Основные понятия и задачи триботехники

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:07, лекция

Описание работы

Цели и задачи курса, литература;
Основные трибологические понятия. Термины триботехники;
Перспективы развития триботехники;
Качество и надежность машин в аспекте триботехники.

Работа содержит 1 файл

лекция1.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

       Работоспособность машины – это состояние, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской документации.

       Работоспособность зависит от надежности машины.

       Надежность – это свойство машины сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспртирования. 

       Надежность  является сочетанием свойств:

       безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.

       Наиболее  тесно трибологические параметры  узлов трения, особенно ресурсоопределяющих, взаимосвязаны с показателями долговечности, определяющими из которых являются ресурс (Т) и скорость изнашивания ресурсоопределяющих сопряжений (U), т.е. изменение конструктивных размеров от начальных значений вначале до предельно допустимых , а затем и до предельных значений, когда дальнейшее использование механизма или машины в целом по назначению недопустимо или нецелесообразно.

       Непосредственное  измерение конструктивных параметров чаще всего ограничено и используются диагностические (внешние) параметры, которые связаны с конструктивными и дают о них определенную информацию. Например, при износе КШМ происходит снижение мощности и компрессии, увеличивается расход масла и содержание продуктов износа в нем.

       Для случая работы тормозной системы  автомобиля ресурс тормозных колодок, скорость их изнашивания и тормозной путь как диагностические параметры взаимосвязаны следующим образом:

         

       Х – изменение зазора в тормозном  барабане, мкм;

       S – тормозной путь, м;

       н – начальные; д – допустимые; п - предельные значения;

    Тр, час (Lр, км) – ресурс (пробег) до регулировки или смены тормозных колодок;

    То, час (Lо, км) – принимаемый ресурс с учетом обеспечения безопасности движения;

    1 –  зона работоспособности; 2 – зона  отказа;

    a-b-c-d – характер изменения конструктивного параметра при периодической регулировке и замене. 

       Допустимая  скорость изнашивания 

       Uд = dx/dt = (Xд – Xн)/Тр , мкм/час. 

       Предельная  скорость изнашивания 

       Uп = dx/dt = (Xп – Xн)/Тп , мкм/час. 

       Снижение  скорости изнашивания ресурсоопределяющих  сопряжений в процессе эксплуатации является главной задачей триботехники в аспекте повышения надежности машин. 

       Таким образом можно заключить:

    1.Трибология  и ее практическое приложение  в технике – триботехника –  являются перспективным современным  направлением в обеспечении и  повышении надежности машин.

    2. Основные  направления и перспективы развития  триботехники базируются на результатах  исследований по трению, смазыванию  и изнашиванию и предусматривают  новые коллективные и синергетические  подходы к решению поставленных  задач.

    3. Качество  и надежность машин являются функцией их безотказности, долговечности. Ремонтопригодности и сохраняемости.      

       Контрольные вопросы для самоподготовки.

    1. Цель и задачи курса «Триботехника»
    2. Что изучают науки «Трибология» и «Триботехника?
    3. Перечислите основные термины триботехники.
    4. В чем перспективы развития наук «Трибология» и «Триботехника»?
    5. В чем суть показателей - качество, надежность, ремонтопригодность машин с точки зрения триботехники?
 

    Литература:

    5.1.1. Введение в триботехнику, стр 9 - 59.

    5.2.4. Раздел 1, главы 1.1. – 1.4., стр 4 - 10.

Информация о работе Основные понятия и задачи триботехники