Сущность, специфика и виды туризма в структуре молодежного досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы обусловила постановку цели данной курсовой работы - выявление технологических особенностей организации анимационных программ для молодежных туров.
В соответствии с целью исследования определяем следующие задачи исследования:
- Выявить сущность, специфику и виды туризма в структуре молодежного досуга.
- Охарактеризовать возможности использования анимационных программ в молодежном туризме.
- Выявить особенности организации анимационных программ в различных видах молодежного туризма.
- Разработать проект анимационной программы тура для молодежи на базе туристического лагеря и определить основные условия ее организации.

Содержание

Введение________________________________________________2

Сущность, специфика и виды туризма в структуре
молодежного досуга____________________________________________4
Возможности использования анимационных
программ в молодежном туризме_________________________________13
Организация анимационных программ
в различных видах молодежного туризма__________________________24
1.4. Проект анимационной программы
на базе турбазы “Сосновый бор”_________________________________31
1.5. Программа тура «Сосновый бор»_______________________33
1.6. Калькуляция (расчет стоимости тура)___________________34
1.7. Анимационная программа_____________________________35

Заключение______________________________________________36
Список использованной литературы____________

Работа содержит 1 файл

курсовая анимация целая без тит-1.docx

— 74.28 Кб (Скачать)

       Надо  подчеркнуть, что характеристика  молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного  явления – как личностные, так  и общественные. Культура досуга –  это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у  него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно  и  с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

       Культура  досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в  свободное время. Речь идет только о  таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному  воспроизводству способности к  труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них  он должен непременно участвовать сам.

       Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые  центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и  т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

           Отличным качеством культурного  молодежного досуга является  эмоциональная окрашенность, возможность  привнести в каждую возможность  заниматься любимым делом, встречаться  с интересными людьми, посещать  значимые для него места, быть  участником важных событий.

       Высший  смысл истинного досуга состоит  в том, чтобы приблизить ценное любимое  и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь  досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени  разнообразными, содержательно насыщенными  выводами деятельности. Основные особенности  культурного досуга молодежи – высокий  уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых  технологий и форм, методов, эстетически  насыщенное пространство и высокий  художественный уровень досугового процесса.

           У каждого человека вырабатывается  индивидуальный стиль досуга  и отдыха, привязанность к тем  или иным занятиям, у каждого  свой принцип организации проведения  свободного времени – творческий  или нетворческий. Разумеется, каждый  отдыхает по-своему, исходя из  собственных возможностей и условий.  Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг,  чтобы быть полноценным. Эти  требования вытекают из той  социальной роли, которую призван  играть досуг.

       В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает  как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня  досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи  и общества в целом.

         Молодежный досуг подразумевает  свободный выбор личностью досуговых  занятий. Он является необходимой  и неотъемлемым элементом   образа жизни человека. Поэтому  досуг всегда рассматривается  как реализация, интересов личности  связанных с рекреацией, саморазвитием,  самореализацией, общением, оздоровлением  и т.п. В этом заключается  социальная роль досуга.

       Значение  данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего  развития человека. Надо, что бы и  сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. Таким  образом, активный, содержательный досуг  требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг  должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому  активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и  развлечений.  

             В настоящее время новые тенденции  в образе жизни молодежи оказывают  значительное влияние на выбор  форм проведения отдыха. Такие  факторы как демографические  особенности молодежи, их индивидуальный  и групповой интересы, отношение  к проведению досуга и свободного  времени, изменили характер молодежного  спроса и привели к созданию  нового вида отдыха молодых  людей – молодежного туризма.  

          Молодежный туризм – это один  из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть  созданы условия для возникновения  и раскрытия человеческих способностей  и потребностей для экспонирования новых возможностей и способов использования в общественной жизни.

                Отличительной особенностью молодежного  туризма является то, что молодежь  является самой непритязательной  социально-демографической  группой.  Ее в меньшей степени интересует  качество продуктов и уровень  обслуживания. Для молодежи необязательны  высококлассные условия в туристической  поездке, ее в большей степени  интересует определенный уровень  комфорта, умеренные цены и насыщенная  культурно-досуговая деятельность, отвечающая их возрастным потребностям.

              Как известно потребительский  выбор молодежи определяют наклонности  и привычки индивида, его вкусы,  предпочтения и мотивация. Все  эти характерные черты позволяют  ответить на вопросы: почему  большое количество молодых людей  ежегодно отправляются в путешествие.

              Говоря о конкретных мотивах  участия молодежи в туристической  деятельности, следует иметь в  виду, что ведущим ее началом  является стремление содержательно  и интересно провести свободное  время.

             Обратимся к известной теории  мотивации Маслоу, который считает,  что разнообразные потребности  людей имеют неодинаковую значимость  для человека и в совокупности  образуют строгую, иерархическую  структуру. Туристическое начало  присутствует в каждом из  слоев  этой пирамиды. Суть этой теории  заключается в том, что основание  пирамиды составляют самые настоятельные,  базовые потребности, требующего  первоочередного удовлетворения. Они  носят биогенный характер и  являются средством внутренней  биологической напряженности –  голода, жажды, дискомфорта. На  этой ступени находится и потребность  молодежи в отдыхе. Она становится  важной мотивацией туризма.

               Следующий уровень, по его мнению, образуют социальные потребности.  Маслоу называет их – потребности  в причастности. Это понятие включает  чувство принадлежности к чему-либо  или к кому-либо, социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Молодежи  свойственно стремление к общению и праздникам, взаимному познанию и пониманию, диалогу и обмену мнениями. Туризм способствует удовлетворению потребностей к причастности.

             В отдельную категорию выделены  потребности молодых людей в  уважении: в личных достижениях,  компетентности, самоутверждении, признании  со стороны окружающих. Их реализация  зависит от положения молодого  человека в обществе. Молодые люди действуют в соответствии с ценностными представлениями, интересами и поведением, свойственным стабильной социальной группе, к которой принадлежат. Современная молодежь в настоящее время стремится к более высокому общественному статусу, и туризм как фактор причастности к определенному слою – позволяет реализовать это желание в данном случае в отдыхе.

             Характер использования досуга  в туризме позволят утвердиться молодой личности, что иногда трудно сделать в учебном заведении, на производстве. Сфера туризма предоставляет молодому человеку большую свободу выбора.

            Обобщая вышеизложенное, приходим  к выводу, что  молодежный туризм,   являясь одной из форм молодежного  досуга, имеет большое значение  в жизни молодого человека, так  как он направлен на восстановление  физических и психических сил,  удовлетворяет потребности молодого  человека в общении, развлечениях, активном и подвижном отдыхе. 
 

            

              
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Возможности использования   анимационных  программ в молодежном  туризме

                  Понятие «анимация» имеет латинское  происхождение (anima-воздух, ветер, душа; animatus-одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, вовлечение в активность.

          Анимация-это своеобразная услуга, преследующая цель - повышение качества  обслуживания, и в то же время  - это своеобразная форма рекламы,  повторного привлечения гостей  и их знакомых, тоже преследующая  цель- продвижение туристического  продукта на рынке для повышения  доходности и прибыльности турбизнеса.

          Гостиничная анимация является  одним  из эффективных средств  привлечения гостей в отель.  Она влияет и на позитивную  оценку работы отеля в целом.  Это своеобразные дополнительные  услуги клиенту, цель которых  пробудить в них положительные  эмоции, почувствовать удовлетворение  от отдыха и желание приехать в этот отель еще раз.

          Туристская анимация- это туристская  услуга, при оказании которой  турист вовлекается в активное  действие. Основана на личных  контактах аниматора с туристами,  на совместном участи их в  развлечениях, предлагаемых анимационной  программой туркомплекса. Это разновидность  туристической деятельности, осуществляемой  в туркомплексе, отели, круизном  теплоходе, поезде, которая вовлекает  туристов в разнообразные мероприятия  через участие в специально  разработанных программах досуга.                             

         Туристская анимация - это наиважнейшая  часть совокупной деятельности  на туристском предприятии, важнейшая  часть турпродукта. Конечной целью  туристской анимации является  удовлетворенность туриста отдыхом  - его хорошее настроение, положительные  впечатления, восстановление моральных  и физических сил. В этом  заключаются важнейшие рекреационные  функции туристской анимации.

                 

                   Урбанизация создала различные негативные последствия: повышенную плотность городского населения, увеличенные жизненные нагрузки, усталость от множественных случайных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

                    Реакцией на эти негативные  последствия является желание  выехать из города на чистую  природу, прикоснуться к духовным  ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления,  устранить физическую и психологическую  усталость, познать новое, новых  людей, найти и проявить себя  в общении с ними, побыть в  кругу друзей в обстановке  отдыха и развлечений. И как  следствие этого – повышенный  спрос на такие туристские  услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного  туризма, хобби-туры, экологические  природоориентированные туры, экскурсионно-развлекательные  маршруты, спортивно-увеселительные  и лечебно-восстановительные услуги.

                  Таким образом, изменение уклада, стиля жизни современного молодого  человека, характера  ее трудовой  и учебной деятельности в связи  с индустриализацией и урбанизацией  привело к изменению ее потребностей  в отдыхе и соответственно  к изменению содержания туристского  продукта. Теперь помимо размещения  и питания он стал включать  и другие элементы, направленные  на удовлетворение потребностей  в развлечениях, веселом проведении  досуга, в эмоциональной разгрузке.  В обиходе туристской деятельности  и терминологии гостиничного  обслуживания возникло понятие  «туристская анимация» - вид деятельности, направленной на удовлетворение  анимационных потребностей туриста.

Информация о работе Сущность, специфика и виды туризма в структуре молодежного досуга