Использование систем глобального позиционирования и геоинформационных систем для анализа ДТП.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Современное состояние автомобильного парка страны и увеличение загрузки городов автомобильным транспортом привели к изменению всего характера уличного движения. Наблюдаемая интенсивность движения на отдельных магистралях городов достигает в часы пик предельных значений, а пропускная способность отдельных элементов улично-дорожной сети максимально снижается. С целью повышения качества функционирования городских транспортных магистралей в настоящее время проводиться реконструкция улично-дорожной

Содержание

Введение 5
1 Основные понятия о дорожном движении 7
1.1 Классификация ДТП 9
1.2 Регистрация ДТП 12
1.3 Порядок информирования заинтересованных лиц о ДТП 14
2 Геоинформационные системы в дорожной отрасли 16
2.1 Функциональные возможности ГИС 17
2.2 Организация данных в ГИС 17
2.3 Сферы применения ГИС 23
2.4 Базовые компоненты ГИС 24
2.5 Решение аналитических задач в ГИС 26
2.6 Российский рынок ГИС 29
2.7 Геоинформационная система MapInfo Professional 30
3 Задачи и цели анализа ДТП 34
3.1 Количественный анализ 36
3.1.1 Абсолютный показатель аварийности в России 36
3.1.2 Абсолютный показатель аварийности в Алтайском крае 37
3.2 Качественный анализ ДТП 39
3.3 Топографический анализ ДТП 41
3.4 Методика анализа дорожно-транспортных происшествий на дорогах общего пользования 42
4 Статистический анализ ДТП в Алтайском крае 51
4.1 Распределение ДТП 51
4.2 Распределение пострадавших в ДТП 52
4.3 Причины ДТП 55
5 Использование аналитических возможностей ГИС MapInfo в органах ГИБДД 59
5.1 Задачи решаемые ГИС MapInfo 59
5.2 Практическое применение MapInfo в отделе организации дорожного движения 61
6 Безопасность жизнедеятельности 68
6.1 Охрана труда при работе с ПЭВМ 68
6.1.1 Требования к рабочему месту оператора 68
6.1.2 Эргономические требования к рабочему месту 69
6.1.3 Требования к производственным помещениям 72
6.1.4 Расчёт энергетической экспозиции в диапазоне частот
10 кГц - 300МГц 76
6.1.5 Режим труда 76
7 Экономика 79
7.1 Расчёт эффективности мероприятий по организации дорожного движения 79
7.1.1 Определение числа случаев гибели и ранения в ДТП, которых можно избежать при внедрении ГИС 79
7.1.2 Определение ежегодной экономии ущерба в случае предотвращения ДТП 81
7.1.3 Определение затрат на реализацию мероприятий по повышению БДД и их срока окупаемости 86
8 Конструкторская часть 88
8.1 Обзор некоторых моделей автомобильных креплений для ноутбука 88
8.2 Разработка мобильного кронштейна для установки ноутбука в транспортное средство 90
8.3 Расчёт болта крепления на срез 94
Заключение 96
Список используемой литературы 98

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 1.99 Мб (Скачать)

В государственную  статистическую отчетность, осуществляемую МВД Российской Федерации, включаются все ДТП, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые люди.

Остальные ДТП регистрируются и анализируются  на местном (региональном) уровне, а  так же отдельными министерствами и  ведомствами-владельцами транспортных средств. Правилами учета все  ДТП подразделяются на 7 основных видов:

а) столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись  между собой или с подвижным  составом железных дорог.

К этому  виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при  заторе движения или из-за технической  неисправности), и столкновение подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

б) опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

К этому  виду происшествий не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий.

в) наезд  на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп, наехало на транспортное средство.

г) наезд  на препятствие - происшествие, при  котором транспортное средство наехало  или ударилось о неподвижный  предмет (опора моста, столб, дерево, мачта освещения и т.д.)

д) наезд  на пешехода - происшествие, при котором  транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому  виду относятся так же происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого груза или предмета (доски, бревна, канат и т.п.).

е) наезд  на велосипедиста - происшествие, при  котором транспортное средство наехало  на велосипедиста или он сам натолкнулся  на движущееся транспортное средство.

ж) прочие происшествия, не относящиеся к перечисленным  видам.

К этим видам  происшествий относятся: сходы трамваев с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания); падение перевозимого груза или отброшенного колесами транспортного средства предмета на человека, на животное или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший  груз, отделившееся колесо); падение  пассажиров с движущегося транспортного  средства или в салоне транспортного  средства в результате резкого изменения  скорости или траектории движения и  д.р.

Классификация ДТП по степени тяжести последствий:

-  материальный  ущерб;

-  легкие  телесные повреждения;

-  телесные  повреждения средней степени  тяжести и тяжкие;

-  смерть  потерпевшего;

-  особо  тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более  человек). [12]

Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих  признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть  вреда здоровью устанавливается  по тому признаку, который соответствует  большей тяжести вреда здоровью.

В государственную  статистическую отчетность не включаются сведения о ДТП, возникших:

а) во время  проведения мероприятий по автомобильному и мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т. п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий  спортивные мероприятия;

б) при  выполнении транспортными средствами технологических, производственных операций, не связанных с перевозкой людей  или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, установка мачт и т.д.);

в) в результате стихийных бедствий;

г) вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передачи, при сцепке-расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и  т.п.);

д) вследствие попытки покончить жизнь самоубийством, или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;

е) в результате умышленных посягательств на жизнь  и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

 

1.2 Регистрация ДТП

 

Для регистрации  события дорожно-транспортного происшествия, на место выезжает оперативная группа под руководством следователя, в  состав группы входит сотрудник Государственной  инспекции безопасности дорожного  движения (ГИБДД), который заполняет  карточку учета ДТП. Информация о дорожно-транспортном происшествии немедленно поступает в областное управление ГИБДД, где она регистрируется.

Карточка  учета ДТП составляется на основании  первичных документов, оформляемых  оперативной группой на месте  ДТП. Карточка учета ДТП является основным документом для осуществления  государственной статистической отчетности.

Карточка  состоит из 7 разделов, содержащих 66 позиций:

а) общие  сведения;

б) место  совершения ДТП;

в) вид  и схема ДТП;

г) дорожные условия;

д) сведения о транспортных средствах, участвовавших  в ДТП;

е) участники  ДТП;

ж) дополнительные сведения.

 Каждая  позиция графически выделена  в отдельную область. В ней  отведено место для написания  непосредственно текстовых значений (регион, дорога и пр.) или приведены  перечни цифровых значений показателей.  При отсутствии данных перечней  необходимо использовать соответствующие  кодификаторы. Под каждой позицией  карточки расположены графоклетки,  в которые заносятся соответствующие  цифровые значения показателей.

Кодирование карточки (проставление кодов из соответствующих  кодификаторов для текстовых  позиций карточки, перенос из перечней цифровых значений в соответствующие  графоклетки) осуществляется сотрудником  подразделения ГАИ, отвечающим за учет ДТП.

Заполненная Карточка (в двух экземплярах) подписывается  главным государственным автомобильным  инспектором города или района (района в городе) или командиром строевого  подразделения дорожно-патрульной службы ГИБДД. Первый экземпляр Карточки в срок не свыше 3-х суток направляется в ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, а дубликат Карточки хранится в подразделении ГИБДД  в течение двух лет

Карточки  учета ДТП хранятся в управлении ГИБДД в течение 3-х лет. Учитывая, что для составления первичных  материалов ДТП требуется выезд  на место происшествия сотрудников  ГИБДД и что регистрация и  анализ ДТП имеют значительную трудоемкость, полная документация и отчетность в  ГИБДД ведется не по всем ДТП, а  только по тем, в которых имеются  раненые или погибшие.

 

1.3 Порядок информирования заинтересованных  лиц о ДТП

 

В целях  оказания помощи гражданам и юридическим  лицам подразделения ГИБДД осуществляют их информирование о ДТП. При этом подразделения ГИБДД передают:

- сведения о пострадавших в ДТП (погибших и получивших телесные повреждения, повлекшие госпитализацию пострадавшего) - в горрайорганы внутренних дел по месту их жительства в срок не более одних суток с момента совершения ДТП, либо в срок не более одних суток после установления личности пострадавшего;

- сведения  о принадлежащих гражданам и  юридическим лицам транспортных  средствах (месте нахождения, хранения  и др.), водители которых погибли  в ДТП или получили телесные  повреждения, повлекшие госпитализацию, - в ГАИ горрайорганов внутренних  дел по месту их регистрации  в срок не более одних суток  с момента совершения ДТП.

На основании  поступивших сообщений о пострадавших в ДТП, либо транспортных средствах, водители которых пострадали в ДТП, органы внутренних дел (подразделения  ГИБДД) информируют о случившемся  родственников пострадавших (а при  их отсутствии администрацию предприятия, организации по месту работы, учебы  пострадавших), или владельцев транспортных средств в срок не более одних  суток с момента получения  такого сообщения.

Порядок передачи сообщений, а также объём  передаваемой информации определяются главными государственными автомобильными инспекторами субъектов Российской Федерации. О передаче сообщений  делается отметка в журнале учета  ДТП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Геоинформационные системы в  дорожной отрасли

 

Дорожная  отрасль является одной из важнейших  отраслей экономики любой промышленно  развитой страны. Недаром, автомобильные  дороги называются «кровеносной системой»  любого государства. Они играют огромную социально-экономическую роль в  жизни современного общества.

Одной из особенностей дорожной отрасли по сравнению  с другими отраслями экономики  является то, что её основные сооружения (автомобильные и городские дороги) являются сложными инженерными линейно-протяженными сооружениями с ярко выраженной географической природой. В связи с этим основная техническая документация по автомобильным  дорогам должна представляться графически на картографической основе или в  виде условных схем и чертежей.

Среди множества  различных видов программных  технологий, работающих с графической  информацией, в дорожной отрасли  наиболее востребованы программные  технологии геоинформационных систем. Кроме того, для работы с атрибутивной информацией используются технологии баз данных (БД). На разных этапах жизненного цикла дороги применяются отдельные  информационные системы, но чаще всего  в сочетании с другими.

Геоинформационные системы (ГИС) предназначены для управления большим количеством разномасштабной картографической информации, анализа взаимосвязей объектов в пространстве, управления атрибутными характеристиками объектов. На этапах проектирования и планирования развития сети дорог, ГИС помогают проанализировать различные варианты прохождения трасс автомобильных дорог, выступая, в первую очередь, как средство отображения тематических карт и как инструмент пространственного анализа. [7]

При эксплуатации автомобильных дорог на первый план выходит возможность ГИС тесно  работать с атрибутивной информацией, хранящейся в базах данных. Именно эти качества наиболее интересны для органов ГИБДД, они позволяют привязывать базы данных по дорожно-транспортным происшествиям к местам их совершения. ГИС позволяет быстро находить интересующие объекты на карте и получать детальную информацию по ним. С другой стороны, выполнив некоторый запрос к БД, результат можно очень наглядно представить на карте.

2.1 Функциональные  возможности ГИС

 

Классическая  схема функций ГИС, предложенная одним из основателей геоинформатики канадцем Робертом Томлинсом, приведена на рисунке 2.1. Соответственно этим обобщенным функциям ГИС выделяют и подсистемы ГИС: подсистемы сбора, обработки, анализа и т.д.

 

Рисунок 2.1 - Функции геоинформационной системы [10]

 

Эта схема  отражает функции ГИС с точки  зрения общих целей ГИС и технологического процесса обработки и анализа  пространственных данных, однако, с  точки зрения обычного пользователя, работа в ГИС выглядят несколько  иначе.

2.2 Организация данных  в ГИС

 

В основе геоинформационных систем лежит  концепция послойной организации пространственных данных, когда однотипные данные на земной поверхности группируются в слои. Совокупность всех слоёв в ГИС образует карту. Деление объектов на слои производится так, чтобы в одном слое:

 

 

а) объекты  были одной природы происхождения (дороги, реки, здания);

б) объекты  желательно имели одинаковую топологическую структуру и размерность (т.е. когда  их можно описать точками, линиями  или полигонами).

В тоже время, чрезмерно большое количество слоёв  создавать нежелательно. Например, нет смысла создавать отдельные  слои для автомобилей разных марок, лучше сделать один слой с автомобилями, при этом каждому объекту, описывающему автомобиль, следует сопоставить  код марки автомобиля.

В верхней  части рисунка 2.2 приведен пример городской застройки, на которой изображены жилые дома, фабрики, заправка, склады, различные автомобили, лесопарковая зона, река, улицы, мост, тоннель. Для геоинформационной системы можно было создать 5 основных слоёв:

1. Слой автомобилей. Каждый автомобиль должен представляться в виде точки и дополнительно описываться параметрами цвета и марки.

2. Слой автомобильных дорог. В зависимости от решаемых задач автомобильные дороги могут быть представлены в виде осевых линий, либо в виде многоугольников, точно описывающих проезжую часть. В некоторых случаях имеет смысл иметь два отдельных слоя для осевых линий дорог и для проезжих частей.

3. Слой деревьев. Деревья можно представить в ГИС в виде точечных объектов, для каждого из которых заданы атрибуты типа дерева, высоты, диаметра. Альтернативно крупные лесопарковые массивы могут быть описаны в виде многоугольников, окаймляющих сплошные зоны насаждений. Для каждого такого массива деревьев в атрибутах следует указать плотность посадки, среднюю высоту деревьев.

Информация о работе Использование систем глобального позиционирования и геоинформационных систем для анализа ДТП.