Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 10:56, контрольная работа
Оценка степени удовлетворения спроса услугой общественного питания.
2.Рынок услуг гостеприимства: понятие, функции, тенденции развития.
3. Ресторанная критика.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский
государственный торгово-
Кафедра
организации и управления предприятием
общественного питания
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по курсу «ЦЕНОВОЙ КОНТРОЛЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
Выполнил:
Студент_______________________
(факультет, курс, группа)
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
______________________________
Номер зачетной
книжки __________ «___»_________2010г.__________
Вариант_________
Красноярск 2010
Вариант 8
Одной из основных категорий рынка является спрос, который представляет собой экономическую категорию, присущую товарному производству, проявляющуюся в сфере обмена, торговли и выражающую совокупную платежеспособную потребность в товарах, услугах, складывающуюся из множества конкретных требований потребителей. Составляющими понятия «спрос» являются:
Выделяют
два уровня спроса: совокупный (на макроуровне)
и индивидуальный (на микроуровне).
Анализ, оценка и прогнозирование
совокупного спроса необходимы для
выявления тенденций его
В общественном питании спрос выступает как форма проявления потребностей населения на кулинарную продукцию и услуги по организации ее потребления и является частью спроса на потребительские товары и услуги в целом. Процесс формирования спроса в этой сфере услуг сложен, что обусловлено ее спецификой. С одной стороны, предприятия общественного питания удовлетворяют жизненно необходимую потребность людей в продуктах питания. С другой стороны, данная потребность может удовлетворяться и в домашних условиях, а потому пользоваться услугами предприятий питания население будет только в том случае, если предложение на данном рынке будет соответствовать их спросу. Кроме того, посещение предприятий питания, особенно общедоступной сети, связано не только с потреблением пищи, но и с другими причинами (экономией времени, желанием отдохнуть, развлечься и др.).
Поэтому спрос является важнейшей составляющей рынка общественного питания и влияет на характер, тенденции и возможности его развития. Значение спроса для этой отрасли более существенно, чем, например, для системы розничной торговли: приобретать продовольственные товары население будет в любом случае, а пользоваться услугами общественного питания - при определенных условиях. Об этом свидетельствует резкое падение спроса в общественном питании в 1993 - 1995 гг., когда часть населения отказалась от услуг общественного питания, хотя продолжала приобретать продовольственные товары в системе розничной торговли. Недостаточный спрос населения на продукцию и услуги общественного питания приводит к снижению товарооборота, росту уровня затрат и, соответственно, неэффективному функционированию предприятий, особенно общедоступной сети, что в условиях рынка означает их банкротство.
Специфика спроса на продукцию и услуги общественного питания обусловлена, как характером самой продукции, так и условиями ее реализации и потребления. Особенности спроса вытекают из характера деятельности предприятий питания, проявляющегося в выполнении трех взаимосвязанных функций - производства, реализации и организации потребления, которые объединены во времени и пространстве.
Особенность спроса в общественном питании, прежде всего, проявляется в объекте спроса. В розничной торговле спрос предъявляется на конкретный товар, поэтому по величине спроса населения на отдельные товары можно судить о его объеме и структуре. Объектом спроса в общественном питании выступает комплекс услуг, состоящий из непосредственно продукции, услуги по ее реализации и организации потребления.
Продукция
общественного питания –
В свою очередь, ассортимент блюд и изделий в каждом предприятии различается по типу, назначению, сырьевому составу, технологии изготовления, а внутри каждой группы блюд выделяются десятки, сотни ассортиментных разновидностей.
Помимо основных, предприятия общественного питания могут оказывать целый ряд дополнительных услуг и организовывать развлекательные мероприятия, что также влияет на спрос потребителей.
Для понимания сущности спроса в общественном питании необходимо рассмотреть его особенности, которые отражаются на характере работы предприятия и зависят от разнообразия потребностей людей.
Продукция общественного питания относится к предметам первой необходимости. Это предполагает определенную частоту потребления и его различную интенсивность в течение дня. Для предприятий питания объективно характерны неравномерная загруженность и колеблемость спроса в зависимости от времени суток. При этом спрос имеет пределы, обусловленные индивидуальными физиологическими потребностями организма, различиями в характере и интенсивности труда.
Особенностью спроса в общественном питании является взаимозаменяемость предлагаемой продукции, как внутригрупповая (например, антрекот, бифштекс и т.д.), так и межгрупповая (рыбные, мясные, овощные блюда). Важное значение имеет и взаимодополняемость отдельных изделий: в общественном питании рост потребления одного товара приводит к росту спроса на другой, например, при увеличении спроса на выпечные и кондитерские изделия возрастает спрос на горячие напитки.
Процесс
потребления в общественном питании
индивидуализирован, каждый потребитель
имеет свои вкусы, привычки, потребности,
предпочтения, мотивы посещения. В силу
этого спрос носит весьма дифференцированный
характер и в существенной степени зависит
от психофизиологических особенностей
людей, их привычек, национальных традиций.
Поэтому при исследовании спроса особую
актуальность приобретает изучение поведения
потребителя.
2.Рынок услуг гостеприимства: понятие, функции, тенденции развития.
Рынок сферы услуг представляет собой способ (или форму) орга-
низации и функционирования экономических связей хозяйствующих
субъектов непроизводственной сферы, основанный на принципах сво-
бодной купли-продажи, где обеспечивается взаимодействие производ-
ства и потребления.
Рынок сферы услуг – это отраслевой рынок, рынок движения то-
вара услуг гостеприимства, рынок сферы обмена услугами, которые
производятся предприятиями непроизводственной сферы.
Рынок услуг функционирует при определенных условиях. Эти ус-
ловия можно разделить на две группы.
Первая группа связана с ведением общих условий хозяйствования,
обеспечивающих рыночные связи. К ним относят:
1) наличие в экономике разнообразных форм собственности и
многообразных
форм организации
2 ) достаточное количество производителей услуг, не менее 20
производителей однотипной услуги;
3) свобода выбора партнеров по хозяйственным связям;
4) свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечи-
вающее мобильность факторов производства;
5) полнота и доступ всех производителей к информации о состоя-
нии рынка;
6) создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три
основных элемента – рынок товаров и услуг, рынок факторов производ-
ства и финансовый рынок.
Вторая группа включает систему мер, связанную с разработкой
правового законодательства,
обеспечивающего
ка и демократизацию производства услуг при сохранении государствен-
ных регуляторов.
Сущность рынка услуг проявляется в его функциях. К числу важ-
нейших функций относятся следующие:
– функция саморегулирования производства согласует производ-
ство и потребление услуг в ассортиментной структуре, а также поддер-
жание сбалансированного спроса и предложения по объему и цене;
– посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую со-
единяет производителей (продавцов) и потребителей услуг, предостав-
ляя им возможность общаться друг с другом на языке цен, спроса и
предложения;
– ценообразующая функция рынка возникает при столкновении
товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В ре-
зультате действия данной функции складываются цены на услуги;