Развитие туризма в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Историческими предпосылками туризма в Казахстане являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию до н.э.

До обретения Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России, Средней Азии. В то же время историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не рекламировалась и оставалась невостребованной. Туризм в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости.

Содержание

1. Теоретические основы развития туристской деятельности.

1.1. Сущность и понятие туристской деятельности……………..……….7
1.2. Роль туристской деятельности в экономике Казахстана……..…….21
Зарубежный опыт развития туристской деятельности (на примере КНР) …

Работа содержит 1 файл

Теоретические основы развития туристской деятельности.doc

— 871.50 Кб (Скачать)

     Сегодня туристская индустрия охватила не только Европу, которая является традиционным туристским центром, но и страны Америки, Африки, Азии и Австралии.

     Туристская  индустрия - это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Туристская индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со всеми отраслями экономического комплекса.

     В более широком плане туристскую индустрию можно определить как  межотраслевой комплекс, включающий: а) пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; б) различные специализированные туристские предприятия и предприятия отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности, транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства и т. д.); в) широкую сферу услуг, которыми пользуется турист. Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма.

     К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.

     В основу классификации объектов МТБ  туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов.

     В целом туристская индустрия опирается  на базу природных ресурсов. Такая  база должна быть аттрактивной для  отдыхающих, предпочтительно обладающей нетронутой природой. Природные территории должны быть: а) соответствующих размеров для избежания перенаполнения туристами и б) защищены от различных рисков, таких, как загрязнение, отравление растениями, наличие опасных животных, насекомых. Развитие туризма должно проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения, засуха, оползни, землетрясения).

     Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все  сегменты индустрии туризма взаимосвязаны  и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие.

     Туризм  для мирового сообщества уже давно  является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10 % валового дохода. О высоких темпах роста доходности туризма свидетельствуют следующие данные: если в 1950 г. поступления от мирового туризма составляли 2,1 млрд долл. США, то в 1998 г. - уже 444,7 млрд долл. США. Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как:

  • увеличивает местный доход;
  • создает новые рабочие места;
  • развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг;
  • развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах;
  • активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры;
  • обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
  • увеличивает валютные поступления.

     Положительное влияние туризма на экономику  государства происходит лишь в том  случае, когда туризм в стране развивается  всесторонне, т. е. не превращает экономику  страны экономику услуг. Другими  словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.

     Интенсивный и стабильный рост международных  туристских прибытий, представленный свидетельствует о том, что с тех пор, как туризм начал развиваться, он стал доступен широким массам.

     Статистические  данные Агентства Республики Казахстан  по туризму и спорту, по состоянию  на 01.01.2007 убеждают в постоянном увеличении туристической активности (рисунок 1). 

     

     Рисунок 1 – Количество обслуженных туристов в Республике Казахстан за 2001-2006 годы

 

      Из графика, представленного на рисунке 1, видно, что среднегодовое увеличение туристической активности колеблется в пределах 28% в год. Так за период с 2001 года по 2006 год количество обслуженных туристов увеличилось с 154,5 тысяч человек почти в 2 раза и составило 310 тысяч человек.

     Благоприятные тенденции в отечественной экономике, а также государственная поддержка  отрасли, связанная с реализацией программы кластерного развития, позволяют предположить, что тенденция роста общего количества туристов сохранится.

     В соответствии с данными, представленными  на рисунке 2 можно сделать выводы относительно поступательной и устойчивой тенденции увеличения объема выполненных работ и оказанных туристских слуг в Республике Казахстан за период с 2002 по 2006 годы. 

     

     Рисунок 2 - Объем выполненных работ и  услуг в туристической индустрии  Республики Казахстан, тыс. тенге 

     Приведенные данные свидетельствуют о положительной  динамике объемов выполненных работ  и услуг в туристкой отрасли  республики. Так, по состоянию на 2002 год объем выполненных работ  составлял 946239 тысяч тенге, в 2003 году тот же показатель изменился в сторону увеличения и составил 1112520, в 2004 году наблюдался рост в пределах 1976543 тысяч тенге, в 2005 году – 3208760, а в 2006 году – 3861401 тыс. тенге.

     Таким образом, за период с 2002 по 2006 год среднегодовая  динамика изменения объема выполненных  работ и услуг в туристкой отрасли Казахстана составляет 25%.

     Экономическое влияние туризма на экономику  страны проявляется через показатели денежных потоков, направленных из страны и в страну, которые генерируются туристским экспортом и импортом. Большая часть доходов от экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Туристский импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма. Разница между доходом страны от экспорта туристских услуг и стоимостью импорта туристских услуг представляет туристский платежный баланс, который может быть отрицательным (дефицит) и положительным.

     Если  сопоставить показатели туристской индустрии за 2006-й и предыдущие годы, то налицо положительная динамика. Туристическая отрасль развивается, и цифры тому свидетельство: в 2005−м, по данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), доходы компаний туриндустрии составили 30,5 млрд. тенге, а в 2006−м – уже 44,72 млрд.тенге (увеличился на 44,3%), налоговые поступления – 6,5 и 7 млрд. тенге соответственно.

     Количество  действующих туристских фирм увеличилось  на 9%, сейчас их в Казахстане чуть менее  тысячи – 921. На 17,6% возросло количество гостиниц и других мест размещения туристов.

     По  данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), в 2006 году Казахстан посетили 5,2 млн. туристов, тогда как в 2005 году этот показатель составлял 4,3 млн. Причем наиболее распространенным видом въездного туризма является деловой туризм, на него приходится 82–84% от общего турпотока, остальные 16–18% – на экологический и спортивный. Хотя имеющийся у страны потенциал позволяет сделать ставку на развитие именно этих направлений.

     Таким образом, о поступательном и устойчивом развитии казахстанского туризма свидетельствуют  темпы роста объемов въездного  и внутреннего туризма.

    1. Зарубежный опыт развития туристской деятельности (на примере КНР)

           Китай - официальное название Китайская  Народная Республика сокращенно КНР  — государство в Восточной  Азии, крупнейшее по численности населения  государство мира (свыше 1,3 млрд., большинство  населения — этнические китайцы, самоназвание — хань); занимает четвертое место в мире по территории, уступая России, Канаде и США. Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 правящей является Коммунистическая партия Китая. Несмотря на формальное наличие восьми партий КНР фактически является однопартийным государством.  
    Власти КНР заявляют о том, что в стране ведётся строительство социалистической рыночной экономики, однако фактически развитие экономики идёт по рыночному пути, и за последние три десятилетия значительная часть экономики была приватизирована. В Конституции страны в качестве экономического курса закреплён «социализм с китайской спецификой».  
    КНР граничит с 14 государствами: Афганистаном, Бутаном, Мьянмой (Бирмой), Индией, Казахстаном, Киргизией, Лаосом, Монголией, Непалом, КНДР, Пакистаном, Россией, Таджикистаном и Вьетнамом.  
    Хотя Китай называет себя социалистическим государством, его экономика развивается по рыночному пути, а мотором экономического роста являются частные предприятия. В соответствии с Конституцией Китая, частная собственность является «неприкосновенной», а государственная — «священной».  
    Начиная с 1980 китайская экономика растёт в среднем на 15 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.  
    По официальным данным, в 2003 ВВП Китая вырос на 10 %, но, по мнению экспертов, в действительности прирост ВВП мог достигать 10-12 %. Рост объёма внешней торговли в 2005 году составил 23 %.  
    Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн. тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн. баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн. тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн. тонн. К 2025 году прогнозный объём потребления нефти в КНР составит 710 млн. тонн в год.  
    Нефтяные компании Китая, такие как Sinopec ищут возможность доступа к месторождениям нефти и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки и Латинской Америки.  
    Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.  
    Объем потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВт·ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.  
    В начале XXI века, несмотря на экономический рост, Китай столкнулся с рядом серьёзных экономических, экологических и социальных проблем: увеличился разрыв в доходах между богатыми и бедными; выросла разница в развитии села и города, западных и восточных, особенно прибрежных, районов; увеличилась безработица, в некоторых районах оказалась отравлена земля, почва и гидросфера. Учитывая эти проблемы, пленум ЦК КПК в октябре 2005 принял 11-й пятилетний план, «имеющий своей стратегической целью построение в Китае гармоничного общества».  
    5 марта 2006 на очередной сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета.  
    Правительство планирует замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против нынешних 10 %. Освободившиеся средства будут направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн., или почти 75 % населения). Чтобы не допустить повторения «цветных революций» в КНР, уже в 2006 году планируется потратить на развитие аграрного сектора около 340 млрд. юаней (около 42 млрд. долларов), что на 14 % больше, чем в 2005 году. В настоящее время КНР превращается в одну из мировых туристических держав.  
    Согласно последним статистическим данным, за 28 лет с 1978 г. по 2005 г. количество иностранных туристов и туристов из особых административных районов Сянган и Аомэнь, а также с Тайваня, посетивших континентальную часть Китая, в общей сложности достигло 1,24 млрд. человек, а инвалютная выручка от въездного туризма - 219,3 млрд. долл США.  
    В 1978 г, когда в Китае была принята политика реформ и открытости, годовой объем въездного туризма составлял 1, 81 млн. чел/раз, а в конце 2005 г. этот показатель превысил 120 млн чел/раз, общий объем въездного туризма за эти годы увеличился в 67 раз по сравнению с 1978 г. Если в 1978 г. выручка от международного туризма составила лишь 263 млн долл США, то в 2005 г. она достигла 29,3 млрд. долл США (рост в 112 раз). В настоящее время Китай превращается в одну из мировых туристических держав, выйдя соответственно на четвертое и шестое места в мире по числу въездных туристов, останавливавшихся на территории КНР не менее суток, и по инвалютным доходам от туризма.  
    По мнению заместителя начальника Государственного управления по делам туризма КНР Гу Чаосия, въездной туризм стал важным источником роста валютных поступлений Китая и способствует росту китайской экономики, отмечает "Синьхуа".  
    Согласно статистическим данным, опубликованным Государственным управлением по делам туризма Китая, в августе текущего года число посетивших Китай зарубежных туристов увеличилось на 10,06 процента по сравнению с тем же месяцем прошлого года.  
    В минувшем месяце Китай принял более 8,9 млн. зарубежных туристов. В первые восемь месяцев общее количество прибывших в страну зарубежных туристов достигло 64,22 млн. человек. Последний показатель на 10,03 процента выше по сравнению с тем же периодом прошедшего года. Среди посетивших Китай зарубежных туристов, число туристов из России возросло на 8,81 процента по сравнению с тем же месяцем истекшего года.  
    По предварительным подсчетам, в августе этого года валютные поступления Китая от туризма составили свыше 1,85 млрд. долл. США, увеличившись на 11,57 процента по сравнению с августовским показателем прошлого года.  
    К 2020 г. объемы международного туризма во всем мире достигнут 1,6 млрд чел/раз, а Китай станет одним из мировых лидером по объему въездного туризма. Такой прогноз сделал глава координационного отдела Всемирной туристической организации Эухенио Юнис на Международном форуме "Туризм и всемирная гармония", который открылся в среду в г. Нанкин /пров. Цзянсу, Восточный Китай/.  
    По словам Юниса, за последние годы все большее количество людей выбирает путешествия за границей. В 2007 г. количество "заграничных туристов" составило 900 млн человек, что на 6 процентов больше по сравнению с показателем 2006 г.Благодаря быстрому развитию экономики Азии, в связи с проведением Олимпиады-2008 в Пекине и ЭКСПО-2010 в Шанхае Китай обязательно станет одним из мировых лидеров в сфере въездного туризма, подчеркнул представитель Всемирной туристической организации.  
    Согласно данным Пекинского статистического управления, в январе-феврале 2008 года объем въездного туризма в китайской столице составил 492 тыс чел/раз, увеличившись на 12,8 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.  
     Рост объема въездного туризма, главным образом, обеспечен за счет увеличения количества зарубежных туристов: в первые 2 месяца года Пекин принял 424 тыс зарубежных туристов с приростом показателя на 17,9 процента.  
    Республика Корея вышла на первое место по количеству посетивших Пекин въездных туристов. Число туристов из России, Индии и Австралии увеличилось соответственно на 50,8, 36,7 и 30,4 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.  
    Перспективы развития туризма в Китае 
    По данным Всемирной туристической организации (UNWTO), в 2006 году путешествия за границу совершили почти 800 миллионов человек. В 1950 году, для сравнения, международных туристов было 20 миллионов. Ожидается, что к 2020 году это число вырастет до полутора миллиардов в год. За последние три десятилетия прибыль от международного туризма выросла в пять раз. Ежегодно туристы тратят на путешествия и связанные с ними расходы $682 млрд.  
    Новым лидером на туристическом рынке уверенно становится Китай: в 2006 году его посетили почти 50 миллионов туристов. Не позже 2008 года Китай станет одной из трех самых популярных стран среди зарубежных путешественников. С таким прогнозом выступил генеральный секретарь UNWTO Франческо Франжиалли.  
    В 2004 году Китай уже обогнал Италию, которая занимала четвертое место в списке самых привлекательных для туристов стран. На третьем месте сейчас США, впереди которых Франция и Испания. Об этом сообщает "Финмаркет".  
    Индустрия выездного туризма растет в Китае более высокими темпами, чем прогнозировалось ранее. По итогам первых пяти месяцев 2007 года около 16 млн. граждан КНР выезжали за границу, что превышает данные за аналогичный период прошлого года на 14%. При этом доля деловых поездок в общем объеме путешествий снижается. Все большую популярность приобретают у жителей Поднебесной туры по европейским странам и в Северную Америку.  
    За последний год 34 млн. китайцев выезжали за пределы страны, по этому показателю Китай занимает шестое место в мире. Такие данные были опубликованы на сайте Китайского национального туристического бюро, сообщает k2kapital. По мнению экспертов, к концу 2008 года эта цифра может вырасти до 37,4 млн. При этом в среднем на 10% в год растет количество денег, которые китайские туристы и бизнесмены тратят во время таких поездок.  
    Бум туристической индустрии в Китае привел к тому, что Всемирная туристическая организация (UNWTO) пересмотрела свои прежние прогнозы: Китай может занять четвертое место в мире по количеству выезжающих за рубеж граждан уже в 2010 году, а не в 2020, как предполагалось ранее.  
    Через десять лет Китай займет второе место по объему рынка туризма, потеснив Японию и Германию и вплотную подобравшись к США: по прогнозам специалистов, в этой сфере экономики Китая будет занято 75 миллионов человек. По сообщению Interfax, объем туристического рынка в Китае по состоянию на 2017 год прогнозируется на уровне 11 трлн. юаней ($1,52 трлн.). Численность рабочих мест в этом секторе экономики КНР, согласно прогнозу, превысит к 2017 году 75,7 млн.  
     В 2007 году Китай вышел на четвертое место в мире по объему рынка туризма после США, Японии и Германии. Согласно статистике, доходы индустрии туризма и путешествий в Китае выросли в 2007 году на 13,3% по сравнению с 2006 годом и достигли 3,37 трлн. Юаней ($464,38млрд).  
    Всемирная туристическая организация (ВТО) будет поддерживать турпоездки туристов различных стран мира в Китай и с оптимизмом смотрит на перспективы развития китайского туризма. Об этом заявил генеральный секретарь ВТО Франсиско Франгиалли в ответном послании начальнику Государственного управления по делам туризма КНР Хэ Гуанвэю. В своем послании Хэ Гуанвэй подтвердил, что посещение Китая безопасно для туристов из стран мира. Все туристические мероприятия в Китае протекают нормально. Он пригласил представителей ВТО приехать в Китай. Ф.Франгиалли, высоко оценив позитивные меры, принимаемые туроператорами Китая по борьбе с серьезным острым респираторным синдромом, предложил зарубежным странам узнавать через Интернет о сообщениях Госуправления по делам туризма КНР о состоянии SARS.  
     
    2. Анализ туристкой деятельности на примере туристского агентства                  «Интернешнл Трэвэл Плюс»

    2.1. Основная деятельность  туристского агентства                    «Интернешнл Трэвэл Плюс

Агентство «Интэрнэшнл  Трэвэл плюс» предоставляет своим клиентам полный спектр услуг по организации деловых путешествий, конференций, семинаров, обучающих и поощрительных поездок, а также корпоративному консультированию и анализу эффективности использования бюджета. Агентство, основанное в 2006 году, на сегодняшний день входит в пятерку крупнейших туристских агентств Казахстана по продажам авиабилетов, аккредитовано Международной Ассоциацией Авиаперевозчиков (IATA), имеет прямые договоры с большинством авиакомпаний на казахстанском рынке и зарубежными авиакомпаниями, предлагает широкий спектр услуг по организации деловых и туристических поездок. Бронирование авиабилетов в тур агентстве осуществляется с использованием Глобальных Дистрибутивных систем Амадеус и Габриэль. Являясь участником системы BSP, агентство предлагает клиентам электронные билеты в любом возможном направлении. 
Со дня основания, «Интэрнэшнл Трэвэл Плюс» концентрировало свои усилия на достижении лидирующей позиции в предоставлении услуг крупным компаниям, банкам, посольствам и некоммерческим организациям. Являясь «Пилотным агентством» по оформлению электронных авиабилетов в Казахстане, с 10 декабря 2007 года  успешно ведет продажу на рейсы авиакомпаний Эйр Астана, КЛМ, Люфтганза, BMI, Чешские авиалинии, Австрийские авиалинии, Турецкие авиалинии, Этихад Эйрвэйс, Аэрофлот, Трансаеро, Аэросвит, Эйр Балтик, Калининград Авиа, Российские авиалинии, Азейбарджанские авиалинии и Эйр Арабия, Скат, Южные Китайские авиалинии, Малазийские авиалинии, Международные Авиалинии Украины, Роза Ветров и т.д.                                                                                                          С мая 2008 года  -  «Интэрнэшнл Трэвэл плюс», одно из ведущих независимых туристских агентств в Казахстане объявило себя официальным партнером и эксклюзивным представителем третьей в мире по величине глобальной компании BCD Travel. Офисы BCD Travel осуществляет свою деятельность  более чем в 90 странах мира, на пяти континентах, штатом по всему миру более 12000сотрудников, совокупный объем продаж составляет 14 млрд.долларов). BCD Travel упрощает и оптимизирует процесс организации деловых поездок, помогая клиентам контролировать все аспекты передвижения сотрудников, получения информации и использования необходимых ресурсов. Компания фокусируется на интеграции и использовании технологических платформ во всех своих офисах для предоставления полного доступа клиентам к отчетам и аналитике. Клиенты получают преимущества, используя технологические решения BCD Travel, поскольку имеют возможность отслеживать каждую поездку, каждого пассажира и каждую статью расходов по поездкам.                               
Партнерские отношения с BCD Travel– это очень удачный шаг, так как знания особенностей местного туристического рынка и глобальные возможности компании BCD Travel приносят  огромную пользу всем агентствам компании. BCD Travel выполняет свою задачу - обеспечение уникальных решений организации поездок национальным, региональным и глобальным корпоративным клиентам в регионе. В качестве лидирующего поставщика туристских услуг, компания упрощает и рационализирует туристскую деятельность. Это приносит пользу организовать деятельность клиентов на любом уровне: от итоговых показателей (практических результатов) до деятельности в области туризма.

Информация о работе Развитие туризма в Республике Казахстан