Основные понятия вёрстки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Для страниц, заполненных текстом с небольшим числом разрывов (или без них) и набранных нормальным шрифтом, рекомендуется ограничивать длину строки 60 символами. Причем снижение этой величины до 50 только улучшает общее впечатление от страницы.

Работа содержит 1 файл

Осовные понятия вёрстки.docx

— 270.27 Кб (Скачать)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Длина строки.

Для страниц, заполненных  текстом с небольшим числом разрывов (или без них) и набранных нормальным шрифтом, рекомендуется ограничивать длину строки 60 символами. Причем снижение этой величины до 50 только улучшает общее  впечатление от страницы. После выбора размера строки следует поэкспериментировать с межстрочным интервалом, чтобы  подстроить его под плотность  используемой в наборе гарнитуры.

Если же выделенное под  строку место так велико, что позволяет  разместить более чем 50-60 символов, то можно прибегнуть к одному из следующих приемов. Во-первых, можно  выбрать больший кегль и за счет этого остаться в рамках оптимальной  величины 50-60 символов на строку. Во-вторых, можно выбрать шрифт с более  широкими литерами, стремясь по-прежнему не выйти за рекомендованные пределы. А последней альтернативой является переход к набору в несколько  колонок.

Ширина колонки

При выполнении верстки текста в несколько колонок необходимо следовать следующему универсальному правилу, задающему верхний предел ширины колонки. Следует выписать в  строку все строчные литеры того шрифта, которым предполагается набирать колонку. Если длину полученной строки умножить на полтора, то получится максимально  допустимая ширина колонки.

В соответствии с этим правилом можно определить предельное число  колонок на листе в зависимости  от ширины литер применяемого шрифта, т.е. в зависимости от кегля и  вида шрифта.

Выравнивание

Любой абзац при верстке  можно оформить одним из следующих  способов: выравниванием по левому краю, выравниванием по правому краю, центрированием, блочным выравниванием (совместно правым и левым). Каждый из этих способов предполагает верстку  в строку стольких слов, сколько  может в ней поместиться. Отличие  между ними сводится к методу дополнения верстаемой строки пробелами до установленной  максимальной длины.

Левое выравнивание. Все свободное место в строке кроме необходимых пробелов между словами, смещается к правому краю. Каждая строка начинается со слова (а не с пробела). Поэтому левый край такого абзаца выглядит ровным и плотным. В то же время правый край выглядит неровным (рваным).

Правое выравнивание. Этот метод выносит все свободное место на левый край, делая его рваным, а правый — ровным. Метод дает результат, зеркальный по отношению к левому выравниванию.

Центрирование. Свободное место в строке делится поровну между правым и левым краем, а в центре помещается “плотная” строка с необходимым количеством пробелов. В результате такого размещения оба края абзаца выглядят неровными, но абзац выглядит симметричным относительно средней вертикальной линии.

Полная выключка. Свободное место между словами распределяется поровну так, чтобы правый и левый край абзаца были ровными. Абзац при этом выглядит несколько более разреженным, чем при других способах оформления.

Формирование переносов.

В современных системах DTP реализованы разнообразные алгоритмы  автоматической верстки строк. Наличие  таких алгоритмов позволяет отказаться от ручного разбиения слов на слоги  на границах строк (ручного переноса) со вставкой дефиса. Такая ручная верстка  сильно усложняет процедуру внесения последующих изменений, т.е. добавления и удаления слов, так как при  этом приходится переверстывать значительную часть строк, вручную, удаляя “старые” знаки переноса и вставляя новые.

Большие промежутки между  словами в тексте появляются обычно тогда, когда применяется блочное  выравнивание и ширина колонки, в  которой верстается текст, невелика. Эффект усугубляется при увеличении кегля или уменьшении ширины колонки. Чтобы хоть как-то бороться с этим некоторые DTP-системы выполняют разрядку букв (трекинг) в длинных словах у  тех строк, в которых промежутки особенно велики. Результаты такой  верстки с разрядкой можно  часто наблюдать в газетных статьях.

Межбуквенные просветы

Новички часто пренебрегают установкой межбуквенных просветов (или  пробелов). А ведь это — один из основных способов улучшения внешнего вида документа. Понятие межбуквенного  просвета тесно связано с такими понятиями, как кернинг и трекинг.

Кернинг

При выполнении верстки, особенно в больших кеглях, следует учитывать  влияние на внешний вид текста тщательной верстки сочетаний букв. Расположение литер в слове без  коррекции межбуквенного просвета для некоторых пар символов дает малопривлекательный результат. Создается  иллюзия неравномерности интервала. Мощные DTP-системы имеют специальные  средства, позволяющие определить величины межбуквенного просвета для всех пар литер каждого из используемых в них шрифтов. Выполняемая при  верстке “тонкая подгонка” межбуквенных просветов для определенных пар  литер называется кернингом (англ. kerning).

Трекинг

Трекинг оказывает самое  сильное влияние на окраску текста, поскольку им определяется расстояние между отдельными буквами. Чем больше разрядка между буквами, т.е. свободнее  трекинг, тем светлее окраска. Если трекинг достигает максимума, текст  начинает рваться и утрачивает окраску, потому что его однородность нарушается.

При использовании трекинга рекомендуется учитывать ряд  особенностей восприятия человеком  типографского текста. Например, текст, набранный крупным шрифтом, выглядит лучше, если литеры в словах стоят  несколько свободнее, чем при  использовании стандартного интервала. Это особенно заметно, когда слово  набрано целиком прописными литерами. Степень необходимой коррекции  межбуквенного пробела зависит  не только от кегля, но и от гарнитуры  шрифта. Некоторые гарнитуры требуют  более ощутимого трекинга, другие могут обойтись практически без  такового. Трекинг бывает особенно полезным в ситуациях, когда возникает  необходимость плотного набора некоторых  частей текста, например, в отдельных  графах таблицы.

Увеличивать трекинг приходиться  сравнительно редко, но в двух случаях  это весьма желательно. При жирных шрифтах заголовков буквы занимают все пространство так, что кажется  и не вздохнуть. По этому и вводят небольшую разрядку, которую печатники  так и называют — воздух. Второй случай удачного использования трекинга — получение особого эффекта, все более популярного у полиграфистов: разрядка букв в слове таким образом, что между отдельными буквами  величина просвета превышает ширину символа. Этот прием хорош для  текстов, набранных заглавными буквами, особенно если текст небольшой, расположен в одной строке и является шапкой или подзаголовком.

Интерлиньяж

Это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оно измеряется в пунктах и складывается из кегля  шрифта и расстояния между строками.

Отрицательный межстрочный  интервал

Интерлиньяж считается отрицательным, когда он меньше, чем размер шрифта в строке, например, если интерлиньяж  составляет 20 пт, а размер шрифта 24 пт. Манипулируя величиной интерлиньяжа и приводя его к очень маленьким  значениям, можно добиться частичного наложения следующей строки на предыдущую.

Отрицательный интерлиньяж  при верстке обычных текстовых  документов используется относительно редко. Но возможность использовать отрицательную величину безусловно полезна при оформлении различных  логограмм, заголовков, колонтитулов, иллюстраций и пр.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА  ВЕРСТКИ

Верстка - одна из основных операций изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки полосы издания приобретают завершенный вид. От того, как размещены текст, таблицы, формулы, иллюстрационный материал, заголовки, зависит качество оформления издания.

В зависимости от вида печатного  издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную. Верстка  каждого вида издания имеет свои особенности и выполняется в  соответствии с правилами.

Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности. Существует четыре группы сложности  верстки:

  • верстка простого (сплошного) текста; верстка текста с нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами;
  • верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка;
  • сложная верстка (дополнительно к третьей группе — композиционные выделения).

Правила книжной  верстки  
сплошного,усложненного текста  
и текста с иллюстрациями

Основные правила  книжной верстки следующие: Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковы по высоте, т. е. содержать одинаковое число строк основного набора. При заверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблицы, формулы и т. д.) рассчитывается сколько полных строк нужно изъять, чтобы заверстать указанные части полос. Допустимые отклонения по высоте полосы не должны превышать 0,5 мм. Верстка должна быть приводной, то есть строки набора, расположенные на нечетной полосе, должны совпадать “на просвет” со строками на четной. Это может быть выполнено при строгом приведении текста, формул, таблиц, набранных другим кеглем, и размера иллюстраций вместе с подписью и отбивками от текста к размеру, кратному интерлиньяжу основного текста.

При верстке должна быть выдержанна прямоугольность полос, для этого  нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не заканчивалась  начальной абзацной строкой, т. е. не должно быть “висячих” строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом.

Верстка должна быть единообразной, то есть однотипные элементы полосы (заголовки, примечания, сноски, колонцифры, таблицы, формулы, иллюстрации и т. п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь  однотипную отбивку по всему изданию. Отклонения в размерах отбивок, в  зависимости от кегля основного  набора, не должны превышать 4-6 п.

Спуск в начальных полосах  во всем издании должен быть одинаковым. Чаще всего спуск (отступ от начала полосы) выбирается равным 1/4 части  наборной полосы. Допустимые отклонения размера спуска — одна, две строки основного набора с учетом приводности.

Верстка текстовых полос  сплошного текста не представляет особой сложности. В настоящее время  при фотонаборе и с использованием ПК настольных издательских систем она  выполняется автоматически и  только в сложных случаях —  в диалоговом режиме.

Начальные полосы по оформлению могут быть трех видов: со спуском; без  спуска, но с инициалом; со шмуцтитулом  в виде “шапки”. Вариант оформления начальных полос выбирается художником издательства в зависимости от вида издания.

Инициал представляет собой  прописную (заглавную) букву большого кегля, которая заменяет первую букву  текста строки. Инициал может быть шрифтовым или рисованным. Иногда предусматривается печать инициала другой краской.

При верстке спусковых  полос с внутренним титулом в  виде “шапки” он устанавливается  в счет спуска.

При заверстке концевых полос  выдерживаются следующие правила: если текста мало, его нужно или  вместить в предыдущую полосу (вгонка) или увеличить так, чтобы текстом  было занято не менее 1/4 высоты полосы (выгонка). Вгонке и выгонке часто  подвергается текст не одного, а  нескольких абзацев в процессе переверстки.

Если текста на концевой полосе много, то полоса не должна быть короче полной меньше чем на четыре строки.

На концевых полосах иногда устанавливаются концовки, которые  отбиваются от текста одинаково для  данного издания в пределах от 3/4 кв. до 2 кв.

Все рассмотренные основные правила верстки действительны  и для усложненного и сложного текста. Далее будут рассмотрены  только специфические особенности  заверстки стихотворений, выводов  и таблиц, формул и иллюстраций.

Стихотворения, помещаемые на отдельных полосах или внутри основного текста, завёрстываются так, чтобы стихотворная полоса или часть ее оказалась на оптической середине страницы. Стихотворения внутри прозы завёрстываются, как дополнительный текст, с отбивкой от основного текста в пределах одной строки основного текста.

Отбивка строф стихотворений  одна от другой, заверстываемых на отдельных  полосах, производится на кегль стихотворного  шрифта; для предотвращения разрыва  строф при переносах допускается  уменьшение отбивки до 0,5 и увеличение — до 1,5 кегельных.

При переносе части стихотворения  на другую полосу на предыдущей полосе должно оставаться не менее двух строк, лучше если при переносе стихотворение  разбивается по парам стихов.

Строфы стихотворения, набранные  в порядке чередования без  втяжки и с втяжкой, друг от друга  не отбиваются.

Строфы стихотворения, заверстанного  на развороте, должны быть единообразно оформлены и отбиты. Рубрики и  звездочки, заменяющие рубрики в стихотворных текстах, отбиваются в соответствии с общими правилами отбивки рубрик.

При верстке драматических произведений обращают внимание на следующие специфические требования: имена действующих лиц, набранные отдельными строками, отбиваются от основного текста подобно рубрикам, при этом размер строки с именами действующих лиц и отбивка должны быть кратны кеглю шрифта основного набора. Ремарки, помещаемые среди речи действующих лиц отдельными строками, отбиваются от текста на 2-4 п сверху и снизу (одинаково). При наборе с увеличенным интерлиньяжем (на шпоны) отбивка увеличивается на соответствующий размер.

Полосу нельзя заканчивать  строкой с именем действующего лица и ремаркой, а текст переносить на другую полосу; ремарка должна закрываться  минимально двумя строками. Реплика, перенесенная на другую полосу, также  должна быть закрыта не менее чем  двумя строками.

Нельзя начинать полосу ремаркой, расположенной среди речи действующего лица, ремарку в этом случае следует  подверстать внизу предыдущей полосы.

Таблицы и выводы завёрстываются непосредственно за текстом, к которому они относятся, а если по техническим причинам этого сделать нельзя, то таблиц или вывод заверстывают в любом месте полосы в пределах разворота, для чего в тексте дается ссылка с указанием номера таблицы.

При заверстке таблиц (выводов) вразрез они должны помещаться на оптической середине полосы и отбиваться от текста в пределах одной строки кегля шрифта основного набора с  учетом приводности.

Поперечные — на нечетных полосах заголовком к наружному  полю, а на четных полосах — заголовком к корешковому полю. Продольно-распашные  таблицы желательно располагать  на развороте с увеличением каждой половины на 1-2 цицеро для выхода в  корешковое поле.

Поперечно-распашные таблицы  всегда размещаются на развороте. Строки текста, сноски и примечания подвёрстываются  к распашным таблицам с выключкой  на нечетной полосе влево, а на четной — вправо. Если таблица не помещается она полосе полностью, то ее разделяют  на две части с переносом второй части на следующую полосу.

Таблицы (выводы) малого формата  могут быть заверстаны в оборку. Минимальный формат оборки (текста, стоящего рядом с таблицей) — 2-2,5 кв. Таблицы отбиваются от текста сбоку  на 6-12 п, от текста сверху на 2-4 п, а остальная отбивка делается снизу с соблюдением условий приводности.

Формулы завёрстываются строго по разметке оригинала и отбиваются от текста сверху и снизу максимально на кегль шрифта основного набора с обязательным соблюдением условий приводности. Если формуле предшествует короткая концевая строка текста, то формула сверху не отбивается или даже частично (на 2-4 п) входит в предыдущую строку (в компактных технических изданиях).

Полоса формулой не начинается, только в порядке исключения при  переносе формул; формулу, состоящую  из трех строк, разрывать при переносе нельзя; группу формул из четырех строк  при переносе с полосы на полосу делят пополам. Формула или группа формул завёрстываются в красную  строку. Формулы, входящие в группу, разбиваются между собой не более  чем на 4 п.

Чтобы не нарушать приводность, при заверстке формул, так же как  и таблиц, необходимо просчитать сколько  строк основного текста нужно  изъять из полосы, чтобы поместить  там указанный дополнительный текст  вместе с отбивками. Число строк  должно быть целым, чтобы текстовые  строки опять совпали на просвет  со строками текста на обороте полосы.

Место расположения иллюстрации на полосе устанавливается в издательстве при разметке оригинала, изготовление макета, при разметке распечаток, предназначенных для верстки, в процессе изготовления оригинал-макета или репродуцируемого оригинал-макета (РОМ).

Вид заверстки иллюстрации  на полосе зависит от формата наборной полосы и формата иллюстрации. Различают  следующие основные виды заверстки  иллюстраций (см. рис): открытая верстка, при которой иллюстрация устанавливается  вверху или внизу полосы и соприкасается  с текстом одной или двумя  сторонами (а); закрытая верстка, при  которой иллюстрация завёрстывается внутрь текста и соприкасается с  текстом двумя (заверстка иллюстрации  вразрез) или тремя сторонами (заверстка  иллюстрации сбоку) (б); глухая верстка, при которой иллюстрация закрыта  текстом с четырех сторон (двухсторонняя  оборка) (в); верстка с иллюстрацией на полях (г) или выходом в поле (д); иллюстрация может занимать всю  полосу -полосные иллюстрации.

Иллюстрацию следует заверстывать близко к тексту, к которому она  относится, после ссылки на нее. Иллюстрация, равная по ширине наборной полосе, может  быть установлена вверху, внизу или  на оптической середине полосы вразрез. При заверстке вразрез двух иллюстраций  одна под другой между ними должно быть не менее трех строк текста, не считая подписи, и обе иллюстрации  должны располагаться на оптической середине полосы. Правило приводности  при заверстке иллюстраций вразрез  также строго выполняется, т.е. размер иллюстрации с подписью и отбивками  от текста сверху и снизу должен быть кратен интерлиньяжу основного  набора. Иллюстрация отбивается от текста в пределах цицеро.

Большое значение имеет согласованность  расположения нескольких иллюстраций  на развороте: иллюстрацию лучше  выравнивать по нижней линии, располагать  их симметрично по диагонали (в отдельных  изданиях используется и асимметричное  расположение как прием оформления).

При открытой заверстке вверху или внизу полосы под иллюстрацию  нельзя помещать концевую строку абзаца, а над иллюстрацией — абзацную строку. Нельзя заверстывать иллюстрацию  перед заголовком следующего раздела.

При заверстке иллюстрации  в угол или в край полосы внешние  линии рисунка иллюстрации должны совпадать с краем текста. На концевых полосах обычно иллюстрации не заверстывают, а если это необходимо, под иллюстрацию  должно быть установлено не менее 5-6 строк.

Если на полосе одна иллюстрация  в оборку, то она устанавливается  к наружному полю, вторая иллюстрация  в оборку ставится к наружному  или корешковому полю, при этом их должны разделять не менее трех полноформатных строк. При закрытой верстке иллюстрация располагается  на оптической середине полосы. При  заверстке в оборку необходимо соблюдать  основное правило — строки оборки должны составлять прямоугольник, то есть не допускается, чтобы строка над  иллюстрацией была концевой (неполной), а строка под иллюстрацией не должна быть абзацной. В оборке нельзя размещать  рубрики. Иллюстрация отбивается от текста сверху на величину, равную кеглю  шрифта основного текста, а сбоку  от текста оборки — в пределах цицеро, так чтобы формат оборки был кратен цицеро.

Подрисуночная подпись отбивается от иллюстрации в пределах кегля основного набора, пробел между подписью и нижеследующим текстом должен быть несколько больше, чем между иллюстрацией и подписью.

Подписи под рисунки набираются шрифтом следующих кеглей: при  наборе основного текста кеглем 12 п  — кеглем 10 п или 8 п; при наборе основного текста кеглем 10 п — 8 п; кеглем 8 п — 8 п. В целом высота иллюстрации с подписью и отбивками  от текста (окно для заверстки иллюстрации) должна быть кратна кеглю шрифта основного  набора. Исходя из размера окна, можно  рассчитать количество строк оборки, т.е. строк, набранных на меньший  формат и расположенных сбоку  от иллюстрации.

Для фигурных иллюстраций  иногда делают ступенчатую оборку. При большом количестве иллюстраций  малого формата их иногда завертывают  на отдельной полосе, заключая в  общую рамку, что придает полосе законченный вид.

Если набор и верстка  выполняются по оригиналу-макету или  по расчетному макету, то размер окна для  заверстки иллюстраций с подписью или без нее определяется в  донаборной стадии, также до рассчитывается формат и число строк оборки.

Технологические особенности журнальной верстки

Все правила книжной верстки  действительны и для журналов с одноколонным набором, некоторая  специфика заключается в верстке  многоколонного набора.

Верстка каждой колонки выполняется  по рассмотренным правилам: висячие  строки не допускаются, правила заверстки  формул и иллюстраций также соблюдаются. Дополнительными требованиями являются соблюдение горизонтальности строк  основного текста по всем колонкам и выбор средника между колонками. Размер средника -6, 12 или 24 п, иногда дополнительно  для отбивки ставится прямая или  узорная линейка, которая отбивается от текста с обеих сторон не более  чем на 2 п.

Колонтитулы завёрстываются на формат всей полосы и отбиваются от текста на размер средника.

Рубрики, относящиеся к тексту всех колонок, заверстывают в красную строку по отношению ко всему формату. При этом текст по содержанию делят на две части. Если рубрика размещена внутри текста, то расположенный после нее текст нового раздела переносят в другую колонку под рубрикой.

Рубрики, относящиеся к  тексту одной колонки, заверстывают, как в обычном одноколонном наборе, обращая внимание на то, чтобы рубрики  в двух или нескольких смежных  колонках не размещались на одной  горизонтали.

Если иллюстрацию заверстывают поперек полосы на несколько колонок, текст из каждой колонки переходит  в следующую через иллюстрацию.

Таблицы (выводы), заверстываемые на несколько колонок, не всегда могут пересекаться текстом, вебрстку в этом случае проводят в соответствии с указаниями издательства.

Формулы желательно размещать в отдельных колонках, прибегая при необходимости к переносу формул из строки в строку.

Сноски заверстывают внизу той колонки, где находится знак сноски, если сноска относится к заголовку или таблице, размещенным на формат нескольких колонок, то ее помещают под первой колонкой. Если формат колонок по ширине неодинаков, колонки разделяют линейками или орнаментальными строками.

Многоколонная верстка с  заверсткой иллюстраций сложна, ее выполняют только по макету.



Информация о работе Основные понятия вёрстки