Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа
Изучение социально-профессиональной адаптации показало, что большинство военнослужащих, уволенных в запас выполняют труд ниже своей квалификации. Незначительная часть военнослужащих, уволенных в запас смогла повысить свой профессиональный уровень (окончили высшие и средне-специальные учебные заведения). Подавляющая часть бывших военнослужащих выполняет неквалифицированную работу, что особенно показательно для группы профессиональных военных, которые в большинстве своем не имели гражданских профессий. Таким образом, в обществе существует проблема социальной дезадаптации военнослужащих в гражданском обществе и необходимость их социальной реабилитации. В связи с этим цель исследования: изучить проблему дезадаптации военнослужащих и социальную помощь военнослужащего как частную технологию социальной работы.
Целью курсовой работы является не только рассмотрение теоретического аспекта социальной работы с военнослужащими, но и анализ практических примеров ее реализации.
Введение________________________________________________________3
Глава 1 Социальная адаптация военнослужащих______________________4
1. 1 Понятие социальной адаптации, её основные формы_______________4
1.2 Механизм и особенности адаптации военнослужащих______________11
Глава 2 Социальная работа с военнослужащими______________________33
2.1 Правовые основы социальной работы с военнослужащими._________33
2.2 Основы социальной работы с бывшими военнослужащими_________41
Заключение____________________________________________________45
Приложение ___________________________________________________46
Список литературы______________________________________________47
На
этапе реадаптации для
Более 56 % комбатантов на 1-е место поставили проблему, связанную с физическим здоровьем; проблемы, которые у них появятся в связи с трудоустройством и поиском своего места в жизни (29,5 %); созданием семьи и воспитанием детей (29,5 %). Около 16 % высказали опасения относительно своего психического здоровья и душевного состояния в будущем.
При
анализе показателей
Почти
20 % анонимно опрашиваемых военнослужащих
отметили ухудшение морально-психологического
климата в воинских коллективах после
выхода из боевых действий. Особенно это
было выражено во взаимоотношениях между
теми, кто участвовал в боевых действиях,
и теми, кто в них не принимал участия.
В отдельных случаях в смешанных воинских
коллективах наблюдались случаи неуставных
взаимоотношений, когда комбатанты требовали
к себе особого внимания или каких-либо
послаблений по службе.
Необходимо отметить, что у военнослужащих контрольной группы, входящих в смешанные подразделения, уровень субъективного самочувствия, настроения и уверенности в себе был в среднем в 1,6 - 2,1 раза ниже по сравнению с аналогичными показателями военнослужащих «однородных» воинских коллективов. Обследуемые лица из «однородных» подразделений достоверно отличались от «смешанных» более высоким уровнем самоконтроля, общительностью и меньшей тревожностью.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о том, что:
1) военнослужащие, выведенные из боевых действий, в процессе социальной реадаптации к условиям мирного времени испытывали определенные трудности, выражавшиеся в повышении конфликтности, снижении установки на профессиональную деятельность и неудовлетворенности внутригрупповыми контактами, особенно в смешанных подразделениях. Отмеченные психологические особенности отличались длительным течением и не обнаруживали сколько-нибудь заметных позитивных тенденций у военнослужащих даже спустя 3 месяца после окончания боевых действий;
2)
в период реадаптации к
3) социальная реадаптация военнослужащих, возвратившихся из районов боевых действий, протекала значительно сложнее в тех случаях, когда комбатантов распределяли в «смешанные» подразделения, командирами которых были назначены лица, не имеющие боевого опыта.
Приведенные результаты изучения особенностей социальной адаптации военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, предполагают дальнейшую разработку системы оказания комбатантам необходимой помощи в свете утвержденной в октябре 2003 г. Межведомственной программы «Реабилитация военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и сотрудников правоохранительных органов, пострадавших при выполнении задач в условиях боевых действий и при проведении контртеррористических операций».
Сущность социальной адаптации бывших военнослужащих включает в себя еще и такие воспитательные задачи, как включение личностных качеств в процесс адаптации и гармонизации межличностных отношений и социальной среды.
Исходя из практического опыта, выделяются основные критерии эффективности процесса социальной адаптация, которые основаны на модели организации этого процесса:
- конкурентоспособность;
-
уверенность в стабильности
- успешность трудоустройства;
-
закрепляемость на рабочем
-
стабильность семейных
-
уровень профессиональной
-
степень удовлетворенности
- удовлетворенность работой и оплатой труда.
Наиболее острая проблема - обеспечение занятости после увольнения в запас для лиц, уволенных с военной службы в более старших возрастах (от 40 лет и выше). Она имеет свои особенности и обстоятельства:
1) уволенные военнослужащие принципиально меняют сразу все аспекты своей предыдущей жизни - лишаются служебного жилья, а порой и регистрации по месту жительства, гарантированного денежного содержания, бесплатного медицинского обслуживания, что в ряде случаев приводит к семейным неурядицам и стрессовой ситуации;
2)
возраст, когда военнослужащие
увольняются в запас, порой
значительно выше среднего
3)
большая часть увольняемых в
запас военнослужащих до
4)
в отличие от гражданских
5)
ряд офицеров запаса, не имеющих
права на пенсионное
Проводимые
в настоящее время реформы
в Российской армии приводят к
значительному сокращению численности
Вооруженных Сил Российской Федерации.
При увольнении в запас только
небольшая часть военнослужащих
успешно меняет род занятий и
утверждает себя в новых сферах жизни
и деятельности. Для большинства
же военнослужащих, да и членов их семей
увольнение из армии - весьма болезненное
состояние, приводящее порой к потере
жизненной перспективы и
По данным Министерства обороны Российской Федерации, только в 1992-2004 гг [15]
Было уволено в запас более двух миллионов офицеров, прапорщиков и мичманов. Всего же в результате таких сокращений в адаптации к новым жизненным условиям нуждается более пяти миллионов человек. При этом заметим, что подавляющее большинство увольняемых кадровых военнослужащих относятся к возрастной категории 35-50 лет. Они обладают хорошей профессиональной подготовкой и, как правило, имеют высшее образование. У них имеется опыт управления большими коллективами, опыт решения масштабных задач и вопросов воспитательной работы, и т. д. Другими словами, это экономически активная часть населения. Кроме того, в адресной социальной поддержке нуждаются еще около 800 тысяч членов семей военнослужащих, вопросы социальной адаптации которых будут оставаться на повестке дня еще очень долгое время.
Широкомасштабное сокращение Вооруженных Сил в 90-е годы привело к росту социальной напряженности в обществе. Как известно до 2001 года не было единой государственной программы социальной адаптации военнослужащих. При реализации этой программы в стране реализовывались две Программы, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 1997 г. № 674 и от 3 февраля 1998 г. № 153.
Концепцию
Программы адаптации
Большое внимание было уделено изучению опыта работы существующих на тот момент в России различных центров социальной адаптации бывших военных. Они существовали с 1993 года при поддержке зарубежных организаций из Германии, Великобритании. Швеции, Норвегии и других стран Европейского сообщества (TACIS), которые стали создавать региональные учебные центры по переподготовке увольняемых военнослужащих. Эти центры, поддерживаемые западными партнерами, получили хорошее материальное обеспечение, но были открыты только в больших городах Европейской зоны России. Их главной задачей была профессиональная переподготовка военнослужащих, увольняемых в запас, проблемы же социальной и психологической адаптации, трудоустройства, самозанятости и малого предпринимательства они не решали.
Благодаря
частной инициативе самих уволенных
военнослужащих в различных районах
страны стали образовываться ассоциации
военнослужащих, уволенных в запас,
как общественные негосударственные
организации, которые во взаимодействии
с региональными органами власти
пытались реализовать соответствующие
программы. Их деятельность строилась
на основе самофинансирования, большинство
из них работали в содружестве
со Всероссийским центром
Таким образом, сформировалось несколько подходов к социальной адаптации военнослужащих:
1.
Организация на базе высших
учебных заведений
2.
Создание Центров адаптации
3.
Создание иных организационных
форм, ориентируемых на развитие
малого предпринимательства с
целью финансового обеспечения
процессов социальной
4.
Деятельность
Как показал анализ, этим организациям во всех их формах не удалось обеспечить достаточный комплексный подход к решению проблем социальной адаптации бывших военнослужащих к новым жизненным условиям и включение их в активную жизнедеятельность в условиях рынка.
Для
разработчиков Программы «
При
разработке концепции Программы
учитывался тот факт, что уволенные
в запас кадровые военные, в ходе
адаптации к гражданской жизни,
сталкиваются преимущественно с
социальными (трудоустройство и
переобучение) и психологическими проблемами.
Приоритетной задачей было решение
социальных проблем семьи военнослужащего.
При трудоустройстве этих людей
основной целью стало включение их в систему
предпринимательства и в активную экономическую
жизнь страны. Это было особенно необходимо
в местах, где были локализированы военные
гарнизоны и городки. В ходе реализации
этой Программы важным аспектом стала
социально-психологическая реабилитация
участников боевых действий и вооруженных
конфликтов. Все это и объединилось в понятие
«социальная адаптация военнослужащих».