Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период
налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования
экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным
предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой
критики.
Введение.......................................................................3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной
экономики........... 4
1.1. Сущность налога....................................................4
1.1.1. Функции налогов.........................................................5
1.1.2. Виды налогов...........................................................5
1.2 Налоговая система России...................................................6
1.2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым
рынком.......................................................................
.................................................................. 6
1.2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации............8
2. Противоречия действующей налоговой системы России........................27
2.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы..................27
2.2. Взгляд российских ученых-экономистовна проблемы реформы..................29
2.3. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации........31
2.4. Нестабильность налоговой системы России..................................32
3. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации...............35
3.1. Пути реформирования правовой базы........................................35
3.2. Предложения российских экономистов.......................................35
3.3. Налоги и инвестиции......................................................39
3.4. Теоретический и практический опыт в налогообложении стран с развитым
рынком 40
3.4.1. Теоретическое наследие.................................................40
3.4.2. Льготы.................................................................42
3.4.3. Налогообложение предприятий Сирии.....................................43
3.4.4. Шведская модель налоговой системы......................................44
Заключение....................................................................47
Список использованной литературы.....
существующих социально-политических проблем, не ущемляя интересов каких-либо
групп общества и не нанося ущерба экономике как по линии
производительности труда, так и в отношении конкурентоспособности
шведских предприятий.
Каким же путем Шведские лидеры хотят добиться своей цели?
То, что легко предположить: повышенный уровень налогообложения. Общая сумма
взимаемых в Швеции налогов превышает половину величины ВНП, тогда как в
других развитых странах с рыночной экономикой колеблется в пределах от 30 и
не более 45%.
В результате налоговой реформы 80-х-90-х годов сократился размер части
прямых налогов, налогов на дивиденды с акций и другие формы помещения
капитала, к снижению
некоторых показателей
Следует заметить, что шведская система налогообложения весьма разветвлена и
включает многочисленные прямые и косвенные налоги и сборы. Основными
прямыми налогами являются национальный и коммунальный (местный) подоходные
налоги и национальный имущественный налог. Кроме того, существует, как уже
говорилось, широкая система обязательных предпринимательских выплат на
социальное обеспечение.
Основные косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизные сборы
на некоторые товары. Косвенные налоги и социальные взносы служат главным
источником доходов для бюджета центрального правительства, а прямые -
для местных органов управления.
Система налогообложения - как центрального, так и местного, -
устанавливается шведским рейхстагом, но размер взимаемых налогов местные
власти определяют сами.
Налог на трудовые доходы физических лиц составляет примерно 31%, если
речь идет о суммах, не превышающих за год 170 тыс. крон, в том числе
национальный - 100 крон, а остальная сумма идет в местный бюджет. С суммы
более
170 тыс. крон взимается коммунальный налог в размере 31% и национальный в
размере 100 крон плюс 20%, общий налог составляет, таким образом, примерно
51%.
Имущественный налог взимается главным образом с физических лиц. Налог
является прогрессивным и составляет: при нетто-имуществе (за вычетом
задолженности) до 800 тыс. крон - 0%, 800-1600 тыс. крон - 1,5%, 1600-3600
тыс. крон - 12 тыс. крон плюс 2,5%, более 3600 тыс. крон - 62 тыс. крон
плюс 3%.
Акционерные общества выплачивают национальный корпорационный налог, с них не
взимаются имущественный и коммунальные налоги. С 1991 года размер
корпорационного налога уменьшен до 30%.
Как видим, преобладающую долю составляют налоги с конечных доходов различных
социальных групп населения и меньшую - поступления от налогов, выплачиваемых
частными компаниями и банками.
3.4.5. В итоге
Подводя итоги, определим основные цели современноналоговой политики
государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные
требования:
- налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности
минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и
правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко
свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о
необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования
производственной
и предпринимательской
конкуренции;
- налоговая система
должна соответствовать
политике, иметь четко очерченные экономические цели;
- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не
допускается двойное обложение налогоплательщиков;
- порядок взимания
налогов должен
в частную жизнь налогоплательщика;
- обсуждение проектов
законов о налогообложении
гласный характер.
Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при
создании новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о
механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое
изучение истории развития и современного состояния российской экономики.
Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный и
осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но
ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно
неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических,
социальных и политических условий сегоднящней России, ищущей лучшие пути
реформирования своего народного хозяйства.
Но выше сказанное не говорит о том, что надо вообще игнорировать
теоретическое наследие многих поколений ученых-экономистов. Уже
сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы
вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости
ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования
всесторонне подтверждены практикой и безусловно должны учитываться и
нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между
разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания,
ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам
и другим важным элементам.
Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими
конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным
кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа
равенства и справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового
бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере,
и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю
в казну государства.
Вторым непременным требованием, которому должна отвечать налоговая система,
является эффективность налогообложения. Реализация этого требования
предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие
экономических решений, либо оно должно быть минимальным; во-вторых, что
налоговая система
обязана содействовать
успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей
стране, экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство
имеет исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности
налоговой системы является и то, чтобы она не допускала произвольного
толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью
общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет место быть в
нашей стране. И последнее условие реализации требования эффективности
налогообложения: административные расходы, которые нужны для управления
налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.
Заключение
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во
внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными
актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту
налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в
формировании доходной части бюджета.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них:
реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный
обязательный характер, простота и гибкость.
Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая.
Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления
физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями
государственного
регулирования хозяйства и
Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система.
Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие
хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В
связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была
адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому
опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества
налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в
период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также
препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема
реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную
функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая
тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что
выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов
налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и
привелегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на
другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе,
соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода,
практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно
развернуть только на серьезной теоретической основе коей у нас в России еще
нет.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и
осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но
ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно
неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических,
социальных и политических условий сегоднящней России, ищущей лучшие
Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации