Повышение тягово-сцепных свойств колесных движителей машинно-тракторных агрегатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:59, автореферат

Описание работы

Цель работы: повышение тягово-сцепных свойств колесных движителей мобильных машинно-тракторных агрегатов путем использования устройств противоскольжения, снижающих уплотняющее воздействие колес на почву.
Объект исследования: колесный движитель сельскохозяйственных агрегатов, оснащенный съемными зацепами и устройствами противоскольжения.
Предмет исследования: процесс взаимодействия колесных движителей сельскохозяйственных агрегатов с пахотным слоем почвы.

Работа содержит 1 файл

MakhmutovMM-0.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

Получены регрессионные модели, позволившие дать сравнительный анализ коэффициентов уравнения регрессии второго порядка: коэффициента объемного смятия, плотности почвенного ядра , приращения плотности почвенного ядра , коэффициентов динамики изменения угла давления на последующие слои почвы и формы почвенного ядра . В частности, при вертикальном направлении внедрения штампа зависимости будут выглядеть следующим образом:

КВ = (1,463 – 0,103 Х1 + 0,098 Х2 – 0,157 Х3 – 0,276 Х4 – 0,042 Х12

0,022 Х22 – 0,044 Х42 + 0,238 Х13 + 0,151 Х14 – 0,043 Х24) •106,          (15)

= (13,9 – 0,3 Х1 + 0,2 Х3 – 1,5 Х4 – 0,4 Х12 – 0,9 Х22– 0,9 Х32 +

0,2 Х12– 0,2 Х14 – 0,2 Х24,) • 102              (16)

= (11,1 – 4,6 Х1 – 0,2 Х2 + 2,4 Х3 + 3,4 Х4 + 2,9 Х12 – 1,6 Х32

1,6 Х42 + 1,4 Х12 – 1,4 Х14) •10,             (17)

= 0,90 – 0,14 Х1 + 0,03 Х2 + 0,12 Х3 – 0,09 Х4 – 0,13 Х12

0,17 Х42 – 0,10 Х12 – 0,10 Х23 + 0,07 Х34,             (18)

= 536,7 + 53,6 Х1 + 11,3 Х2 + 4,9 Х3 + 148,5 Х4 + 36,1 Х32

132,9 Х42 –54,4 Х12 + 31,4 Х13 – 54,2 Х14 + 34,1 Х24 ,          (19)

где Х1 – площадь штампа; Х2 – отношение длины к ширине  штампа; Х3 – абсолютная влажность почвы; Х4 – отношение объема воздуха к твердым частицам почвы; Х5 – вертикальное давление на почву соответственно в закодированном виде.

С увеличением нагрузки на почву плотность почвы  , в пределах первой фазы уплотнения, определится:

= ,              (20)

где  – первоначальная плотность почвы (до приложения нагрузки), кг/м3; – нагрузка на штамп, Н; – коэффициент пропорциональности приращения плотности почвы на единицу нагрузки, м-3, g – ускорение свободного падения, м/с2.

Из выражения (20) найдем коэффициент :

.           (21)

При построении регрессионной модели зависимости коэффициента пропорциональности от количества влаги и воздуха, площади штампа и отношения его сторон были реализованы центральные композиционные планы второго порядка:

= 0,127 – 0,018 Х1 – 0,012 Х2 – 0,008 Х3 – 0,011 Х4 – 0,024 Х22 – 0,029 Х33 – 0,029 Х44 + 0,012 Х12 .                (22)

 

В третьей главе «Теоретические основы работы колеса со съемными зацепами» исследованы сцепные свойства движителя МТА, оборудованного съемными зацепами. При вращении колеса под действием крутящего момента возникают силы сопротивления, обусловленные движением агрегата и крюковой нагрузкой. Суммарная величина сил сопротивления определяет силу давления зацепа на горизонтальные слои почвы, а значение ее деформации – степень буксования колеса (рис. 4). Объем смятия почвы определяется произведением площади АВСF на длину зацепа, тогда:

SABCF=SAOF – SOBC=SAOF – (SOBD – SOCD)           (23)

SABCF =0,0087•(Rk + hc)2 ( ) – [(Rk – hk – hz)2/2)] (tg – tg ), (24)

где Rk  – радиус колеса, м;  – коэффициент буксования колеса в момент взаимодействия съемных и шинных зацепов; hс – высота съемного зацепа, м; hk; hz – прогиб шины и глубина колеи, м; – угол взаимодействия зацепа с почвой, град.

Учитывая, что касательная сила тяги РС, реализуемая съемным зацепом есть произведение объема смятия почвы на коэффициент ее объемного смятия КГ  (Н/м3), получим: 

соs = 2 (Rk – hk – hz )/ (Rk + hc);   = ( ) + ;

= (2 arccos (Rk – hk – hz )/ (Rk + hc)) + ;

Учитывая, что:  РС = lc K Г  SABCF, определим

РС = lc KГ 0,0087•(Rk + hc)2 arccos (Rk / (Rk + hc)) – (Rk – hk – hz)2/2) tg ( (2 arccos (Rk – hk – hz )/ (Rk + hc)) + ) – tg ,    (25)

где lc – длина съемного зацепа, м.

 

 

Рис. 4. Схема к расчету буксования

и моментов сопротивления движению колеса 

Для движителя, оборудованного съемными зацепами, процесс буксования формируется за счет факторов сжатия ими почвы, а также сдвига и среза почвы шинными зацепами. С уменьшением количества съемных зацепов, период, когда первый зацеп вышел с зацепления, а второй во взаимодействие с почвой еще не вошел, увеличивается. В данный момент тягово-сцепные свойства колеса формируются только за счет шинных зацепов.

Выразим вышеотмеченное положение  в математической форме:

 ,          (26)

где – теоретический путь перемещения колеса при совместном взаимодействии шинных  и съемных зацепов с почвой, м; – величины соответственно сдвига и сжатия почвы в горизонтальном направлении, м.

Величина шага съемных  зацепов tc определяется выражением:

                (27)

           (28)

где  Zc – длина съемного зацепа, м.

Приведенная высота съемных  зацепов hр определится:

       (29)

где: 0 <  < arccos (Rk / (Rk + hc));

Подставляя полученные выражения (27 − 29) в (26), определим и :

        (30)

       (31)

Рассмотрим кривые буксования колеса (рис. 5), полученные при взаимодействии шинных зацепов и совместном взаимодействии их со съемными зацепами. Если без съемных зацепов буксование достигает величины (проекция точки А), то со съемными зацепами буксование в момент совместного взаимодействия с шинными уменьшится до величины (проекция точки В).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Кривые буксования колеса:1 – при взаимодействии шинных зацепов; 2 – при совместном взаимодействии шинных и съемных зацепов

 

Значение буксования колеса находится между значениями , и зависит от количества съемных зацепов на ведущем колесе. Выразим вышеотмеченное в математической форме:

 è

.    (32)

Полученная модель справедлива  при условиях:

.        (33)

В результате взаимодействия зацепа с почвой в режиме полного буксования колеса возникнут силы, стремящиеся сдвинуть колесо в вертикальном и горизонтальном направлениях (рис. 6).

Траекторией точки зацепа при буксовании является окружность. Величина вертикальной составляющей силы тяги изменяется по косинусоидальной зависимости, а горизонтальной – по синусоидальной, значение которой больше сил вертикального направления при углах поворота зацепов от 450 до 1350 – дуга АВ (рис. 7).

  


             |РВ|    РГ 


        hc    Мкр     RК     РГ,   

      0          180    |РВ|,   А   В

        45    135       Н

     Gk  

 

        0     45        90 135  0

Рис.6. Схема к расчету     Рис.7. Зависимость изменения сил

оптимального  параметра    вертикального и горизонтального

высоты съемного зацепа    направления от угла поворота колеса

 

Следовательно, оптимальная  высота зацепа ограничится точкой контакта его с почвой в момент, когда силы горизонтального направления, или тяговое усилие превысят величину вертикальных сил. Тогда высота зацепа, при которой будут достигаться максимальные тягово-сцепные показатели движителя, определится по формуле:

,         (34)

где – диаметр колеса, м.

Условием реализации тяговых свойств зацепа является внедрение его в почву. С увеличением глубины внедрения его в почву доля силы тяги от съемных зацепов повышается. Данное предположение определяет два основных параметра, оптимизирующих длину зацепа – силу давления на зацеп и твердость в почве, или способность зацепа внедриться в почву на глубину, равную высоте зацепа. Зная зависимость силы внедрения от глубины проникновения единичной площади основания, и учитывая, также силу на проникновение стойки устройства противоскольжения (рис. 8), определим оптимальный параметр длины зацепа :

,               (35)

где РВ – сила внедрения зацепа в почву, кН; bС – толщина зацепа, м; dy – диаметр стойки устройства, м.

Из полученного выражения  следует, что одним из факторов, ограничивающих длину зацепа, а, следовательно, и силу тяги, является его толщина, которая не может быть бесконечно малой величиной, т.к. зацеп должен быть надежным в работе. Поэтому в качестве расчетного критерия должен быть прочностной параметр.

Из рисунка 8 видно, что если пренебречь действием сил вертикального направления, то при взаимодействии колеса с почвой зацеп, в основном, работает на изгиб. Приведенные силы от равномерно распределенных сил сопротивления почвы приложены в центрах площадок зацепа, разделенных стойкой устройства противоскольжения.

В результате взаимодействия зацепа с почвой, последняя давит на стенки зацепа силой, равной сумме крюковой нагрузки и сопротивления движению. Кроме того, почва обладает свойствами абразивности, в ходе эксплуатации линейные размеры зацепа будут уменьшаться, что не учитывается коэффициентом запаса прочности. Абразивный износ толщины зацепа bИ примерно пропорционален работе трения, вызванного движением зацепа при внедрении в почву и буксовании колеса.

Следовательно, оптимальный  параметр толщины зацепа, при которой достигается надежность в работе, определится выражением:

,        (36)

где – допускаемое напряжение материала, МПа.

Основными деталями, определяющими  массу устройства противоскольжения, являются стойка, ось и зацеп. Рассматривая эпюры изгибающих и крутящих моментов (рис. 9б), необходимо отметить, что длина стойки устройства   и оси определяются размерами колеса. Для ведущего колеса тракторов тягового класса 0,6…2,0 находятся в пределах: =0,25…0,30 м; =0,90…1,20 м, поэтому надежность устройства в работе определяется прочностью стали и площадью поперечного сечения  стойки и оси. При круглом сечении размеры оси и стойки определятся:

,   .      (37)

Масса стойки mC, оси mO  и зацепа mЗ составляют примерно 70% от всей массы устройства mУ, следовательно:

,           (38)

,

,

,

где  , , – плотность материала (стали) соответственно стойки, оси и зацепа, кг/м3.

 

 

 

 

 

      РВ 


       lc / 4    lc / 4       х2       РС   РВ  bc                  РС


             РС /2                   

       РС /2         

       х1 

hc        lc        

     РС      РВ 

                 а)   б)

 

Рис. 8. Схема к расчету   Рис. 9. Схема к расчету веса

параметров  толщины и длины   устройства противоскольжения

съемного зацепа    а) расчетная схема; б эпюры изгибающих

и крутящих моментов устройства

противоскольжения

 

При качении колеса, оборудованного съемными зацепами, возникают силы сопротивления движению от колеса и съемных зацепов. Однако, в отличие от сил сопротивления движению колеса, силы от съемных зацепов носят не постоянный, а периодический характер, т.е. они, возникают в момент взаимодействия съемных зацепов с почвой.

Рассмотрим взаимодействие зацепов с почвой в диапазоне РЕ (рис. 4). Силы сопротивления, постепенно увеличиваясь, образуют в некоторой точке максимальное значение момента сопротивления, определяемого как произведение силы внедрения зацепа в почву на плечо РД.

Сила внедрения зацепа в почву до точки Р имеет нулевое значение. Начиная с точки Р,  она увеличивается и достигает своего максимального значения в точке Е. Угол поворота определится:          .                              (39)

Высота внедрения зацепа в почву , в зависимости от угла поворота зацепа , определится выражением:

.     (40)

Следовательно, сила внедрения зацепа в почву от угла поворота определится:

.   

Плечо силы в точке Р будет иметь максимальное значение,  а в точке D – нулевое. Следовательно,

         (41)

Момент сопротивления съемных зацепов движению в зависимости от угла поворота зацепа, определится:

 Учитывая производную от тригонометрической функции,

получим производную от момента  сопротивления зацепов по углу и решим дифференциальное уравнение: Полученное выражение приравняя к нулю, получим: 

Информация о работе Повышение тягово-сцепных свойств колесных движителей машинно-тракторных агрегатов