Социальная адаптация военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Изучение социально-профессиональной адаптации показало, что большинство военнослужащих, уволенных в запас выполняют труд ниже своей квалификации. Незначительная часть военнослужащих, уволенных в запас смогла повысить свой профессиональный уровень (окончили высшие и средне-специальные учебные заведения). Подавляющая часть бывших военнослужащих выполняет неквалифицированную работу, что особенно показательно для группы профессиональных военных, которые в большинстве своем не имели гражданских профессий. Таким образом, в обществе существует проблема социальной дезадаптации военнослужащих в гражданском обществе и необходимость их социальной реабилитации. В связи с этим цель исследования: изучить проблему дезадаптации военнослужащих и социальную помощь военнослужащего как частную технологию социальной работы.
Целью курсовой работы является не только рассмотрение теоретического аспекта социальной работы с военнослужащими, но и анализ практических примеров ее реализации.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1 Социальная адаптация военнослужащих______________________4
1. 1 Понятие социальной адаптации, её основные формы_______________4
1.2 Механизм и особенности адаптации военнослужащих______________11
Глава 2 Социальная работа с военнослужащими______________________33
2.1 Правовые основы социальной работы с военнослужащими._________33
2.2 Основы социальной работы с бывшими военнослужащими_________41
Заключение____________________________________________________45
Приложение ___________________________________________________46
Список литературы______________________________________________47

Работа содержит 1 файл

фак мой моск.docx

— 73.19 Кб (Скачать)

     Порой смешивают понятия «приспособление» и «адаптация». Если в первом случае человек полностью принимает  условия сложившейся ситуации и  пассивно приспосабливается к ее требованиям, то в процессе адаптации  человек активен: он анализирует, выбирает, осваивает продуктивные способы  и приемы, которые помогают справиться с типичными проблемами. «Успешность  социальной адаптации, - подчеркивает Л. Н. Собчик, - это хорошо сбалансированное соотношение между потребностями  человека и требованиями социальной среды». При этом личность не уходит от сложных жизненных ситуаций, не использует стратегию «бегства от проблемы», а творчески и целеустремленно преобразует себя, а сложившуюся жизненную ситуацию она использует как возможность для того, чтобы достичь своих целей, реализовать основные притязания. Человек перестает быть «пешкой» и становится «автором и режиссером своей жизни»: вместо пассивного ожидания помощи и указаний со стороны он сам планирует и осуществляет свое будущее» [8]

     Военные психологи и социологи высказывают  различные точки зрения на явление  социальной адаптации. Необходимо отметить, что в основном проблемы адаптации  ими анализируются в рамках института  Вооруженных Сил, воинского коллектива, имеющих довольно четкую структуру  и организацию, позволяющих моделировать социальные процессы и явления с  большей достоверностью, чем в  гражданском обществе.

     Известно, что адаптивные процессы могут иметь  характер соперничества и сотрудничества. Разновидностью соперничества выступает конфликт, каждая из сторон которого стремится к тому, чтобы цели оппонента не осуществились или даже желает ликвидировать влияние ценностей противника, а иногда и его самого. И соперничество, и сотрудничество прежде всего характеризуются познавательными процессами - личность воспринимает и так или иначе интерпретирует для себя ситуацию, запоминает новые правила поведения. Все это свидетельствует в пользу того, что адаптацию личности можно рассматривать как форму ее социализации. В процессе адаптации, кроме того, немалую роль может играть переориентация личности, т.е. выработка таких оценок и такого понимания ситуации, которые не противоречат ценностям и ценностным ориентациям новой группы.

     Человек может встречаться с представителями таких возрастных, профессиональных и других групп, для общения с которыми у него нет ни знаний, ни навыков. В силу того, что умения и навыки связаны со способностями индивида (выступают как актуализация способностей и склонностей), может оказаться, что он не в состоянии нормально общаться с некоторыми категориями людей, и встреча с ними (и тем более совместная деятельность) для человека проблематична. Адаптация личности в группе также становится для нее затруднительной, если она ошибочно наделяет членов группы несвойственными им чертами (не хватило знаний, опыта, рассудительности, проницательности) и начинает действовать в соответствии со своими взглядами, недооценивая или переоценивая этих людей. В ходе продолжительной адаптации человека к такой деятельности, к которой он не расположен, может происходить изменение его личностных характеристик, обусловленное особенностями структуры указанного вида деятельности.

     Подводя итог, следует подчеркнуть, что роль социализации в формировании личности трудно переоценить. Социализация, по сути, - единственный путь формирования и развития личности. Выделенные формы (интериоризация и социальная адаптация) могут быть представлены лишь условно, в действительности они тесно переплетены, взаимосвязаны, представляют неразрывное, неделимое единство. Кроме того, надо учитывать, что понятие адаптации многозначно и может рассматриваться также и как этап социализации личности, как ее адаптированность к тем или иным общественным или же внутригрупповым условиям.

     1.2 Механизм и особенности адаптации граждан, уволенных с военной службы по контракту

     В числе актуальных проблем военно-социальной политики на современном этапе важное место занимает проблема социальной адаптации граждан, уволенных с  военной службы по контракту, к новым  условиям жизни, связанная с необходимостью их переподготовки на новые профессии.

     В пункте 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" говорится о том, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту  и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут  быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими  права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

     Таким образом, для характеристики оснований  увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, необходимо обратиться к Федеральному закону "О воинской обязанности  и военной службе", статья 51 которого содержит исчерпывающий перечень оснований  увольнения с военной службы. В  отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, этот перечень оснований увольнения с военной  службы больше походит под перечень оснований ее прекращения за исключением  такого основания, как отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования, поскольку  в отношении таких лиц действуют  положения статьи 35 закона о возможности  продолжения военной службы на иных условиях, в частности, путем направления  для прохождения военной службы по призыву.

     В пункте 1 статьи 51 названы основания, при наступлении которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы. К числу таких оснований по своему содержанию примыкает и такое  основание увольнения, названное  в пункте 7, как исключение из списков  личного состава воинской части  военнослужащего умершего (погибшего) либо в установленном законом  порядке признанного безвестно  отсутствующим или объявленного умершим. Увольнение военнослужащего  по основаниям пункта 1 статьи 51 может  иметь место как по причинам, от него не зависящим (по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе - см. статью 49 закона; по состоянию здоровья либо в связи  с признанием военно-врачебной комиссией  ограниченно годным к военной  службе на воинской должности, для которой  штатом предусмотрено определенное воинское звание) либо в связи с  наличием обстоятельств, исключающих  возможность продолжения военной  службы (лишение военнослужащего  по приговору суда воинского звания за совершение тяжкого или особо  тяжкого преступления - см. статью 48 закона, вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы).

     Самостоятельным основанием для увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы является истечение  срока контракта - см. подпункт б) пункта 1 статьи 51 закона.

     Что касается досрочного увольнения "контрактника" с военной службы, то в статье 51 названы два вида оснований: 1) когда  военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы (пункты 2 и 6) и 2) когда военнослужащий имеет  право на досрочное увольнение с  военной службы (пункт 3).

     Для понимания сущности механизма социальной адаптации граждан, уволенных с  военной службы по контракту в  настоящее время одной из наиболее распространенных является модель социального  взаимодействия, предложенная Г. В. Осиповым. По его мнению, социальная среда  может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых  лежат те или иные обстоятельства. Второй аспект - как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных ролей  личности. И, наконец, третий аспект - совокупность норм и ценностей этой среды [9]

     Исходя  из данного подхода, механизм социальной адаптации закономерно включает в себя приспособление личности к  новой среде межличностного взаимодействия путем формирования новых качеств  личности, усвоения новых функций  в различных сферах взаимодействия, занятие нового статусного положения  и, наконец, освоения новых норм и  ценностей среды.

     Идея, заложенная в таком подходе, предполагает, что человек, отдавший большую часть  своей сознательной трудоспособной жизни в очень специфических, порой экстремальных условиях, должен изменить свое поведение так, чтобы  слиться с основной массой сограждан. Под «основной массой» подразумевается  умеренное большинство граждан, которые придерживаются в целом сходных взглядов на то, какое поведение социально приемлемо, а какое нет.

     Как определенный тип личности гражданин, увольняемый в запас, вынужден, прежде всего, подготовиться к принятию норм и ценностей новой социальной среды, которые существенным образом  отличаются от сложившихся при службе в Вооруженных Силах. Если при  адаптации к службе в армии  личность военнослужащего во многом формировалась в социальных условиях, которые определялись определенным набором жестко регламентированных служебных, профессиональных прав, обязанностей, ответственности, функций и санкций, то социальная адаптация к новому образу жизни и среды (гражданскому обществу) предполагает довольно широкий  и неопределенный спектр взаимодействия, который во многом предопределен  конкретно-ситуативными условиями  увольнения, а также теми личностными  образованиями, которые сформировались в процессе службы в армии.

     Исследователь Кравченко Н. использует следующие  подходы к пониманию сущности адаптации граждан, уволенных с  военной службы по контракту. Он выделяет три этапа в процессе социальной адаптации:

     -предварительную  адаптацию (на этапе завершения  воинской службы);

     -первичную  адаптацию (связанную с этапом  безработицы, переезда к новому  месту жительства, выбора нового  вида деятельности);

     -вторичную  социальную адаптацию (этап освоения  нового вида деятельности) [10]

     Одним из механизмов социальной адаптации  является - реабилитация. Реабилитация - это комплекс специальных мер, которые  необходимо осуществить в отношении  уволенного из армии военнослужащего  для того, чтобы вернуть его  в русло гражданской жизни.

     Это понятие употребляется как достаточно емкое и многоплановое, выступающее  основной частью социальной адаптации  бывших военнослужащих, и принципиально  не отличается по форме от рассмотренных  выше.

     Основной  акцент при этом делается на то, что  реабилитационные меры необходимо разрабатывать  не только для офицеров, уволенных  из армии, но и для их семей, для  всего их ближайшего окружения. Коренные перестройки жизнедеятельности  чаще всего касаются и их жен, и  их детей (переезд на новое место  жительства, потеря работы, смена школы  и т.д.). Поэтому так важно поддерживать и укреплять семейные отношения  как основной источник необходимых  внутренних ресурсов для успешного  преодоления кризисной ситуации потери работы.

     Теоретическая модель социальной реабилитации военнослужащих, уволенных из армии, предложенная Н.Г. Осуховой и М.Н. Лотовой, основывается на анализе формирования отклонений в самосознании личности в кризисных  ситуациях и на разработке соответствующих  мер психологической помощи и  коррекции.

     Самосознание  ими рассматривается как «.. ..особого  рода психологическая структура, в  которой отражены значимые отношения  личности военнослужащего к себе в своей соотнесенности с миром  в прошлом, настоящем и будущем (до, во время и после воинской службы)»  [11]

     При этом в кризисных ситуациях (а  увольнение из армии и является такой  ситуацией), когда личность не в состоянии  реализовать в настоящем сформированные ранее значимости своей жизни, в  самосознании могут возникать негативные значимые отношения к себе и к  миру.

     В качестве негативных значимых отношений  рассматриваются те или иные ценности, установки, стереотипы, ориентируясь на которые личность не может реализовать  себя в новых социальных условиях, отказывается от конструктивного изменения, роста и развития, в то время  как позитивные значимые отношения к себе и миру способствуют проявлению сущностных характеристик личности в деятельности, направленной на успешную адаптацию военнослужащего и его семьи к новым условиям жизни.

     Наиболее  важным компонентом социальной адаптации  увольняемых с военной службы по контракту, как представляется большей  части современных исследований, является профессиональная адаптация. Но если решение задачи профессиональной переподготовки офицеров, увольняемых  в запас, в какой-то мере обеспечено организационно-методическими условиями, то решение задачи социально-психологической  адаптации военнослужащих, увольняемых  в запас, их психологической поддержки  не имеет четкой технологии. Одна из основных проблем переходного этапа  заключается в том, что процесс  согласования ценностно-нормативных  систем, отражающих условия военной  и гражданской жизни, не является однозначным и линейным. Оптимальность  процесса интеграции нарушается уровнем  социализированности индивида в  условиях военной службы, что имеет  обратное влияние на процесс освоения новых отношений.

     Основу  дезадаптационных состояний определяет перенос установок и поведенческих  стереотипов, сформированных в условиях военной деятельности, в новые  социокультурные условия. Ориентация индивида на усвоенную или новую  ценностно-нормативную систему определяет особенности его социального  поведения и соответственно влияет на процесс адаптации. Дезадаптационный эффект, возникающий в связи с  переходом в гражданскую сферу, связан и с расширением свободы  личности, диапазоном допустимых форм социальной активности. Подвижность  и универсальность социальных норм, с одной стороны, открывает широкие  перспективы социальной мобильности, а с другой - обеспечивает достаточно высокий уровень неопределенности. Самореализация же индивида, как уже  отмечалось, в условиях военной деятельности осуществлялась в пределах предписанного  ролевого поведения при нормативных  ограничениях возможных достижений.

     В соответствии с приказом Министра обороны  РФ от 19 марта 2002 г. № 115 для решения  проблем профессионального информирования увольняемых военнослужащих во всех воинских частях от отдельного батальона  и выше, а также в военных  комиссариатах, службах занятости  созданы справочно-консультационные пункты (СКП). Несмотря на то, что их численность достигает полутора тысяч, эффективность их работы по-прежнему остается еще невысокой. Это объясняется  тем, что СКП созданы на нештатной  основе и слабо оснащены технически. Как показывает анализ отчетов руководителей  этих пунктов, основная проблема, которую  не могут решить на местах, это ограниченность, а зачастую и невозможность направить  граждан на профессиональную переподготовку Векторы: Россия - НАТО. [12]

Информация о работе Социальная адаптация военнослужащих