Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:06, курсовая работа
Целями данной курсовой работы являются:
закрепление, расширение и углубление теоретических знаний об отдельных старинных дворцово-усадебных ансамблях Минской области, их истории, тесно связанных с ней судеб владельцев;
изучение современного состояния ансамблей и разработка на основе полученной информации реальной экскурсии и конкретного экскурсионного маршрута.
Введение…………………………………………………………………...........3
Глава1 Дворцово-усадебные ансамбли в историко-архитектурных экскурсиях
Дворцово-усадебный ансамбль……………………………..….....…...5
Использование дворцово-усадебных ансамблей в экскурсиях.…...8
Глава 2 Дворцово-усадебные ансамбли Минщины…………………...........1
Введение……………………………………………………………….........11
2.1 Смиловичская усадьба Монюшко-Ваньковичей……………………..13
2.2 Станьковская усадьба графов фон Гуттен-Чапских…………………18
2.3 Усадьба «Кухтичи» ……………………………………………………25
2.4 Наднеманский дворец рода Наркевич-Иодко………………………...31
2.5 Грозовская Усадьба Мержеевских………………...………………….39
2.6 Резиденция Радзивиллов Радзивиллимонты………………………….42
2.7 Сновский дворец Рдултовских………………………………………...46
Заключение…………………………...…………………………………….50
Заключение…………………………………………………………………….51
Список литературы……………………………………………………………53
Приложения
А Схема маршрута………………………………………………………. 55
Б Технологическая карта…………………………………………………56
В Карточки объектов
Г Портфель экскурсовода………………………………………………...67
Вступительное слово экскурсовода……………………………………………….73
Заключительное слово экскурсовода……………………………………………...73
Однако нельзя сказать, что подобных экскурсий в Беларуси нет. Они существуют, но не в том количестве, в котором мы можем себе это позволить исходя их исторической и архитектурной ценности располагаемых объектов. Маршруты проходят либо по наиболее сохранившимся и от того более известным усадьбам, либо по усадьбам, находящимся вблизи других популярных экскурсионных объектов.
Основная причина «
Становится очевидным то, что возрождать усадьбы необходимо. Во-первых, для того чтобы сохранить историю в ее материальном воплощении для современников и потомков. Во-вторых, для того, чтобы содействовать развитию туризма в Беларуси, повышать интерес к отечественным достопримечательностями, и, следовательно, стимулировать экскурсионную деятельность.
ВСТАВЬ ТИТУЛЬНИК ВТОРОЙ
ВВЕДЕНИЕ
Представленная экскурсия посвящена теме «Использование дворцово-усадебных ансамблей в историко-архитектурных экскурсионных маршрутах». В современных условиях развития экскурсионной деятельности в Беларуси тема данной экскурсии носит актуальный характер. Историко-архитектурные экскурсии по маршруту старинных усадеб могут служить свидетельством еще не до конца утерянного рукотворного богатства края, которое можно и следовало бы возродить.
Не предать забвению былую культуру
белорусского народа – это задача
историко-архитектурных
Эта тема будет интересна практически всем видам экскурсионных групп, как белорусских, так и зарубежных, так как рассказ и показ усадьбы (ее уцелевшей части) включает исторические факты, искусствоведческую информацию (становление архитектурных стилей, собрания коллекций произведений искусства разных стилевых эпох, как, например, коллекции графа фон Гуттен-Чапского), приемы старинного «садово-паркового дизайна», описание быта и нравов белорусской шляхты, их культурного уровня и т.д. Популяризация экскурсий подобной тематики поспособствует смене стереотипа «Беларусь – мужыцкая зямля» на «Беларусь – зямля палацаў і сядзіб».
Представленная экскурсия посвящена старинным дворцово-усадебным ансамблям Минской области, а именно усадьбе Монюшко-Ваньковичей в Смиловичах, Станьковскому ключу графов фон Гуттен-Чапских, усадьбе «Кухтичи» в Первомайске, усадьбе Наркевичей-Иодко в Малысковщине, усадьбе Мержеевских в Грозове, резиденции Радзивиллов Радзивиллимонты и Сновскому дворцу Рдултовских.
Каждому разделу контрольного текста экскурсии соответствует рассказ об отдельной усадьбе. Разделы составлены таким образом, чтобы в каждом прослеживалась история формирования усадеб: первоначальные задумки и строения, перепланировки, в связи с новыми владельцами, разрушения от пожаров, войн, дальнейшая реконструкция; описывались стилевые и планировочно-композиционные особенности, как самих усадеб, так и хозяйственных построек, малых архитектурных форм, каплиц, водных систем, парковых насаждений. Одновременно с повествованием непосредственно об усадьбах, идет рассказ о создателях и владельцах имений, их жизни, деятельности и увлечениях, которые иногда очень ярко отражались в становлении дворцово-усадебных ансамблей. Например, Якуб Наркевич-Иодко переоборудовал построенную отцом оранжерею под помещение для принятия солнечных ванн в своем санатории «для слабогрудых».
В каждом разделе даются сведения
о современном состоянии
Глава 2 Дворцово-усадебные ансамбли Минщины
2.1 Смиловичская усадьба Монюшко-Ваньковичей
Смиловичский дворцово-парковый комплекс – памятник дворцово-усадебной архитектуры романтизма второй половины 19-го столетия; построен в городском посёлке Смиловичи на месте старого замка 17-го столетия.
В ХV веке селение Смиловичи временно называлось Бакшты (Бакштаны), так как когда-то принадлежали роду Бакштанских. Известно с 1592 года [5, с. 468]. Далее Смиловичи принадлежали Кезгайлам (с 1447 по 1554 год). Потом ими владели Сапеги, Завиши, Огинские, Манюшко (с 1791 года) и Ваньковичи.
Но именно Огинские, - в частности Марциан Огинский (1632 – 1690 гг.) в 17-м веке вернул Смиловичам их изначальное название. Ориентировочно в 1660-е годы Марциан Огинский (1632 - 1690 гг.) построил в Смиловичах замок. История не сохранила для нас изображения или каких-либо следов архитектуры этого самого раннего дворца, который послужил прообразом для постройки дворцового комплекса, остатки которого мы сейчас можем видеть на окраине Смиловичского парка...
В 1668году Марциан Огинский возвел православную Свято-Троицкую церковь, а в 1669 году он принял католическое вероисповедание.
В 1710, во время Северной войны, два полка Великого княжества Литовского были расквартированны в Смиловичской усадьбе, причинив ей немалый вред и урон [6].
Дворцово-усадебный комплекс слагается из двух кирпичных корпусов, построенных в разное время и объединённых между собой небольшим крылом. Старый корпус выполнен в модном во времена романтизма стиле псевдоготики - прямоугольный в плане двухэтажный объём под двухскатной крышей и окнами разной величины напоминает замок эпохи ренессанса. Со стороны главного фасада7 к зданию примыкает квадратная в сечении трёхъярусная башня с зубчатым парапетом. Её наружные стены украшены лепниной и увенчаны каменными зубцами. В одном из ее этажей располагался холл, и была устроена трехмаршевая лестница. Интерьер старого дворца хранил черты аскетизма. И только один Бальный зал, украшенный зеркалами и люстрами, выделялся из общей атмосферы мрачности. К холлу примыкал Бильярдный зал, откуда можно было пробраться в занимавший целых два яруса просторный, шестигранный Зимний сад. Последний имел широкие Венецианские окна8. До первой мировой войны в этом помещении выращивались самые разные экзотические растения.
Не известно, появился ли бы дворцово-усадебный комплекс в Смиловичах вообще, если бы этим имением не завладел его управляющий («эконом») Станислав Монюшко, род которого к этому времени обеднел [2, с. 240]. Пока гетман Михаил Казимир Огинский, вместо того, чтобы заниматься военными и административными делами, проводил время в музицировании и заграничных вояжах, его подданные беднели, а управляющие и арендаторы наживались. Причем, наживались на поставках провианта для войск того же гетмана. Все закончилось тем, что в 1791 году Станислав Монюшко выкупил у Огинского Смиловичи [7, с. 183].
Первый (более ранний) дворец построен Станиславом Манюшко в начале 19-го века с использование стен старинного здания (построенного Марцианом Огинским во второй половине 17-го века). К сожалению, до сих пор точная дата строительства не известна. Известно, что восьмилетний Станислав Монюшко, будущий композитор, бывал в Смиловичском дворце деда. Согласно рисунку Пешки, дворец уже был около 1810года, однако его формы не соответствуют известному Смиловичскому дворцу. Скорее всего, это один из эскизных проектов дворца в стиле классицизма [2, с. 241].
Энергичный Станислав Монюшко поднял рентабельность фольварков, привлек ремесленников к строительству большой усадьбы. Вообще, первым зданием, заложенным Станиславом Манюшко после получения прав (от Михаила Казимира Огинского в 1791 году) на усадьбу, была хозяйственная постройка – двухэтажный дом для прислуги. Прямоугольный в плане, 16 х 9 метров, он имел кирпичные стены метровой толщины. Строение является памятником гражданской архитектуры. Точная дата начала строительства нам известна благодаря памятному камню, который был установлен в стенах этой постройки – 30 июля 1795 года!! До осени 2003 года памятный камень находился на своём месте, но уже в сентябре 2004 года, он был выбит со стены и подпирал двери в подвал, а потом и вовсе исчез… Другая хозяйственная постройка, - перестроена под мебельный цех, а до этого – спиртовой склад. Строение прямоугольное 12 х 12 метров [6].
Одновременно со строительством первого дворца был заложен и парк. В связи с последующими наслоениями судить о его планировке трудно. Наиболее выражена липовая аллея, свидетельствующая скорее о первой регулярной9, чем о пейзажной10 планировке [2, с. 241].
У Станислава Манюшко и Евы Войнилович росло шестеро сыновей (Игнатий, Доминик, Юзеф, Чеслав, Казимир и Александр) и четыре дочери. При разделе отцовских владений, Смиловичи достались Казимиру Манюшко, который видоизменил усадьбу. Казимир Манюшко основал в Смиловичах школу для детей, увлекался естествознанием, особенно ботаникой, что сблизило его с известным польским учёным, химиком, биологом и врачом, профессором Виленского университета Андреем Снядецким, который часто бывал в Смиловичской усадьбе. Казимир занимался селекцией и вывел несколько новых сортов, заложив в усадьбе большие плодовые сады, питомник и ботанический сад, изобиловавший редкими растениями и содержавшийся в образцовом порядке. Собрал большую библиотеку. Библиотека располагалась в Старом дворце, в ней находились знаменитые на всю Речь Посполитую часы из дуба. Дело в том, что впечатлительный внук бывшего управляющего, тоже Станислав Монюшко, еще будучи восьмилетним мальчиком, услышал от деда в этой самой библиотеке легенду о Смиловичском замке, в которой упоминались никогда не заводившиеся, а потому стоявшие часы. По легенде, эти часы, неожиданно, в самый трагический момент, пошли сами собой… Впоследствии, став композитором, Станислав Монюшко написал оперу под названием «Страшный двор», либретто которой было основано на той самой легенде о замке. Это музыкальное творение ставили на многих европейских сценах [7, с. 184].
Атмосфера Смиловичского дома поддерживалась сыновьями Станислава Манюшко и в их собственных имениях, когда дети, повзрослев, разлетелись из родного отцовского гнезда. Любительский театр Юзефа Манюшко (имение Ротковщина) впечатлял юного Станислава, будущего композитора. Спектакли проходили по вечерам в большом амбаре. В перерывах и после спектакля пели, состязаясь два хора из местной молодёжи, а потом начинались танцы. Заканчивался вечер угощением за большим столом под липами парка. Польские и белорусские народные песни, танцы, экзотичность представлений, интерес к народным обычаям, преданиям, - всё это являлось характерной чертой романтизма рода Манюшко [2, с. 244]…
После смерти Казимира, имение перешло к младшему из сыновей – Александру, который в 1856 году решил построить новый дворец рядом с отцовским. Но Александр умирает, так и не завершив задуманное.
Его дочка Паулина
встречается с Левоном
После строительства двухэтажного объёма, соединившего оба здания, дворец принял законченный вид. Этот соединительный объём с окнами почти во всю высоту этажей, использовался под зимний сад [6]. Из Зимнего сада можно было пройти в Столовый зал. Стены последнего были отделаны дубом. В этом зале хранились серебро, стеклянная посуда, фарфор. После строительства нового дворца, старый стал служить помещением для приёма гостей. В Новом дворце в так называемом Малом зале размещалась картинная галерея, среди картин которой особое место занимала картина Валентия Ваньковича «Адам Мицкевич на горе Аюдаг», большая библиотека. Богатейший архив документов и рукописей Огинских, Манюшко, Ваньковичей. Но более репрезентативно выглядел Большой салон, интерьеры которого были стилизованы под эпоху Людвига ХVI: стены украшали пилястры, потолок – огромная люстра, а пол покрывал квадратный паркет. Обставлен салон был комплектом мебели времен Станислава Августа – выкрашенными в белый цвет диванами и креслами с высокими спинками. В покоях Розовой резиденции тоже размещались полотна Ваньковича, а также картины художников современной этому автору эпохи. Интерьер дворца был украшен росписью. Также, в Новом дворце располагался архив с собранием древних рукописей [7, с. 184].
К дворцу ведёт длинная, слегка изгибающаяся липово-кленовая въездная аллея. Въездные ворота расположены с западной стороны усадьбы, их образуют четыре пилона – средние высокие и боковые с калитками. Около ворот сохранилась сторожка из красного кирпича, построенная в начале 20-го века. По периметру усадьба была окружена оградой – решетчатой кладкой из красного кирпича, вдоль неё тянулась посадка из ели. Ограда частично сохранилась по улице Садовой. С восточной стороны к окраине парка проходит кленовая аллея, ведущая на хозяйственный двор усадьбы. За ней расположен большой плодовый сад, частично застроенный [2, с. 243].
Сохранилась информация, что усадьба была связана с могилёвским трактом тайным подземным тоннелем, в котором могла проехать упряжка лошади...
Парадный двор усадьбы окружал парк, к которому примыкал большой сад. Разноэтапность дворцового строительства и смена планировочных приоритетов сказались на формировании парковых композиций, насыщенных большим количеством экзотических деревьев [8, с. 138]. Парк был пейзажным, натуралистическим. Из экзотов сохранились: сосна чёрная (два дерева высотой 15 и 12 метров – памятник природы республиканского значения), пихта одноцветная, лиственница Кемпфера, клён серебристый, шелковица белая. Часть парка занимает липовая аллея, посаженная по оси первого здания. Длина аллеи около 300 метров, ширина – 5 метров, деревья высажены с интервалом в 2 метра. Аллея завершается на живописном берегу реки Волма.