Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:28, курсовая работа
Ценообразование является одним из важнейших аспектов хозяйственной деятельности предприятий, поскольку именно от цен зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, т.е. доходы. Именно от ценовой стратегии, в конечном счете, зависят достигнутые коммерческие результаты, а правильно выбранная ценовая политика оказывает долговременное и решающее значение как на конкурентоспособность турпродуктов, так и на деятельность предприятия в целом.
Введение
Глава 1. Ценообразование турпродукта и основных видов продуктов СКС
1.1. Особенности ценообразования в туризме
1.2. Факторы ценообразования
1.3. Методы ценообразования
1.4. Калькулирование себестоимости турпродукта
1.5. Виды цен в туризме
1.6. Формирование цены турпродукта
Заключение
Глава 2. Организационное проектирование гостиницы 3* и определение показателей безубыточности ее деятельности
2.1. Обоснование выбранной отраслевой сферы деятельности.
2.2 Определение масштаба деятельности
2.3 Организационно-правовая форма предприятия
2.4 Организационная структура управления гостиницы
2.5. Расчет показателей безубыточности
Заключение
Список использованной литературы
2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет предпринимательства и финансов
Кафедра коммерческой деятельности и предпринимательства
Курсовая работа
по дисциплине
ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ
Тема: «Организационное проектирование предприятия СКСиТ и определение показателей безубыточности его деятельности»
Санкт-Петербург
2009
Содержание
Введение
Глава 1. Ценообразование турпродукта и основных видов продуктов СКС
1.1. Особенности ценообразования в туризме
1.2. Факторы ценообразования
1.3. Методы ценообразования
1.4. Калькулирование себестоимости турпродукта
1.5. Виды цен в туризме
1.6. Формирование цены турпродукта
Заключение
Глава 2. Организационное проектирование гостиницы 3* и определение показателей безубыточности ее деятельности
2.1. Обоснование выбранной отраслевой сферы деятельности.
2.2 Определение масштаба деятельности
2.3 Организационно-правовая форма предприятия
2.4 Организационная структура управления гостиницы
2.5. Расчет показателей безубыточности
Заключение
Список использованной литературы:
2
Введение
Ценообразование является одним из важнейших аспектов хозяйственной деятельности предприятий, поскольку именно от цен зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, т.е. доходы. Именно от ценовой стратегии, в конечном счете, зависят достигнутые коммерческие результаты, а правильно выбранная ценовая политика оказывает долговременное и решающее значение как на конкурентоспособность турпродуктов, так и на деятельность предприятия в целом.
Моя курсовая работа посвящена изучению системы ценообразования в области социально-культурного сервиса и туризма. В данной работе я попыталась рассмотреть следующие теоретические основы ценообразования: особенности ценообразования в туризме; факторы, влияющие на ценообразование; методы ценообразования; состав затрат, включаемых в себестоимость турпродукта; виды цен в туризме; а также формирование цены на турпродукт.
2
Глава 1. Ценообразование турпродукта и основных видов продуктов СКС
Ценообразование – это процесс установления цены на конкретный товар или услугу. В самом общем виде цена равна себестоимости (издержкам) производства и реализации товара (услуги) плюс прибыль предприятия (нормативная или фактическая). [1]
Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию турпродукта (услуг), соответствующие их потребительским свойствам и качеству. [2]
Цена выполняет ряд важных экономических функций.
Распределительная функция состоит в том, что с помощью цен, созданный валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяется между предприятиями и отраслями народнохозяйственного комплекса.
Стимулирующая функция цены – это влияние на увеличение производства и потребления одних товаров и сдерживание производства и потребления других, а также стимулирование повышения качества продукции, освоения новых видов товаров и услуг.
Ориентирующая функция цены заключается в том, что уровень цены является информацией для покупателя и продавца о качестве производимого блага.
Ценовое регулирование непосредственно влияет на объем продаж, величину получаемой прибыли, рентабельность и экономическую устойчивость фирмы.[3]
Говоря о ценообразовании, важно помнить о трех основных и принципиальных особенностях, которыми определены любые цены на любые продукты и услуги в любой ситуации.
Во-первых, цена продукции и услуги должна быть выше себестоимости.
Во-вторых, цена обусловливается возможностями рынка: если платежеспособный спрос отсутствует, продукт, каким бы хорошим он ни был, реализовываться не будет, так как цена – это не только та сумма, которую намерен заработать продавец, но еще и та, которую может заплатить потребитель.
В-третьих, цена должна обеспечить предельную прибыль: в зависимости от стратегии производителя и специфики рынка цена может быть и высокой, и низкой, и выше, и ниже цены, которую предлагают конкуренты, но в любом случае она должна обеспечивать прибыль. [4]
2
1.1. Особенности ценообразования в туризме
Ценообразование в области социально-культурного сервиса и туризма имеет ряд особенностей. К ним относятся следующие:
1. Предприятие устанавливает цену на туристский продукт (услугу) по соглашению сторон, участвующих в его реализации, цена является договорной, свободной.
2. Турпродукт и услуги туризма представляют собой конечный продукт, предназначенный для потребления, поэтому реализуются по розничным ценам.
3. Спрос на турпродукты и услуги носит ярко выраженный сезонный характер, что предполагает сезонную дифференциацию цен и тарифов.
4. Цены во многом зависят от индивидуальных особенностей потребителя. Цены должны быть дифференцированы в зависимости от возраста потребителя (дети, молодежь, студенты и т.д.), от состава семьи, тематики туров (оздоровительный, познавательный и т.п.) и не вызывать отрицательных эмоций.
5. Неспособность турпродукта (услуги) к сохранению.
6. Значительное влияние на цену турпродукта оказывает государственное регулирование процесса ценообразования, осуществляемое прямым и косвенным путем. Особый отпечаток на формирование цены турпродукта накладывают налоговые факторы
7. Розничная цена зависит от вида тура – группового или индивидуального. Чем больше численность туристов в группе, тем ниже стоимость тура в расчете на одного потребителя.
Определяя ценовую политику, турфирма должна выявить и проанализировать все факторы, влияющие на цену турпродукта.
1.2. Факторы ценообразования
Среди факторов ценообразования выделяются две большие группы – внешние и внутренние.
К внешним факторам ценообразования относятся:
соотношение спроса и предложения, сезонные колебания спроса;
уровень и динамика конкурирующих цен;
экономическая ситуация;
политическая ситуация;
государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности;
потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы.
сезонность;
тип рынка.
К внутренним факторам ценообразования относятся:
цели турфирмы;
стратегия ценообразования;
выбор фирм-партнеров и умелое сотрудничество с ними;
качество турпродукта;
затраты на формирование и продвижение турпродукта (себестоимость тура);
стадия жизненного цикла турпродукта.
Рассмотрим некоторые из перечисленных внутренних факторов:
1. В качестве целей турфирмы могут быть поставлены максимизация прибыли; удержание позиций на рынке; лидерство в области качества турпродукта; завоевание и поддержание лидерства на рынке туристских услуг; желание поднять свой имидж (престиж); увеличение доли на рынке туристских услуг; выживание и др.
2. Для разработки соответствующей ценовой стратегии туристская организация должна, прежде всего, установить цели ценообразования.
- Цель максимизации текущей прибыли довольно распространена в условиях, когда туристская организация предлагает уникальные услуги, отсутствующие у конкурентов, либо спрос на данный вид турпродукта значительно превосходит предложение.
- В условиях высокой насыщенности рынка туристских услуг может возникнуть ситуация, когда туристская организация будет заинтересована в том, чтобы сбывать свои турпродукты по любой цене, только бы удержать позиции на рынке. При таком стечении обстоятельств турфирмы часто совсем не занимаются рассмотрением структуры затрат и в ряде случаев осуществляют реализацию товаров даже себе в убыток. Данного подхода долго придерживаться нельзя. Необходимы тщательный анализ структуры затрат и постановка целей ценообразования таким образом, чтобы не только сохранить свое рыночное положение, но и получить хотя бы умеренную прибыль.
- Выбирая стратегии, направленные на достижение лидерства в качестве предлагаемых туристских услуг, фирмы стремятся превзойти конкурентов путем максимального повышения качественных характеристик своей деятельности. Улучшение качества турпродуктов означает и повышение цены на них. И если такое повышение рассматривается потребителями как вполне допустимое, то туристская организация может с успехом уйти от конкурентной борьбы.
- Цели ценовой стратегии, рассчитанные на завоевание и поддержание лидерства на рынке, реализуются на самых ранних стадиях жизненного цикла турпродуктов-новинок. Цены рассчитываются на основе точного определения структуры затрат. Такие цены позволяют довольно длительное время работать с достаточной прибылью, доступны потребителям и не вызывают желания у конкурентов побороться за лидирующее положение на рынке.[5]
3. Выбор партнеров и сотрудничество с ними также оказывает влияние на цены. Пакеты услуг, предоставляемые лицензированными фирмами, могут быть выше по цене, чем пакеты нелицензированных фирм, но экономические последствия сотрудничества могут перевесить выигрыш в цене. Прямые договоры турагентов с предприятиями, предоставляющими услуги, в ряде случаев невыгодны по сравнению с договорами с туроператорами. Это связано с тем, что фирмы-туроператоры пользуются большими скидками с обычных цен, например гостиничных, за счет экономии расходов на рекламу, коммерческий аппарат, маркетинг. В этих случаях устанавливаются конфиденциальные цены, которые значительно ниже розничных. В других случаях выгодны прямые контакты с предприятиями, предоставляющими услуги. Умелое долговременное сотрудничество с фирмами-партнерами позволяет добиваться льгот в условиях сделки: скидок с цены, увеличения комиссионных, уменьшения предоплаты. [6]
1.3. Методы ценообразования
После определения целей выбирается метод ценообразования.
В рыночной экономике существуют различные методы формировании ценовой политики предприятий социально-культурного сервиса и туризма.
В любом случае выбор цены ограничивается верхним пределом, который определяется спросом на данный продукт (услугу), и нижним – издержкам предприятия, необходимыми для производства и реализации данного продукта (услуги). [7]
Следовательно, величина цены на турпродукт определяется себестоимостью этого турпродукта и спросом на него.
Выделяют три основных метода ценообразования в туризме:
1. Затратный или бухгалтерский метод. В основе этого метода установления цен на турпродукт лежит сумма стоимости услуг поставщиков, входящих в турпродукт и отвечающая коммерческим интересам туроператора норма прибыли.
К достоинствам такого метода ценообразования относится его реальная подкрепленность себестоимостью тура, нормой прибыли оператора.
Из недостатков можно выделить то, что бухгалтерский метод ценообразования не учитывает особенности и преимущества конкурентных предложений, а также не учитывает особенности спроса.
Затратный метод применим в ситуации, когда на рынке невысокий уровень конкуренции.
2. Метод предельной полезности тура. Данный метод подразумевает субъективную оценку туроператором привлекательности турпродукта.
Этот метод ценообразования особенно актуален для разработки туров-новинок (не имеющих и не имевших аналогов на туристическом рынке региона), в случае отсутствия на рынке идентичных предложений конкурентов, если рынок неэластичен (потребители неохотно меняют свои предпочтения в случае изменения рыночных цен), и если туроператор имеет имидж известной и стабильно работающей фирмы.
К достоинствам этого метода можно отнести максимальную ориентированность на потребительский спрос, а также возможность получения эффекта «снятия сливок».
Однако у этого метода есть недостаток - эффективность метода сильно зависит от субъективных оценок туроператора (требуется длительный опыт работы на региональном туристическом рынке, чтобы устанавливать реальную цену). Зачастую, устанавливая цену, туроператор не опирается на реальную себестоимость, велика вероятность ошибки (недооценка или переоценка тура).
3. Ценообразование на основе анализа предложений конкурентов или конкурентный метод. Это наиболее действенный и применяемый сегодня на российском туристическом рынке способ ценообразования. В основе данного метода лежит анализ предложений конкурентов на рынке.