Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:06, курсовая работа
Целями данной курсовой работы являются:
закрепление, расширение и углубление теоретических знаний об отдельных старинных дворцово-усадебных ансамблях Минской области, их истории, тесно связанных с ней судеб владельцев;
изучение современного состояния ансамблей и разработка на основе полученной информации реальной экскурсии и конкретного экскурсионного маршрута.
Введение…………………………………………………………………...........3
Глава1 Дворцово-усадебные ансамбли в историко-архитектурных экскурсиях
Дворцово-усадебный ансамбль……………………………..….....…...5
Использование дворцово-усадебных ансамблей в экскурсиях.…...8
Глава 2 Дворцово-усадебные ансамбли Минщины…………………...........1
Введение……………………………………………………………….........11
2.1 Смиловичская усадьба Монюшко-Ваньковичей……………………..13
2.2 Станьковская усадьба графов фон Гуттен-Чапских…………………18
2.3 Усадьба «Кухтичи» ……………………………………………………25
2.4 Наднеманский дворец рода Наркевич-Иодко………………………...31
2.5 Грозовская Усадьба Мержеевских………………...………………….39
2.6 Резиденция Радзивиллов Радзивиллимонты………………………….42
2.7 Сновский дворец Рдултовских………………………………………...46
Заключение…………………………...…………………………………….50
Заключение…………………………………………………………………….51
Список литературы……………………………………………………………53
Приложения
А Схема маршрута………………………………………………………. 55
Б Технологическая карта…………………………………………………56
В Карточки объектов
Г Портфель экскурсовода………………………………………………...67
Вступительное слово экскурсовода……………………………………………….73
Заключительное слово экскурсовода……………………………………………...73
Сегодня усадьба разрушается, и перекрытия обваливаются даже под собственным весом. Как говорят местные жители, по ночам из усадьбы доносятся звуки обваливающихся перекрытий, но некоторые считают, что это бродит призрак Мержеевского.
На последнем в 2010 году
аукционе по продаже недвижимого
имущества Копыльский райисполком
продал за символическую цену — 35 тысяч
рублей — бывшую усадьбу помещиков
Мержеевских. Солигорское предприятие
«Далмант» планирует
2.6 Резиденция Радзивиллов Радзивиллимонты
Это одна из наиболее известных исторических усадеб Минщины, которая эволюционировала от Ренессанса к классицизму.
Клецкие земли, на которых расположено имение, принадлежали до 1558 года королеве Боне, а затем отошли Радзивиллам. Первым владельцем Клецка был Миколай Радзивилл Черный. В 1579 году его сыновья Миколай Криштов, Альбрехт и Станислав подписали между собой соглашение, положившее начало трем ординациям (Несвижской, Алыцкой и Клейкой), неделимым и неотчуждаемым собственностям рода. С утверждением клецкой ординации ее административным центром становятся Радзивиллимонты. Их строительство и развитие началось при Альбрехте, который получил блестящее образование в Лейпцигском университете, проявил себя талантливым дипломатом, отличился в области права при создании Главного Литовского Трибунала [2, с. 115].
После смерти Альбрехта Радзивиллимонтами владели его потомки: Ян Альбрехт, Михал Кароль, Станислав Казимир. Последний не имел детей, поэтому после его смерти ординация перешла к его дяде Доминику, затем его сыну Миколаю и внуку Мартину. В это время Радзивиллимонты продолжали быть центром ординации, однако ее хозяева жили в Клецком замке. После разрушения замка в годы Северной войны Мартин жил в своем замке в Чернавчицах, около Бреста. Однако в Клецке князя привлекала хорошо оборудованная лаборатория, где он занимался физическими опытами. Вдобавок, Мартин любил химию и медицину, увлекался музыкой, изучал древние религии [2, с. 115].
После смерти Мартина в 1759 году ординация отошла его сыну Миколаю Юзэфу, воеводе трокскому. Клецкий замок на протяжении XVIII века все больше и больше разрушался. Миколай Юзэф не стал его восстанавливать, а начал строительство дворца в Радзивиллимонтах. После его смерти имение отходит племяннику князя Людвигу Миколаю, который безвыездно жил в Радзивиллимонтах и успешно занимался хозяйством.
После Людвига владельцем ординации стал его сын Леон. Во время восстания 1830 года Леон в отличие от других Радзивиллов сражался на российской стороне. В 1844 году князь получил звание полковника, состоял на дипломатической службе в России. После Крымской войны получил звание генерал-лейтенанта. Из Санкт-Петербурга князь часто приезжал в имение со столичными гостями. По случаю приезда устраивались пышные балы и охоты [2, с. 116].
Потомков у князя
не было, поэтому в 1874 году он уступает
ординацию несвижскому
С несвижскими Радзивиллами связан последний период развития усадьбы в последней четверти XIX века. Несвижский замок в это время был в запустении, поэтому приехавшие из Берлина Радзивиллы, поселились в уютных Радзивиллимонтах. Здесь в 1875 году жила и занималась перепланировкой старого барочного парка в романтический княгиня Мария Дорота. Об этом свидетельствует памятный камень с надписью: «Эта аллея заложена в 1875 году Марией де Кастеллян, Антониевой княгиней Радзивилловой» [2, с. 116].
Первая радзивиллимонтовская усадьба начала XVIII века имела ренессансные черты. Она размещалась в10 км от Клецка на одной оси с замком. Вдоль оси шла прямая дорога, которая в виде кленово-тополевой аллеи сохранилась до наших дней. В 50-е годы XVIII века на смену старой усадьбе пришел барочный дворцово-парковый ансамбль. Усадьба была деревянной, сравнительно небольшой, с регулярным парком и хозяйственными постройками.
В 80-е годы Юзэф Радзивилл
создает новый дворцово-
Центром композиции усадьбы стал новый дворец. Строился он в 1780-1783 годах итальянским архитектором Скампани в стиле классицизма. Дворец представляет особый интерес еще и потому, что в нем слились традиции деревянного зодчества с каменным [23, с. 81]. Наружные стены, сложенные из дубового бруса, были обложены кирпичом и оштукатурены, внутренние – в основном были кирпичными. Из дерева выполнены портик с фронтоном и другие элементы, заимствованные из каменной архитектуры.
Усадебный дом представляет собой симметричный деревянный одноэтажный объем, центральная часть которого в два этажа частично выполнена из кирпича. Отрезки внутренней продольной стены также кирпичные. Протяженность сооружения – около 70 метров.
Важным элементом
С тыльной стороны имеется полукруглый эркер центральной залы. Крылья дома сделаны из дуба, причем стены выполнены рустом27 под камень. От времени дубовые стены потемнели и слегка поросли мхом. Вследствие этого белый портик хорошо рисуется на зеленоватом, гармонирующем с парком фоне стены здания [23, с. 82]. Правое крыло заканчивается полукруглой ротондой, в которой находился зимний сад.
Парадные помещения (вестибюль, зала, гостиная, зимний сад) имели богатую отделку: в их оформлении использовались колонны, лепные вазы, гирлянды, медальоны, скульптуры. Отделка этих помещений сохранилась только частично [24, с. 170].
По всему периметру зимнего сада были прорезаны широкими и высокими окнами. Впечатлению открытости зимнего сада способствовали не только часто поставленные высокие окна. Есть основание полагать, что простенки между окнами были так декорированы (расписаны деревьями и цветами), что зрительно уничтожалась преграда, отделяющая зимний сад от парка усадьбы. Такой прием декорации интерьера был нов для белорусского зодчества – он пришел из русской классической архитектуры. Впервые его мастерски применил зодчий И. Старов при строительстве Таврического дворца в Петербурге [4, с. 80].
Из просторного вестибюля ведут несколько входов: два в боковые крылья дома, где размещены гостиная, столовые, кабинеты, жилые комнаты и третий в парадный зал.
Зал размещен на главной оси сооружения, а его торец полукруглого очертания выдается в парк. Просторность интерьера была достигнута благодаря тому, что четыре внутренние колонны небольшого диаметра смещены к стенам и освободили центральное пространство помещения. Кроме этого, из окон зала открывается широкая перспектива в сторону парка. Тем самым интерьер получил пространственную связь с окружающей природой [4, с. 79].
В технике стука под розовый мрамор богато оформлена домашняя часовня. В оформлении дворцовых интерьеров принимал участие Антон Смуглевич, брат известного художника и графика Франтишка Смуглевича. По его эскизам были выполнены живописные работы во дворце, украшены кафельные печи и камины [2, с. 117].
В 1909 год дворец вместе со многими строениями сгорел, затем был отстроен. Афтанази назвал его наиболее замечательным памятником белорусской архитектуры. Но за последнее время, к сожалению, здание оказалось в руинах.
В соответствии с особенностями стиля, при дворце сформировался парк. Перед дворцом оформился большой партер, который отделяется от сада двумя двухрядными аллеями конского каштана. Вдоль стен дворца были высажены клены. Этот прием – характерная черта парков первой половины и середины XVIII века. Широкая въездная аллея расположена не перпендикулярно, как обычно, а параллельно дворцу. Составлена она могучими деревьями ясеня и тополя. Разреженная посадка не закрывала вид на усадьбу.
Водоемы площадью 1,46 га приняли натуральную форму, охватив парк с северной и северо-восточной сторон. Питались они поверхностными водами и родниками, обнесенными дубовыми срубами. Водоемы имели не только декоративное, но и дренирующее значение: через протоку избыток воды отводился в реку Цапра. С нарушением общего гидрологического режима территории и сооружением наносной станции вода, наоборот, потекла из реки в водную систему парка. В 1992 году станция перестала работать, и водоемы совсем обмелели [2, с. 118].
Основной массив парка простирается на юго-западе бывшей усадьбы. В плане парк имеет форму прямоугольника, к которому с юга примыкает сад, а с северной стороны его огибает канал. На центральной поляне частично сохранились липовые аллеи с видовыми площадками (диаметр 9 м). Всего сохранились 53 липы и 3 клена в возрасте более 200 лет. От партера до канала идет грабовая аллея, которая вы ходила на аллею из конского каштана, почти не сохранившуюся на сегодняшний день. За каналом на опушке находится видовой холм высотой до 4 м. Отсюда открывается живописная панорама окрестности, где в прошлом проводили охоты. Здесь ярче всего под влиянием Марии де Кастелян проявились мотивы романтизма: видовой холм на мете могилы любимой собаки хозяина, небольшой водоем с двумя островками и альтанкой [2, с. 118].
Юго-западную часть парка занимает большой древесный массив с небольшими полянами, простыми и сложными клумбами деревьев. Сейчас здесь растет в основном граб, а в прошлом основу составляли дуб, ясень и ель. Деревья высотой до 20 м образуют плотный массив на границе парка с садом. Прогулочный маршрут парка построен по принципу контраста света и тени. Он проходит по сомкнутым тенистым и даже темным аллеям, пересекает группы деревьев и выходит на светлые поляны и луговины. Чередование света тени создает приятный эффект.
Усадьба включала большой хозяйственный двор, который горел и отстраивался одновременно с дворцом. Здесь сохранились винокурня, две конюшни, коровник и деревянный амбар.
2.7 Сновский дворец Рдултовских
На берегу речки Сновки на открытой террасе расположилась усадьба Рдултовских, ставшая ярким памятником классицизма. Строгие архитектурные формы, четырехколонный портик у главного входа, раскрытая композиция, четкая планировка, объемное построение — вот его отличительные черты [25].
Формирование усадьбы в Снове велось Казимиром Рдултовским (1785-1855). Снов принадлежал некогда Радзивилам, потом стал собственностью именитой семьи Рдултовских [2, с. 197]. Казимир Рдултовский с раннего детства учился в Англии, в Оксфорде получил звание доктора философии. Он женился на сестре Терезе, дочери отца от второго брака, уплатив большие деньги Ватикану за разрешение на такой брак. Сенсационное событие не повлияло на положение Казимира в обществе. В этом браке у Казимира родилось трое детей. В 1811 году Казимир избирается поветовым новогрудским маршалком, поселяется в Снове и создает здесь прекрасную резиденцию с зимним садом, галереей, огромным бальным залом, где он принимал Иеронима, брата Наполеона Бонапарта.
Его старший сын, маршалок Слуцкого повета, окончил Сорбонну, увлекался поэзией и литературой. Был дружен с Адамом Мицкевичем, встречался с А. С. Пушкиным. Перевел на английский язык лирические шедевры Мицкевича «Крымские сонеты», фрагменты поэмы «Конрад Валленрод». Анализируя эпитеты перевода, Мицкевич называл Константина «лихим» поэтом [2, с. 196].
После смерти Казимира Снов
унаследовал младший сын
Усадьба имеет в плане форму прямоугольника площадью около 37 га, включая партер, пейзажный парк, охваченный по периметру аллеей, на которую выходит центральная трехрядная аллея из ясеня и клена. К центральной парадной правой части примыкает большой водоем, с левой – плодовый сад с защитной аллеей из ясеня и липы. Дворец во многом повторяет объемное построение известных дворцов Англии – Ктел-Хоувард и Хольхем-Холл, что было вызвано давними симпатиями владельца к английской культуре со времени его обучения в Оксфорде [26, с. 94].
Центром композиции большого ансамбля является дворец, построенный в стиле классицизма. В нашей литературе принято считать, что здание построено в 1827 году по проекту архитектора Б. Л. Тычецкого. В последнее время эта дата оспаривается на более ранний срок, что связано с указанием в литературе на пребывание в Сновском дворце в 1864 году короля Станислава Понятовского. Вероятно, король посещал малоизвестный дворец Яна Хризостома Рдултовского, построенный в 1760 году и разрушенный во время Барской конфедерации. Афтанази считает, что современный дворец мог быть построен в 1812 году или ближе к 1825 году и что автором проекта Тычецкий не был [2, с. 196].