Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:06, курсовая работа
Целями данной курсовой работы являются:
закрепление, расширение и углубление теоретических знаний об отдельных старинных дворцово-усадебных ансамблях Минской области, их истории, тесно связанных с ней судеб владельцев;
изучение современного состояния ансамблей и разработка на основе полученной информации реальной экскурсии и конкретного экскурсионного маршрута.
Введение…………………………………………………………………...........3
Глава1 Дворцово-усадебные ансамбли в историко-архитектурных экскурсиях
Дворцово-усадебный ансамбль……………………………..….....…...5
Использование дворцово-усадебных ансамблей в экскурсиях.…...8
Глава 2 Дворцово-усадебные ансамбли Минщины…………………...........1
Введение……………………………………………………………….........11
2.1 Смиловичская усадьба Монюшко-Ваньковичей……………………..13
2.2 Станьковская усадьба графов фон Гуттен-Чапских…………………18
2.3 Усадьба «Кухтичи» ……………………………………………………25
2.4 Наднеманский дворец рода Наркевич-Иодко………………………...31
2.5 Грозовская Усадьба Мержеевских………………...………………….39
2.6 Резиденция Радзивиллов Радзивиллимонты………………………….42
2.7 Сновский дворец Рдултовских………………………………………...46
Заключение…………………………...…………………………………….50
Заключение…………………………………………………………………….51
Список литературы……………………………………………………………53
Приложения
А Схема маршрута………………………………………………………. 55
Б Технологическая карта…………………………………………………56
В Карточки объектов
Г Портфель экскурсовода………………………………………………...67
Вступительное слово экскурсовода……………………………………………….73
Заключительное слово экскурсовода……………………………………………...73
Последним владельцем Смиловичей являлся сын Левона, также Левон Ванькович (1874-1949), который был женат на Стефании Броэль-Плятер. До недавнего времени усадьба находилась на территории Смиловичского сельскохозяйственного колледжа, она перегружена современными строениями[9]. Теряются последние черты великого и интересного в прошлом ансамбля усадьбы Монюшко-Ваньковичей. Отсутствие средств и равнодушие людей, ведёт к тому, что очень скоро Смиловичский дворцово-парковый комплекс будет безвозвратно утрачен...
Сохранились старый и новый дворцы, здание склада и дом для прислуги [5, с. 468].
В настоящий момент усилиями инициативной группы по устойчивому развитию Смиловичей и секции “Спасем Смиловичский дворцово-парковый комплекс Ваньковичей—Монюшко”, которые в последние годы били тревогу по поводу разрушения этого дворца и активно сотрудничали с Обществом охраны памятников истории и культуры Беларуси, с помощью газет “Вечерний Минск”, “Краязнаўчая газета”, “Звязда”, других белорусских изданий удалось добиться включения Смиловичского дворцово-паркового комплекса в список охраняемых памятников истории и культуры Беларуси. Это приобрело еще более важное значение в свете последних событий. С открытием в Смиловичах экспозиции Хаима Сутина, уроженца Смилович и известного художника, здесь уже начали появляться туристы, которые хотят видеть чистоту и аккуратность. К тому же, во многих странах живут потомки Ваньковичей, Монюшко, Сапегов. Поэтому найдутся среди них такие, кто хотел бы возродить дворец предков в Смиловичах (сюда уже, к примеру, приезжали представители рода Ваньковичей) [6].
2.2 Станьковская усадьба графов фон Гуттен-Чапских
Станьково известно с XV века, но долгое время - это самое заурядное поселение, каких было много у Радзивиллов. Только в 1772 году история деревни делает резкий поворот - новыми её хозяевами становятся графы Чапские. Этот малоизвестный в Речи Посполитой шляхетский род смог возвыситься лишь в XIX веке, к концу которого владел почти 35 тысячами гектаров земли, несколькими городскими и сельскими резиденциями, а также пивоваренным заводом «Богемия» в Минске (сейчас это «Оливария»). При этом главным родовым майоратом (имение передаваемое от отца к старшему сыну без права продажи) Чапских оставалось Станьково [10].
Одним из самых ярких владельцев усадьбы в Станьково был Эмерик Захарий Миколай Северин Гуттен-Чапский. Эмерик Захарий Миколай Северин Гуттен-Чапский - видный государственный деятель Российской империи, страстный любитель старины, коллекционер, библиофил, основатель музея в Станькове и владелец Станьковского Ключа. Здесь, в Станькове, в тридцати километрах от Прилук, Эмерик родился 5 (17) ноября 1828 года. А завершил свой земной путь в Кракове 23 июля 1896 года; похоронен там же, на главной аллее Раковицкого кладбища, рядом с могилой всемирно известного польского художника Яна Матейко, с которым он был дружен. Незадолго до смерти Эмерика Чапского в его честь была выбита золотая медаль с символической надписью: "Светись на бездорожье жизни".
Он и в самом деле был светочем: за свои неполные 68 лет Эмерик Чапский успел сделать так много, что наверняка потребуется не одна монография, дабы вместить в себя подробные описания и оценки его исторических заслуг перед потомками. Имея за плечами Виленскую гимназию и Московский университет, он в 23 года поступает на государственную службу в Министерство внутренних дел. В печальном для Беларуси 1863 году становится губернатором Великого Новгорода, а вскоре и вице-губернатором Петербурга. Уже будучи директором лесного департамента Министерства государственной собственности, получает от российских властей подтверждение графского титула с добавлением "фон Гуттен" к фамилии Чапский.
Между тем назревает его конфликт с самим императором Александром Вторым. Причина - отстаивание Чапским государственных, а не узкокорыстных частных интересов. Оговоренный недругами, он подает в отставку и возвращается на родину, в Станьков. Перешагнув 50-летний рубеж, граф оказался вольной птицей в своих владениях, а они были более чем обширны (свыше 40 тысяч гектаров!) и требовали постоянного внимания. Станьковский Ключ - таково собирательное название собственности Эмерика - включал в себя многочисленные деревни, фольварки, лесные угодья, мельницы, смоло- и винокурни и пр. [11].
Естественно, что приезд избалованного столичными архитектурными и художественными изысками Чапского в родовое поместье привело к огромным изменениям в жизни этой тихой провинциальной деревушки. С первых же дней своей жизни в Станьково граф начинает серьёзную перестройку всей резиденции, приспосабливая её к своим потребностям. К этому времени тут уже имелся небольшой одноэтажный п-образный усадебный дом начала XIX века, несколько хозяйственных построек и парк пейзажного типа. По приказу Эмерика Чапского главный корпус значительно меняет свой облик и становится больше похожим на небольшой готический замок. С этой целью к торцевому фасаду пристроили двухэтажную восьмигранную башню с аттиком12 в виде крепостных зубцов. На её втором этаже было четыре кованных балкона для панорамного обзора живописных окрестностей. С противоположной от башни стороны дома находился огромный многовековой дуб, который скрадывал ощущение ассиметрии в планировке здания. Ещё одним украшением усадьбы являлись два оригинальных входных портика на главном фасаде здания. В отличие от неоготической башни они решены в псевдорусском стиле - небольшие боковые гранёные башенки-пилоны с зубцами и килеобразный фронтон13 между ними. Такие же килеобразные порталы выделяли и оконные проёмы. Внутренняя планировка имела традиционный характер - в центре размещался большой парадный зал, освещённый окнами, как главного, так и тыльного фасадов. По бокам от него находились небольшие, уютные жилые помещения. Перед зданием располагался декоративный круглый фонтан. Рядом с ним симметрично были посажены два вяза с экзотической плакучей кроной. Относительно небольшие размеры усадебного дома привели к необходимости строительства в 1880-е годы дополнительных флигелей14, которые были связаны с ним подземными переходами. В одном из них располагалась кухня. Второй же получил название «Скарбчик» и внешним видом очень напоминал сказочный миниатюрный замок. Квадратный в плане, общей площадью 130 квадратных метров, он имел два этажа, а также четыре цилиндрические угловые башни с аркатурными поясками, крепостными зубцами и небольшими шатёрообразными надстройками наверху. Несмотря на небольшие размеры, павильон имеет разнообразный декор. Даже оконные проёмы тут трёх видов - прямоугольные на первом этаже, стрельчатые на втором, похожие на узкие бойницы в башнях. Над входом размещён небольшой кованный ажурный балкончик.
В «Скарбчике» находилась
великолепная библиотека и
В Скарбчике находились
интересные археологические
Есть версия, что под Минском существовала янтарная комната. На первом этаже дворца Чапского якобы находился янтарный зал высотой в 6 метров. Янтарь для него доставлялся на санях из Петербурга. Оконные и дверные переплеты, даже рамы для картин на стенах — все было изготовлено из солнечной смолы. Рядом с янтарным залом находился зеленый салон, в котором часть интерьера разрисовала в соответствующих тонах теща Чапского. А также — фарфоровый: в нем размещались статуэтки, привезенные из Франции. При этом Э.Чапский был не только хранителем всех этих ценностей. Анализируя свои коллекции, он подготовил и издал ряд монографий по нумизматике, среди которых выделяются пятитомный «Каталог коллекций польских медалей и монет», а также «Удельные, великокняжеские и царские деньги Древней Руси» [10].
Шли годы, подрастали дети, которые обзаводились собственными семьями... В 1894 году Эмерик делит свои владения между повзрослевшими сыновьями. Станьков отходит к Каролю, который приезжает сюда со своей женой Марией из рода Пусловских. При нём внешний вид усадьбы не потерпел почти никаких изменений. Лишь в 1900 году он приказал построить дополнительный двухэтажный г-образный дом в стиле неоготики для гостей и специалистов местного спиртового завода. Фасады здания были декорированы пилястрами, сандриками15.
А Эмерик вместе
со своей женой Эльжбетой
Как уже говорилось выше, усадебный дом окружал небольшой пейзажный парк площадью до 15 гектаров. Он насчитывал около 500 видов деревьев, как местных пород, так и привозных из Западной Европы и Америки. Тут располагались также оранжереи, теплицы и тенистые аллеи для прогулок графа и его гостей. Парк отделял усадьбу от деревенской застройки и с южной части полого спускался к небольшой речушке, в пойме которой искусственно был создан большой водоём с двумя насыпными островами. На возвышенности Западного острова была воздвигнута беседка в виде шатёрообразного купола с высоким шпилем, опирающегося на восемь круглых колонн. В центре Восточного острова находилась скульптурная композиция на постаменте. В основу организации пространства был положен принцип перспектив ориентированных в сторону ручья. Главной являлась южная от усадебного дома перспектива. Восточную кулису составляла группа сосны веймутовой, западную – пихты сибирской. Второй план перспективы составлял слегка понижающийся к пойме ручья разнотравно-злаковый луг, занимавший пологий нивелированный склон террасы. В прошлом его покрывали сплошные заросли барвинника, образующие во время цветения красочный голубоватый фон [12, с. 161]. С трёх сторон парк окружала каменная стена, возведённая за 1880-е годы. С восточной стороны тут имелся парадный въезд, оформленный в виде неоготических «крепостных» ворот. К воротам примыкает небольшая сторожка под двухскатной крышей с плоскими арочными нишами на фасадах. На противоположной стороне реки размещалась Николаевская церковь, построенная в 1858 году в псевдорусском стиле на пожертвования Э.Чапского и сборы прихожан.
В наличии остались лишь башня-скарбница, несколько хозяйственных построек, в том числе и бывший кухонный флигель, под которым, по уверению старожилов, начинался выложенный мрамором подземный ход, служивший для доставки приготовленных поварами яств к графскому столу. Уцелели также романтическая беседка на берегу озера и остатки некогда великолепного парка, где произрастало более 8 тысяч деревьев, многие из которых владелец Станьково лично привез из разных стран [10]. Среди семи величественных дубов старого парка особенно выделяется один — на первый взгляд это обычный пень, но он, как утверждают станьковцы, растет! Спилил этот дуб последний граф Чапский, когда один из его сыновей принял революцию и подался в Красную армию. Сын вскоре погиб, а дуб вот живет до сих пор. Здесь, в парке, в первую очередь и искали зарытые графами сокровища. Да так ничего и не нашли. Долгое время станьковский клад оставался больше мифом, чем реальностью, пока в родовое поместье из заграницы лет двадцать назад не наведался внук Эмерика Чапского-младшего. Рассказывают, что он предложил свои услуги в поиске сокровищ, но когда узнал, что из всего богатства ему полагается только 25 процентов, вернулся домой. Искать же клад потомок Чапских собирался… в воде. Много загадок хранит в себе водоем, сотворенный на подпруженной речушке Рапусе. Если верить местным жителям, то под его дном скрывается сеть подземных сооружений, по которым некогда откачивался ил. Часть таких ходов служила и транспортной магистралью — из усадьбы в церковь. Другие ветки подземных переходов соединяли усадебный дом с кухонным флигелем и павильоном «Скарбницей» [13].
Во время Первой мировой войны в Станьково размещался штаб 4-й армии Западного фронта. В связи с этим, в 1916 году, несмотря на то, что линия фронта к этому времени стабилизировалась возле Баранович, принимается решение о «временной эвакуации» оставшихся коллекций в Москву. В самом Станьковском поместье с 1920-х годов разместилась сначала школа, а потом и детский дом. О довоенном состоянии имения можно судить по редким кадрам снимавшегося тут в 1936 году художественного фильма «Дубровский» [10].
Экранизация повести Пушкина «Дубровский» была задумана «Ленфильмом» к 100-летию со дня гибели великого поэта. Большая часть съемок фильма прошла на территории России, однако некоторые сцены решили снимать в белорусской деревне Станьково Дзержинского района. В 1936 году уникальный дворцово-парковый комплекс был еще в полном порядке. Красивая усадьба, шикарный парк, уютный гостевой дом, музейный павильон в виде миниатюрного средневекового замка, очаровательная беседка на берегу озера, оранжереи, зверинец — словом, чего только не было тогда в бывших владениях Чапских! Такая натура — просто подарок для съемочной группы, снимающей в нищие 30-е годы фильм о сытой помещичьей жизни [14].
Первой жертвой новых
порядков стала Николаевская церковь,
которая была взорвана ещё до войны
(руины сохранились и поныне).
Во время Великой Отечественной
войны был уничтожен и усадебны
Как уже упоминалось, не уцелели во время войны главные графские чертоги. В отместку за то, что там свили гнездо немецкие оккупанты, наши партизаны взорвали дом. Увы, нет сегодня в Станьково родового гнезда Чапских. Зато есть надежда, что могла сохраниться усыпальница Чапских - крипта. Располагалась она под костелом, нынче тоже разрушенным.
Есть в Станьково
огромная половина распиленного валуна
с глядящими на четыре стороны
света рукотворными углублениями. Местные
жители в ответ на расспросы поведали:
специально для графских отпрысков
делалось - чтоб сидели те чинно на свежем воздухе и не дрались. Якобы
вторую половину этого камня с аналогичными
ямками видели в Прилуках.
На территории свыше 40 гектаров располагался
и располагается поныне обширный парк
с выходом на живописное озеро. Известная
любителям старого кино беседка-ротонда,
приютившая Дубровского на съемках одноименного
фильма, стоит как раз на берегу этого
озера [10].
Пару лет назад исчезла еще одна станьковская достопримечательность, чудо-дерево, растущее корнями вверх. Этот особый вид вяза – голый («вяз Кампердауна» или «ильм») – засох. Однако сохранилась одна очень красивая история об этом чудо-дереве.