Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:59, автореферат
Цель работы: повышение тягово-сцепных свойств колесных движителей мобильных машинно-тракторных агрегатов путем использования устройств противоскольжения, снижающих уплотняющее воздействие колес на почву.
Объект исследования: колесный движитель сельскохозяйственных агрегатов, оснащенный съемными зацепами и устройствами противоскольжения.
Предмет исследования: процесс взаимодействия колесных движителей сельскохозяйственных агрегатов с пахотным слоем почвы.
Получены регрессионные модели, позволившие дать сравнительный анализ коэффициентов уравнения регрессии второго порядка: коэффициента объемного смятия, плотности почвенного ядра , приращения плотности почвенного ядра , коэффициентов динамики изменения угла давления на последующие слои почвы и формы почвенного ядра . В частности, при вертикальном направлении внедрения штампа зависимости будут выглядеть следующим образом:
КВ = (1,463 – 0,103 Х1 + 0,098 Х2 – 0,157 Х3 – 0,276 Х4 – 0,042 Х12 –
0,022 Х22 – 0,044 Х42 + 0,238 Х13 + 0,151 Х14 – 0,043 Х24) •106, (15)
= (13,9 – 0,3 Х1 + 0,2 Х3 – 1,5 Х4 – 0,4 Х12 – 0,9 Х22– 0,9 Х32 +
0,2 Х12– 0,2 Х14 – 0,2 Х24,) • 102 (16)
= (11,1 – 4,6 Х1 – 0,2 Х2 + 2,4 Х3 + 3,4 Х4 + 2,9 Х12 – 1,6 Х32 –
1,6 Х42 + 1,4 Х12 – 1,4 Х14) •10, (17)
= 0,90 – 0,14 Х1 + 0,03 Х2 + 0,12 Х3 – 0,09 Х4 – 0,13 Х12 –
0,17 Х42 – 0,10 Х12 – 0,10 Х23 + 0,07 Х34, (18)
= 536,7 + 53,6 Х1 + 11,3 Х2 + 4,9 Х3 + 148,5 Х4 + 36,1 Х32–
132,9 Х42 –54,4 Х12 + 31,4 Х13 – 54,2 Х14 + 34,1 Х24 , (19)
где Х1 – площадь штампа; Х2 – отношение длины к ширине штампа; Х3 – абсолютная влажность почвы; Х4 – отношение объема воздуха к твердым частицам почвы; Х5 – вертикальное давление на почву соответственно в закодированном виде.
С увеличением нагрузки на почву плотность почвы , в пределах первой фазы уплотнения, определится:
= , (20)
где – первоначальная плотность почвы (до приложения нагрузки), кг/м3; – нагрузка на штамп, Н; – коэффициент пропорциональности приращения плотности почвы на единицу нагрузки, м-3, g – ускорение свободного падения, м/с2.
Из выражения (20) найдем коэффициент :
. (21)
При построении регрессионной модели зависимости коэффициента пропорциональности от количества влаги и воздуха, площади штампа и отношения его сторон были реализованы центральные композиционные планы второго порядка:
= 0,127 – 0,018 Х1 – 0,012 Х2 – 0,008 Х3 – 0,011 Х4 – 0,024 Х22 – 0,029 Х33 – 0,029 Х44 + 0,012 Х12 . (22)
В третьей главе «Теоретические основы работы колеса со съемными зацепами» исследованы сцепные свойства движителя МТА, оборудованного съемными зацепами. При вращении колеса под действием крутящего момента возникают силы сопротивления, обусловленные движением агрегата и крюковой нагрузкой. Суммарная величина сил сопротивления определяет силу давления зацепа на горизонтальные слои почвы, а значение ее деформации – степень буксования колеса (рис. 4). Объем смятия почвы определяется произведением площади АВСF на длину зацепа, тогда:
SABCF=SAOF – SOBC=SAOF – (SOBD – SOCD) (23)
SABCF =0,0087•(Rk + hc)2 ( ) – [(Rk – hk – hz)2/2)] (tg – tg ), (24)
где Rk – радиус колеса, м; – коэффициент буксования колеса в момент взаимодействия съемных и шинных зацепов; hс – высота съемного зацепа, м; hk; hz – прогиб шины и глубина колеи, м; – угол взаимодействия зацепа с почвой, град.
Учитывая, что касательная сила тяги РС, реализуемая съемным зацепом есть произведение объема смятия почвы на коэффициент ее объемного смятия КГ (Н/м3), получим:
соs = 2 (Rk – hk – hz )/ (Rk + hc); = ( ) + ;
= (2 arccos (Rk – hk – hz )/ (Rk + hc)) + ;
Учитывая, что: РС = lc K Г SABCF, определим
РС = lc KГ 0,0087•(Rk + hc)2 arccos (Rk / (Rk + hc)) – (Rk – hk – hz)2/2) tg ( (2 arccos (Rk – hk – hz )/ (Rk + hc)) + ) – tg , (25)
где lc – длина съемного зацепа, м.
Рис. 4. Схема к расчету буксования
и моментов сопротивления движению колеса
Для движителя, оборудованного съемными зацепами, процесс буксования формируется за счет факторов сжатия ими почвы, а также сдвига и среза почвы шинными зацепами. С уменьшением количества съемных зацепов, период, когда первый зацеп вышел с зацепления, а второй во взаимодействие с почвой еще не вошел, увеличивается. В данный момент тягово-сцепные свойства колеса формируются только за счет шинных зацепов.
Выразим вышеотмеченное положение в математической форме:
, (26)
где – теоретический путь перемещения колеса при совместном взаимодействии шинных и съемных зацепов с почвой, м; – величины соответственно сдвига и сжатия почвы в горизонтальном направлении, м.
Величина шага съемных зацепов tc определяется выражением:
(28)
где Zc – длина съемного зацепа, м.
Приведенная высота съемных зацепов hр определится:
(29)
где: 0 < < arccos (Rk / (Rk + hc));
Подставляя полученные выражения (27 − 29) в (26), определим и :
(30)
(31)
Рассмотрим кривые буксования колеса (рис. 5), полученные при взаимодействии шинных зацепов и совместном взаимодействии их со съемными зацепами. Если без съемных зацепов буксование достигает величины (проекция точки А), то со съемными зацепами буксование в момент совместного взаимодействия с шинными уменьшится до величины (проекция точки В).
Рис. 5. Кривые буксования колеса:1 – при взаимодействии шинных зацепов; 2 – при совместном взаимодействии шинных и съемных зацепов
Значение буксования колеса находится между значениями , и зависит от количества съемных зацепов на ведущем колесе. Выразим вышеотмеченное в математической форме:
. (32)
Полученная модель справедлива при условиях:
. (33)
В результате взаимодействия зацепа с почвой в режиме полного буксования колеса возникнут силы, стремящиеся сдвинуть колесо в вертикальном и горизонтальном направлениях (рис. 6).
Траекторией точки зацепа при буксовании является окружность. Величина вертикальной составляющей силы тяги изменяется по косинусоидальной зависимости, а горизонтальной – по синусоидальной, значение которой больше сил вертикального направления при углах поворота зацепов от 450 до 1350 – дуга АВ (рис. 7).
|РВ| РГ
hc Мкр RК РГ,
0 180 |РВ|, А В
45 135 Н
Gk
0 45 90 135 0
Рис.6. Схема к расчету Рис.7. Зависимость изменения сил
оптимального параметра вертикального и горизонтального
высоты съемного зацепа направления от угла поворота колеса
Следовательно, оптимальная высота зацепа ограничится точкой контакта его с почвой в момент, когда силы горизонтального направления, или тяговое усилие превысят величину вертикальных сил. Тогда высота зацепа, при которой будут достигаться максимальные тягово-сцепные показатели движителя, определится по формуле:
, (34)
где – диаметр колеса, м.
Условием реализации тяговых свойств зацепа является внедрение его в почву. С увеличением глубины внедрения его в почву доля силы тяги от съемных зацепов повышается. Данное предположение определяет два основных параметра, оптимизирующих длину зацепа – силу давления на зацеп и твердость в почве, или способность зацепа внедриться в почву на глубину, равную высоте зацепа. Зная зависимость силы внедрения от глубины проникновения единичной площади основания, и учитывая, также силу на проникновение стойки устройства противоскольжения (рис. 8), определим оптимальный параметр длины зацепа :
, (35)
где РВ – сила внедрения зацепа в почву, кН; bС – толщина зацепа, м; dy – диаметр стойки устройства, м.
Из полученного выражения следует, что одним из факторов, ограничивающих длину зацепа, а, следовательно, и силу тяги, является его толщина, которая не может быть бесконечно малой величиной, т.к. зацеп должен быть надежным в работе. Поэтому в качестве расчетного критерия должен быть прочностной параметр.
Из рисунка 8 видно, что если пренебречь действием сил вертикального направления, то при взаимодействии колеса с почвой зацеп, в основном, работает на изгиб. Приведенные силы от равномерно распределенных сил сопротивления почвы приложены в центрах площадок зацепа, разделенных стойкой устройства противоскольжения.
В результате взаимодействия зацепа с почвой, последняя давит на стенки зацепа силой, равной сумме крюковой нагрузки и сопротивления движению. Кроме того, почва обладает свойствами абразивности, в ходе эксплуатации линейные размеры зацепа будут уменьшаться, что не учитывается коэффициентом запаса прочности. Абразивный износ толщины зацепа bИ примерно пропорционален работе трения, вызванного движением зацепа при внедрении в почву и буксовании колеса.
Следовательно, оптимальный параметр толщины зацепа, при которой достигается надежность в работе, определится выражением:
, (36)
где – допускаемое напряжение материала, МПа.
Основными деталями, определяющими массу устройства противоскольжения, являются стойка, ось и зацеп. Рассматривая эпюры изгибающих и крутящих моментов (рис. 9б), необходимо отметить, что длина стойки устройства и оси определяются размерами колеса. Для ведущего колеса тракторов тягового класса 0,6…2,0 находятся в пределах: =0,25…0,30 м; =0,90…1,20 м, поэтому надежность устройства в работе определяется прочностью стали и площадью поперечного сечения стойки и оси. При круглом сечении размеры оси и стойки определятся:
, . (37)
Масса стойки mC, оси mO и зацепа mЗ составляют примерно 70% от всей массы устройства mУ, следовательно:
, (38)
,
,
,
где , , – плотность материала (стали) соответственно стойки, оси и зацепа, кг/м3.
РВ
lc / 4 lc / 4 х2 РС РВ bc РС
РС /2
РС /2
х1
hc lc
РС РВ
а) б)
Рис. 8. Схема к расчету Рис. 9. Схема к расчету веса
параметров толщины и длины устройства противоскольжения
съемного зацепа а) расчетная схема; б эпюры изгибающих
и крутящих моментов устройства
противоскольжения
При качении колеса, оборудованного съемными зацепами, возникают силы сопротивления движению от колеса и съемных зацепов. Однако, в отличие от сил сопротивления движению колеса, силы от съемных зацепов носят не постоянный, а периодический характер, т.е. они, возникают в момент взаимодействия съемных зацепов с почвой.
Рассмотрим взаимодействие зацепов с почвой в диапазоне РЕ (рис. 4). Силы сопротивления, постепенно увеличиваясь, образуют в некоторой точке максимальное значение момента сопротивления, определяемого как произведение силы внедрения зацепа в почву на плечо РД.
Сила внедрения зацепа в почву до точки Р имеет нулевое значение. Начиная с точки Р, она увеличивается и достигает своего максимального значения в точке Е. Угол поворота определится: . (39)
Высота внедрения зацепа в почву , в зависимости от угла поворота зацепа , определится выражением:
. (40)
Следовательно, сила внедрения зацепа в почву от угла поворота определится:
.
Плечо силы в точке Р будет иметь максимальное значение, а в точке D – нулевое. Следовательно,
(41)
Момент сопротивления съемных зацепов движению в зависимости от угла поворота зацепа, определится:
Учитывая производную от тригонометрической функции,
получим производную от момента сопротивления зацепов по углу и решим дифференциальное уравнение: Полученное выражение приравняя к нулю, получим: