Развитие туризма в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Историческими предпосылками туризма в Казахстане являются становление и развитие Великого Шелкового пути, начало формирования которого относится к третьему тысячелетию до н.э.

До обретения Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России, Средней Азии. В то же время историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не рекламировалась и оставалась невостребованной. Туризм в Казахстане в советский период представлял собой один из элементов системы культурно-просветительной работы, выполнявшей идеологическую функцию и, несмотря на ее доминирующую роль, финансировался по остаточному принципу и не имел существенной экономической значимости.

Содержание

1. Теоретические основы развития туристской деятельности.

1.1. Сущность и понятие туристской деятельности……………..……….7
1.2. Роль туристской деятельности в экономике Казахстана……..…….21
Зарубежный опыт развития туристской деятельности (на примере КНР) …

Работа содержит 1 файл

Теоретические основы развития туристской деятельности.doc

— 871.50 Кб (Скачать)

     Важным  элементом бухгалтерского учета является документальное оформление взаимоотношений туристической фирмы с поставщиками услуг и клиентами.

     При взаимоотношениях с клиентами такими документами являются:

  1. Документы для заказа (заказ, лист бронирования, подтверждение бронирования).
  2. Документы для клиента (договор, путевка, ваучер, памятка, страховой полис, билет на транспорт).
  3. Документы, утверждающие личность туриста (паспорт, доверенность на детей и т.п.)

     При заполнении листа бронирования, или  как он еще называется - заявки на тур, клиент в подтверждение своих намерений оплачивает часть стоимости тура. В зависимости от того, будет ли в документе эта сумма названа авансом или задатком, заявка может иметь разный правовой статус.

     Так, если предварительная оплата признается авансом, то оформленная заявка (или лист бронирования) признается в качестве предварительного договора, по которому стороны в дальнейшем обязуются заключить основной договор на условиях, предусмотренных предварительным. Поэтому после оформления заявки должно последовать оформление основного договора, а предварительный может быть лишен юридической силы или по договоренности между сторонами включен в основной в качестве неотъемлемой части с последующей выдачей путевки.

     Варианты  с оформлением заявки-листа бронирования целесообразны, в первую очередь, для туристических агентств, которые реализуют туры туроператоров и не располагают полной информацией о возможностях последних сразу же предоставить клиенту требуемую услугу, а также при разработке индивидуальных туров. Если услугу оказывает непосредственно туроператор, то составление предварительного договора в виде заявки нецелесообразно. Гораздо проще оформить один основной договор.

     Договор на туристское обслуживание заключается  в письменной форме и должен соответствовать  законодательству Республики Казахстан.

     К существенным условиям договора относятся:

  1. Информация о туроператоре или турагенте, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его наименование, местонахождение и банковские реквизиты.
  2. Сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристского продукта.
  3. Достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе и маршруте путешествия в стране (месте) пребывания с указанием всех пунктов пребывания, об условиях безопасности туристов, о наличии сертификата на туристские услуги.
  4. Дата и время начала и окончания путешествия.
  5. Порядок встречи, проводов и сопровождения туристов.
  6. Цена туристского продукта и порядок его оплаты.
  7. Права, обязанности и ответственность сторон.
  8. Условия изменения и расторжения договора.
  9. Сведения и условия доставки багажа туриста в пункт назначения и правовые последствия ненадлежащего исполнения данного пункта договора.
  10. Иные условия договора, определяемые по соглашению сторон.

     В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора туроператором или турагентом турист вправе расторгнуть договор на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. При этом туристическая фирма несет убытки от невозмещения затрат по произведенным расходам и оплате неустойки. Правомерность таких расходов должна быть определена наличием в договоре определенных условий.

     Турист  вправе отказаться от исполнения договора до начала путешествия при условии  оплаты туроператору или турагенту фактически понесенных им расходов за услуги, оказанные до уведомления об отказе от исполнения договора.

     Исходя  из этого, у туристической фирмы  возникают ситуации компенсации  понесенных расходов, доход от которых  в бухгалтерском учете необходимо отражать обособленно от дохода по реализации услуг.

     Неотъемлемым  приложением к договору фирмы  с клиентом при продаже тура является туристическая путевка.

     Туристическая путевка - это документ, подтверждающий факт передачи турпродукта.

     Туристическая путевка является письменным акцептом оферты туроператора и турагента на продажу турпродукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.

     Для туристической фирмы туристическая  путевка является готовой продукцией, себестоимость которой складывается из расходов, понесенных на оплату услуг, включенных в туристическую путевку.

     Типичными затратами, составляющими себестоимость  готовой продукции - туристической  путевки - для туристических фирм являются расходы по оплате стоимости  проезда, мест проживания, питания, проведения экскурсий и т.п.

     При этом расходы по выездному туризму  связаны с оплатой услуг, предоставляемых  иностранными туристическими фирмами  или непосредственно компаниями, оказывающими такие услуги.

     Принципиальным  вопросом сделки с иностранной турфирмой являются условия расчетов за туристов. При их обсуждении необходимо согласовать следующие детали: форму или способ платежей, сроки платежей, основание платежей. Фирма может также поставить вопрос о санкциях за просрочку платежей.

     Для расчетов с иностранными турфирмами чаще всего используются банковские переводы. Для выполнения переводов  за границу туроператору необходимо иметь валютный счет в банке, имеющем  корреспондентские связи с зарубежными  банками.

     Доход от реализации у туроператоров определяется на основании стоимости реализации туристических путевок по ценам, указанным в договоре на оказание туристических услуг.

     Самый простой метод определения цены реализации - их установление путем  добавления к себестоимости туристических путевок определенных наценок, характеризующих затраты, налоги и нормы прибыли на пути движения турпродукта от производителя к потребителю.

     Ценообразование включает не только установление цены, но и способ оплаты, виды скидок, политику изменения цен, определение цен на дополнительные услуги.

     В связи с тем, что в туризме  сезонные колебания спроса очень  существенны, цены также меняют с  учетом времени - в зависимости от сезона.

     Доходом турагента является сумма комиссионного  вознаграждения, полученного от реализации турпродукта, сформированного туроператором.

     При этом следует иметь в виду, что  в соответствии с п. 1 ст. 212 Налогового кодекса оборот, совершаемый за пределами  РК, не является облагаемым оборотом по НДС. Место реализации услуг по организации  деятельности в сфере туризма определяется пп. 4 п. 2 ст. 215 Налогового кодекса, в соответствии с которым место реализации по услугам в сфере туризма определяется там, где находится место предпринимательской или любой другой деятельности покупателя этой услуги, т. е. туриста.

     Таким образом, не подлежат обложению НДС  услуги туроператоров и турагентов по въездному туризму туристам, являющимся гражданами иностранного государства  или постоянно проживающим за пределами РК. Оказание таких услуг  рассматривается как услуги, реализованные за пределами РК.

     Услуги  туроператоров и турагентов по выездному  туризму туристам, являющимся гражданами РК и лицам, постоянно проживающим  на ее территории, рассматриваются  как услуги, реализованные на территории РК, и подлежат обложению НДС.

     Эффективность производства туристических услуг  оценивается прибылью, получаемой компанией. При этом прибыль должна обеспечить тот уровень рентабельности турпродукта, при котором турфирма сможет выжить в существующих условиях конкуренции  на рынке турпродуктов.

     Оценка  прибыли как финансового результата деятельности может быть произведена  по типичной схеме отчета о доходах  и расходах:

     выручка от реализации путевок минус себестоимость  реализованных услуг минус расходы  периода (заработная плата персонала, налоги на фонд оплаты труда, реклама, оплата консультаций специалистов, канцпринадлежности, услуги телекоммуникаций, почтовые расходы и т.п.).

Формирование  туристской инфраструктуры в стране

Транспорт. Сегодня  международные авиалинии Казахстана позволяют осуществить полеты в Германию, Индию, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Италию, Республику Корея, Венгрию, Израиль, Китай, Таиланд. Авиаперевозки осуществляются национальным перевозчиком "Эйр-Казахстан" и другими авиакомпаниями, работающими на внутреннем и международном рынках. Большинство туристов предпочитает в плане сервиса и надежности услуги иностранных перевозчиков, что влечет за собой снижение пассажиропотока на авиарейсах, совершаемых отечественными перевозчиками. К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость туристского продукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке.

     Автомобильный транспорт используется для организации  шоп-туризма в приграничные государства  и в экскурсионных маршрутах. Однако, его развитие целиком зависит от состояния дорог и наличия надлежащего технического обслуживания туристских транспортных средств. Автобусный парк республики находится в запущенном состоянии, к тому же практически не имеет современных комфортабельных автобусов, что не позволяет поддерживать высокий уровень обслуживания туристов.

     Основной  железнодорожный перевозчик Республиканское  государственное предприятие "Казахстан  темiр жолы" совершает пассажироперевозки по 14 маршрутам. По железным дорогам Казахстана транзитом курсируют пассажирские поезда Кыргызстана, Узбекистана, России, Таджикистана и Туркменистана.

     Средства  размещения. Одним из самых серьезных  ограничительных факторов в зарождении туристского бизнеса в республике являлись низкие возможности материальной базы индустрии туризма. Главной причиной предоставления некачественного туристского продукта в областных центрах зарубежным посетителям было и остается отсутствие гостиниц соответствующего класса, а имеющаяся гостиничная база изношена на 80 процентов, часть гостиниц находится в упадочном состоянии и на грани банкротства, так как были построены в 60-х годах.

     Кадровое  обеспечение. Одной из ключевых проблем  развития туризма является подготовка туристских кадров. В настоящее время  в Казахстане с учетом государственных, частных и российских филиалов, насчитывается 28 вузов, ведущих подготовку менеджеров туризма. Хотя начало такой подготовки в Казахстане было заложено в 1992 году, кадровое обеспечение туристской отрасли до сих пор остается неудовлетворительным. В большинстве вузов основной причиной этого является недостаточный уровень знаний преподавательского состава о туристском потенциале Казахстана и опыта работы в туристской отрасли. Как следствие, подготовка специалистов ведется без достаточного учета содержания отечественных туристско-рекреационных ресурсов, технологий их использования для приема туристов и методики адресного рекламирования туристских услуг среди потенциальных клиентов. Поэтому значительная часть выпускников вузов не в состоянии в полной мере выполнять туроператорские функции.

В современной  отечественной и зарубежной литературе выработано много подходов к определению понятия «туристской деятельности». Эти подходы базируются на различных признаках и могут быть объединены в несколько групп:

  • туризм как временные перемещения людей, их нахождение вне постоянной среды обитания и временное пребывание на объекте, вызывающем туристский интерес;
  • туризм как сложная социально-экономическая система, основу которой составляет многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией;
  • туризм как сегмент рыночной экономики, на котором взаимодействуют различные предприятия хозяйственного комплекса с целью предложения продукта, удовлетворяющего туристский интерес;
  • туризм как временные выезды граждан и лиц без гражданства в свободное время с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных, религиозных, деловых, образовательных и иных целях на срок не менее 24 часов и не более 6 месяцев и без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Последнее определение  понятия «туризм», на наш взгляд, является наиболее полным, так как  учитывает все признаки, которые  отличают туризм от путешествия и  иных видов перемещений. Наиболее важный признак, определяющий туристские перемещения, - это свободное время человека. Под свободным временем в туризме следует понимать время отпуска, каникул, выходных и праздничных дней, время после выхода на пенсию. Второй важнейший признак туризма - это цель перемещения. В определении четко указаны эти цели: оздоровительные, познавательные, профессиональные, спортивные, религиозные, деловые и образовательные. Третий признак устанавливает временные рамки туристского перемещения - не менее 24 часов и не более 6 месяцев, что чрезвычайно важно для туристской статистики и экономики туристской индустрии. Четвертый признак, характеризующий туристские перемещения, предусматривает невозможность занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Это означает, что турист помимо свободного времени должен обладать и свободными денежными средствами, которые он готов потратить на определенные цели, связанные с отдыхом и восстановлением организма.

    1. Роль туристской деятельности в экономике Казахстана

     В наши дни невозможно представить  себе крупный город без иностранных  туристов. Их сегодня можно встретить  повсюду – в Париже, Лондоне, Риме, Нью-Йорке, Москве и других городах  мира.

Информация о работе Развитие туризма в Республике Казахстан