Социальная защита военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:51, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время, когда в России реформируется не только государственный и общественный строй, но и Вооруженные Силы, проблема социальной защиты военнослужащих особенно актуальна.

Институт военной службы претерпел за последние 10 лет существенные изменения. Реформирование и связанное с этим сокращение Вооруженных Сил повлекли за собой пересмотр положений о статусе военнослужащих, правовых основ прохождения службы, комплектования силовых структур. На первый план вышла необходимость комплексного решения проблем социальной защиты военнослужащих и членов их семей, принятия на федеральном уровне действенных программ социальной адаптации, как допризывной молодежи, так и ветеранов военной службы, уволенных в запас.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1 Социальная защита и социальное обеспечение военнослужащих………….......5

1.1Реформирование системы социальных гарантий и

льгот военнослужащих………………………………………………………………5

1.2 Правовой статус военнослужащего…………………………………………….10
2 Содержание и формы социальной защиты военнослужащих…………………..20
2.1 Материальная поддержка военнослужащим…………………………………...20
2.2 Льготы, предоставляющие различные социальные услуги…………...............26
2.3 Порядок защиты нарушенных прав военнослужащих………………...............33

Заключение……………………………………………………………………………40

Список литературы…………………………………………………………...............42

Работа содержит 1 файл

Курсач за 4 курс,пределанная.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный  университет

Институт  психологии и социальных наук

Факультет человековедения

Кафедра социальной работы 
 
 
 
 

Социальная  защита военнослужащих 
 
 
 

                                                                                                               Курсовая работа

Акентьевой  М.А.,

студентки группы 1242

Научный руководитель

                                                                                                 Заяц О.В., доцент                                                                                                                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 

                                                 Владивосток

                                                                 2008

    Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1 Социальная  защита и социальное обеспечение военнослужащих………….......5

1.1Реформирование  системы социальных гарантий и

 льгот военнослужащих………………………………………………………………5

1.2 Правовой статус  военнослужащего…………………………………………….10

2 Содержание  и формы социальной защиты  военнослужащих…………………..20

2.1 Материальная поддержка военнослужащим…………………………………...20

2.2 Льготы, предоставляющие  различные социальные услуги…………...............26

2.3 Порядок защиты  нарушенных прав военнослужащих………………...............33

Заключение……………………………………………………………………………40

Список литературы…………………………………………………………...............42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

     В настоящее время, когда в России реформируется не только государственный и общественный строй, но и Вооруженные Силы, проблема социальной защиты военнослужащих особенно актуальна.

     Институт  военной службы претерпел за последние 10 лет существенные изменения. Реформирование и связанное с этим сокращение Вооруженных Сил повлекли за собой пересмотр положений о статусе военнослужащих, правовых основ прохождения службы, комплектования силовых структур. На первый план вышла необходимость комплексного решения проблем социальной защиты военнослужащих и членов их семей, принятия на федеральном уровне действенных программ социальной адаптации, как допризывной молодежи, так и ветеранов военной службы, уволенных в запас.

     Относясь  к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные для них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей.

     В настоящее время в РФ для  военнослужащих права и социально-экономические гарантии определены пакетом законов, юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Сюда следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание.

     Обеспеченность  жильем - это самая острая проблема в современных условиях в Российской Федерации. Кризисные явления в экономике, распад союзных структур, образование национальных  Вооруженных Сил привели к свертыванию жилищного строительства в целом и в Вооруженных Сил РФ в частности. Целью курсовой работы является рассмотрение проблем социальной защиты военнослужащих. Данная цель требует решения следующих задач:

  1. Рассмотреть понятие «социальная защита» и «социальное обеспечение» военнослужащих
  2. Обосновать правовой статус военнослужащего
  3. Осветить содержание и формы социальной защиты военнослужащих
  4. Раскрыть порядок защиты нарушенных прав военнослужащих
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Социальная защита  и социальное обеспечение  военнослужащих

1.1Реформирование  системы социальных  гарантий и льгот  военнослужащих

     Изменение законодателем (в том числе посредством временного регулирования) ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодателей политики в социальной сфере, в частности по вопросам социального обеспечения военнослужащих.

     Основываясь на указанных конституционных положениях, Конституционный Суд РФ сформулировал  и неоднократно подтвердил правовую позицию, согласно которой изменение  законодателем (в том числе посредством  временного регулирования) ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, в частности по вопросам социального обеспечения военнослужащих. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально призванного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т. е. в том, что приобретенные ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 29 января 2004 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)1.

     Данная  правовая позиция носит общий  характер и должна учитываться  федеральным  законодателем при внесении изменений  в условия предоставления жилья  или выплаты соответствующей ежемесячной компенсации гражданам, увольняющимся с военной службы.

     Законодательные изменения, направленные на сокращение круга лиц, пользующихся льготами, в  данном случае военнослужащих, с одновременным  реформированием системы их материально – финансового обеспечения путем повышения размера денежного довольствия, соотносятся с целями социального правового государства. Отмена льгот не означает ограничение или умаление конституционных прав военнослужащих, поскольку ранее существовавший порядок регулирования обеспечивал лишь льготные условия реализации соответствующих конкретных прав.

     Освобождение  от уплаты налогов по своей правовой природе – льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции  РФ (ст. ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.

     При переходе к новой системе материально - финансового обеспечения военнослужащих должен учитываться принцип поддержания  доверия граждан к закону и  действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, а также предоставление гражданам возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Это означает необходимость эффективных правовых механизмов денежной компенсации взамен отмененных льгот, что обеспечивало бы, по крайне мере, сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты военнослужащих и их семей с учетом специфики военной службы.

     Таким образом, сами по себе законодательные  изменения, направленные на сокращение круга лиц, пользующихся льготами, в  данном случае военнослужащих, с одновременным  реформированием системы их материально  – финансового обеспечения путем повышения размера денежного довольствия, соотносятся с целями социального правового государства (ст. ст. 1 и 7, ч. 1, Конституции РФ). Отмена льгот не означает ограничение или умаление конституционных прав заявителя, поскольку ранее существовавший порядок регулирования обеспечивал лишь льготные условия реализации соответствующих конкретных прав.2

     Социальная  защита военнослужащих, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской  АЭС, и ветеранов подразделений  особого риска, установил обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, вызвано фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав. Законодатель вправе вносить изменения в способы возмещения, уточнять критерии его дифференциации или адресности. Однако такие решения не должны противоречить конституционно- значимым целям, умалять или ограничивать права граждан, в том числе установленные ст. 42 Конституции РФ.

     Содержание  норм Закона РФ «О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной  служб, учреждениях и органах  уголовно – исполнительной системы, и их семей» в системном единстве с другими нормами пенсионного законодательства свидетельствуют о том, что они направлены на обеспечение повышенных гарантий права военнослужащих на пенсионное обеспечение, а потому не могут расцениваться как нарушающие конституционные права какой – либо категории военнослужащих в сфере пенсионных отношений.

     Социальное  обеспечение - государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети. 3

     Социальная  защита военнослужащих представляет собой сложную многосубъектную систему охранительных мер, реально гарантирующих им социальную защищенность. Следовательно, социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека.

     Установление  в части первой ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обязанности  государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также и фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав.

     В результате приостановления федеральными законами о федеральных бюджетах действия ст. 28 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда таким способом, как страховые выплаты (и, следовательно, право на возмещение причиненного вреда в полном объеме), на протяжении ряда лет (с 2001 г.) оказалось фактически блокированным.

     Отсутствие  компенсаторного механизма, позволяющего в данной ситуации гарантировать  безусловное выполнение государством своей конституционной обязанности  и сохранение ранее установленного объема возмещения вреда, не означает, что регулирование, содержащееся в оспариваемых нормах, отменяет обязательное бесплатное государственное страхование граждан от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и исключает возможность реализации права на получение соответствующих страховых выплат гражданами, для которых страховое событие (заболевание, установление группы инвалидности, смерть (гибель) вследствие катастрофы) наступило в период приостановления действия ст. 28 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».4

Информация о работе Социальная защита военнослужащих