Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:07, лекция
Цели и задачи курса, литература;
Основные трибологические понятия. Термины триботехники;
Перспективы развития триботехники;
Качество и надежность машин в аспекте триботехники.
ЛЕКЦИЯ №1.
Тема:
Основные понятия и задачи триботехники.
План лекции
Цели
и задачи курса, литература.
Основная литература
1. Гаркунов Д.Н. Триботехника (износ и безызносность): учебник / Д.Н.Гаркунов. – М.: Изд-во МСХА, 2001. – 616 с.
2.
Гаркунов Д.Н. Триботехника (конструирование,
изготовление и эксплуатация
машин): учебник / Д.Н.Гаркунов. – М.:
Изд-во МСХА, 2002. – 632 с.
Дополнительная литература:
1. Громаковский
Д.Г. Физические основы, механика
и технические приложения
2. Трибологические основы повышения ресурса машин / В.И. Цыпцын, В.В. Стрельников, В.Ф. Карпенков и [и др.] – учебное пособие. – Саратов.: СГАУ, 2000. – 92 с.
3. Уханов
А.П. Использование
4. Володько
О.С. Трибологические основы
5. Ленивцев Г.А. Триботехника: методические рекомендации / Г.А. Ленивцев, В.В. Ефимов, О.С. Володько [и др.]. – Самара.: СГСХА, 2004. – 60 с.
Журналы: - Трение и износ;
- Химия и технология топлив и масел;
- Сб. научн. Трудов СГСХА (1998 …
2007 гг).
Цели и задачи курса.
Развитие науки и техники в последние десятилетия показало, что надежные и долговечные машины, оборудование и приборы могут быть созданы только при удачном (оптимальном) решении теоретических и прикладных задач трения, износа и смазки, т.е. задач трибологии и триботехники.
Трибология – это наука о трении и процессах, сопровождающих трение («трибос» - трение, «логос» - наука). Трибология как научная дисциплина охватывает экспериментально-теоретические исследования физических (механических, электрических, магнитных, тепловых), химических, биологических и других явлений, связанных с трением.
Триботехника - это упорядоченные знания о практическом применении трибологии. Трению сопутствуют трибологические процессы изнашивания, являющиеся основным разделом триботехники как технической науки, охватывающей весь комплекс вопросов трения, изнашивания и смазывания машин.
Трибология является наукой о внешнем трении твердых тел и внутреннем трении твердых и жидких тел, а триботехника – наукой о практическом применении трибологии при проектировании, изготовлении и эксплуатации трибологических систем.
По оценкам специалистов сопротивление трения поглощает во всем мире 30 - 40 % вырабатываемой в течение года энергии. Для снижения трения ежегодно в мире расходуется свыше 120 млн. т. смазочных материалов, потери средств в машиностроении развитых государств по причине трения и изнашивания машин достигают 4–5 % национального дохода.
Отработавшие
смазочные материалы
В связи с этим управление трением является актуальной технической проблемой и является главной целью трибологии и триботехники.
Управление трением – это правильный выбор материалов по трению и износостойкости, рациональное конструирование подвижных сопряжений, оптимизация условий эксплуатации, которые могут существенно продлить срок службы машин при незначительном увеличении их стоимости.
Цель курса «Триботехника» - освоение будущими инженерами трибологических основ повышения ресурса машин в различных условиях эксплуатации.
Дисциплина «Триботехника» включает пять разделов:
Задачи курса «Триботехника» - изучить
взаимодействие поверхностных слоев твердых
тел, изменяющихся под действием сил трения
и окружающей среды, вопросы создания
новых эффективных трибологических материалов
и подбора пар трения с целью сознательного
управления фрикционным поведением материалов,
инженерные методы расчета и испытания
трибологических систем.
2. Основные термины триботехники.
Триботехника – наука о контактном взаимодействии твердых тел при их относительном движении, охватывающая весь комплекс вопросов трения, изнашивания и смазки машин.
Трибохимия – изучает взаимодействие контактирующих поверхностей с химически активной средой.
Трибофизика – изучает физические аспекты взаимодействия контактирующих поверхностей при их взаимном перемещении.
Трибомеханика - изучает механику взаимодействия контактирующих поверхностей при трении.
Динамическое металловедение – это раздел металловедения, изучающий структуру и свойства поверхностных слоев металлов и сплавов в процессе трения.
Ряд терминов, относящихся к триботехнике, стандартизован. ГОСТ 23.002-78 включает 97 терминов, которые расклассифицированы по видам трения, изнашивания, смазки, методам смазывания и смазочным материалам. К общим понятиям триботехники относятся следующие термины.
Внешнее трение – явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя телами в зонах соприкосновения поверхностей по касательным к ним, сопровождаемое диссипацией энергии.
Изнашивание – процесс разрушения и отделения материала с поверхности твердого тела и (или) накопления его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела.
Износ – результат изнашивания, определяемый в установленных единицах. Величина износа может выражаться в единицах длины, объема, массы и др.
Износостойкость – свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения, оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания или интенсивности изнашивания.
Смазочный материал – материал, вводимый на поверхности трения для уменьшения силы трения и (или) интенсивность изнашивания.
Смазка – действие смазочного материала, в результате которого между двумя поверхностями уменьшается сила трения и (или) интенсивность изнашивания.
Смазывание – подведение смазочного материала к поверхности трения.
Трение покоя – трение двух тел при микроперемещениях до перехода к относительному движению.
Трение движения – трение двух тел, находящихся в относительном движении.
Трение скольжения – трение движения двух твердых тел, при котором скорости тел в точках касания различны по величине и направлению, или по величине, или по напрвлению.
Трение качения – трение движения двух твердых тел, при котором их скорости в точках касания одинаковы по величине и направлению.
Сила трения – сила сопротивления при относительном перемещении одного тела по поверхности другого под действием внешней силы, направленной по касательной к общей границе между этими телами.
Поверхность трения – поверхность тела, участвующая в трении.
Коэффициент трения – отношение силы трения двух тел к нормальной силе, прижимающей эти тела друг к другу.
Коэффициент
сцепления – отношение наибольшей
силы трения покоя двух тел к нормальной
относительно поверхностей трения силе,
прижимающей тела друг к другу.
3. Перспективы развития триботехники.
Гаркунов Д. Г., автор открытия явления «избирательного переноса » при трении, 6 основных направлений современной технологии:
1.Износостойкость и использование естественных ресурсов:
- снизить износ: авиация – в 5 раз; автотранспорт – в 8 раз; строительная техника – в 15 раз;
- учет зоны эксплуатации: затраты на севере выше в 2 раза из-за температуры, а на юге в 1,5 раза из-за влажности выше, чем в средней зоне;
2.Износостойкость и людские ресурсы: должен быть баланс, обеспечивающий достаточный уровень обслуживания машин;
3.Надежность и безопасность механических систем;
4.Триботехника и экологическая безопасность:
- снижение токсичности
- запрещение асбестосодержащих колодок тормозов;
- загрязнение отработанными
5.Оптимизация конструктивных решений узлов трения;
6.Снижение трения и повышение К.П.Д.
Практическая
реализация данных мероприятий требует
комплексного и взаимосвязанного выполнения
работ – по теоретическим основам
трения, изнашивания и смазки; - по инженерным
методам расчета узлов трения при проектировании;
- по новым принципам конструирования
и изготовления узлов трения и материалов
для них.
Качество и надежность машин в аспекте триботехники.
Одной из задач первостепенной важности в аспекте триботехники является повышение качества изделий машиностроения путем применения прогрессивных технологий, улучшения свойств и контроля рабочих характеристик триботехнических материалов и узлов трения.
Качество – это совокупность свойств, определяющих степень пригодности машины к выполнению заданных функций при использовании по назначению.
Каждое свойство характеризуется одним или несколькими показателями, которые могут принимать различные качественные значения.
Автомобиль представляет собой сложную систему, совокупность действующих элементов, сборочных единиц и деталей, обеспечивающих выполнение ее функций.
По отношению к автомобилю элементами являются агрегаты, узлы и механизмы, а по отношению к последним – детали.
Современный автомобиль состоит из 15 … 20 тыс. деталей, из которых 7 … 9 тыс. теряют свои первоначальные свойства (в основном по причине изнашивания). Около 3 … 4 тыс. деталей имеют срок службы меньше, чем автомобиль в целом. Из них 80 … 100 дет. влияют на безопасность движения, а 150 … 300 деталей, «критических» по надежности, чаще других требуют замены, вызывают наибольший простой автомобилей, трудовые и материальные затраты, т.е. в значительной мере характеризуют работоспособность в эксплуатации.