Дворцово - усадебные ансамбли как обьект историко - архитектурных экскурсионных маршрутов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы являются:
закрепление, расширение и углубление теоретических знаний об отдельных старинных дворцово-усадебных ансамблях Минской области, их истории, тесно связанных с ней судеб владельцев;
изучение современного состояния ансамблей и разработка на основе полученной информации реальной экскурсии и конкретного экскурсионного маршрута.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...........3
Глава1 Дворцово-усадебные ансамбли в историко-архитектурных экскурсиях
Дворцово-усадебный ансамбль……………………………..….....…...5
Использование дворцово-усадебных ансамблей в экскурсиях.…...8
Глава 2 Дворцово-усадебные ансамбли Минщины…………………...........1
Введение……………………………………………………………….........11
2.1 Смиловичская усадьба Монюшко-Ваньковичей……………………..13
2.2 Станьковская усадьба графов фон Гуттен-Чапских…………………18
2.3 Усадьба «Кухтичи» ……………………………………………………25
2.4 Наднеманский дворец рода Наркевич-Иодко………………………...31
2.5 Грозовская Усадьба Мержеевских………………...………………….39
2.6 Резиденция Радзивиллов Радзивиллимонты………………………….42
2.7 Сновский дворец Рдултовских………………………………………...46
Заключение…………………………...…………………………………….50
Заключение…………………………………………………………………….51
Список литературы……………………………………………………………53
Приложения
А Схема маршрута………………………………………………………. 55
Б Технологическая карта…………………………………………………56
В Карточки объектов
Г Портфель экскурсовода………………………………………………...67
Вступительное слово экскурсовода……………………………………………….73
Заключительное слово экскурсовода……………………………………………...73

Работа содержит 1 файл

ДАДАДА!!!СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА1.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

Дворец явился композиционным центром большой усадьбы, сформированной на ровной  террасе маленькой  реки Сновка, притоке Уши. Дворец несет  черты многоплановой объемно-пространственной симметричной композиции и представляет собой новый тип дворцовых зданий с раскрытой фронтальной планировкой вдоль одной поперечной оси. К центральному кирпичному корпусу дворца (занимает 2 этажа) примыкают симметричные  одноэтажные объемы, к ним двухэтажные корпуса, расположенные перпендикулярно в продольной оси дворца. Затем располагаются одноэтажные крылья с павильонами, которые служили жилыми и служебными помещениями. Крылья декорированы ионическими колоннадами. При этом колоннада левого крыла открытая, а правого – примыкает к парадной стене. Колонны симметрично расположены в простенках прямоугольных оконных проемов, верхние части стен украшены рельефным растительным орнаментом [23, с. 70]. Такая композиционная схема напоминает схему дворца Потемкина (зодчий И. Старов) в Днепропетровске. При различии архитектурно- планировочного характера и этажного построения эти дворцы имеют между собой общность, которая, прежде всего, выражена тенденцией к скромному, лаконичному и выразительному решению на основе использования принципов классической архитектуры. Однако Сновский дворец более изыскан в трактовке центральной части  и имеет сильно развитое объемное построение [4, с. 64].

В декоративном оформлении дворца нет архитектурных излишеств. Здание выделяется выразительностью планировочного и объемного построения, строгостью форм. Его величие определяется пропорциональностью и изяществом портиков с красивым рисунком капителей, ризалитами корпусов, оформленных в виде «итальянского окна» на два этажа, декоративными вставками в арочных завершениях оконных проемов и охристого фона в сочетании с белым цветом.

Непосредственно дворец включал вестибюль, парадный зал, анфиладу гостиных и кабинетов, небольшие  жилые и просто служебные комнаты  и каплицу. Всех помещений было более  ста, и он был вытянут в длину на 140 метров [25].

Особо был красив парадный бальный зал в центре первого этажа площадью более ста квадратных метров. Шесть высоких окон, выходящих на оба фасада дворца, наполняли его обилием света и простора, связью с парковой средой. Само декоративное убранство было достаточно простым: на фоне главных стен рельефно выступал карниз28, углубления овального очертания с нишами для скульптур, альков, занимали значительную часть боковой стены, красивая кафельная печь выполняла роль малой архитектурной формы [2, с. 201]. Обращает на себя внимание планировочная организация зала – входы в него из вестибюлей и левого крыла дворца смещены к наружным стенам, тем самым основная часть зального помещения остается свободной от пересечений [4, с. 63].

В соответствии с вытянутой  планировкой дворцового ансамбля партер получился большим, прямоугольной формы, площадью около 2 га, с хорошим газоном и по периметру окруженный аллеями. И хотя парк закладывался в эпоху расцвета пейзажного паркостроения, в его планировке имеются черты регулярного стиля [12, с. 136]. Партер имел цветочный клумбы и оформление из низких декоративных кустарников. Детали планировки не сохранились. Не выпажены они и на рисунке Наполеона Орды. Восточная часть усадьбы представлена пейзажным парком площадью 4 га, основным композиционным элементом которого является водная система. Она структурно хорошо отработана, включая прямоугольный и округлый водоемы, два сравнительно больших острова, связанные друг с другом пешеходными мостиками, и узкие протоки с криничным питанием. Три криницы на дне канала обложены бутом. Избыток воды отводился по подземному каналу в большой южный водоем парка. Стены и дно водоемов выложены камнем, острова были рельефно приподняты над водой и покрыты разреженными насаждениями липы, клена, ясеня, ольхи [2, с. 201].

В последние годы часть  старых деревьев на одном из островов спилена, старым ясеням подрезкой крон придан экзотический вид. Осветление вызвало рост обильного подростка. Кроме того, на острове вопреки прежней композиции была произведена подсадка березы [2, с. 202].

От насаждений парка  сохранились одиночные крупные деревья липы и клена, частично – большая (в диаметре до 15 метров) древесная клумба из ясеня и березы. Наиболее старой является липовая узкая (шириной 5м) аллея, служившая подъездной дорогой [2, с. 202].

В 20-30-е годы, когда  в усадьбе располагался польский корпус охраны границы, старая композиция парка была нарушена посадкой еловых аллей по оси дворца и вдоль его на партере. Затем на полянах парка были посажены плодовые деревья вишни. Разросшиеся деревья закрыли виды на дворец, а тем более на очень выразительный основной элемент парка – водную систему, нарушив композиционную целостность ансамбля. В наше время высажены ивы золотистопобеговые вдоль берега большого южного водоема. Разрастаясь, деревья закрывают виды на водоем [2, с. 202].

Ансамбль сохранился в прежних границах и содержится в сравнительно хорошем состоянии, однако часть территории застроена. Сейчас пристойный вид дворцово-паркового  ансамбля поддерживается только благодаря  тому, что в нем был расположен военный госпиталь [27].Сегодня Сновский дворец признан историко-культурной ценностью республиканского значения.

С именем Рдултовских связаны два культовых сооружения на территории современного Снова — барочный костел во имя Иоанна Крестителя, заложенный Яном Крыштофом Рдултовским в 1760 году и восстановленный из руин в конце минувшего века, а также ампирная Космодамиановская церковь, построенная в местечке Горный Снов в 1836 году на вершине холма [25]. Костел был возведен в 1760 году в стиле барокко. До наших дней он успел побывать и православной приходской Спасо-Преображенской церковью в 1884 году, и руинами после Второй мировой войны. Только в 1991 году он опять был отдан верующим и восстановлен. К сожалению, прежняя настенная роспись внутри костела не сохранилась, но и сейчас внутреннее убранство костела - благодаря стараниям местных прихожан - очень впечатляет [27].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из содержания контрольного текста экскурсии, становится понятно, что большинство старинных  усадеб сегодня находится в плачевном состоянии. В этом не всегда виноваты власти или халатное отношение местных жителей, которые часто отождествляют подвалы усадеб с местами для сброса мусора, чаще, главными причинами являются исторические события.

Однако удручающая динамика разрушений усадеб от отсутствия элементарных мер по их сохранению, говорит о том, что ситуацию необходимо менять.

Несмотря на все это, очевидно, что старинные белорусские  шляхетские усадьбы - это очень увлекательная  страница истории нашей страны. Она таит много интересных впечатлений для будущих экскурсантов.

Рассмотренные в представленном экскурсионном маршруте дворцово-усадебные  ансамбли интересны не только своими архитектурными решениями, но и яркими личностями самих владельцев, среди  которых были меценаты, выдающиеся ученые, коллекционеры, дипломаты. Хозяева усадеб, зачастую, задавали тон владениям в соответствии со своим характером, хозяйственной деятельностью, увлечениями.

Следует отметить, что  уровень архитектурного исполнения усадеб всегда был достаточно высоким. Все стили и веяния находили отклик в дворцово-усадебной  архитектуре белорусского края. Над шляхетскими резиденциями работали не только отечественные архитекторы, но и заграничные. От внешнего вида усадеб не отставало и внутреннее убранство. Дорогая мебель, живописные полотна и искусные скульптуры, многочисленные коллекции рукописей, карт, монет, оружия поражали современников.

Эти сохранившиеся памятники  истории и культуры доносят до наших времен романтический мир  белорусской дворянской усадьбы, где в прежние времена активно развивались и хозяйственная деятельность, и занятия искусством, балы, маскарады, охота, гуляния, сельские праздники – все это в окружении белорусской природы, что создавало особый культурный мир белорусского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результатом данной работы подтверждается высокий культурно-исторический потенциал Беларуси,  в  частности, потенциал дворцово-усадебых комплексов – высокая историческая ценность, интересные и оригинальные архитектурные исполнения, эстетическая привлекательность.

К сожалению, проделанные  мною исследования показали, что большая  часть архитектурных памятников не сохранилась до наших дней либо находиться в плачевном состоянии. На этот счет ЮНЕСКО уже давно бьет тревогу по поводу: «проблемы сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов. И это проблема не только последних лет, уже с начала 1990-х годов в мире особое внимание начинает уделяться культурным ландшафтам как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость природных и культурных компонентов наследия. В качестве культурно-ландшафтных феноменов начинают исследоваться выдающиеся по художественным характеристикам и исторической значимости дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические комплексы»[28].

В Беларуси на государственном уровне восстанавливаются лишь самые масштабные и значимые архитектурные объекты (Мирский, Несвижский замки и др.), остальные берутся под охрану государства, некоторым присваиваются категории памятника общереспубликанского или регионального значения. Для большинства объектов эта охрана заключается в установке мемориальной доски или знака «Охраняется государством» и зачастую не защищает даже от свалок мусора в подвалах или в непосредственной близости объектов. Отсутствие средств и равнодушие людей может привести в скором будущем к полной утрате некоторых памятников архитектуры.

Нередко инициаторами и  потенциальными спонсорами реставрации выступали и выступают потомки знаменитых владельцев усадеб. Они приезжают из-за границы с собственной инициативой, деньгами и даже уже разработанными планами восстановления усадеб. Как это было  с усадьбой в Наднемане, когда в 1994 году внучатый племянник Якуба Наркевича-Иодко Кристиан Наркевич-Лейн приехал в Наднёман посмотреть на остатки родового имения и хотел создать музей своего знаменитого предка [19].

 Но бездейственность  властей убивает на корню всякую  возможность качественной  реставрации заинтересованными спонсорами и специалистами, которые не получают от властей ни поддержки, ни официального разрешения на реставрацию, ни, иногда, официального отказа.

Сегодня уже намечаются сдвиги в этом направлении. И некоторые  дворцово-усадебные ансамбли продаются для восстановления отечественным коммерческим и некоммерческим организациям для создания на их основе музеев, санаториев и т.д., так как простая реставрация означает однопоточное вложение без возможности получения прибыли.

Обобщив все изученные мною материалы, я выделила основные предложения для эффективного использования культурно-исторического,  познавательного, эстетического  потенциала дворцово-усадебных  комплексов, среди которых есть уже используемые и какие-то новые. На мой взгляд, основные предложения – это проведение реставрационных работ, включение усадеб в экскурсионные маршруты и мощная реклама. Маршруты могут быть подчинены либо усадьбам определенного архитектурного стиля, либо усадьбам одного шляхетского рода.

На базе восстановленных усадебных ансамблей можно создавать:

    • различного рода музеи: краеведческий, этнографический, либо  музей, в котором собраны уцелевшие коллекции владельцев;
    • дома отдыха, санатории, пансионаты;
    • литературно-музыкальные салоны, с постановкой любительских спектаклей, проведением балов, организацией фестивалей, посвященных памятным датам, с приглашением в усадьбу известных писателей, художников, артистов, которым предоставлялся бы творческий отдых в усадьбе;

В уцелевших или отреставрированных усадебных дворцах можно проводить тематические конференции или показы рестроспективных фильмов.

По мнению авторитетного  искусствоведа-историка Анатолия Тарасовича Федорука,  восстанавливать усадьбу  ради усадьбы смысла нет. Усадьбы  должны восстанавливаться с определенным назначением, и в первую очередь частично сохранившиеся.  При этом нужно обязательно воспроизвести ту эпоху, тот стиль, в которые усадьба, замок были построены [1]. А при сегодняшней моде на агроэкотуризм многие старинные усадьбы могут выгодно стать аутентичными шляхетскими, что не смогут сделать современные усадьбы, во всех отношениях далекие от   прошлых шляхетских усадеб. Как показывает практика, в таком ключе выгодно создавать комплексные туристические объекты, в которых сочетаются культурные ландшафты, культурно-исторические объекты, умения ремесленников, поваров, а также национальные праздники, традиции.

Содействие возрождению  старинных дворцово-усадебных ансамблей  в  развитии туризма Беларуси имеет  особую значимость как для создания привлекательного туристического имиджа страны, так и для воспитания подрастающего поколения на познании историко-культурных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. http://www.tio.by/cgi-bin/newspaper.cgi?t=text&id=3086
  2. Федорук А. Т./ Старинные усадьбы Минского края. – Мн.: Полифакт,  2000. – 416 с., ил. – (Сер. «Серия усадьбы Беларуси»).
  3. Архитектурное наследие Беларуси (развитие традиций, охрана и реставрация)//А.И. Локотко. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2004. – 304 с. (Серия «Пособие архитектору»).
  4. Чантурия В. А./ Архитектура Белоруссии конца XVIII – началa XIX века.; под общ. ред. Воинова А. П. – Минск, 1962.
  5. Туристские регионы Беларуси / редкол.: Г.П.Пашков [и др.]; под общ. ред. И.И.Пирожника / худож.: В.И.Терентьев, Ю.А.Тореев. – Минск.: Беларус. Энцыкл. Iмя П.Броукi, 2008. – 608 с. : ил.
  6. http://www.smilovichi.by
  7. Города Беларуси. Минщина / Юрий Татаринов. – Минск: И.П.Логвинов, 2008. – 244 с. (Беларусь историческая)
  8. Сердце Беларуси – Минщина. История. Традиции. Культура.,2-е издание, Минск, 2008
  9. http://news.tut.by/otklik/164161.htm
  10. http://www.poiskturov.by/cgi-in/newspaper.cgi?t=text&date=20060928&id=1463&f=a
  11. «Станьковский ключ графов фон Гуттен-Чапских, или урок старого вяза.», А.Г. Варрава, текст, 2006; С.М. Плыткевич, фото, 2006.
  12. Федорук А. Т./ Садово-парковое искусство Белоруссии. – Мн.: Ураджай, 1989. – 247 с.: ил.
  13. http://respublika.info/3774/misc/article9385/
  14. http://7days.belta.by/7days_plus.nsf/All/A602B1033C626A9042257 4A400488124?OpenDocument
  15. http://belapan.com/archive/2009/03/19/media_chapski_stankovo/
  16. http://www.radziwill.by/index.php?option=com_content&view=article&id =50:2010-05-26-11-03-13&catid=13:4----&Itemid=20
  17. Страчаная спадчына/ Т. В. Габрусь, А. М. Кулагiн, Ю. У. Чантурыя i iнш. Уклад. Габрусь Т. В. – Мн.: Полымя, 1998. – 351 с.: iл.
  18. http://kp.by/daily/25620/788251/
  19. http://www.radziwill.by/index.php?option=com_content&view=article& id=131:2011-02-08-13-11-40&catid=13:4----&Itemid=20
  20. глобус грозов
  21. http://berdandi.livejournal.com/88720.html
  22. http://www.sn-plus.com/regions/2704.html
  23. Чантурия В. А./ Архитектурные памятники Белоруссии. – Мн.: Полымя, 1982. – 223 с., ил.
  24. Чантурия В. А., Чантурия Ю.В. / Памятники и памятные места Беларуси. – Смоленск: Русич, 2007. – 416 с.: ил.
  25. http://globus.tut.by/snov/index.htm
  26. История архитектуры Беларуси. Эпоха классицизма: учебное пособие / В.Ф. Морозов. – Мн.: БНТУ, 2006. – 152 с.
  27. http://www.poiskturov.by/cgi-bin/newspaper.cgi?t=text&date=20041125&id=279&f=a
  28. Культурный ландшафт как объект наследия. Под. ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. - М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 620 с.

Информация о работе Дворцово - усадебные ансамбли как обьект историко - архитектурных экскурсионных маршрутов