Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:30, курсовая работа
Актуальность исследования. Международный туризм быстро растет и видоизменяется. Этот факт, с одной стороны, открывает новые возможности, с другой – постоянно создает проблемы людям, занятым в индустрии, ставшей сейчас крупнейшей в мире.
Общности и компании, уже имеющие опыт в вопросах стимулирования международного туризма, так же как и те, кто хочет прийти на этот сегмент, сталкиваются с тем, что туристская индустрия меняется.
Повышение уровня жизни людей и расширение возможностей свободного передвижения по миру способствуют появлению новых миллионов международных туристов;
Для привлечения туристов предлагаются новые услуги. Компании-перевозчики стали предоставлять более разнообразные удобства и предлагать новые экзотические маршруты в надежде перевести на себя часть финансовых потоков от растущего бизнеса. Предприниматели, пытаясь расширить свой бизнес, разрабатывают новые комбинации, позволяющие совмещать покупки с отдыхом, образование с просвещением, бизнес с культурной программой и др.
Новые обслуживающие фирмы, сначала претендовавшие на монопольное владение «волшебной формулой» успеха на международном рынке, теперь дают возможность другим компаниям вступать в конкурентную борьбу за международных туристов.
Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму и не распространяется на внутренний туризм.
В международном туризме выделяют две его формы – въездной и выездной, которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором – о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.
2. Развитие международного
туризма в России
2.1
Развитие туризма в СССР
Страны бывшего СССР занимают огромную территорию, шестую часть суши земного шара. Естественно, регион владеет и природными, и приобретенными ресурсами для развития индустрии туризма: обширные просторы Сибири с ее дикой природой, горные хребты Кавказа, чистейшие воды озер Байкал и Севан, солнечные берега Черного моря, бассейны рек Волга и Днепр, церкви и памятники культуры различных народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разные религии, исторические места и монументы, созданные народами, жившими в древности, города-красавцы Москва, Санкт-Петербург, Киев и другие с их многочисленными музеями и выставочными залами и многое, многое другое.
Еще одним фактором развития туризма, а именно оздоровительного туризма в регионе, является наличие разнообразных природных и целебных источников.
Что касается сравнительных преимуществ, например уровня цен по отношению к ценам в других странах, то, если раньше цены здесь были ниже, чем на Западе (благодаря нерыночному установлению валютного курса все-таки существовала диспропорция между внутренними ценами и ценами для иностранцев в сторону увеличения), сейчас они приравниваются к ним, а в некоторых местах даже превышают, например в Москве.
В историческом плане развитие туризма в бывшего СССР берет свое начало со дня основания государства, когда идеологические догмы отдел его жителей от остального мира. В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, и ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп. Однако справедливости ради надо заметить, что в СССР развивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.
Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему была предназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма как части всей социальной политики. Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов, прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом перестройки в 1985 г. Тренд прибытий туристов показывает рост числа иностранцев, посетивших нашу страну. В 1986 г. уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г. из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 г. Затем оно медленно пошло на спад из-за политической и экономической нестабильности. После распада СССР и образования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 г., около 3 млн. человек. Но постепенно число туристов начало расти, и в 2010 г. Россию уже посетило 15 млн. иностранных гостей.
Больше всего иностранцев в 2010 г. в Россию прибыло из Финляндии – всего 1876,3 тыс. человек, что составляет 15,4% всех прибытий в страну. Почти половина из них прибыла с целью туризма. Второе место занимала Польша, хотя в советский период опережала Финляндию, – 666 тыс. человек, большинство из которых приезжало с целью туризма – 532 тыс. человек. В 1989 г. поляки составляли 3,9% всех прибывших в СССР, всего – 3034,7 тыс. человек, а туристов в их числе было всего 792,5 тыс. человек. К этим статистическим данным надо относиться критически, так как СССР не использовал принятые ВТО категории и стандарты.
Гости из несоциалистических стран в конце 80-х годов составляли одну треть всех приезжающих. В этом немалую роль сыграли бюрократические ограничения, связанные с визовым оформлением.
Политика ограничений международного туризма была присуща не только Советскому Союзу, но и странам Восточной Европы, которые также уделяли мало внимания развитию международного туризма у себя, ограничиваясь развитием внутреннего туризма в лучшем случае туристскими потоками между собой. Исключение составляла Югославия, которая в 60–70-е годы начала развивать индустрию отдыха, привлекая туристов с Запада.
Естественно, что из-за слабого развития туризма инвестиции в развитие его инфраструктуры были крайне низкие.
Сначала в СССР, а потом и в России динамика численности граждан, выезжавших за границу, показывает, что в перестроечный период их число начало быстро расти с небольшим перерывом в 1992 г. В 1995 г. оно составило 21,3 млн. человек против 2,8 млн. человек в 1985 г. Если посмотреть тренд выехавших в дальнее зарубежье, то наибольшее количество было накануне распада СССР, т.е. в 1989–1991 гг. – с 8 до 10,8 млн. человек, но даже эти показатели были меньше 1% общего мирового туристского потока. После 1992 г. большая доля численности выехавших из России обеспечивается благодаря выезжавшим в ближнее зарубежье. Так, в 1995 г. в дальнее зарубежье выехало всего 5,3 млн. человек. В среднем, по оценкам экспертов, каждый российский турист тратит за рубежом более 1,5 тыс. долл., что в 2 раза больше среднемирового уровня расходов.
Если в конце 80-х годов лидирующими странами по приему советских гостей были Польша, ГДР, Болгария, Финляндия, то в середине 90-х годов лидерство захватила Турция, куда в 1995 г. выезжали 764 тыс. человек, из них 538 тыс. с целью туризма. Далее идут Финляндия, Польша, Германия и Китай – соответственно 640,9 478,7 442,8 и 342,9 тыс. человек (табл. 8.2).
У российских туристов популярны такие страны, как Италия, Испания, Греция, Кипр, Марокко, Тунис, Египет, которые предлагают нашим туристам и познавательный продукт, и пляжный туризм.
Особенно большие потоки россиян в Турцию, Грецию, Китай, ОАЭ связаны с так называемым шоп-туризмом, который в будущем, естественно, претерпит изменения со стабилизацией рынка потребительских товаров в России.
Индустрию международного туризма в СССР представляли Госкомитет «Интурист» и Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ, которые монопольно занимались организацией приемов иностранных гостей и отправкой граждан СССР за рубеж. Крупные гостиницы страны, принимавшие иностранных гостей, также принадлежали им. В Советском Союзе в начале 90-х годов, по оценкам ВТО, предлагалось всего 32 тыс. номеров, из которых не все отвечали международным стандартам для приема иностранцев.
Номерной фонд Госкомитета «Интурист» в 1991 г. составлял 27,5 тыс. в 112 гостиницах.
Гостиничный фонд страны состоял из трех основных видов:
старые традиционные отели, построенные в прошлом и утерявшие свой некогда роскошный облик;
современные сооружения из бетона и стекла, но с меньшими удобствами, которые были предназначены для приема гостей из социалистических стран внутренних туристов;
новые гостиницы, построенные по международным стандартам.
Некоторые иностранные компании в начале 90-х годов вход в совместные предприятия с советскими учреждениями и участвовали в реконструкции и построении новых гостиниц в СССР, а также в управлении ими.
В
настоящее время все еще
С
началом экономических
2.2
Международный туризм на
Международный туризм в России и других странах СНГ переживает не самые лучшие времена, что связано, прежде всего, с политической и экономической нестабильностью. Эти обстоятельства отпугивают, с одной стороны, потенциальных иностранных гостей от визитов в вышеназванные страны, а с другой – иностранных бизнесменов от вложения денег в развитие туристской инфраструктуры этих стран.
Туристский бизнес в России находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности».
Для решения этих проблем российское правительство 26 февраля 1996 г. утвердило разработанную ГКФТ России Федеральную программу развития туризма в Российской Федерации.
«Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма».
Программа будет проводиться в два этапа. Первый этап рассчитан на полтора года, в основном, по мнению авторов, для вывода туризма из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом. В результате реализации первого этапа программы ожидаются стабзация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма на 4% ежегодно, а при определенных благоприятных условиях рост достигнет 8–9%, а ежегодный прирост валютных поступлений составит 1 млрд. долл. Согласно прогнозным оценкам к концу этого этапа в сфере туризма и сопряженных отраслей будет создано 60 тыс. рабочих мест.
Второй этап более продолжительный, чем первый, с 1998 по 2012 г., предполагает активное строительство новых объектов для размещения туристов и туристской инфраструктуры, модернизацию существующей материальной базы, а также проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта России на мировом рынке. В результате реализации второго этапа авторы Федеральной программы ожидают дальнейшего роста туристских потоков на 14–15%.
В
программе планируется
В
рамках рекламно-информационного
подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях российского рынка;
участие организаций в проведении международных туристских выставок;
проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России;
создание информационных банков данных об отечественных и зарубежных туристских фирмах;
создание единой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция с аналогичными международными сетями;
реформирование сети заграничных представительств ГКФТ с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристских центров России за рубежом.
Для проведения всех перечисленных мероприятий по рекламно-информационному развитию международного туризма, кроме последнего, по программе выделялось на 1995–1997 гг. около 5,4 млрд. руб. (в ценах 1995 г.). Для проведения последнего мероприятия 4,2 млн. долл. было распределено поровну по годам.
Членство России в ВТО, участие в генеральных ассамблеях, заседаниях исполкома и других мероприятиях, проводимых по линии ВТО, в указанный трехгодичный период обошлось бы по 100 тыс. долл. в год, а что касается участия России в организации и проведении международных туристских выставок, создании единого национального стенда, то на такое международное сотрудничество из казны пришлось бы выделить по 56 тыс. долл. в первые два года и 58 тыс. долл. в третий год.
Для столицы России московское правительство также разработало Концепцию развития международного туризма в Москве до 2014 г., согласно которой планируется произвести реконструкцию существующих гостиниц и построить новые на 38 тыс. гостиничных мест. По предварительным оценкам, на это потребуется 5,9 млрд. долл., которые Правительство Москвы намерено получить от приватизации, валютных отчислений от гостиниц в бюджет города, налогов на проживание иностранных гостей и др.
Информация о работе Международное сотрудничество в туризме и гостиничном бизнесе.