Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:45, дипломная работа
Современное состояние автомобильного парка страны и увеличение загрузки городов автомобильным транспортом привели к изменению всего характера уличного движения. Наблюдаемая интенсивность движения на отдельных магистралях городов достигает в часы пик предельных значений, а пропускная способность отдельных элементов улично-дорожной сети максимально снижается. С целью повышения качества функционирования городских транспортных магистралей в настоящее время проводиться реконструкция улично-дорожной
Введение 5
1 Основные понятия о дорожном движении 7
1.1 Классификация ДТП 9
1.2 Регистрация ДТП 12
1.3 Порядок информирования заинтересованных лиц о ДТП 14
2 Геоинформационные системы в дорожной отрасли 16
2.1 Функциональные возможности ГИС 17
2.2 Организация данных в ГИС 17
2.3 Сферы применения ГИС 23
2.4 Базовые компоненты ГИС 24
2.5 Решение аналитических задач в ГИС 26
2.6 Российский рынок ГИС 29
2.7 Геоинформационная система MapInfo Professional 30
3 Задачи и цели анализа ДТП 34
3.1 Количественный анализ 36
3.1.1 Абсолютный показатель аварийности в России 36
3.1.2 Абсолютный показатель аварийности в Алтайском крае 37
3.2 Качественный анализ ДТП 39
3.3 Топографический анализ ДТП 41
3.4 Методика анализа дорожно-транспортных происшествий на дорогах общего пользования 42
4 Статистический анализ ДТП в Алтайском крае 51
4.1 Распределение ДТП 51
4.2 Распределение пострадавших в ДТП 52
4.3 Причины ДТП 55
5 Использование аналитических возможностей ГИС MapInfo в органах ГИБДД 59
5.1 Задачи решаемые ГИС MapInfo 59
5.2 Практическое применение MapInfo в отделе организации дорожного движения 61
6 Безопасность жизнедеятельности 68
6.1 Охрана труда при работе с ПЭВМ 68
6.1.1 Требования к рабочему месту оператора 68
6.1.2 Эргономические требования к рабочему месту 69
6.1.3 Требования к производственным помещениям 72
6.1.4 Расчёт энергетической экспозиции в диапазоне частот
10 кГц - 300МГц 76
6.1.5 Режим труда 76
7 Экономика 79
7.1 Расчёт эффективности мероприятий по организации дорожного движения 79
7.1.1 Определение числа случаев гибели и ранения в ДТП, которых можно избежать при внедрении ГИС 79
7.1.2 Определение ежегодной экономии ущерба в случае предотвращения ДТП 81
7.1.3 Определение затрат на реализацию мероприятий по повышению БДД и их срока окупаемости 86
8 Конструкторская часть 88
8.1 Обзор некоторых моделей автомобильных креплений для ноутбука 88
8.2 Разработка мобильного кронштейна для установки ноутбука в транспортное средство 90
8.3 Расчёт болта крепления на срез 94
Заключение 96
Список используемой литературы 98
3.1.2 Абсолютный показатель аварийности в Алтайском крае
За 3 месяца 2010 года на территории края зарегистрировано 537 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 55 человек погибли (из них 3 ребенка) и 624 (54 ребенка) получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Сотрудниками
ГИБДД выявлено 241123 нарушения Правил
дорожного движения. За управление
транспортом в состоянии
Таблица 3.2 – Аварийность в Алтайском крае за 2004-2009г.
2004г |
2005г |
2006г |
2007г |
2008г |
2009г | |
1.Общее количество ДТП |
5027 |
4689 |
4445 |
4273 |
3940 |
3526 |
Погибло |
628 |
577 |
475 |
539 |
506 |
386 |
Ранено |
6196 |
5793 |
5554 |
5251 |
4824 |
4344 |
2.ДТП из-за нарушения ПДД водителями |
4340 |
3996 |
3718 |
3659 |
3271 |
2846 |
Погибло |
557 |
510 |
407 |
473 |
443 |
331 |
Ранено |
5542 |
5131 |
4851 |
4684 |
4197 |
3690 |
3.ДТП водителями в состоянии опьянения |
458 |
300 |
314 |
231 |
214 |
175 |
Погибло |
76 |
66 |
48 |
49 |
40 |
37 |
Ранено |
684 |
431 |
453 |
331 |
299 |
227 |
4.ДТП из-за нарушения ПДД (юрид.лиц) |
309 |
303 |
293 |
265 |
236 |
213 |
- из них в состоянии опьянения |
26 |
13 |
14 |
6 |
8 |
7 |
Погибло |
47 |
56 |
33 |
39 |
37 |
26 |
Ранено |
391 |
379 |
357 |
351 |
328 |
244 |
5.ДТП из-за нарушения ПДД (физич.лиц) |
3369 |
3234 |
3078 |
3096 |
2753 |
2435 |
- из них в состоянии опьянения |
430 |
286 |
299 |
222 |
197 |
163 |
Погибло |
469 |
429 |
347 |
411 |
392 |
293 |
Ранено |
4548 |
4324 |
4161 |
4070 |
3592 |
3250 |
6.ДТП из-за нарушения ПДД |
1061 |
938 |
912 |
821 |
764 |
715 |
- из них в состоянии опьянения |
302 |
203 |
185 |
148 |
127 |
128 |
Погибло |
123 |
108 |
102 |
102 |
101 |
75 |
Ранено |
995 |
884 |
861 |
745 |
709 |
668 |
Погибло детей |
21 |
26 |
20 |
25 |
24 |
16 |
Ранено детей |
537 |
535 |
480 |
446 |
441 |
362 |
7. Тяжесть ДТП |
9,2 |
9,1 |
7,9 |
9,3 |
9,5 |
8,2 |
3.2 Качественный анализ ДТП
Качественный анализ ДТП служит для установления причинно-следственных факторов возникновения ДТП и степени их влияния на ДТП. Этот анализ позволяет выявить причины и факторы возникновения ДТП по каждому из составляющих системы «Дорожное движение». В большинстве стран общественное мнение и официальная статистика органов организация дорожного движения чаще всего усматривают основную причину ДТП в небрежности, ошибках участников движения (водителей, пешеходов) или в неисправности автомобилей. Так, Всемирная организация здравоохранения считает, что 9 из 10 дорожно-транспортных происшествий происходит по вине человека.
При анализе
дорожно-транспортного
Анализ причин ДТП позволяет свести происшествия в группы указанные в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Причины ДТП
1 группа |
2 группа |
Несоблюдение Правил дорожного движения участниками этого движения, т.е. водителями, пешеходами и пассажирами. |
Выбор водителями таких режимов движения,
при которых они лишаются возможности
управлять транспортными |
3 группа |
4 группа |
Снижение психофизиологических функций участников движения в результате переутомления, болезни. |
Употребления алкогольных |
5 группа |
6 группа |
Неудовлетворительное |
Неправильное размещение и крепление груза |
7 группа |
8 группа |
Неудовлетворительное |
Неудовлетворительная |
В отличие от систем автоматического регулирования водитель не имеет запрограммированной системы ответов на все бесчисленное многообразие дорожно-транспортных ситуаций. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный промежуток времени, он может допускать ошибки, число которых увеличивается при снижении его психофизиологических возможностей в процессе работы. При учете этого обстоятельства за такими официальными причинами ДТП, как превышение скорости, неправильный обгон или поворот, наезд на пешехода и пр., во многих случаях обнаружилось бы, что истинной причиной дорожно-транспортных происшествий явились не ошибочные действия водителя, а другие факторы, относящиеся или к дороге, или к автомобилю, или к тому и другому одновременно. В результате было достаточно самого незначительного недопонимания водителем сложившейся ДТС, чтобы возникла опасность дорожно-транспортного происшествия.
В отрезке
времени, непосредственно предшествующем
дорожно-транспортному
3.3 Топографический анализ ДТП
Топографический анализ предназначен для выявления мест концентрации ДТП в пространстве (пересечении, участке дороги, магистрали, городе, регионе, стране и пр.). Различают три вида топографического анализа: карту ДТП, линейный график ДТП, масштабную схему (ситуационный план) ДТП.
Карта ДТП может быть выполнена в виде обычной карты города или района (области, республики, всей страны) в соответствующем масштабе, на которую условными обозначениями нанесены места совершения ДТП. Причем в зависимости от целей проводимого топографического анализа на карте могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т. д. В результате на карте в наглядном виде "проявляются" очаги ДТП, привлекая внимание специалистов для принятия соответствующих мер.
Линейный график, как правило, составляется для участка или всей автомобильной дороги. Масштаб изображения укрупнен по сравнению с картой ДТП, что позволяет более подробно классифицировать ДТП, нанося их при помощи условных изображений на график. Очаги ДТП на графике подсказывают о неблагополучных дорожных условиях, сложившихся в местах их сосредоточения.
Масштабная схема представляет собой по существу схему ДТП на пересечении, площади, участке дороги и т. д., выполненную в крупном масштабе. На ней символическими изображениями наносятся транспортные средства, участники ДТП, направление их движения, тяжесть последствия ДТП.
3.4 Методика анализа дорожно-транспортных происшествий на дорогах общего пользования
Анализ условий и причин ДТП
следует проводить для
Для анализа используют сведения о причинах и условиях ДТП, а также имеющиеся в дорожной организации данные о дорожных условиях на участках ДТП, собранные в ходе их диагностики.
Дорожные организации проводят следующие основные виды анализа на автомобильных дорогах:
- изучение
условий и причин
- изучение
распределения ДТП по
- анализ
аварийности на участках
- оценка общего состояния аварийности на обслуживаемой сети дорог.
При изучении каждого ДТП, связанного с неудовлетворительными дорожными условиями, необходимо установить конкретные недостатки в содержании и инженерном обустройстве автомобильных дорог, способствовавшие его возникновению. Результатом анализа должны являться меры по устранению имеющихся недостатков. Исключение составляют случаи, когда устранение условий, способствовавших ДТП, не является непосредственной функцией дорожных организаций (например, при происшествиях, связанных с отсутствием или неисправностью шлагбаума на железнодорожных переездах, неисправностью светофора и т.п.). В случаях, когда оперативно устранить причины ДТП в полном объеме невозможно, разрабатывают и осуществляют согласованные с Госавтоинспекцией мероприятия по организации движения и определяют перспективные меры (программы) по повышению безопасности движения на опасных участках, которые включают в план работ дорожных организаций.
Анализ распределения ДТП по протяжению дорог необходимо проводить ежегодно для выявления участков концентрации происшествий, изучения причин их возникновения на определенных участках и назначения мероприятий по совершенствованию дорожных условий на этих участках.
Участки концентрации ДТП выявляют с учетом интенсивности транспортных потоков путем анализа распределения аварийности по участкам с расчетной протяженностью и по годам анализируемого периода (рассматриваются участки дорог между двумя смежными километровыми столбами с фактическим расстоянием между ними).
Для выявления участков концентрации ДТП необходима следующая исходная информация:
- сведения о фактической аварийности за последние три года, включая данные о местоположении каждого ДТП с точностью до километра;
- сведения
о местоположении участков
- сведения
об интенсивности движения за
последние три года (как исключение
допускается использовать
Участки концентрации ДТП выявляются на основе следующих показателей:
- абсолютного
количества ДТП, возникших на
участке дороги расчетной
- коэффициента
относительной аварийности,
, (3.1)
где a - число всех ДТП на участке дороги за последние три года;
N - среднегодовая
суточная интенсивность
L - фактическая
длина участка дороги между
соседними километровыми
n - число лет, за которые суммируются данные по ДТП (n = 3).
К участкам
концентрации ДТП на дорогах общего
пользования относятся
Таблица 3.4 – Участки концентрации ДТП
Интенсивность движения, авт./сут. |
Минимальное количество ДТП за три года на участках их концентрации | |
вне населенных пунктов |
в пределах населенных пунктов | |
Менее 3000 |
3 |
3 |
3000 - 5000 |
3 |
4 |
5000 - 13000 |
4 |
5 |
13000 - 17000 |
5 |
6 |
17000 - 19000 |
5 |
7 |
19000 - 21000 |
6 |
7 |
Более 21000 |
7 |
8 |