Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:19, курсовая работа
Историческими предпосылками туризма в Казахстане являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию до н.э.
До обретения Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России, Средней Азии. В то же время историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не рекламировалась и оставалась невостребованной. Туризм в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости.
1. Теоретические основы развития туристской деятельности.
1.1. Сущность и понятие туристской деятельности……………..……….7
1.2. Роль туристской деятельности в экономике Казахстана……..…….21
Зарубежный опыт развития туристской деятельности (на примере КНР) …
Важным элементом бухгалтерского учета является документальное оформление взаимоотношений туристической фирмы с поставщиками услуг и клиентами.
При взаимоотношениях с клиентами такими документами являются:
При заполнении листа бронирования, или как он еще называется - заявки на тур, клиент в подтверждение своих намерений оплачивает часть стоимости тура. В зависимости от того, будет ли в документе эта сумма названа авансом или задатком, заявка может иметь разный правовой статус.
Так, если предварительная оплата признается авансом, то оформленная заявка (или лист бронирования) признается в качестве предварительного договора, по которому стороны в дальнейшем обязуются заключить основной договор на условиях, предусмотренных предварительным. Поэтому после оформления заявки должно последовать оформление основного договора, а предварительный может быть лишен юридической силы или по договоренности между сторонами включен в основной в качестве неотъемлемой части с последующей выдачей путевки.
Варианты
с оформлением заявки-листа
Договор на туристское обслуживание заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Республики Казахстан.
К существенным условиям договора относятся:
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора туроператором или турагентом турист вправе расторгнуть договор на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. При этом туристическая фирма несет убытки от невозмещения затрат по произведенным расходам и оплате неустойки. Правомерность таких расходов должна быть определена наличием в договоре определенных условий.
Турист вправе отказаться от исполнения договора до начала путешествия при условии оплаты туроператору или турагенту фактически понесенных им расходов за услуги, оказанные до уведомления об отказе от исполнения договора.
Исходя
из этого, у туристической фирмы
возникают ситуации компенсации
понесенных расходов, доход от которых
в бухгалтерском учете
Неотъемлемым приложением к договору фирмы с клиентом при продаже тура является туристическая путевка.
Туристическая путевка - это документ, подтверждающий факт передачи турпродукта.
Туристическая путевка является письменным акцептом оферты туроператора и турагента на продажу турпродукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.
Для
туристической фирмы
Типичными затратами, составляющими себестоимость готовой продукции - туристической путевки - для туристических фирм являются расходы по оплате стоимости проезда, мест проживания, питания, проведения экскурсий и т.п.
При
этом расходы по выездному туризму
связаны с оплатой услуг, предоставляемых
иностранными туристическими фирмами
или непосредственно
Принципиальным вопросом сделки с иностранной турфирмой являются условия расчетов за туристов. При их обсуждении необходимо согласовать следующие детали: форму или способ платежей, сроки платежей, основание платежей. Фирма может также поставить вопрос о санкциях за просрочку платежей.
Для
расчетов с иностранными турфирмами
чаще всего используются банковские
переводы. Для выполнения переводов
за границу туроператору необходимо
иметь валютный счет в банке, имеющем
корреспондентские связи с
Доход от реализации у туроператоров определяется на основании стоимости реализации туристических путевок по ценам, указанным в договоре на оказание туристических услуг.
Самый простой метод определения цены реализации - их установление путем добавления к себестоимости туристических путевок определенных наценок, характеризующих затраты, налоги и нормы прибыли на пути движения турпродукта от производителя к потребителю.
Ценообразование включает не только установление цены, но и способ оплаты, виды скидок, политику изменения цен, определение цен на дополнительные услуги.
В связи с тем, что в туризме сезонные колебания спроса очень существенны, цены также меняют с учетом времени - в зависимости от сезона.
Доходом турагента является сумма комиссионного вознаграждения, полученного от реализации турпродукта, сформированного туроператором.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 212 Налогового кодекса оборот, совершаемый за пределами РК, не является облагаемым оборотом по НДС. Место реализации услуг по организации деятельности в сфере туризма определяется пп. 4 п. 2 ст. 215 Налогового кодекса, в соответствии с которым место реализации по услугам в сфере туризма определяется там, где находится место предпринимательской или любой другой деятельности покупателя этой услуги, т. е. туриста.
Таким образом, не подлежат обложению НДС услуги туроператоров и турагентов по въездному туризму туристам, являющимся гражданами иностранного государства или постоянно проживающим за пределами РК. Оказание таких услуг рассматривается как услуги, реализованные за пределами РК.
Услуги туроператоров и турагентов по выездному туризму туристам, являющимся гражданами РК и лицам, постоянно проживающим на ее территории, рассматриваются как услуги, реализованные на территории РК, и подлежат обложению НДС.
Эффективность производства туристических услуг оценивается прибылью, получаемой компанией. При этом прибыль должна обеспечить тот уровень рентабельности турпродукта, при котором турфирма сможет выжить в существующих условиях конкуренции на рынке турпродуктов.
Оценка
прибыли как финансового
выручка
от реализации путевок минус себестоимость
реализованных услуг минус
Формирование туристской инфраструктуры в стране
Транспорт. Сегодня
международные авиалинии
Автомобильный транспорт используется для организации шоп-туризма в приграничные государства и в экскурсионных маршрутах. Однако, его развитие целиком зависит от состояния дорог и наличия надлежащего технического обслуживания туристских транспортных средств. Автобусный парк республики находится в запущенном состоянии, к тому же практически не имеет современных комфортабельных автобусов, что не позволяет поддерживать высокий уровень обслуживания туристов.
Основной железнодорожный перевозчик Республиканское государственное предприятие "Казахстан темiр жолы" совершает пассажироперевозки по 14 маршрутам. По железным дорогам Казахстана транзитом курсируют пассажирские поезда Кыргызстана, Узбекистана, России, Таджикистана и Туркменистана.
Средства
размещения. Одним из самых серьезных
ограничительных факторов в зарождении
туристского бизнеса в
Кадровое обеспечение. Одной из ключевых проблем развития туризма является подготовка туристских кадров. В настоящее время в Казахстане с учетом государственных, частных и российских филиалов, насчитывается 28 вузов, ведущих подготовку менеджеров туризма. Хотя начало такой подготовки в Казахстане было заложено в 1992 году, кадровое обеспечение туристской отрасли до сих пор остается неудовлетворительным. В большинстве вузов основной причиной этого является недостаточный уровень знаний преподавательского состава о туристском потенциале Казахстана и опыта работы в туристской отрасли. Как следствие, подготовка специалистов ведется без достаточного учета содержания отечественных туристско-рекреационных ресурсов, технологий их использования для приема туристов и методики адресного рекламирования туристских услуг среди потенциальных клиентов. Поэтому значительная часть выпускников вузов не в состоянии в полной мере выполнять туроператорские функции.
В современной отечественной и зарубежной литературе выработано много подходов к определению понятия «туристской деятельности». Эти подходы базируются на различных признаках и могут быть объединены в несколько групп:
Последнее определение понятия «туризм», на наш взгляд, является наиболее полным, так как учитывает все признаки, которые отличают туризм от путешествия и иных видов перемещений. Наиболее важный признак, определяющий туристские перемещения, - это свободное время человека. Под свободным временем в туризме следует понимать время отпуска, каникул, выходных и праздничных дней, время после выхода на пенсию. Второй важнейший признак туризма - это цель перемещения. В определении четко указаны эти цели: оздоровительные, познавательные, профессиональные, спортивные, религиозные, деловые и образовательные. Третий признак устанавливает временные рамки туристского перемещения - не менее 24 часов и не более 6 месяцев, что чрезвычайно важно для туристской статистики и экономики туристской индустрии. Четвертый признак, характеризующий туристские перемещения, предусматривает невозможность занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Это означает, что турист помимо свободного времени должен обладать и свободными денежными средствами, которые он готов потратить на определенные цели, связанные с отдыхом и восстановлением организма.
В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их сегодня можно встретить повсюду – в Париже, Лондоне, Риме, Нью-Йорке, Москве и других городах мира.