Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период
налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования
экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным
предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой
критики.

Содержание

Введение.......................................................................3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной
экономики........... 4
1.1. Сущность налога....................................................4
1.1.1. Функции налогов.........................................................5
1.1.2. Виды налогов...........................................................5
1.2 Налоговая система России...................................................6
1.2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым
рынком.......................................................................
.................................................................. 6
1.2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации............8
2. Противоречия действующей налоговой системы России........................27
2.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы..................27
2.2. Взгляд российских ученых-экономистовна проблемы реформы..................29
2.3. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации........31
2.4. Нестабильность налоговой системы России..................................32
3. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации...............35
3.1. Пути реформирования правовой базы........................................35
3.2. Предложения российских экономистов.......................................35
3.3. Налоги и инвестиции......................................................39
3.4. Теоретический и практический опыт в налогообложении стран с развитым
рынком 40
3.4.1. Теоретическое наследие.................................................40
3.4.2. Льготы.................................................................42
3.4.3. Налогообложение предприятий Сирии.....................................43
3.4.4. Шведская модель налоговой системы......................................44
Заключение....................................................................47
Список использованной литературы.....

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 143.22 Кб (Скачать)

инструктивный и  методический материал по налогам.

В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме,  в

соответствии с  которой региональные и местные  органы власти в праве вводить

или не  вводить  лишь те налоги,  которые оговорены  законом "Об основах

налоговой системы  в Российской федерации".  В  результате,  как  грибы после

дождя, стали появляться такие экзотические налоги как налог  на падение

объемов производства или на инвестиции  за пределами  региона,  за  прогон

скота или на содержание футбольной команды.  Тревожно,  что  на основании

указа  внутри России возникли своеобразные таможенные барьеры  в виде сборов

за въезд или  за ввоз товаров на территорию области  или республики, а  также

за  вывоз товаров  за пределы региона.

Большую опасность  стали представлять и налоги, "экспортируемые" одним

регионом   в  другие.  Например,  Тува  ввела  собственные акцизы на отдельные

виды продовольствия и минерального сырья. Поскольку  эти акцизы включаются в

цену продукции, а продукция реализуется  за  пределами  республики, налог

фактически взимается  с "чужих" налогоплательщиков,  а поступает в собственный

бюджет. Подобные примеры можно продолжить. Налоговая  система России стала

напоминать лоскутное  одеяло,  число лоскутов в котором  стремительно

увеличивается. Это  не  только не стабилизирует налоговую  систему, но и

приводит в отчаяние те  крупные  предприятия,  которые  осуществляют свою

деятельность в  разных регионах страны или принимают  решения об инвестициях в

российскую экономику.

С введением в  действие налогового кодекса ситуация немного улучшилась потому

что в нем более  конкретно определены объекты налогообложения, порядок

взымания налогов  и полномочия фискальных органов.

Представляется  важным  сопоставить   новую   налоговую систему России с

налогами, действующими в разных зарубежных странах, ибо  переход  к  рыночной

экономике  немыслим  без использования опыта западных государств наряду со

всем лучшим, что  имелось в СССР.

По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели  ухитряются скрыть

от налогообложения  от 10 до 30% своих доходов.  По мнению специалистов

Государственной налоговой службы России, у нас  эта цифра значительно больше.

Это в свою очередь  создает огромные трудности в  пополнении бюджета.

Сегодня в стране ставки  налогов  устанавливаются  без достаточного

экономического  анализа их воздействия на производство,  на стимулирование

инвестиций и  т.  д. Между тем при установлении  ставок  налогов  необходимо

учитывать их влияние  не только на  это,  но  и  на  ликвидацию  условий,

способствующих  вполне легальному уходу налогоплательщика  от уплаты налогов.

Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения  от  налогов  меньше,

если различные  виды доходов облагаются по одинаковым ставкам.  В  противном

же  случае наблюдается  тенденция  к перераспределению  доходов в пользу тех,

которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

Действующая нынче  в стране налоговая система со слабо проработанными

теоретически и  экономически ставками налогов вынуждает  вводить  новые (и

подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей,

нивелировать негативы, связанные с произвольностью  ставок налогов на

отдельные доходы.  Поэтому сейчас из-за более низкой ставки  выгоднее

направлять средства на оплату труда, нежели платить налог  с прибыли.  Завтра

это может привести к тому,  что все доходы уйдут  в личное потребление.

Поэтому важно, чтобы  доходы облагались по одинаковым средним  ставкам,  чтобы

при  прочих равных  условиях у предпринимателя не было мотива

перераспределять  доходы в целях "легального" снижения размера уплачиваемого

налога.

Как видим  нестабильность  наших  налогов,  постоянный пересмотр  ставок,

количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную  роль,

особенно в период перехода российской экономики к  рыночным отношениям,  а

также  препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

    

      3.  Пути реформирования налоговой системы

Российской  Федерации.

3.1. Пути реформирования  правовой базы 

Во-первых, что  касается  понятийного аппарата,  то не претендуя на полноту

определения,  попробуем  выделить некоторые признаки упомянутых выше понятий.

Обычно указывают,  что налоги и сборы - это обязятельные платежи в бюджет,

установленные государством в лице законодательных органов.  Общим признаком

для налога и  сбора  можно считать и безэквивалентность платежа,  понимаемую

как отсутствие встречного равновеликого  этому  платежу  блага.

Перечисленные признаки, верные по сути, все же не позволяют  разграничить

понятия "налог" и "сбор" от других  обязательных платежей.  Как

представляется,  достичь цели можно, если отразить в  определении

экономическую сущность  этих  платежей, необходимость налогообожения как

института, призванного  экономически обеспечить  деятельность,

функционирование  государства.

Итак, все же отличительной  чертой сбора  следует  считать  его связь с

совершением определенных юридически значимых действий государственными

органами или  органами самоуправления в пользу (в  интересах) граждан и

организаций.  При  взимании налогов такая связь  отсутствует.

    

3.2. Предложения российских  экономистов 

В каких же направлениях совершенствовать нынешнюю  налоговую  систему страны?

В.Г. Пансков предлагает: "... самым первым шагом в этом направлении должна

стать дифференциация налоговых ставок (в  первую  очередь  налога на прибыль)

с установлением  минимально возможной ставки для  приоритетных отраслей

экономики и максимальной - для предприятий торговли,  снабжения  и

посреднических  организаций." То есть в конечном  счете  значительно увеличить

налоговое бремя  на конечного потребителя. "Одновременно с этим,  - продолжает

В.Г.  Пансков,  - законодательно установленную ставку налога на прибыль

следовало бы  увеличивать  или уменьшать в зависимости  от роста (снижения)

объема  производства  в  сопоставимых  ценах.  В частности, целесообразно

установить порядок, при котором за каждый процент  прироста (снижения) объма

производства ставка налога  соответственно снижается (повышается) на 0,5-0,7

пункта. На первом этапе этот порядок можно было бы  установить для

приоритетных отраслей народного хозяйства,  распространив  в дальнейшем и на

остальные предприятия.

Переход к применению свободных (рыночных) цен и тарифов,  складывающихся  под

влиянием спроса и предложения,  в условиях практически  полного отсутствия

конкуренции  производителей  товаров  и услуг привел в ряде случаев к резкому

росту массы прибыли  и соответственно рентабельности, не являющемуся заслугой

тех,  кто ее имеет. Учитывая эти обстоятельства на время переходного периода

и стабилизации экономики  следовало бы ввести налог на сверхприбыль в виде

повышенной ставки налога,  применяемой в случаях,  когда уровень

рентабельности  превышает 50%. Нечто подобное уже  предлагалось, но ставки в

90% прибыли, полученной  сверх стопроцентного уровня  рентабельности,  слишком

высоки.  Целесообразнее было бы ввести более  мягкую  прогрессию  увеличения

налогооблагаемой  ставки:  0,5 пункта за каждый пункт  превышения уровня

рентабельности  в 50%."

Кроме того В.Г. Пансков  предлагает сократить количество как  потенциальных,

так и реально  уплачиваемых налогов. В первую  очередь  это  относится к

местному налогообложению. Пора пересмотреть систему местных  и  региональных

налогов, ликвидировать  ее множественность,  установить не более 4-5 видов

налогов, в первую очередь имущественного характера.

"Реформирование  действующей налоговой  системы,  -  по мнению В.Г. Панскова,

- должно осуществляться (одновременно с ее упрощением) в направлениях

создания благоприятных  налоговых  условий  для товаропроизводителей,

стимулирования  вложения заработных  средств  в  инвестиционные  программы,

обеспечения льготного  налогового режима для иностранных  капиталов,

привлекаемых в  целях решения  приоритетных  задач развития  российской

экономики." Эти  направления имеют непосредственное отношение практически ко

всем федеральным  и региональным налогам.  Среди  них ключевое значение

получают налоги на прибыль и добавленную стоимость, которые в решающей мере

определяют налоговое  бремя на товаропроизводителей и  благодаря этому способны

либо подавить производство, либо стать мощным рычагом  его стимулирования.

В итоге В.Г.  Пансков заключает, что в условиях инфляции стихийная

корректировка законодательства и  постоянное, как правило,  в  конце года,

изменение ставок налогов уже не годятся: нужна  принципиально новая система

налогообложения.

"Применительно   к  доходам  населения,  -  по  мнению  В.Г. Панскова,  - она

призвана обеспечить стабильность классификации  доходных групп и налоговых

ставок как минимум  на 3-5 лет - с тем,  чтобы не пересматривать их ежегодно.

Для этого,  считаю, необходимо определять доходы, подлежащие налогообложению

не в абсолютном денежном выражении,  а в  количестве  минимумов  оплаты труда

ежемесячно нарастающим  итогом величину ставок налогов как  за нижний предел

доходов каждой группы, так и доходы сверх него следует  устанавливать только в

процентах.  Такой  подход четко выявит  долю налогоплательщика,  вносимую  в

бюджет от абсолютной суммы его дохода.  В этом случае налогоплательщика

будет  меньше беспокоить  значительная разница между долей  налога за нижний

предел дохода и сверх него."

Кандидат экономических  наук  Беляков А.А.[4] 

предлагает еще  один путь  решения  проблемы  реформирования  налоговой системы:

"Это путь  увеличения производимой товарной  массы. И начинать надо не  с

"инфляции",  а с самого  производства. Его  увеличение сократит и рост  цен

Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации