Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа литературы выявить характерные особенности этого процесса (СПА), учет которых позволяет выявлять дезадаптации молодого солдата к условиям военной службы на ранних стадиях.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
проанализировать процесс СПА молодого солдата, выявить затруднения, возникающие в ходе этого процесса, вскрыть их индивидуально-личностные и социально-психологические детерминанты;
рассмотреть взгляды ведущих отечественных и зарубежных психологов на проблему адаптации.
Введение:
Социально-политические и экономические преобразования в обществе, реформирование Вооруженных Сил во многом определяют жизнь и деятельность современной армии. Эти изменения влекут за собой не только военно-политические, военно-технические и организационные проблемы. Они оказывают существенное влияние на моральное состояние военнослужащих, отражаются на их психическом здоровье, влияют на процесс их вхождения в строй и эффективность служебной деятельности.
Системный анализ службы различных категорий военнослужащих показывает, что успешность социально-психологической адаптации является важнейшим фактором, обуславливающим эффективность всей их воинской деятельности. Особую значимость и актуальность проблема социально-психологической адаптации имеет применительно к деятельности военнослужащего в период освоения им первичной должности, ввода в строй. Это обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, глубина и темпы адаптации человека имеют вполне реальное воплощение в виде результатов учебно-боевой деятельности. Хорошо и в кратчайшие сроки адаптированный молодой человек быстрее “ становится в строй “, успешно решает поставленные задачи.
Во-вторых, период вхождения юноши в новую социальную среду, освоения военной профессии связан с завершением этапа социализации личности. Прибывают в войска молодые люди в возрасте от 18 до 20 лет. Именно этот возраст связан с устойчивым жизнеопределением, глубоким осознанием целей и путей их достижения. Вместе с тем этот возраст и достаточно противоречивый, что объективно обусловлено резким социальным перемещением человека из одного слоя, группы в другой. Формирование качеств личности военнослужащего как гражданина, военного профессионала происходит на этом социальном фоне в ходе адаптации его к новой среде.
В-третьих , исследования, проводимые в войсках убедительно доказывают наличие прямой связи между затруднениями в ходе адаптации человека к воинской службе и отклонения от служебных и моральных норм в их служебной деятельности, уклонения от службы, межличностные конфликты, суицидальные явления, другие формы отклоняющегося поведения - все это следствия дезадаптации.
Проблема
социально-психологической
Весомый вклад в разработку теоретических проблем адаптации внесли военные ученые. В трудах М.И. Дьяченко раскрывается определение адаптации, пути ускорения адаптационных процессов с целью оптимизации деятельности. В работах Н.Ф. Феденко адаптация рассматривается как первый этап социализации. В это же время ряд военных ученых успешно разрабатывают и защищают кандидатские диссертации по проблемам адаптации: Л.Г. Егоров (1975 г.), С. Кебеле (1975), В.Я. Яблонько (1982), Ж.Г. Сенокосов (1989), В.И. Буянов (1996), и другие.
Объектом исследования является молодой солдат в условиях воинской деятельности
Предметом исследования выбрана социально- психологическая адаптация молодого солдата к условиям воинской службы.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа литературы выявить характерные особенности этого процесса (СПА), учет которых позволяет выявлять дезадаптации молодого солдата к условиям военной службы на ранних стадиях.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
Методика исследования:
При написании
курсовой работы использовался метод
изучения и анализа источников, зарубежных
и отечественных психологов (монографий
и периодических изданий), диссертаций,
в ходе которого осуществлена аналитическая
работа по выявлению основных подходов
к обоснованию проблем СПА.
1.
Анализ состояния
проблемы адаптации
в Российской
психологической
науке
Изучение психологической, педагогической и Философской литературы показывает, что общественные науки понятие «адаптация» вышло из биологии, где она рассматривается как механизм биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к различным условиям среды обитания. Такое происхождение данного понятия влияло на биологическое объяснение его сущности и содержания в науках о человеке.
Пристальное внимание к проблеме человека и его деятельности в условиях научно-технического прогресса, с необходимостью вызвало потребность углубленного и всестороннего изучения проблемы адаптации, ее разработки различными науками.
Эта проблема затрагивает широкий спектр биологических, социальных, психологических, экономических, экологических и других вопросов, которые касаются не только материальной, но и духовной деятельности человека.
Актуальность проблемы адаптации обусловила активный и плодотворный поиск понимания ее сущности, содержания, особенностей и путей эффективного влияния на нее в интересах производственной практики всего человечества.
В адаптивном поведении человека, отмечает профессор М.И. Дьяченко, могут участвовать физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности.
Проведенные исследования показывают, что в ходе адаптации молодых солдат происходит перестройка их психологических свойств и качеств в соответствии с требованиями, предъявляемой новой деятельностью в условиях воинской службы. «В процессе адаптации личности… не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся»1. Понимание сущности адаптации и механизмов ее осуществления позволяет считать, что адаптация является элементом социализации человека. Ведь под социализацией понимается «сложный многоуровневый процесс формирования основных личностных качеств индивида, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе, а также усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».2 Освоение человеком новых видов деятельности и поведения в процессе его социализации с необходимостью предполагает и адаптацию к ним.
Большое внимание в Отечественной психологической литературе уделяется классификации видов адаптации по различным основаниям. В литературных источниках выделяются такие ее виды как: биологическая, физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая, социальная, биосоциальная и другие.
Исходя из видов деятельности
молодых солдат, в качестве основных
видов их адаптации можно
В
общей и военной
Егоров Л.Г.:
Кебеле С.:
Костюк А.:
Осипенков Е.Ф.:
Феденко Н.Ф.:
Широкий диапазон показателей, содержащихся в психологической литературе свидетельствует , с одной стороны о плодотворности предпринимаемых поисков, а с другой – о недостаточной их системности, так как в основном разрабатываются отдельные аспекты проблемы адаптации. По нашему мнению, все показатели адаптации взаимосвязаны, так как отражают содержание и динамику единого процесса перестройки поведения и деятельности юноши в соответствии с новыми условиями его жизнедеятельности.
Таким образом, проблема адаптации человека относится к числу наиболее актуальных, так как все еще недостаточно исследовано проблем находящихся на стыке общественных и естественных наук.
Материалы
исследования позволяют считать, что
адаптациая молодого солдата к условиям
военной службы – это сложный,
динамический, многоуровневый и многосторонний
процесс перестройки его
Исходя из содержания деятельности молодых солдат, можно выделить такие виды адаптации как:
2.
Сущность и содержание
СПА молодых солдат
к условиям
воинской службы.
Исходя из диалектического взаимодействия биологического и социального в человеке, можно выделить три основных уровня адаптации человека в онтогенезе:
а) собственно социальный;
б) социально обусловленный психологический:
в) социально детерминированный биологический
На каждом из этих уровней проявляется то общее, что характерно для любых видов адаптации, является основой ее существования и, следовательно, выступает как ее сущность - приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями. При нарушении стабильности (перемещении субъекта в другую среду, другие условия или при изменении самой среды) наступает рассогласование взаимодействия субъекта и объекта в системе, что приводит к функциональному расстройству, потери целостности. В результате возникает ситуация, когда система (или отдельные ее элементы) стремится к восстановлению нарушенного равновесия. Такая ситуация характерна для всех видов адаптации человека, понимаемой как активный целенаправленный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии его с навой природной и социальной средой.