Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:59, автореферат
Цель работы: повышение тягово-сцепных свойств колесных движителей мобильных машинно-тракторных агрегатов путем использования устройств противоскольжения, снижающих уплотняющее воздействие колес на почву.
Объект исследования: колесный движитель сельскохозяйственных агрегатов, оснащенный съемными зацепами и устройствами противоскольжения.
Предмет исследования: процесс взаимодействия колесных движителей сельскохозяйственных агрегатов с пахотным слоем почвы.
Пусть
Тогда , учитывая, что ,
получим
Если , то, подставляя в модель, получим квадратное уравнение:
Решая квадратное уравнение, определим:
; и . (42)
Применение съемных зацепов на колесном движителе повышает вертикальную нагрузку за счет массы устройства противоскольжения (рис. 10). Однако, в момент взаимодействия зацепа с почвой, сила, необходимая для внедрения его в почву, уменьшает нагрузку на колесо. Следовательно, в данный момент, плотность почвы в следе движителя определяется как:
Рис. 10. Влияние вертикальной нагрузки на плотность почвы
в следе движителя
где , – плотность почвы соответственно первоначальная (до прохода) и в следе движителя, кг/м3; , , – приращение плотности почвы, соответственно от нагрузки колеса, массы устройств противоскольжения и силы внедрения зацепа в почву, кг/м3.
Выразив приращение плотности через весовые показатели, получим: . (44)
В зависимости от величины силы внедрения в почву, возможны два режима взаимодействия колеса с почвой.
1. Силы внедрения зацепа меньше нагрузки, приходящейся на зацеп: . (45)
Плотность в следе будет величиной переменной и достигнет своего минимума при полностью вошедшем зацепе в почву. Следовательно, учитывая процессы буксования и количество съемных зацепов на колесе, определим зону менее уплотненной части следа движителем за оборот колеса Lсл:
Lсл= (1- ) ZС . (46)
2. Силы внедрения зацепа больше нагрузки, приходящейся на зацеп: . (47)
При данном режиме работы колесо не контактирует с почвой и функцию несущего основания выполняет устройство противоскольжения. Плотность в следе равна первоначальной. Отрицательная сторона данного режима заключается в том, что контакт колеса с почвой теряется, при движении возникают колебания агрегата с амплитудой равной высоте съемных зацепов и частотой зависящей от скорости движения и количества зацепов.
В зависимости от расположения зацепов левого и правого ведущих колес при движении возникают наклоны и перекосы трактора. Сцепные свойства определяются тяговой способностью от съемных зацепов. С целью снижения перечисленных отрицательных явлений необходимо разрабатывать устройства по снижению колебаний и перекосов трактора (с переменным радиусом центра колеса) и повышения тяговых свойств (образующих опору в подпахотных слоях почвы). Необходима опытно-конструкторская работа в этих направлениях.
Существующие методы определения параметров колесного движителя часто носят расчетный характер и не оптимизируют, в частности, диаметр и ширину колеса. В основу оптимизации параметров колес положен тот факт, что с увеличением диаметра и ширины колеса повышаются тягово-сцепные и почвосберегающие свойства, вместе с этим увеличивается также и стоимость движителя. Используя в качестве критерия оптимизации энергетический показатель, получим следующую модель оптимизации:
, (48)
где – приращение энергии, затраченной на изготовление шин, приходящейся на 1 га, МДж/га; , – энергия, затраченная на изготовление шин, соответственно с первоначальными и измененными параметрами, приходящаяся на 1 га, МДж/га; – энергия, затраченная на изготовление шин, соответственно с первоначальными и измененными параметрами, МДж; – срок службы шин в годах, соответственно с первоначальными и измененными параметрами; – производительность агрегата, соответственно с первоначальными и измененными параметрами, га/час; – годовая загрузка агрегата, час/год.
С увеличением диаметра и ширины колеса буксование движителя снижается по кривой с отрицательным ускорением. Сцепные свойства движителя с увеличением параметров колес повышаются.
При уменьшении износа на величину срок службы увеличится пропорционально на величину:
. (49)
Снижение буксования повышает производительность агрегата на величину:
С увеличением диаметра и ширины колеса стоимость движителя увеличивается по кривой с положительным ускорением. В результате решения данной задачи на ЭВМ получили следующую экспериментальную модель, отражающую в закодированном виде влияние значимых факторов на стоимость движителя в процентах от стоимости трактора:
С = 9,0 + 7,5 Х1 + 6,2 Х2 + 1,5 Х12 + 3,5 Х22 + 4,0 Х1 Х2 , (51)
где Х1 = , Х2 = – соответственно диаметр и ширина колеса в закодированном виде; DК, BК – соответственно диаметр и ширина колеса, м.
Таким образом, получаем следующую модель оптимизации параметров колесного движителя:
. (52)
С увеличением количества зацепов, увеличиваются производительность агрегата по модели (50), зона менее уплотненной части следа движителем по модели (46) и как следствие урожайность. Эти факторы уменьшают энергетический показатель. Однако, с увеличением количества зацепов, повышается стоимость движителя, что приводит к увеличению энергетического показателя. Следовательно, существует такое число съемных зацепов, при котором разность энергетических показателей достигнет максимального значения:
, (53)
где – приращение энергии, МДж/га; , – энергия, затраченная на обработку гектара при работе агрегата соответственно с количеством зацепа ZC и (ZC +1), МДж/га; – энергия, затраченная на изготовление устройства противоскольжения, МДж/га; , – соответственно срок службы зацепа в годах и годовая загрузка, час/год; , – производительность агрегата соответственно с количеством зацепов ZC и (ZC +1), га/час; , – урожайность культуры при работе соответственно с количеством зацепа ZC и (ZC +1), %; , – зона менее уплотненной части следа движителем за оборот колеса, соответственно с количеством зацепа ZC и (ZC +1), м.
Анализ показывает, что энергии и повышаются по кривой с положительным ускорением. Однако интенсивность повышения, в зависимости от количества съемных зацепов, разная. Это и определяет оптимальное количество зацепов на движителе. При буксовании МТА на 10-15% оптимальное количество зацепов на ведущем колесе составляет 3 ед.
В четвертой главе «Программа и методика экспериментальных исследований» дано описание объектов, условий и планов проведения экспериментов. Определена точность измерения регистрируемой аппаратуры и дана оценка погрешностей измерения опытов. Показана методика обработки экспериментальных данных. Составленная программа исследований позволила получить необходимые данные для реализации теоретических основ работ колесных движителей со съемными зацепами.
Программа исследований включала:
- разработку методики исследования экспериментов (ГОСТ 7057-2001);
- выбор объектов и места
- определение планов проведения исследований и оптимальных пределов изменения рассматриваемых факторов (ГОСТ 24026-80);
- подготовку приборов к работе, определение их погрешностей измерения;
- проведение экспериментов и
регистрации измеряемых
- подготовку и обработку полученного экспериментального материала (ГОСТ 8.207-76).
Экспериментальные исследования тягово-сцепных свойств колесного трактора, оборудованного съемными зацепами, проводились на суглинистых почвах влажностью до 30%. В качестве фона выбрали поле из под сахарной свеклы с осенней вспашкой на глубину до 0,3 м, коэффициентом объемного смятия и весом соответственно (1…3)•106 Н/м3 и (1,0…1,2) •103 кг/м3. Эксперименты проводились при следующих погодных условиях: переменная облачность, кратковременный дождь, ветер южный 9-14 м/с, температура 14-160С, атмосферное давление 750 мм ртутного столба, влажность воздуха 75-83%.
По способу организации
Регистрация усилия на крюке трактора осуществлялась тензометрической аппаратурой с использованием тягового звена. Количество оборотов ведущих и пятого колес измеряли при помощи герконовых датчиков, регистрация сигналов которых осуществлялась малогабаритным прибором ЭМА, находящимся в машине. Расход топлива определяли с помощью мерной цилиндрической емкости по высоте падения столбика топлива за опыт.
Сила сопротивления движению трактора, в зависимости от параметров зацепов и свойств почв, определялась буксировкой трактора на нейтральной передаче автомобилем. Регистрация осуществлялась измерительной аппаратурой, установленной между трактором и автомобилем.
В качестве функции отклика по параметру снижения плотности почвы в следе движителя была взята разница максимального γmax и минимального γmin значения плотности:
∆ γсл = γmax − γmin (54)
С целью определения зоны менее уплотненной части следа движителя за оборот колеса, твердомером определяли границы наиболее мягкой части почвы и их суммировали. Определение условий испытаний и обработка результатов проводилась согласно ГОСТ 20915-75 и ГОСТ 8.207-76.
В пятой главе «Результаты экспериментальных исследований» приведены математические модели и дан сравнительный анализ коэффициентов уравнения регрессии второго порядка при исследовании влияния значимых факторов на тягово-сцепные и почвосберегающие свойства трактора со съемными зацепами для пашни:
= 18,7 – 3,6 Х1 – 2,8 Х2 – 2,0 Х3 + 6,8 Х4 + 1,4 Х22 + 1,2 Х32 – 1,6 Х1 Х4 – 1,0 Х2 Х4 – 1,1 Х3 Х4 , (55)
Pc = 28,3+9,1 Х1 + 9,7 Х2 + 3,4 Х3 – 3,9 Х4 – 2,9 Х42 +1,7 Х1 Х3 – 2,7 Х1 Х4 – 1,2 Х2 Х4, (56)
Pfc =175,8 +31,4 Х1+48,9 Х2 +19,0 Х12 +11,2 Х22+65,5 Х1 Х2, (57)
∆γсл = 23,8 – 1,5 Х1 + 12,1 Х2 + 11,1 Х3 – 2,2 Х4 + 1,8 Х22 –1,8 Х32 –2,0 Х42 + 1,2 Х1 Х4 +6,4 Х2 Х3 – 1,2 Х2 Х4 – 0,9 Х3 Х4, (58)
Lсл = (185,6 + 105,1 Х1 + 49,6 Х2 + 3,5 Х3 – 10 Х4 – 6,0 Х12 – 9,8 Х2 Х2 – 7,8 Х32 – 13,8 Х42 + 34,5 Х1 Х2 + 2,8 Х1 Х3 – 6,7 Х1 Х4) ·10-2, (59)
где Х1, Х2 , Х3 , Х4 – соответственно факторы количества, высоты, длины съемных зацепов и крюковой нагрузки в закодированном виде.
В таб. 2 представлены границы рассматриваемых факторов в натуральной шкале измерения.
Таблица 2
Уровни и интервалы варьирования факторов
Наименование уровней |
Обоз- наче- ние |
Факторы | ||||||
Х1, шт |
Х2, м |
Х3, м |
Х4, кН, от класса трактора | |||||
0,6 |
0,9 |
1,4 |
2,0 | |||||
Нижний |
−1 |
1 |
0,1 |
0,1 |
4,0 |
7,0 |
9,0 |
14,0 |
Центральный |
0 |
3 |
0,2 |
0,2 |
5,0 |
9,0 |
11,5 |
17,0 |
Верхний |
+1 |
5 |
0,3 |
0,3 |
6,0 |
11,0 |
14,0 |
20,0 |
Интер.варьир. |
Х |
2 |
0,1 |
0,1 |
1,0 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
Проверка с помощью критерия Фишера позволяет с 95%-ной вероятностью считать верной гипотезу об адекватности полученных полиномов второго порядка.
Построение тяговых характеристик колесных тракторов классов тяги 0,6 – 2,0 проводилось согласно ГОСТ 7057-2001.
Экспериментальные исследования позволили установить, что с повышением длины съемных зацепов на 0,1 м буксование снижается на 1-3%, а сила тяги увеличивается на 3-5%, с повышением высоты зацепов – соответственно на 5-7% и на 10-13%, с добавлением одного зацепа – соответственно на 2-4% и на 9-11%. С повышением длины съемных зацепов на 0,1 м плотность почвы уменьшается на 7-10 кг/м3, с повышением высоты зацепа соответственно − на 13-15кг/м3.