Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период
налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования
экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным
предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой
критики.
Введение.......................................................................3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной
экономики........... 4
1.1. Сущность налога....................................................4
1.1.1. Функции налогов.........................................................5
1.1.2. Виды налогов...........................................................5
1.2 Налоговая система России...................................................6
1.2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым
рынком.......................................................................
.................................................................. 6
1.2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации............8
2. Противоречия действующей налоговой системы России........................27
2.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы..................27
2.2. Взгляд российских ученых-экономистовна проблемы реформы..................29
2.3. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации........31
2.4. Нестабильность налоговой системы России..................................32
3. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации...............35
3.1. Пути реформирования правовой базы........................................35
3.2. Предложения российских экономистов.......................................35
3.3. Налоги и инвестиции......................................................39
3.4. Теоретический и практический опыт в налогообложении стран с развитым
рынком 40
3.4.1. Теоретическое наследие.................................................40
3.4.2. Льготы.................................................................42
3.4.3. Налогообложение предприятий Сирии.....................................43
3.4.4. Шведская модель налоговой системы......................................44
Заключение....................................................................47
Список использованной литературы.....
в реегиональные);
4) налог на доходы от капитала - дивиденды 15%; проценты по ценным бумагам и
счетам: организациям - 12% по гос. и мун.облигациям, 30% - по остальным,
физ.лицам - 12% по процентам в пределах ставки рефинансирования, 30% с
превышения, 9% по доходам в валюте;
5) подоходный налог с физических лиц - вычет (необлагаемая часть) 200 / 100
р/м при годовом доходе до 5.000 / 5.000 - 20.000 р/г с момента превышения,
ставки при годовом доходе до 20.000 - 12%, до 40.000 - 15% (с превышения), до
60.000 - 20%, до 80.000 - 25%, до 100.000 - 30%, от 100.001 - 35%, доходы не
по месту основной работы - 15%;
6) взносы в государственные
социальные внебюджетные фонды:
организаций и частных предпринимателей в 1999 - 27%, с 2000 - 26%; с
сельхозпроизводителей - 20,6%; ФСС - 1999 - 4,9%, с 2000 - 4,4%; ГФЗ - 1,5%;
ФФОМС - 0,2%; ТФОМС - 3,4%.
7) государственная
пошлина: с имущественных
прочих исков - 20-100 руб; за дубликат - 1 руб; с им.исков в арбитраж 5-0,5%,
но не более 100.000 р; с прочих 20-2000 р.; в КС - с гражданина 100 р.,
организации и госоргана - 1500 р; нотариальная - от 5 р. до 1,5% суммы
договора или 2% стоимости наследуемого имущества; регистрацию актов
гражданского состояния - 20-100 руб; загранпаспорт - 200 р, прочие документы,
связанные с визами и гражданством - 10-200 р; регистрация организаций - 500
руб; предпринимателя - 200 р; СМИ - 1000-1500 руб (спец. - 100-15.000 р);
общественного объединения - 800-1000 р; прописка - 1 р; паспорт - 25 р и др.
8) таможенная пошлина и таможенные сборы - устанавливаются Правительством;
9) налог на пользование
недрами (по конкурсу или
разведка - 100-4500 р/кв.км; добыча - нефть и газ 6-16%; остальные разные
ставки в пределах 1-8%; подземные сооружения - 0,5-1% стоимости
строительства, 1-3% стоимости содержания;
10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы (с добытчиков
ресурсов, разведанных государством): нефть - 10%, уголь - 5%, прочие - в
пределах 1,7-8,2%; В федеральный бюджет идет 20% указанных ставок, в
региональные - 80% с ежегодным снижением на 20%.
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов - по выбору
добытчика вместо акциза на сырье (без права возврата к прежней системе) - при
росте отношения накопленного дохода к накопленным затратам за год от 1:1 до
2:1 и более - соответственно от 15% до 50%, свыше 2:1 - 60%;
12) сбор за право
пользования объектами
биологическими ресурсами: пределы устанавливаются правительством, ставки -
регионами;
13) лесной налог:
пределы устанавливаются
органами регионов или по аукциону;
14) водный налог
- 30-176 р/тыс.куб.м. для
р/тыс.куб.м для морских вод; 0,5-5 р/тыс.кВт*ч для ГЭС; 320-665
р/тыс.куб.м/10 км лесосплава; 1.300-7.300 р/год/кв.км акватории; 3,2-27
руб/тыс.куб.м. сточных вод;
15) экологический
налог - минимальные ставки
конкретные - исполнительными органами регионов;
16) федеральные лицензионные сборы - устанавливаются законодательством РФ, не
более 1000 МРОТ.
Региональные налоги и сборы
1) налог на имущество организаций - не более 2,5%;
2) налог на недвижимость - не более 2%. Вводится вместо налогов на имущество
организаций и физических лиц и налога на землю;
3) дорожный налог - в 1999 - 1,5% выручки, в 2000 - 0,75%;
4) транспортный налог 10-75 коп/куб.см/год, могут быть увеличены регионами не
более чем в 1,5 раза;
5) налог с продаж - до 5%;
6) налог на игорный бизнес: минимальные ставки с игрового стола и кассы - 1
млн.руб/год, с автомата - 50 тыс.руб/год;
7) региональные лицензионные сборы - до 500 МРОТ.
Местные налоги и сборы
1) земельный налог - 0,1-2% стоимости;
2) налог на имущество физических лиц (недвижимость и транспорт): до 500.000
р. - 0,1%, до 1.000.000 р. - 0,5% (с превышения), до 10.000.000 - 1%, свыше
10.000.000 р. - 2%.
3) налог на рекламу - до 5%;
4) налог на наследование или дарение - максимальные ставки 10, 20, 30% в
завис. от степени родства, допускается прогр.шкала;
5) местные лицензионные сборы - до 500 МРОТ.
Упрощенное налогообложение
Единый налог
с валовой выручки с
Для организаций до 20 чел. - до 12% (3 - в федеральный, 3 - в социальные
фонды, до 3 - в региональный бюджет); для предпринимателей - до 10%. Аванс
(стоимость патента),
устанавливается ЗС региона,
отрицательная разница не возмещается.
Вмененный налог
Все организации и предприниматели, осуществляющие эк.деятельность в сфере
розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного
обслуживания, ремонтных и строительных работ и иных платных услуг населению,
"налоговый контроль
за величиной реально
затруднен", а расходы - преимущественно наличными. Для организаций - взамен
всех налогов по этим видам деятельности, кроме налога на доход от капитала,
государственной пошлины, таможенных пошлин и платежей, транспортного налога и
лицензионных сборов. Для предпринимателей - вместо подоходного.
Ставки устанавливаются органами власти регионов. За патент уплачивается аванс
- не более 15% суммы. В федеральный бюджет - 25%, в соц.фонды - 25%, в
региональный бюджет - 50%.
Единый налог для сельхозпроизводителей
На добровольной основе - взамен всех налогов, кроме НДС, налога на доход от
капитала, государственной пошлины, транспортного налога, таможенных пошлин и
платежей, акцизов, налога с продаж, ресурсных платежей и лицензионных сборов,
а также от налогов по другим видам деятельности, если не менее 70% выручки
получено за сельхозпродукцию. Не вправе переходить на этот налог
производители подакцизной продукции.
Ставки устанавливаются ЗС регионов - организациям до 8% (в федеральный бюджет
- 2%, в соц.фонды - 2%, в региональный бюджет - до 4%), предпринимателям - до
5%. Аванс - не менее 20% суммы выручки по пред.периоду.
Отдельного внимания требует подоходный налог.
Подоходный налог в РФ
некоторые сведения <!-- <HR>
( <A HREF="#p">Перспективы</A> | <A HREF="#i">История 1990-1998</A> ) -->
Шкала подоходного налога (или даже просто максимальная ставка этой шкалы) - один
из самых выразительных критериев "левизны и правизны" или "социалистичности и
либеральности" экономики. За годы реформ максимальная ставка дважды снижалась с
60% до 30% (с "периодом реставрации" в 1992), а затем остановилась на 35% и
остается одной из самых низких в Европе. С 1 января 2000 максимальная ставка
еще раз снижается - до 30%.
НЫНЕШНЯЯ ШКАЛА
С 1
января 1999
Необлагаемый минимум - 83 руб 49 коп.
руб/год руб/мес в фед.бюджет в рег.бюджеты
до 30.000 2.500 3% 9%
30.001- 60.000 2.500 - 5.000 3% 2.700 + 12% с прев.
60.001- 90.000 5.000 - 7.500 3% 6.300 + 17% с прев.
90.001-150.000 7.500 -12.500 3% 11.400 + 22% с прев.
свыше 150.000 свыше 12.500 3% 24.600 + 32% с прев.
С 1 января 2000
Необлагаемый минимум - 83 руб 49 коп.
руб/год руб/мес ставка налога
до 50.000 4.167 12%
50.001-150.000 4.167 -12.500 6.000 + 20% с прев.
свыше 150.000 свыше 12.500 26.000 + 30% с прев.
СТАВКИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Краткая история
(1990-1998)
а) Советские ставки подоходного налога
До 1990 года ставки подоходного налога в СССР устанавливались путем внесения
изменений в указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года "О
подоходном налоге с населения".
23 апреля 1987 были
приняты новые ставки для
индивидуальной трудовой деятельности.
Шкала для обложения доходов по месту основной работы осталась прежней (какой
именно - не знаю, цифр нет).
Для доходов свыше 3000 руб/год (250 руб/мес) ставки отличались от ставок,
действующих по месту основной работы и составляли от 332.40+20% с суммы,
превышающей 3000 (3001-4000 руб/год) до 1332.40+65% с превышения (свыше 6000
руб/год).
Шкала ставок доходов
по авторским гонорарам
до 180 руб/год) до 98.40+13% (свыше 1200 руб/год).
Для прочих доходов - от 15.00+10% (300-360 руб/год) до 3171.40+69% (свыше
7000 руб/год).
23 апреля 1990 был принят и с 1 июля 1990 введен в действие Закон СССР "О
подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства".
Необлагаемый минимум составил 100 руб.
Ставки для всех целых сумм от 151 до 200 рублей перечислены в отдельной
таблице. Чтобы не загромождать информационное пространство, вместо таблицы
приведем формулу, которую можно из этой таблицы вывести: при зарплате 101-130
руб/мес - 29% с суммы, превышающей 100 руб; 131-150 руб - 30% с суммы,
превышающей 101 руб.
Далее следовала прогрессивная шкала:
С 1
июля 1990
руб/мес ставка налога
151 - 700 14.70 + 13% с суммы, превышающей 150 руб
701 - 900 86.20 + 15% с превышения
901 -1100 116.20 + 20% с превышения
1101 -1300 156.20 + 30% с превышения
1301 -1500 216.20 + 40% с превышения
1501 -3000 296.20 + 50% с превышения
от 3001 1046.20 + 60% с превышения
Доходы от внешатной работы, а также дивиденды и матпомощь лицам, не состоящим
в штате предприятий в суммах от 5 до 700 руб/мес облагались по 8 ставкам (от
1.5% до 13%), а начиная с 700 - по стандартным ставкам.
Шкала для авторских гонораров составила от 1.5% (для сумм до 180 руб/год) до
12554.40+60% (свыше 1200 руб/год). Для наследников авторов налог составлял от
Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации