Проблема адаптации военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа литературы выявить характерные особенности этого процесса (СПА), учет которых позволяет выявлять дезадаптации молодого солдата к условиям военной службы на ранних стадиях.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
проанализировать процесс СПА молодого солдата, выявить затруднения, возникающие в ходе этого процесса, вскрыть их индивидуально-личностные и социально-психологические детерминанты;
рассмотреть взгляды ведущих отечественных и зарубежных психологов на проблему адаптации.

Работа содержит 1 файл

Проблема адаптации.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

       Введение: 

       Социально-политические и экономические преобразования в обществе, реформирование Вооруженных  Сил во многом определяют жизнь и  деятельность современной  армии. Эти  изменения  влекут за собой не только военно-политические, военно-технические  и организационные проблемы. Они оказывают существенное влияние на моральное состояние военнослужащих, отражаются на их психическом здоровье, влияют на процесс их вхождения в строй и эффективность служебной деятельности.

       Системный анализ службы различных категорий военнослужащих показывает, что успешность социально-психологической адаптации является важнейшим фактором, обуславливающим эффективность   всей их воинской деятельности. Особую значимость и актуальность проблема социально-психологической адаптации имеет применительно к деятельности военнослужащего в период освоения им первичной должности, ввода в строй. Это обусловлено рядом обстоятельств.

       Во-первых, глубина и темпы адаптации  человека имеют вполне реальное воплощение в виде результатов учебно-боевой деятельности. Хорошо и в кратчайшие сроки адаптированный молодой человек быстрее “ становится  в строй “, успешно решает поставленные задачи.

       Во-вторых, период вхождения юноши в новую  социальную среду, освоения военной  профессии связан с завершением  этапа социализации личности. Прибывают в войска молодые люди  в возрасте от 18 до 20 лет. Именно этот возраст связан с  устойчивым жизнеопределением, глубоким осознанием целей и путей их достижения. Вместе с тем этот возраст и достаточно противоречивый, что объективно обусловлено резким социальным перемещением человека из одного слоя, группы в другой. Формирование качеств личности военнослужащего как гражданина, военного профессионала происходит на этом социальном фоне в ходе адаптации его к новой среде.

       В-третьих , исследования, проводимые в войсках убедительно доказывают наличие прямой связи между затруднениями в ходе адаптации человека к воинской службе и отклонения от служебных и моральных норм в их служебной  деятельности, уклонения от службы, межличностные конфликты, суицидальные явления, другие формы отклоняющегося поведения - все это следствия дезадаптации.

       Проблема  социально-психологической адаптации  достаточно широко представлена в исследованиях  отечественных ученых. Ей посвящены  диссертационные исследования П.Г. Белкина, М.Б. Джамановой, А.А. Кирильцевой и других, осветивших особенности СПА у специалистов различных отраслей, учителей, студентов и т.д.

       Весомый вклад в разработку теоретических  проблем адаптации внесли военные  ученые. В трудах М.И. Дьяченко раскрывается определение адаптации, пути ускорения адаптационных процессов с целью оптимизации деятельности. В работах Н.Ф. Феденко адаптация рассматривается как первый этап социализации. В это же время ряд военных ученых успешно разрабатывают и защищают кандидатские диссертации по проблемам адаптации: Л.Г. Егоров (1975 г.), С. Кебеле (1975), В.Я. Яблонько (1982), Ж.Г. Сенокосов (1989), В.И. Буянов (1996), и другие.

       Объектом исследования является молодой солдат в условиях воинской деятельности

       Предметом исследования выбрана социально- психологическая адаптация молодого солдата к условиям воинской службы.

       Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа литературы выявить характерные особенности этого процесса (СПА), учет которых позволяет выявлять дезадаптации молодого солдата к условиям военной службы на ранних стадиях.

       В соответствии с целью решались следующие  задачи исследования:

  • проанализировать процесс СПА молодого солдата, выявить затруднения, возникающие в ходе этого процесса, вскрыть их индивидуально-личностные и социально-психологические детерминанты;
  • рассмотреть взгляды ведущих отечественных и зарубежных психологов на проблему адаптации.

       Методика  исследования:

При написании курсовой работы использовался метод изучения и анализа источников, зарубежных и отечественных психологов (монографий и периодических изданий), диссертаций, в ходе которого осуществлена аналитическая работа по выявлению основных подходов к обоснованию проблем СПА. 
 
 
 
 

    1. Анализ состояния  проблемы адаптации   в Российской  психологической  науке 

       Изучение  психологической, педагогической и  Философской  литературы показывает, что общественные науки  понятие  «адаптация» вышло из биологии, где  она рассматривается как механизм биологического приспособления различных видов животного и  растительного мира к различным условиям среды обитания. Такое происхождение данного понятия влияло на биологическое объяснение его сущности и содержания в науках о человеке.

       Пристальное внимание к проблеме человека и его деятельности в условиях научно-технического прогресса, с необходимостью вызвало потребность углубленного и всестороннего изучения проблемы адаптации, ее разработки различными науками.

       Эта проблема затрагивает широкий спектр биологических, социальных, психологических, экономических, экологических и других вопросов, которые касаются не только материальной, но и духовной деятельности человека.

       Актуальность  проблемы адаптации обусловила активный и плодотворный поиск понимания ее сущности, содержания, особенностей и путей эффективного влияния на нее в интересах производственной практики всего человечества.

       В адаптивном поведении человека, отмечает профессор М.И. Дьяченко, могут участвовать  физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности.

       Проведенные исследования показывают, что в ходе адаптации молодых солдат происходит перестройка их психологических  свойств  и качеств в соответствии с требованиями, предъявляемой новой деятельностью в условиях воинской службы. «В процессе адаптации личности… не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся»1. Понимание сущности адаптации и механизмов ее осуществления позволяет считать, что адаптация является элементом социализации человека. Ведь под социализацией понимается «сложный многоуровневый процесс формирования основных личностных качеств индивида, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе, а также усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».2  Освоение человеком новых видов деятельности и поведения в процессе его социализации с необходимостью предполагает и адаптацию к ним.

       Большое внимание в Отечественной психологической литературе уделяется классификации видов адаптации по различным основаниям. В литературных источниках выделяются такие ее виды как: биологическая, физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая, социальная, биосоциальная и другие.

         Исходя из видов деятельности  молодых солдат, в качестве основных  видов их адаптации можно выделить  адаптацию к служебной деятельности (служебно-функциональную), адаптацию  к общественной деятельности  в коллективе (общественную), адаптацию к условиям быта в армии (бытовую).

       В общей и военной психологической  литературе предпринят ряд попыток  вычленения показателей для определения  степени адаптированности человека к новым условиям деятельности и  поведения. Так М.И Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют такие показатели как:

    • уровень знания личностью условий предстоящей деятельности
    • уровень развития общественных мотивов, индивидуальных и коллективных установок
    • показатели боевой подготовки
    • способность управлять своим поведением
    • степень активности в новой социальной среде

Егоров Л.Г.:

  • степень овладения социальными качествами личности воина :уровень морально-психологической и боевой подготовки,
  • степень овладения новыми видами деятельности, определенной военной специальностью, социальная активность и ответственность, готовность к выполнению воинского долга .

Кебеле С.:

  • самооценка отношения к службе
  • уровень удовлетворенности новым режимом службы, характером взаимоотношений с коллективом и командирами
  • оценка собственной социальной позиции и подготовки к выполнению новой социальной роли

Костюк А.:

  • физическое самочувствие и частота обращения за медицинской помощью
  • спокойное и ровное настроение
  • нормальное развитие костно-мышечной системы
  • прибавление в весе
  • успехи в физической и боевой подготовке
  • высокая общественная активность, воинская дисциплина, успеваемость

Осипенков Е.Ф.:

  • общественная активность, воинская дисциплина, успеваемость

Феденко Н.Ф.:

  • интерес к службе и положительное отношение к ней
  • исполнительность, широта социальных контактов
  • испытываемые психические состояния
  • социальная активность, в том числе общественная дисциплинированность, приобретение черт сложившегося облика воина и др.

       Широкий диапазон показателей, содержащихся в  психологической литературе свидетельствует , с одной стороны о плодотворности предпринимаемых поисков, а с другой – о недостаточной их системности, так как в основном разрабатываются отдельные аспекты проблемы адаптации. По нашему мнению, все показатели адаптации взаимосвязаны, так как отражают содержание и динамику единого процесса перестройки поведения и деятельности юноши в соответствии с новыми условиями его жизнедеятельности.

       Таким образом, проблема адаптации человека относится к числу наиболее актуальных, так как все еще недостаточно исследовано проблем находящихся на стыке общественных и естественных наук.

       Материалы исследования позволяют считать, что  адаптациая молодого солдата к условиям военной службы – это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки его мотивационно-ценностной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек, расширения и углубления ориентационной основы деятельности в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации. Адаптация может иметь активную или пассивную форму, что зависит от индивидуально-психических особенностей личности (направленность, темперамент, характер, способности) и условий деятельности.

       Исходя  из содержания деятельности молодых  солдат, можно выделить такие виды адаптации как:

  • служебно-функциональная адаптация (профессионально-боевая) – как овладение воинами боевой  специальностью, усвоение функциональных обязанностей по занимаемой должности, приобретение умений и навыков служебной деятельности
  • общественная адаптация – процесс включения молодых воинов в общественную жизнь воинского коллектива, выработки у них новых ценностных ориентаций, установок по отношению к общественной деятельности
  • бытовая адаптация – привыкание к режиму, распорядку дня, выработка привычек к исполнению требований воинской дисциплины, формирование навыков и привычек самообслуживания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Сущность и содержание  СПА молодых солдат  к условиям      воинской службы. 

       Исходя  из диалектического взаимодействия биологического и социального в человеке, можно выделить три основных уровня адаптации человека в онтогенезе:

      а) собственно социальный;

      б) социально обусловленный психологический:

      в) социально детерминированный биологический

       На  каждом из этих уровней проявляется  то общее, что характерно для любых  видов адаптации, является основой ее существования и, следовательно, выступает как ее сущность - приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями. При нарушении стабильности (перемещении субъекта в другую среду, другие условия или при изменении самой среды) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потери целостности. В результате возникает ситуация, когда система (или отдельные ее элементы) стремится к восстановлению нарушенного равновесия. Такая ситуация характерна для всех видов адаптации человека, понимаемой как активный целенаправленный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии его с навой природной и социальной средой.

Информация о работе Проблема адаптации военнослужащих