Курс лекций по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:51, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Туризм"

Содержание

Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174

Работа содержит 1 файл

Курс лекций для студентов игбит преподаватели- Веткин Владимир А.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

 Ресурсы любого туроператора ограничены, в силу чего он старается использовать их полностью. Если, например, в текущем году всех оборотных средств нам хватает на бронирование на весь сезон тысячи мест в средствах размещения, а имеющихся сотрудников, средств связи и других ресурсов - на продажу 15000 туров за весь сезон, то желание создать новый турпродукт и продавать дополнительно 5000 туров потребует от нас примерно на треть больше финансовых ресурсов, на треть больше сотрудников. И если в следующем году мы собираемся действовать в рамках имеющихся у нас ресурсов, то увеличить объемы производства и реализации турпродукта можно либо за счет накопленной за текущий год прибыли - путем сбалансированного вложения этой прибыли в различные виды ресурсов, либо за счет отказа от части наименее рентабельных видов турпродукта, т.е. за счет реструктуризации производства.

В реальной жизни это  означает, что практически нереально использовать все  выделенные в данной дестинации частные турпродукты интересующего нас вида и, следовательно, мы должны ограничиться такими наиболее перспективными на наш взгляд вариантами, освоение которых соответствует нашим ресурсным возможностям. По этой же причине ограниченности собственных ресурсов мы ранее уточнили вид будущего турпродукта, отказавшись от целого направления (лечение).

Во-вторых, задействовать все выявленные базовые услуги и турпродукты в нашем будущем продукте не имеет смысла еще и потому, что, хотя все выделенные в дестинации базовые турпродукты относятся к выбранному нами высоко востребованному виду турпродукта, разные базовые турпродукты в разной степени отвечают тем исходным данным проектируемого турпродукта, которые мы выработали на основе изучения свойств исходного турпродукта и мнений его потребителей. Поэтому имеет смысл отобрать только наиболее перспективные из выделенных базовых услуг и турпродуктов.

Если с учетом сказанного мы в выявленной ранее структуре общего уточненного турпродукта отберем базовые турпродукты, максимально отвечающие исходным данным проектируемого турпродукта, мы тем самым получим структуру этого турпродукта.

В такой ситуации естественно возникает вопрос:

«По каким критериям  из всех выявленных в дестинации базовых услуг и турпродуктов надо производить отбор для включения их в свой будущий турпродукт»?

 

2.4.1. Принципы выбора базовых услуг и базовых турпродуктов

При выборе базовых услуг и турпродуктов для проектирования собственного турпродукта целесообразно придерживаться следующих принципов:

1) Конкретные базовые услуги и турпродукты должны выбираться в соответствии с их потенциальной экономической целесообразностью и потенциальной перспективностью, а также  с учетом ресурсных возможностей туроператора.

Этот критерий, как видим, имеет три составляющих. Первая - принцип потенциальной экономической целесообразности.

Когда мы на первом этапе работы выявили исходный турпродукт, а в нем – самые востребованные туры, и, затем, изучили свойства этих туров, мы для себя выявили, в частности, то соотношение цена/качество, которым должны обладать компоненты нашего будущего турпродукта. Это соотношение и определяет указанный критерий выбора базовых услуг и турпродуктов.

Независимо от того, в какой дестинации мы создаем свой турпродукт, выбор базовых услуг и турпродуктов надо производить на основе выявленного соотношения. Это обеспечит нам потенциальную экономическую целесообразность выбираемых ресурсов. Выбирая базовые услуги и турпродукты по этому принципу, мы сузим круг рассматриваемых туристских ресурсов.

Выбор по критерию потенциальной перспективности

Выбираемые в нашем примере средства размещения, а в общем случае – выбираемые базовые турпродукты, можно разделить на две группы: те, которые по набору и качеству услуг практически полностью соответствуют принятым нами исходным данным проектируемого турпродукта, и те, которые, на наш взгляд, могут стать пригодными для использования при условии определенной доработки, не требующей больших ресурсных затрат.

По существу, это деление базовых турпродуктов по их степени близости к оптимальному продукту.

Потенциальная перспективность данной базовой услуги или базового турпродукта – это наличие у них свойств, способных удовлетворить приоритетные потребности туристов, либо возможность создать такие свойства, используя приемлемые усилия и ресурсы

Пример: предположим, в вабранной нами дестинации есть пансионат, удовлетворяющий основным требованиям нашей целевой группы по комфортности: он расположен на первой линии, обладает большой охраняемой территорией, собственным оборудованным пляжем. Он является потенциально перспективным для нашей целевой группы, если, например, по уровню качества он соответствует отелю 3*- 4*. То есть свойства этого пансионата способны полностью удовлетворить первую приоритетную потребность нашей целевой группы: потребность в отдыхе в комфортных условиях размещения. Но, предположим, в данном средстве размещения вопросам питания не придается должного, с нашей точки зрения, внимания и наряду с достаточно скудным набором овощей и фруктов в меню в изобилии присутствуют копчености, маринады, консервированные продукты.  По этому свойству этот базовый турпродукт не удовлетворяет другую, тоже приоритетную потребность нашей целевой группы - потребность получать качественное сбалансированное питание. Очевидно, что требуются сравнительно небольшие усилия со стороны руководства пансионата, чтобы привести систему питания в соответствие с запросами туристов.

Это средство размещения потеряло бы для нас свою потенциальную  перспективность, если бы оно обладало физически неустранимыми свойствами, которые противоречат исходным данным нашего турпродукта: например, не имело бы своей территории или было бы расположено слишком далеко от пляжа, не имело бы собственного оборудованного пляжа. Устранение любого из указанных недостатков практически невозможно либо требует огромных затрат.

Другой пример: мы собираемся использовать в нашем экскурсионном туре «Путешествие по средневековой Франции» базовый турпродукт – экскурсионную двухдневную поездку по замкам Луары, т.е. экскурсию по нужной нам тематике. В целом, набор объектов показа соответствует нашим представлениям об оптимальном турпродукте, но есть некоторые объекты, которые на наш взгляд не соответствуют целям тура: например, в тур включено подробное знакомство с современными районами посещаемых городов, либо программа тура не в полной мере отвечает целям, либо предлагаемые отели расположены не очень удачно и т. д. В этом случае при решении вопроса заключения договора с поставщиком этого базового продукта можно ставить условие его доработки в нужном нам направлении.

Понятие «потенциальная перспективность» относится не только к базовым турпродуктам, но и к отдельным услугам, которые мы хотели бы включить в свой проектируемый турпродукт.

Отметим, что выбор базовых турпродуктов и услуг по критерию потенциальной перспективности является продолжением того выбора, который мы проводили при изучении ресурсов выбранной дестинации /п. 2.1./. На том этапе критерием выбора ресурсов было их соответствие виду проектируемого турпродукта и ключевым позициям исходных данных по этому продукту. Выбор по ключевым позициям исходных данных проектируемого турпродукта по существу и есть первый этап выбора потенциально перспективных ресурсов. Просто теперь к условию соответствия выбираемого базового турпродукта или услуги ключевым условиям исходных данных проектируемого турпродукта добавляется условие экономической целесообразности данного турпродукта или услуги для нас, проводящих такой выбор.

 Необходимо также  отметить, что термин «потенциально перспективный турпродукт или услуга» предполагает, что это мы, как туроператор, сами для себя определили принципиальную возможность сделать базовый турпродукт данного поставщика оптимальным с нашей точки зрения. Но пока неясно, получится ли у нас сотрудничество с этим поставщиком и согласится ли он на ту доработку своего продукта, которую мы считаем необходимой. Задача оптимизации данного базового турпродукта требует от нас умения убедить поставщика этого продукта в целесообразности предлагаемых нами изменений в составе или качестве предоставляемых им услуг. Кроме того, возникает вопрос финансирования соответствующих мероприятий. В зависимости от конкретной ситуации туроператор может взять на себя часть затрат и усилий по оптимизации данного турпродукта.

Итак, мы, по существу, должны для каждого конкретного базового продукта и базовой услуги продумать, что надо изменить в этом продукте, чтобы он приблизился к оптимальному. То есть мы должны выработать рекомендации по их доработке.

Выработка рекомендаций необходима нам для составления условий будущего договора с каждым выбранным поставщиком услуг.

Выбор по описанному критерию еще сильнее сузит рассматриваемый нами набор базовых турпродуктов. После этого, исходя из объема имеющихся в нашем распоряжении ресурсов, которые могут быть направлены на создание, продвижение и реализацию нового продукта, и, зная по опыту, какие ресурсы понадобятся для отправки каждого нового туриста, мы можем оценить, какой объем базовых услуг – количество мест в средствах доставки туристов  в дестинацию, количество мест в средствах размещения и т. д. мы можем обработать, имея такие ресурсы. Более подробно этот вопрос мы рассмотрим в экономической части данного пособия.

Следующий принцип отбора базовых услуг и турпродуктов:

2) Поставщики выбираемых услуг и турпродуктов должны удовлетворять критерию надежности и стабильности.

Соблюдение этого требования означает, что, договорившись с данным контрагентом о конкретных условиях обслуживания наших туристов, мы можем быть уверены в том, что всех туристов и встретят, разместят и предоставят весь комплекс услуги в полном объеме и надлежащего качества в соответствии с условиями договора и подтвержденной заявкой на обслуживание.

Проверка надежности поставщиков услуг – это не единовременная задача. Она должна вестись постоянно: во время работы – по отзывам туристов и собственному опыту общения.

Условие стабильности в первую очередь относится к качеству услуг, предоставляемых туристам поставщиками услуг. Ведь турпродукт, как мы помним, это комплекс услуг и товаров, объединенных общей целью. Ориентируя свой турпродукт на определенную целевую группу, мы подбираем все составляющие этого комплекса с таким уровнем качества, который соответствует требованиям целевой группы. И очень важно чтобы этот уровень качества всех услуг и товаров не снижался, поскольку самые благоприятные впечатления от многих использованных туристом услуг могут быть испорчены низким качеством всего лишь одной услуги или некомпетентностью всего лишь одного представителя обслуживающего персонала.

 

3) Следует стремиться к охвату  разнообразных наиболее содержательных  базовых услуг и турпродуктов, причем все выбираемые услуги и турпродукты должны соответствовать целям  проектируемого турпродукта.

В лечебно-оздоровительном туризме, например, желательно в выбранной дестинации охватить разнообразные по своим лечебным свойствам курорты, а также средства размещения, максимально соответствующие целям нового турпродукта. Предпочтительны курорты, обладающие большим разнообразием лечебных факторов, и средства размещения, которые, соответствуя требуемому уровню комфорта и обслуживания, предлагают наибольшее количество услуг.

Примеры: На используемом нами для иллюстрации Черноморском побережье это такие курорты, как Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. И желательно задействовать в своем турпродукте все эти курорты, поскольку они обладают разным климатом, разными лечебными факторами, привлекающими разные категории людей.

     Так, в Анапе климат сухой степной, очень полезный для детей и людей, страдающих заболеваниями дыхательных путей. Есть целебные грязи, которыми успешно лечат заболевания суставов. Кроме того, пляжи Анапы обладают важной особенностью: при входе в море глубина нарастает медленно, дно песчаное, ровное.

Все эти факторы вызывают большой интерес к отдыху в  Анапе родителей с детьми, людей  с заболеваниями опорно-двигательного  аппарата и легочными заболеваниями. Здесь много соответствующих пансионатов и санаториев.

Геленджик, расположенный всего в 130 км южнее Анапы, - курорт совершенно иного типа: Геленджик окружен горами, климат здесь горно-морской, иной характер прибрежной зоны моря. В Геленджике три Аквапарка, один из них - самый большой в России. Есть Парк экстремальных развлечений, много кафе, ресторанов.

Этот курорт предпочитают любители веселого и шумного отдыха.

Туапсинский район протянулся вдоль берега моря на 60 км. Здесь мягкий довольно сухой субтропический климат средиземноморского типа. Эти места привлекательны для семейных туристов и любителей спокойного отдыха.

И, наконец, район Большого Сочи. И этот район не похож ни на один из рассмотренных выше курортов. Здесь к морю спускаются отроги Главного Кавказского хребта, закрывающие этот курорт от холодных северных ветров. Здесь настоящий субтропический климат, причем довольно влажный. Уникальность этого района состоит в том, что период купания здесь составляет более пяти месяцев (с середины мая по конец октября), зимой цветут розы, а при этом совсем рядом, в получасе езды находится знаменитая «Красная поляна», где значительную часть года можно заниматься горнолыжным спортом. В Сочи немало природных лечебных факторов: это и знаменитая мацестинская вода, и йодобромные воды Кудепсты, и иловые адлерские грязи.

Сочи – самый престижный и самый дорогой  российский курорт.

Информация о работе Курс лекций по "Туризму"