Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:59, автореферат
Цель работы: повышение тягово-сцепных свойств колесных движителей мобильных машинно-тракторных агрегатов путем использования устройств противоскольжения, снижающих уплотняющее воздействие колес на почву.
Объект исследования: колесный движитель сельскохозяйственных агрегатов, оснащенный съемными зацепами и устройствами противоскольжения.
Предмет исследования: процесс взаимодействия колесных движителей сельскохозяйственных агрегатов с пахотным слоем почвы.
●
Рис. 11. Влияние параметров зацепа (hС, lC) на величину буксования от
количества зацепов: 1 - ZC = 1 шт; 2 - ZC =3 шт; 3 - ZC = 5 шт.
Рис. 12. Влияние параметров зацепа (hС, lC) на изменение плотности почвы в следе движителя от количества зацепов:1 - ZC = 1 шт.; 2 - ZC = 3 шт.; 3 - ZC = 5 шт.
Рис. 13. Влияние параметров зацепа (hС, lC) на зону наименее уплотненного
участка почвы в следе движителя от количества зацепов:
1 - ZC = 1 шт.; 2 - ZC = 3 шт.; 3 - ZC = 5 шт.
а б
Рис. 14. Влияние параметров зацепа (hС, lC) на силу сопротивления движению в условиях пашни: а) 1 – lC =0,1 м; 2 - lC = 0,2 м; 3 - lC = 0,3 м; б) 1 – hС=0,1 м; 2 - hС = 0,2 м; 3 - hС = 0,3 м.
В шестой главе «Рекомендации и экономическая оценка эффективности эксплуатации устройств противоскольжения» приведена методика по определению тяговой способности колесных движителей от параметров съемных зацепов; коэффициента буксования; силы сопротивления движению трактора со съемными зацепами; плотности почвы в следе движителя и зоны менее уплотненной части следа движителя за оборот колеса.
Масса устройства противоскольжения − 20 /25/ кг; ориентировочная трудоемкость установки и снятия с колеса – 0,15 /0,25/ чел.-ч; марка стали зацепа – 40Х.
В табл. 3 представлены оптимальные параметры съемных зацепов для тракторов класса 0,6 − 2,0 в зависимости от условий эксплуатации агрегатов.
Таблица 3
Оптимальные параметры съемных зацепов
Параметры съемных зацепов |
Коэффициент объемного смятия почвы, (КВ•106)Н/м3 | ||||
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 | |
Тяговый класс агрегата 0,6 / 0,9 − 2,0/ | |||||
Длина, мм |
250/300/ |
200/250/ |
140/180/ |
120/160/ |
90/120/ |
Высота, мм |
250/300/ |
250/300/ |
250/300/ |
250/300/ |
250/300/ |
Толщина, мм |
6/8/ |
5/7/ |
5/6/ |
4/5/ |
4/4/ |
Кол-во на вед. кол., шт. |
6/5/ |
4/5/ |
3/4/ |
2/3/ |
2/2/ |
Оценка эффективности агрегата со съемными зацепами проводилась на основании учета повышения сменной производительности за счет снижения буксования и повышения урожайности в следе движителя, за счет снижения уплотненности почв и составила с учетом затрат на изготовление устройств противоскольжения (2538…3215 руб.) на один агрегат:
- при подготовке почвы под посев с трактором МТЗ-1221 в составе агрегата (БДП-2,4х4; КПИР-3,6; КСТ-3,8; КОС-3; УДА-3,1; АПК-3,9; КГ-2,5) – 40-70 тыс. рублей;
- при посеве (МТЗ-1221 + СЗРС-2,1х2) – 10-14 тыс. рублей;
- при уходе за посевами с трактором МТЗ-80/82 в составе агрегата (ОП-2000 М «Руслан»; ОП-2500 М «Арго»; ОП-2500 М «Булгар»; ОМПШ-2000Р) – 24 -32 тыс. рублей (в ценах 2010 года).
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Анализ тенденций развития устройств для повышения тяговых характеристик колесных машин показал, что устройства противоскольжения являются перспективными и классифицируются по форме рабочей поверхности зацепа, способу выдвижения зацепа, источнику энергии привода, креплению к диску обода колеса, форме сечения стойки, способу регулирования параметров внедрения зацепов и длины стойки.
2. Экспериментально доказано, что коэффициент изменения угла давления зависит от площади штампа и в наименьшей степени от показателя отношения сторон штампа. Наибольшее влияние на коэффициент формы почвенного ядра оказывает параметр отношения объема воздуха к твердым частицам почвы, а наименьшее – влажность почвы.
3. Разработанная математическая модель движения колесного движителя со съемными зацепами на легких и среднесуглинистых почвах показала, что с повышением длины съемных зацепов на 0,1 м буксование снижается на 1-3%, а сила тяги увеличивается на 3-5%, с повышением высоты зацепов – соответственно на 5-7% и на 10-13%, с добавлением одного зацепа – соответственно на 2-4% и на 9-11%.
4. На основе разработанной математической модели оптимизации параметров колесного движителя по энергетическому критерию установлено, что при буксовании МТА на 10-15% оптимальное количество зацепов на ведущем колесе составляет 3 ед.
5. Экспериментальные исследования позволили установить, что с повышением длины съемных зацепов на 0,1 м плотность почвы уменьшается на 7-10 кг/м3, с повышением высоты зацепа соответственно − на 13-15кг/м3.
6. Математическая модель сжатия почвы под действием колес, оснащенных зацепами, позволила выявить, что наибольшее влияние на показатель, характеризующий сжатие, оказывает высота зацепа, и в меньшей степени – длина зацепа.
7. На основе разработанной методики расчета оптимальных параметров и экспериментальных исследований установлено, что для тракторов, эксплуатируемых на почвах с низкой несущей способностью, тягового класса 0,6, высота зацепов не превышает 0,25 м, длина зацепов варьирует в пределах 0,09-0,25 м, а толщина листового проката для стали марки 40Х составляет 4-6мм; для тракторов класса 0,9 – 2,0 соответственно 0,30 м, 0,12-0,30 м и 4-8 мм. При этом оптимальное количество зацепов на колесе при трудоемкости установки и снятия с колеса – 0,05-0,10 чел.-ч., составляет не более 2-4 ед.
8. Расчетный годовой экономический эффект от внедрения результатов исследования на один агрегат в ценах 2010 года составляет:
- при подготовке почвы под посев с трактором МТЗ-1221 в составе агрегата (БДП-2,4х4; КПИР-3,6; КСТ-3,8; КОС-3; УДА-3,1; АПК-3,9; КГ-2,5) – 40-70 тыс. рублей;
- при посеве (МТЗ-1221 + СЗРС-2,1х2) – 10-14 тыс. рублей;
- при уходе за посевами с трактором МТЗ-80/82 в составе агрегата (ОП-2000 М «Руслан»; ОП-2500 М «Арго»; ОП-2500 М «Булгар»; ОМПШ-2000Р) – 24 -32 тыс. рублей (в ценах 2010 года).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ
монография
1. Махмутов, М.М. Повышение
функциональных качеств
журналы, рекомендованные ВАК РФ
2. Махмутов, М.М. Тенденции
развития устройств
3. Махмутов, М.М. Лесозаготовительная машина для несплошных рубок леса [Текст] / М.М. Махмутов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. – 2003. – № 10. – С. 11 (0,18).
4. Махмутов, М.М. Оптимизация
числа съемных зацепов на колес
5. Махмутов, М.М. Оптимизация
параметров колесного
6. Махмутов, М.М. Модель тягово-сцепных свойств колесного движителя со съемными зацепами на переувлажненных почвах [Текст] / М.М. Махмутов, П.И. Макаров // Тракторы и сельскохозяйственные машины. – 2004. – № 10. – С. 27-29 (0,43/0,22).
7. Махмутов, М.М. Оптимизация параметров съемных зацепов [Текст] / М.М. Махмутов, П.И. Макаров // Тракторы и сельскохозяйственные машины. – 2005. – № 2. – С. 16 (0,22/0,11).
8. Махмутов, М.М. Процесс совместного действия шинных и съемных зацепов [Текст] / М.М. Махмутов, П.И. Макаров // Тракторы и сельскохозяйственные машины. – 2005. – № 4. – С. 14-15 (0,37/0,18).
9. Махмутов, М.М. Влияние
параметров съемных зацепов на
функциональные качества
10. Махмутов, М.М. Математическая
модель оптимизации числа
11. Махмутов, М.М. Снижение веса съемного устройства противоскольжения [Текст] / М.М. Махмутов, П.И. Макаров, А.П. Мартьянов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. – 2005. – № 9. – С. 28-29 (0,39/0,13).
12. Махмутов, М.М. Влияние
съемных зацепов на
13. Махмутов, М.М. Влияние
трудоемкости установки
14. Махмутов, М.М. Снижение
вредного воздействия
15. Махмутов, М.М. Влияние
параметров колесного
16. Махмутов, М.М. Степень
неравномерности момента
материалы международных, всероссийских, межрегиональных
конференций, симпозиумов и других изданий
17. Махмутов, М.М. Обоснование
эксплуатационной мощности
18. Махмутов, М.М. Анализ
математических моделей тягово-
19. Махмутов, М.М. Обоснование критерия масштабного фактора при взаимодействии штампов с почвой [Текст] / М.М. Махмутов // Механизация сельскохозяйственного производства: сб. науч. тр. молод. учен. и асп. / Казанский СХИ. Казань, 1994. – С. 86-87 (0,20).
20. Махмутов, М.М. Оптимизация длины съемных зацепов с учетом свойств почв [Текст] / М.М. Махмутов // Механизация сельскохозяйственного производства: сб. науч. тр. молод. учен. и асп. / Казанский СХИ. Казань, 1994. – С. 89-90 (0,20).
21. Махмутов, М.М. Обоснование количества и размеров дополнительных зацепов к тракторам класса 6 кН [Текст] / М.М. Махмутов, Г.Г. Галеев // Материалы 9-ой науч. методич. конф. с. – х. вузов Поволжья и Предуралья / Казанская гос. СХА. Казань, 1995. – С. 16 (0,12/0,06).
22. Махмутов, М.М. Аналитическая модель показателя степени образования почвенных структур [Текст] / М.М. Махмутов // Актуальные проблемы развития аграрного сектора в условиях развития рыночных отношений: труды юбилейной научно-практической конференции / Казанская ГСХА. Казань, 1995. – С. 41-42 (0,15).
23. Махмутов, М.М. Исследование тягово-сцепных свойств колесного движителя, оборудованного съемными зацепами [Текст] / М.М. Махмутов // Механизация технологических процессов в растениеводстве и животноводстве: сб. науч. тр. молод. учен./ Казанская ГСХА. Казань, 1996. − С. 51-52 (0,15).
24. Махмутов, М.М. О формировании
сцепных свойств колесного
25. Махмутов, М.М. О сопротивлении почв сдвигу [Текст] / М.М. Махмутов // Материалы науч. конф. сотрудников ФМСХ: сб. науч. тр./ Казанская ГСХА. Казань, 1997. – С. 57-59 (0,20).
26. Махмутов, М.М. Модель напряженного состояния почвы в первой фазе уплотнения [Текст] / М.М. Махмутов, И.В. Маланичев // Материалы науч. конф. сотрудников ФМСХ: сб. науч. тр./ Казанская ГСХА. Казань, 1997. – С. 59-60 (0,20/0,10).
27. Махмутов, М.М. Влияние
различных критериев
28. Махмутов, М.М. Влияние
параметров колесных
29. Махмутов, М.М. О тягово-сцепных и почвосберегающих свойствах сельскохозяйственных агрегатов [Текст] / М.М. Махмутов // Совершенствование конструкции и технологии использования сельскохозяйственной техники: сб. науч. тр. Самарской гос. СХА. – Самара, 1999. – С. 186-187 (0,13).
30. Махмутов, М.М. Теоретические аспекты влияния на сцепные свойства и уплотняющее воздействие параметров колесного движителя [Текст] / М.М. Махмутов, И.В. Маланичев // Проблемы механизации сельского хозяйства: юбилейный сборник научных трудов КГСХА. Факультет МСХ. Казань, 2000. – С. 177-201 (2,2/1,1).
31. Махмутов, М.М. Основные тенденции развития устройств противоскольжения [Текст] / М.М. Махмутов, Г.Г. Галеев, К.А. Хафизов, Г.Р. Муртазин // Проблемы механизации сельского хозяйства: труды Казанской ГСХА (материалы юбилейной международной конференции). − Казань, 2001. – Т.70. – С. 163-167 (0,32/0,08).