 58, ФЗ «О животном мире». // «Собрание законодательства РФ», 24.04.1995, N 17, ст. 1462. (возложение обязанности на нарушителя осуществить работу по восстановлению нарушенного природного объекта за свой счет (приведение участков земли, самовольно занятых, в состояние, пригодное для использования, за счет средств нарушителя).

Специальная ответственность за экологические правонарушения применяется органами управления природопользованием в случаях, особо предусмотренных законом. Цель специальной ответственности - обеспечить предупреждение и пресечение нарушений правил природопользования.[11]

 

 

1.1 Понятие и виды административных правонарушений в области охраны окружающей среды

 

Понятие административного правонарушения дано в статье 9 Кодекса об административных правонарушениях. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, охраняемые законом. Непосредственным объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в той или иной конкретной области рассматриваемого законодательства. Так, непосредственным объектом незаконной охоты являются отношения по охране, рациональному использованию и воспроизводству диких зверей и птиц.

Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой противоправное деяние, выразившееся в действии (незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействии (невыполнение правил охраны недр). Объективная сторона экологического правонарушения характерна наличием трех элементов:

- противоправность деяния,

- причинение вреда или реальная угроза его причинения;

- связь между противоправным деянием и нанесенным вредом.

Отсутствие нанесения вреда природным объектам лишает правонарушение экологической окраски.

Противоправность поведения непосредственно связана с общественной опасностью, которая влияет на вид ответственности (административная, уголовная и др.).

Общественно опасные последствия, указанные в законе, могут быть вменены лицу только в том случае, если будет доказано, что они являются следствием нарушений, допущенных субъектом, то есть находятся в прямой причинной связи с нарушениями. Для многих экологических правонарушений характерным является то, что ответственность может наступать не только при наличии вредных последствий, но и в случаях, когда они еще не наступили, но деянием была создана реальная угроза их наступления, например загрязнение водоемов и воздуха, распространение эпидемических и других заразных заболеваний и др.[12]

Субъективная сторона экологического правонарушения выражается в форме вины. Вина за совершенное экологическое правонарушение может выступать в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности и небрежности).

Субъектом экологического правонарушения могут выступать граждане (вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста) и юридические лица, в том числе иностранные организации и граждане. Некоторые экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (загрязнение окружающей среды), другие только при умышленной форме вины (незаконная охота, браконьерство и др.), третьи по неосторожности (нарушение правил противопожарной безопасности в лесах и небрежное обращение с огнем).[13]

Виды административных правонарушений. Экологические правонарушения можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделяются:

а) земельные,

б) лесные,

в) водные правонарушения,

г) нарушения законодательства о недрах,

д) нарушения законодательства о животном мире,

е) нарушения законодательства атмосферном воздухе.

2) по характеру причиненного вреда:

а) загрязнение окружающей природной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.);

б) порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, уничтожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми отходами и др.);

в) истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков месторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным потерям и др.);

г) нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и др.).

3) по характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида наступающей ответственности:

а) уголовные,

б) административные,

в) гражданско-правовые,

г) дисциплинарные и иные правонарушения.

4) по степени общественной опасности:

а) экологические преступления (уголовные правонарушения);

б) экологические проступки (административные, гражданские, дисциплинарные правонарушения).[14]

 

 

1.2 Направления совершенствования законодательства об административной ответственности за экологические правонарушения

 

Несовершенство законодательного регулирования вопросов охраны и защиты природной среды проявляется в виде имеющегося пробела в законодательстве, несовершенстве принятой правовой нормы, а также в противоречивости действия и применения правовой нормы на практике. В настоящее время идет процесс становления экологического законодательства. С принятием Федерального Закона «Об охране окружающей среды» «Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, N 2, ст. 133, этот процесс значительно ускорился. Принят ряд новых важных для охраны природной среды нормативных актов, таких, как Лесной кодекс, законы «Об экологической экспертизе» «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, N 48, ст. 4556., «О животном мире», «О недрах», «Об особо охраняемых природных территориях» «Собрание законодательства РФ», 20.03.1995, N 12, ст. 1024. Однако следует отметить, что и с принятием указанных выше и других законов, регулирующих общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, далеко не все проблемы решены. Нуждаются в более детальной проработке нормы, предусматривающие основания уголовной ответственности за отдельные виды экологических преступлений, связанных с комплексным воздействием на землю, атмосферную среду и иные объекты природы. Здесь следует руководствоваться стандартами, принятыми в международных нормах по охране природы. Необходимо предусмотреть в Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за некоторые (умышленные и неосторожные) особо опасные посягательства на животный и растительный мир, жизнь и здоровье человека - за экологический терроризм, загрязнение территории при трансграничных перевозках особо опасных токсичных веществ, загрязнение сопредельных территорий радиоактивными веществами с тяжкими последствиями и некоторые другие виды. Представляется важным расширить объект преступного посягательства, не ограничивать его сферой водного и воздушного пространства, а определить более точным понятием «окружающая среда» Этим самым в сферу уголовно-правовой защиты и ответственности будут включены все экологически ранимые объекты, требующие охраны, в том числе земельные ресурсы с наземными животными, лесным, охотничьим и рыбным хозяйством, атмосферный воздух.[15]

Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды