Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период
налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования
экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным
предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой
критики.

Содержание

Введение.......................................................................3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной
экономики........... 4
1.1. Сущность налога....................................................4
1.1.1. Функции налогов.........................................................5
1.1.2. Виды налогов...........................................................5
1.2 Налоговая система России...................................................6
1.2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым
рынком.......................................................................
.................................................................. 6
1.2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации............8
2. Противоречия действующей налоговой системы России........................27
2.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы..................27
2.2. Взгляд российских ученых-экономистовна проблемы реформы..................29
2.3. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации........31
2.4. Нестабильность налоговой системы России..................................32
3. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации...............35
3.1. Пути реформирования правовой базы........................................35
3.2. Предложения российских экономистов.......................................35
3.3. Налоги и инвестиции......................................................39
3.4. Теоретический и практический опыт в налогообложении стран с развитым
рынком 40
3.4.1. Теоретическое наследие.................................................40
3.4.2. Льготы.................................................................42
3.4.3. Налогообложение предприятий Сирии.....................................43
3.4.4. Шведская модель налоговой системы......................................44
Заключение....................................................................47
Список использованной литературы.....

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 143.22 Кб (Скачать)

снижением доли  государственного сектора в экономике  развитых стран  и

уменьшением  экономической  доли  государства  (сокращением  его прямого

вмешательства в  экономику в основном через снижение государственных расходов)

налоговая  политика наряду  с  выполнением  регулирующих  функций  стала

средством обеспечения  бездефицитности бюджета.  В  условиях развитой

экономики эта  цель достигается посредством не усиления налогового бремени,

ложащегося на  производителей  и физических лиц,  а  расширения  налоговой

базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного  и

целенаправленного снижения налогов.

Если до недавнего  времени считалось,  что высокие  уровень налогов и степень

прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как  правило высоким уровням

развития экономики  и социальной защищенности населения,  то сейчас общей

тенденцией в  области налогообложения в  странах  Запада  является снижение

фактического  налогового бремени на прибыль корпораций и доходы физических

лиц.  Одновременно в ряде ведущих стран (США,  Японии, Англии и других)

происходит расширение базы налогообложения,  уменьшаются  количество и размеры

налоговых льгот.

В существующих условиях нелепо говорить  об  "идентичности уровней

налогообложения в нашей экономике и на Западе". Абсолютные размеры

производимой прибыли  и  добавленной стоимости там  значительно выше,  чем у

нас.  Поэтому  и степень налогового пресса там  фактически в несколько раз

меньше,  несмотря на одинаковость отдельных налоговых  ставок.

Роль отдельных  налогов в формировании бюджета  в развитых странах с рыночной

экономикой обычно такова (%):

Налоги на личные доходы  ............................................ 40

Налоги на прибыль  корпораций ................................... 10

Социальные взносы  ...................................................... 30

Налог на добавленную  стоимость ............................... 10

Таможенные пошлины .................................................... 5

Прочие налоги и налоговые поступления ................... 5

Таким образом  можно заключить,  что на Западе основным источником

формирования бюджета  служит налогообложение  физических лиц  и  налоговое

бремя в большей  степени лежит на гражданах, тем  самым стимулируя

производство.

Американские эксперты  во главе с профессором Лаффером теоретически доказали,

что при ставке  подоходного  налога более 50% резко  снижается деловая

активность фирм и населения в целом

Кривая Лаффера, скорректированная в соответствии с реальностью, приобретает

следующий вид.

    

Высшая ставка налога должна находиться в пределах  50 - 70% налога.

Но невозможно теоретически расчитать  идеальную  шкалу налогообложения. Она

должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение имеют

национальные,  психологические, культурные факторы.  Американцы, например,

считают, что при  такой шкале налогобложения,  которая  существует  в Швеции -

75%,  в США  никто не стал бы вкладывать  капитал в производство. Так,  рост

производственной  активности в  США после налоговой  реформы  1986  года в

значительной степени  был связан со  снижением  предельных  ставок

налогообложения.

Профессор Михаил Семенович Бернштам  (США)  предлагает некоторые

практические  наработки  относительно импортного тарифа,  которые вполне

можно использовать и у нас. Импортный  тариф,  как  считает профессор,

способен выполнить  по меньшей мере три выжных задачи переходного  времени.

Во-первых, это  мощный источник налоговых поступлений  в бюджет. Причем

поскольку тариф  выборочен, его можно использовать прежде всего применительно

к товарам не первой необходимости, предметам  роскоши  и т.  п.  В этом

случае речь идет о высокопрогрессивном налоге,  помогающем бедным социальным

слоям за счет богатых.

Во-вторых, импортный  тариф защищает от конкуренции перестраивающуюся

внутреннюю промышленность.  Рональд И. Маккиннон разработал подробную модель

каскадного, убывающего по годам, импортного тарифа.

В-третьих, (и  это   особенно   важно   для   нынешней российской российской

ситуации),  импортный  тариф на товары не первой необходимостипозволит

сократить импортный  и  валютный спрос  (это товары высокоэластичного

спроса).  Государство  же сможет быстро сосредоточить высвободившуюся  валюту

и поднять обменный курс рубля."

    

3.4.2. Льготы 

Система налоговых  льгот для капиталовложений в  развитие производства в

Великобритании. В  соответствии с законодательством  для определения

облагаемого налогом  дохода корпораций из валового дохода компании вычитаются

все  разрешенные  законодательством расходы,  произведенные  в отчетном

налоговом году. В  частности, полному вычету из валового дохода компании

подлежат все  расходы на научные исследования.

Вычитаются и  амортизационные отчисления на машины и  оборудование,

промышленные и  сельскохозяйственные постройки и  т. д. Для списания машин и

оборудования  используется  ставка 25% от остаточной стоимости,  а это

означает, что 30% стоимости  машин и оборудования,  купленных  после 1986 года,

будет списано  за 8 лет.

В последние годы во многих странах Запады  распространение  получили налоговые

льготы,  стимулирующие  частные инвестиции в акции, с  тем, что увеличить

приток капиталов  для производственного накопления.  Налоговые скидки,  многие

из которых были введены в середине 80-х годов, предоставляются по ряду

определенных видов  инвестиций.

Так, в Бельгии  в 1982 года суммы, истраченые на покупку  акций  бельгийских

компаний или  сертификатов оговоренных больгийских "взаимносберегательных"

фондов  разрешено  (до определенного предела)  вычитать  из облагаемой суммы

доходов, а с 1984 года эта льгота распространена  и  на  другие инструменты

"венчурного" финансирования, т. е. способствующие  становлению и развитию в

стране венчурных  компаний.

Во Франции  с  1978  года действует налоговая  скидка с дохода в сумме чистых

покупок акций, котирующихся на фондовой бирже (установлен потолок  льготы).

В Ирландии в 1984 году введены льготы по инвестициям в  венчурные компании.

В Испании с 1979 года предоставляется налоговый  кредит в отношении  покупок

ценных  бумаг  и инвестиций в деловые сферы.

Так обстоит  дело с налогообложением инвестиций в  промышленность.

    

3.4.3.  Налогообложение  предприятий Сирии 

Налогообложение предприятий в Сирии. В настоящее  время предприятия Сирии

уплачивают пять налогов:  налог  на  прибыль, налог  на земельные участки,

налог на ренту  от недвижимости, налог на доходы от оборотного капитала,

акцизы.

Среди налогов,  уплачиваемых сирийскими предприятиями, наибольший удельный

вес занимают два:  налог на  прибыль  и налог  на  ренту от недвижимости.  Эти

налоги активно  влияют на финансовое состояние предпритий,  на их

производственные  интересы.

Налог на прибыль  уплачивают не  только  предприятия  и организации,

являющиеся  юридическими  лицами,  их дочерние предприятия, филиалы,  но и

лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью (юристы, врачи, кузнецы,

парикмахеры и  другие).

Система ставок  налога на прибыль имеет сложную  структуру: включает как

единые, так и  прогрессивные ставки. Происходит это  потому,  что налогом на

прибыль в Сирии  облагается как прибыль юридических  лиц,  так и

предпринимателей.

Например, промышленные  акционерные компании и промышленные компании с

ограниченной  ответстсвенностью  платят   налог  соответственно по ставке 32%

и 42%;  остальные  плательщики облагаются на основе прогрессивной  шкалы

ставок. Она выглядит следующим образом:

    

Группа Размер облагаемой прибыли, сир.ф. Ставка, %
1

2

3

4

5

6

7

8

9

До 20000

20001-50000

50001-100000

100001-120000

120001-400000

400001-600000

600001-800000

800000-1000000

свыше 1000000

10

14

18

22

26

30

35

40

45

 

В большинстве  стран с рыночной системой хозяйствования  (в том числе и в

Сирии)  предприятия  уплачивают  налог  на прибыль  один  раз в год,  исходя

из фактических  результатов на основе декларации, представляемой в налоговое

ведомство.

Налог на ренту  от недвижимости был введен в 1963 году.

Объектом обложения  этого налога это  рента  получаемая,  от основных фондов,

используемыми предприятиями. Ставки налога дифференцированы в зависимоти от

суммы  получаемой  ренты, причем применяются две шкалы  ставок: для

предприятий, сдающих  и не сдающих недвижимость в аренду.

Плательщиками налога на ренту от недвижимости являются все предприятия за

исключением:  общественного  имущества, недвижимоти государства, учреждений,

муниципалитетов, которые не приносят  ренты;  недвижимость, предназначенная

для хранения сельскохозяйственной продукции, помещения для скота, жилье

сельскохозяйственных  рабочих;  недвижимость, принадлежащая  учебным

заведениям; сроком на 6 лет новые машины и оборудование, купленные

промышленными предприятиями.

В связи  со  снижением  в России инвестиций в  основной капитал можно было бы

рекомендовать  обратить  внимание  на последнюю  льготу.  Она  способстует

повышеню заинтересованности предпринимателей в обновлении и  расширении

основных фондов.

Таким образом,  в  Сирии действует прогрессивная  шкала налогообложения.

    

3.4.4. Шведская модель  налоговой системы 

Заслуживает пристального  внимания также опыт шведских специалистов в области

налогообложения, хотя бы потому, что сочетание частного  предпринимательства

и элементов общественного  регулирования несколько схожи  с не так давно

ушедшей советской  действительностью.  В частности  перераспределение через

государственный бюджет большей части ВНП.

Что же конкретно  понимается под "Шведской моделью  социализма"?

Главной целью  правящей сейчас партии в Швеции - добиваться  решения

Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации