Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:11, курсовая работа
Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от –45˚С до +40˚С, относительной влажности воздуха до 80% при температуре 20˚С, запыленности до 1,5 г/м3, скорости ветра до 20 м/с и в районах, расположенных на высоте не выше 3300 м над уровнем моря.
Целью данной работы поставлено рассчитать коробку передач для автомобилей семейства ЗИЛ «Бычок».
Введение……………………………………………………………………………3
1.Расчет трансмиссии……………………………………………………………...5
2.Уточнённый расчёт валов……………………………………………………...21
3. Расчет подшипников…………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………….35
Где:
,
- коэффициента пробега
Определение
расчетных напряжений
Расчетное напряжение изгиба
где - окружная сила, Н;
единичное напряжение изгиба;
коэффициент зависящий от суммарной длинны контактных линий и величины перекрытия;
коэффициент который учитывает распределение нагрузки между
зубьями, зависящий от точности изготовления зубчатого колеса;
коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки
по ширине венца;
коэффициент учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении;
коэффициент учитывающий свойства смазок и характер работы
колеса в зацеплении;
коэффициент учитывающий габаритные
размеры зубчатого колеса.
Диаметр начальных окружностей , мм, вычисляется по формуле:
Ведущее колесо: ,
мм
Ведомое колесо:
мм
Диаметр окружностей вершин , мм, вычисляется по формуле:
мм
мм
Диаметр окружностей впадин , мм, вычисляется по формуле:
,
где нормальный угол зацепления;
угол наклона зуба.
мм
Окружная сила Ft , H, вычисляется по формуле:
Единичное напряжение изгиба
где коэффициент напряжения изгиба;
учитывает параметр сопряженного зубчатого колеса;
зависит от угла профиля исходного контура;
учитывает радиус переходной кривой;
учитывает перераспределение толщины зубьев шестерни и колеса.
[1, c112]
где фактическое число зубьев;
эквивалентное число зубьев.
Эквивалентное число зубьев
Определяем коэффициент напряжения изгиба
По ГОСТ 13.755-84 определяем
Коэффициент, зависящий от суммарной длинны контактных линий и величины перекрытия ,
для косозубых зубчатых колес.
Коэффициент осевого перекрытия
Коэффициент,
учитывающий распределение
Где учитывает неравномерность распределения нагрузки в начальный период работы колеса;
коэффициент, учитывающий приработку зубьев.
Коэффициент определяем по таблице 7.8
Для определения вычисляем коэффициент ширины
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении
где
- коэффициенты обусловленные погрешностями
зубчатых колес.
Примечание –
при окружной скорости V≤1 м/с коэффициент
Окружная скорость V м/с, вычисляется по формуле:
Коэффициент, учитывающий
свойства применяемого смазочного материала
и характер работы зубчатого колеса в
передаче
следует принимать:
Коэффициент, зависящий от размеров зубчатого колеса определяют
по таблице 7.10
Результаты расчетов приведены в таблице 14
Таблица 14
параметр | ведущие зубчатые колеса | ||||
Z1 | Z4 | Z6 | Z8 | Z9 | |
3,46 | 1,9 | 1,064 | 0,736 | 1,864 | |
mn, мм | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
β, град | 22,33 | 22,33 | 22,33 | 22,33 | 22,33 |
Z | 13 | 22 | 31 | 38 | 22 |
dW, мм | 72 | 110 | 155 | 184 | 112 |
dn, мм | 78 | 116 | 161 | 190 | 118 |
db, мм | 68 | 102 | 144 | 171 | 104 |
bw, мм | 40 | 38 | 38 | 34 | 38 |
αtw, град | 21,48 | 21,48 | 21,48 | 21,48 | 21,48 |
α, град | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Ft, Н | 22509 | 14682 | 10419 | 8777 | 14420 |
Zv | 14 | 24 | 34 | 41 | 24 |
Yfo | 2,25 | 2,45 | 2,7 | 2,7 | 2,7 |
Ku | 0,991 | 0,989 | 0,9889 | 0,9908 | 0,9899 |
YF | 2,229 | 2,42 | 2,67 | 2,67 | 2,67 |
εα | 1,61 | 1,53 | 1,53 | 1,53 | 1,53 |
Yε | 0,64 | 0,67 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
σF, H | 439 | 306 | 357 | 301 | 457 |
Допускаемое напряжение изгиба
где предельное напряжение изгиба, МПа
коэффициент долговечности.
Коэффициент долговечности вычисляется по формуле:
Где: показатель кривой усталости при изгибе;
– базовое число циклов;
эквивалентное число циклов перемен напряжения.
Показатель кривой усталости при изгибе определяют по таблице 7.6 [1]
Базовое число циклов
определяют по таблице 7.6 [1]
Эквивалентное число циклов перемен напряжения
Где ресурс по усталости при работе зубчатого колеса на нескольких передачах;
планируемый пробег автомобиля до
капитального ремонта, км.
Ресурс по усталости при изгибе, затрачиваемой на один километр
где - передаточное число от рассматриваемой шестерни до колеса
относительный пробег на данной передаче.
относительный пробег определяется по таблице 7.5 [1]
Общий ресурс по усталости при изгибе
где продольное напряжение изгиба при базовом числе циклов
базовое число циклов 4∙106
Продольное напряжение изгиба при базовом числе циклов
Где - характеризует выносливость материала;
коэффициент, учитывающий особенность обработки зубьев;
коэффициент, учитывающий характер нагружения.
определяется по таблице 7.6 [1]
Значения коэффициента [1, c144]
Значения коэффициента в зависимости от характера нагружения зубчатого колеса.
Пробег автомобиля до усталостной поломки зуба
Расчетное напряжение
изгиба
, МПа, не должно быть больше допустимого
напряжения изгиба
, МПа.
Максимальное напряжение изгиба
где коэффициент динамичности, вычисляется по формуле:
где максимальный динамический момент, Нм.
Принимаем
Условие достаточной прочности зуба при изгибе
где
предельное напряжение изгиба от однократного
действия динамической нагрузки, которое
может привести к остаточной деформации
зуба или его хрупкой поломке.
Значение определяется по таблице 7.6 [1]
Остальные расчеты приведены в таблице 5
Определения параметра
контактного напряжения
Где: единичное контактное напряжение изгиба
коэффициент, зависящий от суммарной длины контактных линий и величины перекрытия;
коэффициент, который учитывает распределение нагрузки между зубьями, зависит от точности изготовления колеса;
коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении;
коэффициент, учитывающий свойства смазок и характер работы колеса в зацеплении;
коэффициент, учитывающий габаритные
размеры зубчатого колеса.
Единичное контактное напряжение изгиба
где угол зацепления в торцевой плоскости, град, вычисляется по формуле:
Коэффициент, зависящий от суммарной длинны контактных линий