Развитие туризма в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Историческими предпосылками туризма в Казахстане являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию до н.э.

До обретения Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России, Средней Азии. В то же время историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не рекламировалась и оставалась невостребованной. Туризм в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости.

Содержание

1. Теоретические основы развития туристской деятельности.

1.1. Сущность и понятие туристской деятельности……………..……….7
1.2. Роль туристской деятельности в экономике Казахстана……..…….21
Зарубежный опыт развития туристской деятельности (на примере КНР) …

Работа содержит 1 файл

Теоретические основы развития туристской деятельности.doc

— 871.50 Кб (Скачать)
  1. Теоретические основы развития туристской деятельности.
    1. Сущность и понятие туристской деятельности.
 

     Историческими предпосылками туризма в Казахстане являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию до н.э.

     До  обретения Казахстаном независимости  туризм, как и все другие отрасли  экономики, был жестко регламентирован  центром. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России, Средней Азии. В то же время историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не рекламировалась и оставалась невостребованной. Туризм в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости.

     Одной из причин неразвитости индустрии туризма в Казахстане является то, что на государственном уровне ею не занимались целенаправленно как отраслью экономики. Не уделялось внимание комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и негосударственным туристским структурам. Фактором, тормозящим развитие отрасли, является также непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления, несмотря на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет.

     С приобретением независимости в  Казахстане была заложена основа для  регулирования туристской деятельности и возрождения исторического  и культурного наследия народа.

     На  сегодня развитие туризма в Республике Казахстан обеспечивается Законом  Республики Казахстан "О туризме" от 3 июля 1992 года N 1508-ХII, Указами Президента Республики Казахстан "О реализации Ташкентской декларации глав тюрко-язычных государств, проекта ЮНЕСКО и Всемирной Туристской Организации по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" от 30 апреля 1997 года N 3476 и "О Государственной программе Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма" от 27 февраля 1998 года N 3859 [30, 39].

     Принятие  этих документов положительно сказалось  на развитии казахстанского рынка туризма.

     Одним из шагов к развитию международных  отношении в сфере туризма  стало вступление Казахстана в 1993 году в качестве действительного члена в Всемирную Туристскую Организацию, заключение международных соглашений о сотрудничестве в области туризма. Следует отметить, что ряд соглашений инициируется правительствами иностранных государств, находя Казахстан перспективным партнером, обладающим богатым туристским потенциалом.

     По  данным Агентства Республики Казахстан  по статистике в 1999 году в стране функционировало 425 туристских организаций, из них 6 предприятий  государственной, 405 - частной формы собственности и 14 иностранных туристских агентств. Казахстанскими предприятиями установлены договорные отношения с туристскими фирмами 80 стран, 4 алматинских и 13 областных турфирм осуществляют чартерные авиарейсы в 8 государств.

     Наиболее  развитой является сеть туристских фирм в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях, а также в городах Алматы и Астане. Туристскими организациями этих областей и городов обслуживается до 88 процентов туристов и экскурсантов ежегодно.

     В целом предприятиями всех форм собственности  в 1999 год было реализовано продукции, выполнено работ и оказано  услуг на сумму 2410,5 млн. тенге, в том  числе, государственными туристскими  предприятиями на сумму 57,3 млн. тенге, частными - 2298,5 млн. тенге, иностранными фирмами - 54,7 млн. тенге.

     Доля  налогов и сборов от туристской деятельности в общих поступлениях в бюджет республики составила в 1998 году 0,1%.

     В 1999 году форма статистического учета  не предусматривает сбор этих данных. В 1999 году наблюдается тенденция роста удельного веса туризма в ВВП страны по сравнению с 1998 годом, который составил 1,1%.

     Всего за 1999 год туристскими организациями  было обслужено 228,3 тыс. туристов, услугами туристских фирм Казахстана воспользовались 55,9 тыс. иностранных граждан, что на 20,9 тыс. или 60% больше по сравнению с 1998 годом. В 1999 году из общего объема обслуженных туристов отправка туристов за рубеж составила 45%, на внутренний туризм пришлось 30%, на прием иностранных туристов - 24%, экскурсионное обслуживание - 1 %.

     Наиболее  посещаемые туристами Казахстана страны: Россия, Китай, Германия, Республика Корея, Польша, Турция, ОАЭ. Республику Казахстан  чаще всего посещают граждане России, Китая, Германии, Республики Корея, Пакистана, Польши, Турции.

     Анализ  туристской деятельности показывает, что подавляющее большинство  турфирм занимается выездным туризмом, а это, в первую очередь, приводит к оттоку капитала из Казахстана. Только в 1999 году 57,1 миллионов долларов США  было вывезено за пределы республики. Поездки за границу граждан республики с целью приобретения товаров для последующей их реализации по прежнему носит массовый характер, а шоп-туризм стал выразителем состояния рынка туристских услуг Казахстана. Он вызвал в период экономического кризиса оживление спроса на туристские услуги, оказав существенное влияние на рост туристских фирм, чаше всего осуществлявших, из-за недостатка соответствующего опыта и квалифицированных кадров, только посреднические услуги между туристами и "чартеродержателями". "Челночный" бизнес на одну четверть наполняет товарами потребительский рынок Казахстана и в целом с системой сбыта и реализации обеспечивает занятостью около 150 тысяч человек. Ежегодно объем "челночной" торговли во внешнеторговом обороте Казахстана составляет примерно 2 млрд. долларов США.

     В то же время шоп-туризм оказывает  негативное влияние, прежде всего, на бюджет страны. Подъем шоп-туризма как одного из секторов туристского бизнеса  не оказал существенного влияния  на повышение уровня туристского обслуживания.

     Весь  цивилизованный мир старается привлечь основные туристские потоки, поскольку  туризм является одним из немаловажных источников пополнения доходной части  бюджета государства. Поэтому Казахстану необходимо увеличить поток иностранных  туристов. В этих целях требуется переориентация деятельности турорганизаций на развитие въездного туризма, что, в первую очередь, зависит от состояния транспорта, средств размещения, кадрового обеспечения.

     Туристический бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Значение туризма в мире постоянно увеличивается, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

     Развитие  туристической индустрии в Республике Казахстан является следствием повышения  уровня благосостояния населения. Доступность  туристических услуг, их качество и  разнообразие являются преимущественным фактором в выборе формы отдыха.

     Привлекательность туристического бизнеса для предпринимателей обусловлена следующими причинами:

     - небольшие стартовые инвестиции;

     - растущий спрос на туристические  услуги;

     - высокий уровень рентабельности;

     - минимальный срок окупаемости  затрат.

     В настоящее время в Казахстане развита сеть туристских компаний, услугами которых мы пользуемся, желая  провести свой отдых комфортно и  безопасно.

     Правовые, экономические, социальные, организационные  основы туристской деятельности как  одной из отраслей экономики РК определены Законом РК от 13.06.2001 г. № 211-2 «О туристической деятельности в Республике Казахстан» с изменениями от 04.12.2003 г.

     В соответствии с указанным Законом  туристская деятельность подразделяется на турагентскую и туроператорскую.

     Туроператорская деятельность - это деятельность юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию, продвижению и реализации своих туристских продуктов туристским агентам и туристам.

     Турагентская деятельность - это деятельность физических или юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором.

     Отличие между ними состоит лишь в том, что туроператоры, кроме деятельности по продвижению и реализации туристического продукта, еще и формируют этот продукт.

     Формирование  туристического продукта - это поиск  зарубежных партнеров, выбор гостиниц, подбор экскурсий, переговоры с авиакомпаниями, работа на выставках, точный расчет количества бронируемых мест в гостиницах и на авиарейсах, выпуск каталогов, работа по поиску и подбору агентств.

     Другими словами, туроператор <собирает> из различных услуг - оформление виз, перелет, трансферт, гостиница, страховка, экскурсии  и т.п. - некий продукт - турпродукт, продвигает его на рынок и реализует непосредственно клиентам или турагентам. А турагент - это фирма-посредник между туроператором и клиентом.

     Турпродукт  представляет собой совокупность услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемых  в период его туристского путешествия и в связи с этим путешествием (размещение, перевозка, питание, экскурсии, услуги инструкторов туризма, гидов, гидов-переводчиков) и др. услуги, оказываемые в зависимости от целей поездки.

     Обращаясь в туристскую фирму, клиент в первую очередь желает знать, какие услуги он приобретает, и как ими воспользоваться, а также гарантии и обязательства фирмы и свои права.

     В связи с этим необходимо соответствие ведения туристической деятельности действующему законодательству.

     В целях защиты прав и интересов туристов в РК лицензируются туроператорская, турагентская, экскурсионная деятельность, услуги инструктора туризма.

     Необходимым условием для получения лицензии туроператорам и турагентам является заключение договора обязательного  страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента.

     Договор обязательного страхования ответственности  туроператора и турагента заключается  сроком на 12 месяцев со дня вступления его в силу. Территорией действия договора обязательного страхования ответственности туроператора и турагента является территория прохождения туристских маршрутов (туров).

     Туроператорская и турагентская деятельность подлежит обязательной сертификации. Ответственность  за неоформление сертификатов соответствия наступает по истечении 7 месяцев с момента выдачи лицензии.

     Особенности бухгалтерского учета в туристической  фирме исходят из организационных  форм туризма - международного и внутреннего  и структуры туристических услуг.

     Международный туризм подразделяется на:

  • въездной туризм - путешествия в пределах РК лиц, не проживающих постоянно на ее территории;
  • выездной туризм - путешествие граждан РК и лиц, постоянно проживающих в РК, в другую страну.

     Внутренний  туризм - путешествие в пределах РК граждан РК и лиц, постоянно проживающих на ее территории.

     Оказание  туристских услуг, связанных с организацией въездного туризма на территорию РК, является экспортом туристских услуг.

     Оказание  туристских услуг, связанных с выездом  в другую страну, является импортом туристских услуг.

     В структуре туристических услуг  различают основные:

  • услуги по организации перевозки;
  • размещение;
  • питание туристов;
  • и дополнительные, к которым относятся услуги по организации экскурсий, услуги гидов, гидов-переводчиков, услуги перевозки туриста от места его пребывания в страну (место его временного пребывания) до места размещения и обратно (трансферт), а также любой другой перевозке в пределах страны (места временного пребывания), предусмотренной условиями путешествия и др.

Информация о работе Развитие туризма в Республике Казахстан