Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период
налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования
экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным
предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой
критики.
Введение.......................................................................3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной
экономики........... 4
1.1. Сущность налога....................................................4
1.1.1. Функции налогов.........................................................5
1.1.2. Виды налогов...........................................................5
1.2 Налоговая система России...................................................6
1.2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым
рынком.......................................................................
.................................................................. 6
1.2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации............8
2. Противоречия действующей налоговой системы России........................27
2.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы..................27
2.2. Взгляд российских ученых-экономистовна проблемы реформы..................29
2.3. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации........31
2.4. Нестабильность налоговой системы России..................................32
3. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации...............35
3.1. Пути реформирования правовой базы........................................35
3.2. Предложения российских экономистов.......................................35
3.3. Налоги и инвестиции......................................................39
3.4. Теоретический и практический опыт в налогообложении стран с развитым
рынком 40
3.4.1. Теоретическое наследие.................................................40
3.4.2. Льготы.................................................................42
3.4.3. Налогообложение предприятий Сирии.....................................43
3.4.4. Шведская модель налоговой системы......................................44
Заключение....................................................................47
Список использованной литературы.....
снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и
уменьшением экономической доли государства (сокращением его прямого
вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов)
налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала
средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой
экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени,
ложащегося на производителей и физических лиц, а расширения налоговой
базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и
целенаправленного снижения налогов.
Если до недавнего времени считалось, что высокие уровень налогов и степень
прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как правило высоким уровням
развития экономики и социальной защищенности населения, то сейчас общей
тенденцией в области налогообложения в странах Запада является снижение
фактического налогового бремени на прибыль корпораций и доходы физических
лиц. Одновременно в ряде ведущих стран (США, Японии, Англии и других)
происходит расширение базы налогообложения, уменьшаются количество и размеры
налоговых льгот.
В существующих условиях нелепо говорить об "идентичности уровней
налогообложения в нашей экономике и на Западе". Абсолютные размеры
производимой прибыли и добавленной стоимости там значительно выше, чем у
нас. Поэтому и степень налогового пресса там фактически в несколько раз
меньше, несмотря на одинаковость отдельных налоговых ставок.
Роль отдельных налогов в формировании бюджета в развитых странах с рыночной
экономикой обычно такова (%):
Налоги на личные
доходы ..............................
Налоги на прибыль
корпораций ..............................
Социальные взносы
..............................
Налог на добавленную
стоимость ..............................
Таможенные пошлины
..............................
Прочие налоги и налоговые поступления ................... 5
Таким образом можно заключить, что на Западе основным источником
формирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое
бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя
производство.
Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали,
что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая
активность фирм и населения в целом
Кривая Лаффера,
скорректированная в
следующий вид.
Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 - 70% налога.
Но невозможно теоретически расчитать идеальную шкалу налогообложения. Она
должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение имеют
национальные, психологические, культурные факторы. Американцы, например,
считают, что при такой шкале налогобложения, которая существует в Швеции -
75%, в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост
производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в
значительной степени был связан со снижением предельных ставок
налогообложения.
Профессор Михаил Семенович Бернштам (США) предлагает некоторые
практические наработки относительно импортного тарифа, которые вполне
можно использовать и у нас. Импортный тариф, как считает профессор,
способен выполнить по меньшей мере три выжных задачи переходного времени.
Во-первых, это мощный источник налоговых поступлений в бюджет. Причем
поскольку тариф выборочен, его можно использовать прежде всего применительно
к товарам не первой необходимости, предметам роскоши и т. п. В этом
случае речь идет о высокопрогрессивном налоге, помогающем бедным социальным
слоям за счет богатых.
Во-вторых, импортный тариф защищает от конкуренции перестраивающуюся
внутреннюю промышленность. Рональд И. Маккиннон разработал подробную модель
каскадного, убывающего по годам, импортного тарифа.
В-третьих, (и это особенно важно для нынешней российской российской
ситуации), импортный тариф на товары не первой необходимостипозволит
сократить импортный и валютный спрос (это товары высокоэластичного
спроса). Государство же сможет быстро сосредоточить высвободившуюся валюту
и поднять обменный курс рубля."
3.4.2.
Льготы
Система налоговых льгот для капиталовложений в развитие производства в
Великобритании. В соответствии с законодательством для определения
облагаемого налогом дохода корпораций из валового дохода компании вычитаются
все разрешенные законодательством расходы, произведенные в отчетном
налоговом году. В частности, полному вычету из валового дохода компании
подлежат все расходы на научные исследования.
Вычитаются и амортизационные отчисления на машины и оборудование,
промышленные и сельскохозяйственные постройки и т. д. Для списания машин и
оборудования используется ставка 25% от остаточной стоимости, а это
означает, что 30% стоимости машин и оборудования, купленных после 1986 года,
будет списано за 8 лет.
В последние годы во многих странах Запады распространение получили налоговые
льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции, с тем, что увеличить
приток капиталов
для производственного
из которых были введены в середине 80-х годов, предоставляются по ряду
определенных видов инвестиций.
Так, в Бельгии в 1982 года суммы, истраченые на покупку акций бельгийских
компаний или сертификатов оговоренных больгийских "взаимносберегательных"
фондов разрешено (до определенного предела) вычитать из облагаемой суммы
доходов, а с 1984 года эта льгота распространена и на другие инструменты
"венчурного" финансирования, т. е. способствующие становлению и развитию в
стране венчурных компаний.
Во Франции с 1978 года действует налоговая скидка с дохода в сумме чистых
покупок акций, котирующихся на фондовой бирже (установлен потолок льготы).
В Ирландии в 1984 году введены льготы по инвестициям в венчурные компании.
В Испании с 1979 года предоставляется налоговый кредит в отношении покупок
ценных бумаг и инвестиций в деловые сферы.
Так обстоит дело с налогообложением инвестиций в промышленность.
3.4.3.
Налогообложение
предприятий Сирии
Налогообложение предприятий в Сирии. В настоящее время предприятия Сирии
уплачивают пять налогов: налог на прибыль, налог на земельные участки,
налог на ренту от недвижимости, налог на доходы от оборотного капитала,
акцизы.
Среди налогов, уплачиваемых сирийскими предприятиями, наибольший удельный
вес занимают два: налог на прибыль и налог на ренту от недвижимости. Эти
налоги активно влияют на финансовое состояние предпритий, на их
производственные интересы.
Налог на прибыль уплачивают не только предприятия и организации,
являющиеся юридическими лицами, их дочерние предприятия, филиалы, но и
лица, занимающиеся
предпринимательской
парикмахеры и другие).
Система ставок налога на прибыль имеет сложную структуру: включает как
единые, так и прогрессивные ставки. Происходит это потому, что налогом на
прибыль в Сирии облагается как прибыль юридических лиц, так и
предпринимателей.
Например, промышленные акционерные компании и промышленные компании с
ограниченной ответстсвенностью платят налог соответственно по ставке 32%
и 42%; остальные плательщики облагаются на основе прогрессивной шкалы
ставок. Она выглядит следующим образом:
Группа | Размер облагаемой прибыли, сир.ф. | Ставка, % |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 |
До 20000
20001-50000 50001-100000 100001-120000 120001-400000 400001-600000 600001-800000 800000-1000000 свыше 1000000 |
10
14 18 22 26 30 35 40 45 |
В большинстве стран с рыночной системой хозяйствования (в том числе и в
Сирии) предприятия уплачивают налог на прибыль один раз в год, исходя
из фактических результатов на основе декларации, представляемой в налоговое
ведомство.
Налог на ренту от недвижимости был введен в 1963 году.
Объектом обложения этого налога это рента получаемая, от основных фондов,
используемыми предприятиями. Ставки налога дифференцированы в зависимоти от
суммы получаемой ренты, причем применяются две шкалы ставок: для
предприятий, сдающих и не сдающих недвижимость в аренду.
Плательщиками налога на ренту от недвижимости являются все предприятия за
исключением: общественного имущества, недвижимоти государства, учреждений,
муниципалитетов, которые не приносят ренты; недвижимость, предназначенная
для хранения сельскохозяйственной продукции, помещения для скота, жилье
сельскохозяйственных рабочих; недвижимость, принадлежащая учебным
заведениям; сроком на 6 лет новые машины и оборудование, купленные
промышленными предприятиями.
В связи со снижением в России инвестиций в основной капитал можно было бы
рекомендовать обратить внимание на последнюю льготу. Она способстует
повышеню заинтересованности предпринимателей в обновлении и расширении
основных фондов.
Таким образом, в Сирии действует прогрессивная шкала налогообложения.
3.4.4.
Шведская модель
налоговой системы
Заслуживает пристального внимания также опыт шведских специалистов в области
налогообложения, хотя бы потому, что сочетание частного предпринимательства
и элементов общественного регулирования несколько схожи с не так давно
ушедшей советской действительностью. В частности перераспределение через
государственный бюджет большей части ВНП.
Что же конкретно понимается под "Шведской моделью социализма"?
Главной целью правящей сейчас партии в Швеции - добиваться решения
Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации