Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:06, дипломная работа

Описание работы

Основной целью дипломной работы является изучение административной и юридической ответственности за совершение экологических правонарушений, ее видов и порядка применения. Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1) обобщение и систематизация материалов по данной теме;
2) исследование отдельных признаков административной ответственности за экологические правонарушения;

Содержание

Введение 3
1 Административная ответственность в механизме охраны окружающей
среды: сущность, функции, соотношение с иными видами юридической
ответственности 6
1.1 Понятие и виды административных правонарушений в области
охраны окружающей среды 14
1.2 Направления совершенствования законодательства об административной ответственности за экологические правонарушения 17
2 Виды юридической ответственности за экологические правонарушения 23
2.1 Уголовная ответственность за экологические правонарушения…………………………………………………………………...25
2.2 Административная ответственность за экологические правонарушения.......................................................................................................33
2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения........................................................................................................37
2.4 Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения........................................................................................................42
2.4.1 Понятие и виды экологического вреда.........................................................43
2.4.2 Возмещение вреда природной среде.............................................................44
2.4.3 Возмещение вреда здоровью и имуществу, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды...........................................46
2.4.4 Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности............................................................................................48
3 Юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды в зарубежных странах 51
Заключение 58
Список использованных источников 61

Работа содержит 1 файл

ДИПЛ_Админ_право.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначенное административное показание юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Помимо главы 8 КоАП РФ об за совершение экологических правонарушений предусмотрена ФЗ РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 75), ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. (ст. НО), Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г. (ст. 130), законом РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (ст. 49) и другими. В указанных статьях Федеральных законов перечислены либо виды юридической ответственности, в том числе и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат бланкетные нормы права.[33]

К примеру, ФЗ РФ от 15 февраля 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливается административная ответственность для граждан  и должностных лиц в виде штрафа за различные нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды на особо охраняемых природных территориях (ст. 36).

В Законе РФ от 02 апреля 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства об атмосферном воздухе. Но в данном нормативном акте не устанавливается ни субъективный состав, ни размеры ответственности за такие правонарушения. Перечисленные же в законе составы фактически совпадают с составами Кодекса об административных правонарушениях.[34]

Несмотря на такое большое количество нормативных актов, из года в год растет число экологических правонарушений. С 1996 г. по 2006 г. этот рост составил примерно 100% в абсолютных цифрах. По отдельным видам природных ресурсов число правонарушений выросло (в %): земля - 15; недра -100.

В то же время рост числа лиц, привлеченных к административной ответственности за тот же период, составил только 70% (по данным ежегодных докладов о состоянии окружающей природной среды). Та же картина и по различным видам природных ресурсов.

Так, в октябре 2005 года Мелеузовским районным судом РБ были рассмотрены дела по заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора к Салаватской межрайонной инспекции по охране животного мира о признании незаконными постановлений об административных правонарушениях в отношении граждан.

Суть дела состояла в том, что Государственными инспекторами инспекции по охране животного мира по Мелеузовскому району были вынесены 12 постановлений по делам об административных правонарушениях в виде нарушения правил пользования животным миром в отношении граждан и наложены административные взыскания в виде штрафа. Основывались при этом они на пункты 4.4, 5.4.4 Положения об «Управлении по охране животного мира и контролю за ведением охотничьего хозяйства». Хотя в 2001 году Верховный суд РБ признал данный акт недействительным.

В результате, Мелеузовский районный суд данные постановления отменил.

Кроме этого, не преодолена существующая традиция, когда природоохранным проблемам отводилось одно из последних мест. На протяжении многих лет должным образом не отвечали главные виновники ухудшения экологической ситуации - промышленные предприятия. И сейчас, когда существенно ужесточаются меры ответственности, это не только не находит должного понимания, но и зачастую встречает сопротивление руководства этих предприятий и представителей власти.

Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ группирует экологические правонарушения в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования».

Административная ответственность за нарушение экологического законодательства в соответствии со ст. 72 (п. «К») Конституции Российской Федерации и ст. 2 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъекта Российской Федерации.

Значительное место среди мер административного принуждения за нарушение экологического законодательства занимают административные наказания, посредством которых обеспечивается борьба с наиболее распространенными правонарушениями в области охраны окружающей среды.[35]

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП РФ): предупреждение; административный штраф; возмездие изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права эксплуатации транспортного средства, права охоты и т.д.); административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

За совершение административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф. Штраф является основным наказанием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов — ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов - ст. 8.35; судна и других орудий лова - ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.

Как уже отмечалось ранее, в соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологическое правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должность лиц - от трех до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.[36]

 

 

2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность
за экологические правонарушения

 

Статьи 82 и 83 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» носили отсылочный характер. В них было сказано, что в случаях нарушения экологического законодательства и причинения вреда окружающей природной среде виновными действиями должностных лиц и работников предприятия они подлежат привлечению к дисциплинарной и материальной ответственности. Эти нормы не содержали указания об основаниях и порядке привлечения виновных лиц к названным видам ответственности, отсылая к трудовому законодательству. Дисциплинарная и материальная ответственность работников находилась вне сферы правового регулирования данным законом.

По сути, указанные нормы не следовало включать в этот закон, так как в таких случаях действуют общие правила гражданского права; организация (работодатель) возмещает вред, причиненный ее работником третьему лицу в связи с ненадлежащим выполнением им трудовых (служебных) обязанностей (ст. 402, 1068 ПС РФ).

Это значит, что правоотношение по возмещению причиненного природе вреда возникает не между гражданином - непосредственным причинителем вреда и собственником природных ресурсов в лице природоохранительного органа, а между организацией, с которой работник состоял в момент причинения вреда в трудовых отношениях, и указанным государственным органом. Например, во время лесозаготовки работниками юридического лица допущена завизирная рубка, уничтожен подрост леса, по их вине произошел пожар. Возмещение причиненного вреда возлагается на организацию по нормам Гражданского кодекса и лесного законодательства, а виновные работники несут материальную ответственность перед своей организацией в регрессном порядке в размере взысканной с организации суммы, убытков по нормам Трудового кодекса, как правило, ограниченную в пределах их месячного заработка (ст. 248 ТК РФ).[37] При наличии оснований, предусмотренных в ст. 242 ТК РФ, размер взыскания с работника может быть в полном объеме, например, когда вред причинен преступлением либо в нетрезвом состоянии. Ответственность работника исключается и в случаях наступления вреда в ситуации нормального хозяйственного риска (ст. 239 ТК РФ). Применяемая при этом материальная ответственность реализуется в рамках трудовых отношений, а не экологических.

При совместном причинении вреда окружающей природной среде работники организации несут материальную ответственность в долях, определенных с учетом степени вины каждого из них и других обстоятельств (ст. 245 ТК РФ). Взыскание причиненного вреда с работника производится по правилам ст. 248 ТК РФ, при взыскании в размере, превышающем его средний месячный заработок - в судебном порядке.

В соответствии с новым Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» материальная ответственность за экологические правонарушения была обоснованно исключена.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в ст. 75 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды». Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются Трудовым кодексом РФ.

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем невиновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды.

Правонарушение может, к примеру, заключается в неисполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования. В отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизирующий перечень экологических дисциплинарных проступков отсутствует.

Трудовой кодекс предусматривает ответственность работников на производстве, прежде всего за невыполнение ими трудовых обязанностей. В экологической сфере это, например, на очистных сооружениях, в природоохранных цехах, экологических службах. Ответственность может наступать также и для тех, чьи трудовые функции напрямую связаны с природоохранительной деятельностью. Любой работник, действия которого нанесли вред окружающей природной среде, может быть привлечен к дисциплинарной ответственностью.

В законодательстве нет перечня дисциплинарных проступков, связанных с нарушением экологических норм. В экологическом законодательстве нет особых составов, за которые наступала бы дисциплинарная ответственность. В большинстве нормативных актов этот вид ответственности вообще не выделен.

Интересно решается вопрос о дисциплинарной ответственности за санитарные правонарушения. Только в Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выделены особые нормы о дисциплинарной ответственности.

Кроме этого, Госкомсанэпиднадзором 7 июля 1993 года была утверждена Инструкция о порядке привлечения должностных лиц - граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридическое лицо за санитарные правонарушения. В этой инструкции названы все нормативные акты, устанавливающие ответственность за санитарные правонарушения. Эти же нормативным актом устанавливается дисциплинарная ответственность за нарушение требований Инструкции должностными лицами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (п. 6-10).

Но, в действительности данные нормативные акты практически не применяются. К примеру, ежегодно делаются доклады о состоянии окружающей природной среды, но в данные о применении мер дисциплинарной ответственности в большинстве докладов отсутствуют. Там же, где они есть, их полнота вызывает сомнения.

Даная ситуация связана прежде всего с большим количеством не всегда согласованных нормативных актов. Дисциплинарная ответственность устанавливается не только ТК РФ и перечисленными выше законами, но и правилами внутреннего трудового распорядка: уставами различных видов иными федеральными и региональными актами, а также внутренними актами организаций.

Относительная легкость наказания (ТК РФ предусматривает замечание, выговор, увольнение, а также возмещение причиненного организации ущерба в размере среднемесячной заработной платы работника) должна компенсироваться его неотвратимость. Но на практике вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности руководитель (особенно негосударственной организации) решает самостоятельно. И обязать его принять эти меры фактически невозможно.

Только один нормативный акт - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» устанавливает обязанность руководителей налагать дисциплинарные взыскания (вплоть до увольнения) на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонарушение по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя, хотя и в этом законе не установлена ответственность за невыполнение этого предписания.

Одной из причин неэффективности применения мер наказания за экологические правонарушения следует назвать отсутствие должного экологического контроля. Исходя из данных опроса, который проводился у жителей города Мелеуз Республики Башкортостан, можно сделать вывод о том, что в большинстве организаций нет ни органов экологического контроля, ни специальных лиц, ответственных за состояние окружающей среды (так ответили 74% опрошенных). Может быть, поэтому производственный экологический контроль и не был призван эффективным (так считают около 80% респондентов).

Большинство опрошенных отмечают, что в их организациях не применялись меры дисциплинарного взыскания за экологические правонарушения (53%). Впрочем, многие опрошенные вообще не знают о применении каких-либо мер (35% опрошенных).

 

 

2.4 Гражданско-правовая ответственность за экологический вред

 

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды