Использование систем глобального позиционирования и геоинформационных систем для анализа ДТП.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Современное состояние автомобильного парка страны и увеличение загрузки городов автомобильным транспортом привели к изменению всего характера уличного движения. Наблюдаемая интенсивность движения на отдельных магистралях городов достигает в часы пик предельных значений, а пропускная способность отдельных элементов улично-дорожной сети максимально снижается. С целью повышения качества функционирования городских транспортных магистралей в настоящее время проводиться реконструкция улично-дорожной

Содержание

Введение 5
1 Основные понятия о дорожном движении 7
1.1 Классификация ДТП 9
1.2 Регистрация ДТП 12
1.3 Порядок информирования заинтересованных лиц о ДТП 14
2 Геоинформационные системы в дорожной отрасли 16
2.1 Функциональные возможности ГИС 17
2.2 Организация данных в ГИС 17
2.3 Сферы применения ГИС 23
2.4 Базовые компоненты ГИС 24
2.5 Решение аналитических задач в ГИС 26
2.6 Российский рынок ГИС 29
2.7 Геоинформационная система MapInfo Professional 30
3 Задачи и цели анализа ДТП 34
3.1 Количественный анализ 36
3.1.1 Абсолютный показатель аварийности в России 36
3.1.2 Абсолютный показатель аварийности в Алтайском крае 37
3.2 Качественный анализ ДТП 39
3.3 Топографический анализ ДТП 41
3.4 Методика анализа дорожно-транспортных происшествий на дорогах общего пользования 42
4 Статистический анализ ДТП в Алтайском крае 51
4.1 Распределение ДТП 51
4.2 Распределение пострадавших в ДТП 52
4.3 Причины ДТП 55
5 Использование аналитических возможностей ГИС MapInfo в органах ГИБДД 59
5.1 Задачи решаемые ГИС MapInfo 59
5.2 Практическое применение MapInfo в отделе организации дорожного движения 61
6 Безопасность жизнедеятельности 68
6.1 Охрана труда при работе с ПЭВМ 68
6.1.1 Требования к рабочему месту оператора 68
6.1.2 Эргономические требования к рабочему месту 69
6.1.3 Требования к производственным помещениям 72
6.1.4 Расчёт энергетической экспозиции в диапазоне частот
10 кГц - 300МГц 76
6.1.5 Режим труда 76
7 Экономика 79
7.1 Расчёт эффективности мероприятий по организации дорожного движения 79
7.1.1 Определение числа случаев гибели и ранения в ДТП, которых можно избежать при внедрении ГИС 79
7.1.2 Определение ежегодной экономии ущерба в случае предотвращения ДТП 81
7.1.3 Определение затрат на реализацию мероприятий по повышению БДД и их срока окупаемости 86
8 Конструкторская часть 88
8.1 Обзор некоторых моделей автомобильных креплений для ноутбука 88
8.2 Разработка мобильного кронштейна для установки ноутбука в транспортное средство 90
8.3 Расчёт болта крепления на срез 94
Заключение 96
Список используемой литературы 98

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 1.99 Мб (Скачать)

Кронштейн имеет три ручки быстрого освобождения, позволяющие менять положение (выдвижение верхней и нижней телескопических труб и их поворот) установленного на кронштейн ноутбука для быстрой и удобной настройки для каждого пользователя.

Лоток из алюминиевого сплава с прочным покрытием, предназначен для устойчивого расположения технических средств на кронштейне. Для закрепления ноутбука на лотке служат ремни на липучках.

Зубчатые  фиксирующие зажимы из алюминиевого сплава, служащие для фиксации угла расположения лотка, телескопических труб и опоры.

Технические характеристики:

  • Габаритные размеры лотка для крепления ноутбука: 320 x 230 мм;
  • Монтаж на лотке ноутбуков с размером экран от 8 до 15,4 дюймов;
  • Максимальная нагрузка: 5 кг во время движения, либо 10 кг в неподвижном автомобиле;
  • Допустимое линейное ускорение при нагрузке 5 кг не более 3,5g.

Кронштейн (крепление) так же изготовлен из прочного и легкого алюминиевого сплава. Конструкция лотка кронштейна обеспечивает хорошую вентиляцию для дополнительного охлаждения ноутбука. В предложенной нами конструкции предоставлена одна угловая скоба, позволяющая установить кронштейн на болт крепления практически любого кресла.

Телескопические трубы позволяют точно настроить  высоту крепления, причем с регулируемым в диапазоне 180 градусов углом между коленами. Механизм быстрого освобождения труб допускает поворот внутренней и внешней трубы на 360 градусов. После снятия ноутбука крепление быстро сворачивается в компактное положение, занимая минимум места в салоне.

Крепеж  ноутбука на лотке производится двумя  ремнями с застежками - «липучками». Крепление с помощью липучек сокращает общий вес конструкции и стоимость. Установка и снятие осуществляется одним движением.

Суммарный угол вращения всей конструкции составляет 1620 градусов при возможности выдвижения до 30 см.

Демонтаж  крепления занимает меньше минуты. Конструкция мобильного кронштейна довольно проста, чем  и обуславливается его мобильность и надёжность. Кронштейн состоит из:

а) Лоток – 1шт.

б) Опорная головка – 1шт.

в) Механизм быстрого освобождения – 3шт.

г) Телескопическая труба – 2шт.

д) Круглая ручка зацепления – 3шт.

е) Угловая скоба – 1шт.

ж) Опора – 1шт.

Рисунок 8.3 –  Конструкция мобильного кронштейна

При сборе  кронштейна необходимо соблюдать следующие  требования:

- При установке кронштейна необходимо прочно затянуть все винты крепления. Кронштейн и установленный на нем ноутбук не предназначены для использования водителем во время движения в связи с техникой безопасности дорожного движения. Кронштейн не рекомендуется устанавливать слишком высоко, чтобы не создавать препятствия для раскрытия подушки безопасности (если автомобиль оснащен подушками безопасности). При установке выше места расположения подушки безопасности, необходимо её отключить, дабы избежать травм при срабатывании подушки.

- Необходимо помнить, что максимальная нагрузка кронштейна составляет 5 кг во время движения, либо 10 кг в неподвижном автомобиле или в стационарном месте установки.

- Для установки кронштейна необходимо выкрутить болт крепления кресла, присоединить угловую скобу с опорой, затем вкрутите болт на свое место. После выполнения данной операции вставить опорную подставку кронштейна в опору и прочно закрыть механизм быстрого освобождения.

- За счет ослабления и последующего затягивания круглой ручки зацепления настраивается высота и угол поворота подставки кронштейна.

- За счет поворота и последующего затягивания механизма быстрого освобождения настраивается длина подставки кронштейна и угол поворота внутренней трубы.

- После настройки нужного положения подставки кронштейна, ноутбук помещается на лоток и закрепляется на лотке ремнями.

 

 

 

 

 

 

8.3 Расчёт болта крепления на срез

 

Рассчитаем  нагрузку на ось болта. Вес ПК составляет 5 кг, вес подставки 2 кг, итого 7 кг. Нагрузка будет равна:

P = m g, (8.1)

где  m –  масса всей конструкции; g – ускорение  свободного падения.

Учитывая  тот факт, что кронштейн  должен выдерживать  линейное ускорение  до 3,5g:

P = 7 * 3,5 * 9,8 = 240,1 Н

Рассчитаем  необходимый диаметр болта исходя из различных марок сталей.

, (8.2)

где P – нагрузка на ось болта; - напряжение при срезе.

Для болта  из стали марки Ст2 допустимое напряжение при срезе для переменной силы, действующей от нуля до максимума, от максимума до нуля, равно 50 МПа

 

d = 6,2 мм

Для болта  из стали марки Ст4 допустимое напряжение при срезе для переменной силы, действующей от нуля до максимума, от максимума до нуля, равно 65 МПа

 

d = 4,7 мм

Для болта  из стали марки Ст6 допустимое напряжение при срезе для переменной силы, действующей от нуля до максимума, от максимума до нуля, равно 85 МПа

 

d = 3,6 мм

Стандартные болты имеют диаметры 6;8;10;12 и т.д. Из расчёта видно, что для конструкции  подойдёт болт диаметром 6 мм из стали марки Ст4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дорожная  отрасль является одной из важнейших  отраслей экономики любой промышленно  развитой страны. Недаром, автомобильные  дороги называются «кровеносной системой»  любого государства. Они играют огромную социально-экономическую роль в  жизни современного общества.

Под организацией дорожного движения в узком смысле на уровне инженерных служб дорожного  движения следует понимать комплекс инженерных и организационных мероприятий  на существующей улично-дорожной сети, обеспечивающих безопасность и достаточную  скорость движения транспортных и пешеходных потоков.

Современное состояние автомобильного парка  страны и увеличение загрузки городов  автомобильным транспортом привели  к изменению всего характера  уличного движения.

С целью  повышения качества функционирования городских транспортных магистралей  в настоящее время проводиться  реконструкция улично-дорожной сети, разрабатываются и внедряются новые  технические средства изучения и  регулирования движения транспорта и пешеходов, создаются современные  АСУДД.

Среди множества  различных видов программных  технологий, работающих с графической  информацией, в дорожной отрасли  наиболее востребованы программные  технологии геоинформационных систем. Кроме того, для работы с атрибутивной информацией используются технологии баз данных. На разных этапах жизненного цикла дороги применяются отдельные  информационные системы, но чаще всего  в сочетании с другими.

Геоинформационные системы (ГИС) предназначены для  управления большим количеством  разномасштабной картографической информации, анализа взаимосвязей объектов в пространстве, управления атрибутными  характеристиками объектов. На этапах проектирования и планирования развития сети дорог, ГИС помогают проанализировать различные варианты прохождения трасс автомобильных дорог, выступая, в первую очередь, как средство отображения тематических карт и как инструмент пространственного анализа.

В основе геоинформационных систем лежит  концепция послойной организации  пространственных данных, когда однотипные данные на земной поверхности группируются в слои. Совокупность всех слоёв  в ГИС образует карту.

При разработке данного проекта использовалась программа MapInfo Professional. Геоинформационная  система обладает большим количеством  разнообразных функций и дополнительных модулей, позволяющих решать многие ГИС-задачи.

MapInfo позволяет  напрямую работать с графическими  данными, выводить различные диаграммы  (последствия ДТП, место совершения, время и т.д.) на самой карте, возможно в реальном времени вносить изменения и дополнять его вновь произошедшими ДТП. Визуально намного легче воспринимаются карты с условными обозначениями, чем таблицы и списки. Поэтому на основе полученных данных можно с лёгкостью принять решения по устранению существующих недочётов в организации движения.

Использование программы MapInfo Professional в системе  организации дорожного движения является актуальным, так как она  на практике облегчит  сотрудникам  ГИБДД работу со статистическими  данными. Данное обстоятельство позволит существенно сократить время, затрачиваемое  на анализ причин возникновения ДТП, что впоследствии облегчит скорейшее  принятие соответствующих мер.

Результаты  и выводы, сделанные в работе, могут быть полезны для повышения  безопасности на дорогах и снижения аварийности.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Волошин, Г. А. Анализ дорожно-транспортных происшествий / А. Г. Волошин, В. П. Мартынов, А. Г. Романов .-М.: Транспорт, 1987.-240с.
  2. Лукьянов, В.В. Безопасность дорожного движения / В. В. Лукьянов. - М.:Транспорт,1983.-260с.
  3. Серапинас Б.Б. Виртуальные геоизображения и их математическая основа / Интеркарта-8: ГИС для устойчивого развития территорий. Матер. Междунар. конф. Хельсинки – СП-б. 2002.
  4. Берлянт А.М. Интеграция картографического и аэрокосмического методов / Геогр. картография. Взгляд в будущее. М.: изд-во Моск. ун-та. 1985.
  5. Основы геоинформатики: В 2-х кн. Кн. 1: Учеб. Пособие для студ. Вузов / Е.Г. Капралов, А.В. Кошкарев, В.С. Тикунов и др.; под ред. В.С. Тикунова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
  6. Основы геоинформатики: В 2-х кн. Кн. 2: Учеб. Пособие для студ. Вузов / Е.Г. Капралов, А.В. Кошкарев, В.С. Тикунов и др.; под ред. В.С. Тикунова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
  7. Кошкарев А.В., Тикунов В.С. Геоинформатика. – М.: Картгеоиздат-Геодезиздат, 1993. – 213 с.
  8. Ковалев Е. Н. Правила и безопасность дорожного движения /      Е.Н. Ковалев. - М.: Транспорт, 2000. – 358 с.
  9. Луковецкий М.А. Безопасность движения / М.А. Луковецкий. - М.: Транспорт, 1988. – 206 с.
  10. Коновалова Н.В., Капралов Е.Г. Введение в ГИС. Учебное пособие. Изд-е 2-е исправленное и дополненное. – М.: ООО “Библион”, 1997. 160 с
  11. ДеМерс М.Н. Географические информационные системы. Основы. / Пер. с англ. – М.: Дата+, 1999. – 290 с.
  12. Пугачев И.Н. Организация и безопасность движения: Учебное пособие / И.Н. Пугачев.- Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2004.-232с.
  13. Технические средства организации дорожного движении. Знаки дорожные. Общие технические требования: ГОСТ Р 52290-2004. – Введ. – 2006-01-01. – М.: Изд-во: "РОСДОРНИИ" Росавтодора, 2004.
  14. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования: ГОСТ Р 51256-99. – Введ. 2000-01-01. – М.: Изд-во: "РОСДОРНИИ" Росавтодора, 1999.
  15. Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах: ВСН 25-86. – Введ. 1986-01-29.- М.: «Транспорт»
  16. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров,  дорожных ограждений и направляющих устройств: ГОСТ Р 52289-2004. –  Введ. 2006-01-01. – М.: Изд-во: "РОСДОРНИИ" Росавтодора, 2004.
  17. Артамонова Г. В. Методические указания по сбору материалов и выполнению разделов «Охрана труда» в дипломных проектах конструкторских специальностей для всех форм обучения /                       Г. В. Артамонова; Алт.гос.техн.ун-т им И.И. Ползунова. - Барнаул: Из-во АлтГТУ, 1991. – 36 с.
  18. Безопасность жизнедеятельности. /Под ред. Н.А. Белова - М.: Знание, 2000 - 364с.
  19. Самгин Э.Б. Освещение рабочих мест. – М.: МИРЭА, 1989. – 186с.
  20. Справочная книга для проектирования электрического освещения. / Под ред. Г.Б. Кнорринга. – Л.: Энергия, 1976.
  21. Борьба с шумом на производстве: Справочник / Е.Я. Юдин, Л.А. Борисов; Под общ. ред. Е.Я. Юдина – М.: Машиностроение, 1985. – 400с., ил.
  22. Зинченко В.П. Основы эргономики. – М.: МГУ, 1979. – 179с.
  23. Экономика автомобильного транспорта: Учеб. Пособие для студентов высш. уч. заведений. Кононова Г.А – М: Издательский центр «Академия», 2006- 320с.
  24. Плотникова Т.В. Методические указания к выполнению курсовой работы. Барнаул: Изд-во АлтГТУ,2009 -39с.
  25. Современна я экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2006, -608с.
  26. Долбня Н.В., Домбровский А.Н. Экономика дорожного движения. – Краснодар: Изд. Кубанского ГТУ, 1999.
  27. Болдин А.П., Максимов В.А. Основы научных исследований и УНИРС: Часть II. Специальные методы и методологические подходы. – М.: Изд. МАДИ (ГТУ), 2004. - 181 с.
  28. Григорьев И.Г., Засецкая Т.Н., Иванов М.И., Петрова Е.П. Проектирование в AutoCAD 2002 – 2005: Лабораторный практикум: Учебное пособие. – М.: Альтаир - МГАВТ, 2006. – 264 с.
  29. Заяц Ю.А., Гужвенко Е.И. Информатика. Использование приложений AutoCAD и MathCAD при выполнении расчётно-графических работ на ЭВМ: Учебное пособие. – Рязань: Изд. Ряз. воен. автомоб. ин-та, 2005. – 165 с.

Информация о работе Использование систем глобального позиционирования и геоинформационных систем для анализа ДТП.