Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:11, курсовая работа
Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от –45˚С до +40˚С, относительной влажности воздуха до 80% при температуре 20˚С, запыленности до 1,5 г/м3, скорости ветра до 20 м/с и в районах, расположенных на высоте не выше 3300 м над уровнем моря.
Целью данной работы поставлено рассчитать коробку передач для автомобилей семейства ЗИЛ «Бычок».
Введение……………………………………………………………………………3
1.Расчет трансмиссии……………………………………………………………...5
2.Уточнённый расчёт валов……………………………………………………...21
3. Расчет подшипников…………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………….35
№ | 2 | 3 | 5 | 7 | 10 | |||
ZH | 3,246 | 3,4 | 3,221 | 3,831 | 4,747 | |||
Zε | 0,65 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | |||
KHα | 1,33 | 1,33 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | |||
KHw | 1,33 | 1,02 | 1 | 1 | 1 | |||
KHβ | 1,0392 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | |||
KHV | 1,195 | 1,14 | 1,199 | 1,125 | 1,26 | |||
KHμ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
KHX | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
ПН,
МПа |
4,5 | 5,112 | 39,1 | 31 | 29,7 | 23,5 | 25 | 19,8 |
γi, % | - | - | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 4 |
KПH | - | - | 0,15 | 0,19 | 0,21 | 0,22 | 0,22 | 0,24 |
RH | 1786,4 | 11140 | 48648 | 331273 | 472892 | |||
ПНР0,
МПа |
21 | 21 | 21 | 21 | 21 | |||
NHO | 1,2*108 | 1,2*108 | 1,2*108 | 1,2*108 | 1,2*108 | |||
RHlim | 1,11*1012 | 1,11*1012 | 1,11*1012 | 1,11*1012 | 1,11*1012 | |||
LH, км | 621,3*106 | 99,64*106 | 1,69*107 | 2,48*106 | 1,74*106 | |||
NHE | 3,92*106 | 16,67*106 | 7230747 | 40170816 | 20888825 | |||
KHL | 3,128 | 1,93 | 2,551 | 1,44 | 1,791 | |||
σHР,
МПа |
2228,8 | 1750,7 | 2060 | 1548 | 1604 | |||
σрасч,
МПа |
583,3 | 621,76 | 871 | 901 | 1066 | |||
σHmax,
МПа |
825 | 879,3 | 1232 | 1274 | 1508 | |||
σHlimM, МПа | 3800 | 3800 | 3800 | 3800 | 3800 |
2. Уточнённый расчёт валов
Расчёт промежуточного
вала
Рис.2.1Расчётная
схема промежуточного вала
Определение реакций опор:
Плоскость X0Z
Момент относительно опоры а:
∑Ma = Pt2·m – Pt3·(m + n) - Xb·(m + n + h) = 0,
Xb = (Pt2·m – Pt3·(m + n)) / (m + n + h),
Pt2 = 2·M2 / dw2,
Pt3 = 2·M2 / dw3,
Момент относительно опоры b:
∑Mb = Pt3·h – Pt2·(n + h) + Xa·(m + n + h) = 0,
Xa = ( Pt2·(n + h) – Pt3·h) / (m + n + h)
где – Pt2 и Pt3 – окружные силы соответственно 2-го и 3-го колёс,
Xa и Xb – реакции опор соответственно в точках a и b.
Pt2 = 2·6448,8 / 0,4091 = 31,526 кН,
Pt3 = 2·6448,8 / 0,14742 = 87,488 кН,
Xb = (31,526∙51 + 87,48∙(51 + 419)) / (51 + 419 + 148) = 63,928 кН,
Xa = (31,526∙(419 +148) – 87,48∙148) / (51 + 419 + 148) = 7,972 кН.
Плоскость Y0Z
Осевые силы:
Pa2 = Pt2·tgβ1,
Pa3 = Pt3·tgβ2,
где – tgβ1 и tgβ2 – тангенсы углов наклона зубьев соответственно 1-й и 2-й пары колёс.
Радиальные силы:
Pr2 = Pt2·tgα / cosβ2 ,
Pr3 = Pt3·tgα / cosβ3.
Момент относительно точки а:
∑Ma = - Pa2·0,5·dw2 + Pr2·m + Pa3·0,5·dw3 – Pr3·(m + n) + Yb·(m + n + h) = 0,
Yb = ( Pa2·0,5·dw2 - Pr2·m - Pa3·0,5·dw3 + Pr3·(m + n)) / (m + n + h).
Момент относительно точки b:
∑Mb = - Pa2·0,5·dw2 + Pr2·(n + h) + Pa3·0,5·dw3 + Pr3·h - Ya·(m + n + h)
= 0,
Ya = (- Pa2·0,5·dw2 + Pr2·(n + h) + Pa3·0,5·dw3 + Pr3·h) / (m + n + h).
Pa2 = 31,526·tg22º30′= 13,045 кН,
Pa3 = 87,482·tg20º36′= 32,88 кН,
Pr2 = 31,526·tg20º / cos 22º30′ = 12,418 кН,
Pr3 = 87,482·tg20º / cos 20º36′ = 34,015 кН,
Yb = (13,045·0,5·409,1 + 12,418·51 – 32,88·0,5·147,42 +
34,015·(51 + 419)) / (51 + 419 + 148) = 27, 289 кН,
Ya = (-13,045·0,5·409,1 + 12,418·(419 + 148) + 32,88·0,5·147,42 +
34,015·148) / (51 + 419 + 148) = 19,14 кН.
Расчёты на остальных передачах производятся аналогично, поэтому результаты последующих расчётов сводим в таблицы 2.2.1 – 2.2.2
Примечание. Для определения реакций заднего хода необходимо спроектировать Ptз.х., Prз.х. на вертикальную плоскость:
P′tз.х.= - Prз.х.·sinα + Ptз.х.·cosα = -12,418·sin 61º13′ + 87,488·cos 61º13′
=31,242 кН,
P′rз.х.= Prз.х.·cosα - Ptз.х.·sinα = 12,418·cos 61º13′ - 87,488·sin 61º13′
= -70,698 кН,
где – α – угол между вертикальной плоскостью и плоскостью контакта зубчатой пары заднего хода,
знак « - » указывает на обратное направление силы по отношению к расчётной схеме .
Таблица 2.2.1
передача | № зубчатого
колеса |
Pt, кН |
Pa, кН |
Pr, кН |
№
зубчатого колеса |
Pt, кН |
Pa, кН |
Pr, кН |
9 | 31,526 | 13,04 | 12,41 | 2 | 31,526 | 13,04 | 12,41 | |
1 | 1 | 87,48 | 32,88 | 34,01 | 4 | 87,48 | 32,88 | 34,01 |
2 | 4 | 67,073 | 25,21 | 26,08 | 6 | 67,073 | 25,21 | 26,08 |
3 | 6 | 56,75 | 23,48 | 22,35 | 8 | 56,75 | 23,48 | 22,35 |
4 | 8 | 42,97 | 19,32 | 17,14 | 10 | 42,97 | 19,32 | 17,14 |
5 | 9 | 34,395 | 15,46 | 13,72 | 12 | 34,395 | 15,46 | 13,72 |
З.Х. | 12 | 87,48 | 32,88 | 34,01 | 16 | 87,48 | 32,88 | 34,01 |
З.Х. | 13 | 87,48 | 32,88 | 34,01 |
Таблица 2.2.2
передача | n, мм | h, мм | dw, мм | Xb, кН | Xa, кН | Yb, кН | Ya, кН |
1 | 419 | 148 | 147,42 | 63,928 | 7,972 | 27,289 | 19,14 |
2 | 305 | 262 | 192,29 | 36,03 | 0,48 | 16,443 | 22,054 |
3 | 251 | 316 | 227,27 | 25,13 | -0,098 | 11,947 | 22,823 |
4 | 143 | 424 | 300,1 | 10,887 | -0,556 | 6,034 | 23,53 |
5 | 84 | 482 | 374,98 | 4,911 | -4,64 | 3,65 | 22,45 |
З.Х. | 506 | 112 | 147,42 | 25,556 | 25,864 | -62,298 | -0,79 |
Определение изгибающих моментов:
Вертикальная плоскость
Мв1 = Ya·m ,
Мв2 = Мв1 + Pa2·0,5·dw2,
Мв3 = Ya·(m + n) + 0,5·dw2·Pa2 – Pr2·n,
Mв4 = Мв3 – Pa3·0,5·dw3 ,
Мв1= 19,14·51 = 976,14 Н·м,
Мв2= 976,14 + 13,045·0,5·409,1 = 3644,5 Н·м,
Мв3= 19,14·(51 + 419) + 0,5·409,1·13,045 – 12,418·419 = 6461 Н·м,
Мв4= 6461 – 32,88·0,5·147,42
= 2724,6 Н·м.
Горизонтальная плоскость
Мг1 = Xa·m,
Mг2 = Xa·(m + n) – Pt2·n,
Мг1 = 7,972·51 = 506,57 Н·м,
МГ2 = 7,972·(51 + 419) – 31,526·419 = - 9462,5 Н·м.
Расчёты на других
передачах проводятся аналогично, поэтому
результаты расчётов сводим в таблицу
2.2.3
Таблица 2.2.3
передача | Мв1, Н·м | Мв2, Н·м | Мв3, Н·м | Мв4, Н·м | Мг1, Н·м | Мг2, Н·м |
1 | 976,14 | 3644,5 | 6461 | 4037,4 | 406,57 | -9462,5 |
2 | 1125,26 | 3793,6 | 6735,6 | 4311,73 | 24,48 | -944,55 |
3 | 1163,9 | 3832,3 | 6443,9 | 3775,5 | -4,99 | -9650,3 |
4 | 1200,03 | 3868,3 | 5457,4 | 2558,4 | -28,35 | -8020,89 |
5 | 1144,9 | 3813,3 | 4655,9 | 1757,4 | -236,64 | -3274,58 |
З.Х. | - 40,29 | 2628 | -4055,1 | -6478,7 | 1319 | -1545,9 |
Расчет коэффициента запаса проводим по самому нагруженному сечению вала:
Самым нагруженным является сечение под 7-м колесом на 3-й передаче.
Суммарный изгибающий момент: