Разработка экскурсионного продукта "Готическая архитектура в Кенигсберге"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:34, дипломная работа

Описание работы

Целю моей работы, является написание экскурсионного продукта «Готика в Калининграде» и разработка его маркетинга на региональном рынке

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….2
Глава1. Сущность экскурсионного процесса….…………………………………………………4
1.1.Понятие экскурсии…………………………………………………………………..4
1.2.Рольэкскурсиив туристском обслуживании………………………………………...16
Глава 2. Разработка экскурсионного продукта «Готическая архитектура в Кенигсберге»…22
2.1.Тематика, цели, задачи экскурсии…………………………………………………..22
2.2.Обьекты экскурсии и их характеристика…………………………………………...22
2.3.Маршрут экскурсии…………………………………………………………………..29
2.4.Контрольный текст экскурсии.....................................................................................30
2.5.Методическая разработка экскурсии..........................................................................42
2.6.Индивидуальный текст экскурсии..............................................................................47
Глава 3.Маркетинг экскурсионного продукта.............................................................................89
3.1.Маркетинговые особенности экскурсионного продукта..........................................89
3.2.Маркетинговый анализ регионального рынка услуг................................................91
3.3.Формы маркетинга экскурсионного продукта.........................................................102
3.4.Целевые группы и формы маркетинга разрабатываемого продукта «Готика в Калининграде»..................................................................................................................104
Заключение....................................................................................................................................113
Список литературы.......................................................................................................................115
Приложение 1 «Портфель экскурсовода»..................................................................................117
Приложение 2 «Пособие по структурным особенностям готической архитектуры»...........126
Приложение 3 «Карточки экскурсионных объектов»..............................................................130

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 8.95 Мб (Скачать)

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность. В рассказе экскурсовода, в анализе объектов находит свое выражение не только эрудиция экскурсовода, но и тенденциозность как объективное проявление его активной жизненной позиции. Идейный экскурсовод – это специалист, который в своей деятельности и во всех своих поступках руководствуется четкими принципами.

5.Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.

Определенные трудности появляются при попытке увязать излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое и настоящее в экскурсии независимо от освещаемой темы, так или иначе, увязываются между собой.

Материал, характеризующий современность в экскурсиях, находит отражение в трех аспектах: первый аспект – вся тема экскурсии целиком посвящена событиям современности («Калуга строится», «Генеральный план реконструкции города в действии»); второй аспект – современности посвящена часть экскурсии, одна или несколько подтем. Эта форма характерна для обзорной экскурсии по городу, району («Мурманск – столица Заполярья»), («Край наш Раменский»). В экскурсии показывается прошлое (история), настоящее (современность) и будущее города, района (перспектива). Показу современности отведена часть экскурсии. И, наконец, третий аспект – экскурсия полностью посвящена показу исторических событий, памятников истории. Связь с сегодняшним днем находит выражение в том, что события прошлого (порой многовековой давности) оцениваются с позиции современности, на основе достижений науки. Комментарии и выводы учитывают доминирующие точки зрения сегодняшнего дня.

Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.

Убедительность экскурсионного материала обеспечивается также отбором наиболее важных фактов, раскрывающих тему, использованием убедительных сравнений, умелым подбором доказательств, ссылками на авторитетные источники, воспоминания участников и очевидцев событий, демонстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.

Для каждой экскурсии характерен доверительный тон сообщения знаний. Предположения, версии, варианты не должны подменять главного – раскрытия темы на основе научных данных. Полемические тенденции наносят вред восприятию экскурсионного материала. Историк искусств А. В. Бакушинский, разрабатывая методику музейных экскурсий, высказывается против внесения в экскурсии критико-полемических тенденций. Такой прием очень редко достигает цели, распыляя силы и внимание экскурсантов. Главное требование к экскурсии – истинность, достоверность фактов, сообщаемых экскурсантам. Именно это приковывает внимание к теме, служит основой для ее восприятия.

6.Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях исторической науки, медицины, биологии, об открытиях археологов, изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни.

Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.

7.Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.

Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами – все это делает экскурсию популярным занятием для людей.

Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5-6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.

8.Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия – это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:

а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком;

б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941-1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;

в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;

г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;

д) прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

9.Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии – сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия – это функция расширения культурно-технического кругозора, для подростков, выбирающих профессию, – функция формирования интересов, для иностранных туристов – функция информации и т. д.

 

 

1.2.Роль экскурсии в туристском обслуживании

Сейчас организации экскурсии и развитию экскурсионного обслуживания особое внимание уделяется со стороны государства. Это обусловлено тем, что образовательные учреждения занимаются организацией экскурсий для своих учеников, а туристские предприятия включают их в разрабатываемые турпакеты.

Экскурсионная программа должна разрабатываться в соответствии с видом туризма и целевой группой потребителей, для  максимального достижения   цели экскурсии. Туризм бывает активным и пассивным.

              К активным видам туризма относятся:

-охота

-конный,

-велосипедный,

-некоторые виды водного туризма (плавание на лодках, байдарках и т.д.),

-лыжный

-горный зимний туризм(горные лыжи, сноуборд)

-пешеходный,

-приключенческий(рыбалка, сафари, спелео-туризм)

-спортивный.

Для данных видов туризма характерно то, что туристы проводят время  путешествия активно, при постоянных физических нагрузках.

Конный туризм – это форма активного отдыха. Осуществляется в виде конных маршрутов, проходящих по заповедникам или национальным паркам.Это путешествие на лошадях верхом или в экипажах. Один из видов спортивного туризма, который заключается в прохождении на лошади маршрутов, содержащих специфические для конного туризма препятствий (перевалы, леса, реки). В конном туризме выделяются три категории сложности походов. Первая категория - самая простая, третья - самая сложная. Категория сложности похода определяется по "Методике категорирования верховых походов"[2]. По этой же методике категорируется верховой маршрут с вьючными лошадьми. Категория сложности верховых маршрутов, в которых присутствует упряжные (телега, сани, фаэтон и т.п.) считается по методике автомотопоходов. Сложность разработки и реализации конного туризма заключается в необходимости. Такая экскурсия требует от экскурсовода специальных навыков: умение обеспечить особый уход за лошадьми, организовать стоянки и особые меры безопасности, умение управлять лошадью, иметь опыт общения с животными и знать прекрасно все особенности данного вида «транспорта».

Роль экскурсии в данном виде туризма очевидна: при прохождении маршрута по заповедным местам, национальным паркам время, проведенное в путешествии будет неполным, если туристы не будут получать информацию об этих местах от опытного экскурсовода

Велосипедный туризм - Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов спортивного туризма, который заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма препятствия, а также один из видов активного отдыха.

В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км. Среди видов спортивного туризма, где для передвижения используется исключительно мускульная сила человека, велосипедный туризм является лидером по скорости] передвижения и протяженности маршрутов.

Термин «велотуризм» используется также по отношению к разновидности активного отдыха, туристическим путешествиям, в которых велосипед используется как главное или единственное средство передвижения. Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту. Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на получение спортивных разрядов и званий — отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культурных и природных достопримечательностей.

Так как маршруты велосипедных туров пролегают по различной местности (например, там, где не может проехать автобус), то данной категории туристов доступны для посещения такие памятники и исторические места, о которых может дать информацию лишь опытный экскурсовод. Поэтому экскурсии во время таких путешествий могут быть достаточно увлекательными и познавательными. Роль экскурсии в данном случае велика, так как именно благодаря ей туристы смогут узнать информацию о малоизвестных широкому кругу местах.

Роль экскурсии для такого вида активного туризма, как пешеходный и лыжный туризм, также значительна, как и для велосипедного.

Пешеходный туризм -  разновидность туристского путешествия, которое осуществляется пешком.

Лыжный туризм - разновидность спортивного туризма, предусматривающая прохождение маршрута на лыжах по равнинам и возвышенностям. Эти виды требуют специальной подготовки участников и повышенного внимания организаторов. Тут существует та же особенность, а именно возможность посещения туристами мест, не доступных во время транспортного путешествия.

Водный туризм - вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с использованием байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных средств. Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам. Экскурсии занимают значительную часть подобных туров, особенно путешествий на круизных лайнерах. С давних времен люди строили свои города на берегах рек, морей. Поэтому, как правило, самые древние исторические и культурные центры располагаются именно по маршрутам водных туров.

Также следует рассмотреть роль экскурсии в таком виде активного туризма, как приключенческий туризм.

Приключенческий туризм – это вид туризма, связанный с организацией нестандартных туров в экзотические и экологически чистые природные резервации, с необычными нетрадиционными транспортными средства. К приключенческому туризму относятся походные экспедиции, сафари-туры (охота, рыбалка, фотоохота и др.), кругосветное плавание (яхтинг), сплав по горным рекам (рафтинг), путешествие пешком в горах (треккинг). Экскурсия как часть такого путешествия сделает его не только экстремальным и захватывающим, но и даст множество полезной информации. Например, в различных экспедициях и сафари-турах экскурсовод может дать множество полезной информации об окружающей природе, об особенностях местной флоры и фауны.Это требует от экскурсовода специфических знаний: о природных условиях, местного языка, правила оказания первой помощи.

В спортивном туризме экскурсии также необходимы. Спортивный туризм – это вид активного отдыха, который заключается в участии в спортивных мероприятиях. В данном случае для туристов очень интересны будут экскурсии, где объектами показа и рассказа являются  спортивные сооружения и события, жизнь спортивных знаменитостей.

Информация о работе Разработка экскурсионного продукта "Готическая архитектура в Кенигсберге"