Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:33, курсовая работа
Целью данной работы является исследование проблем налогообложения индивидуальных предпринимателей.
В рамках данной работы будут решены следующие задачи:
Рассмотрена роль индивидуального предпринимательства в экономике;
Рассмотрены аспекты налогообложения индивидуальных предпринимателей в российской налоговой системе;
Рассмотрены проблемы и пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 5
1.1. РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЦ В ЭКОНОМИКЕ 5
1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПИНИМАТЕЛЕЙ 25
2.1 ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИВИЖУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 25
2.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….50
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ КУРСОВОГО ПРОЕКТА…………………………………51
Как уже отмечалось, комплекс мер налогового планирования, осуществляемого индивидуальным предпринимателем, не должен сводиться только к выбору системы налогообложения. Минимальные требования кведению бухгалтерского учета должны компенсироваться грамотной налоговой политикой, проводимой предпринимателем.
Основные
подходы к организации
Кроме того,
использование специальных
Для индивидуальных
предпринимателей уплата единого налога
при всех режимах предусматривает
замену НДФЛ, налога на имущество физических
лиц, ЕСН по обоим основаниям. Данная
замена применяется соответственно
только в отношении доходов, полученных
от предпринимательской
Также индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможеннуютерриторию РФ. Естественно, что и данное правило действует только в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности.
Иные налоги и сборы, не перечисленные выше, предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД, исчисляют и уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.
Кроме того, плательщики единого налога продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Данные взносы предприниматель уплачивает как с выплат, производимых в пользу наемных работников, так и за себя лично.
Несмотря на то, что обязательное пенсионное страхование является разновидностью обязательного страхования, страховые взносы по нему являются, по сути дела, дополнительным налогом.
Во-первых,
согласно статье 2 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ правоотношения, связанные
с уплатой обязательных платежей
на обязательное пенсионное страхование,
в том числе осуществление
контроля за их уплатой, регулируются
законодательством РФ о налогах
и сборах (если иное не предусмотрено
указанным федеральным законом)
Во-вторых, объект обложения и база для начисления определяются в порядке, установленном для исчисления объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу. Однако второе замечание справедливо только в отношении взносов за наемных работников. Взносы, уплачиваемые предпринимателем за себя лично, являются фиксированным платежом и не зависят от размера реально полученного предпринимателем дохода.
Плательщики
единого налога также должны уплачивать
взносы на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев напроизводстве
и профессиональных заболеваний. Это
предусмотрено Федеральным
В отношении не всех специальных налоговых режимов прямо указано на то, что лица, переходящие на уплату единого налога, обязаны продолжать исполнять обязанности налогового агента, предусмотренные НК РФ. Однако предпринимателям следует знать, что, даже перейдя на специальный режим, они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Базовое
определение понятия налогового
агента для целей налогообложения
дано в статье 24 НК РФ. В соответствии
с ней налоговыми агентами признаются
лица, на которых налоговым
Это означает, что, хотя налоговый агент и обязан исчислить и уплатить налоги в бюджет, делает он это не за счет собственных средств, а за счет средств реальных налогоплательщиков. Причем такие обязанности должны быть установлены непосредственно самим НК РФ.
Выбор между
системами налогообложения
Если одновременно с заявлением о регистрации в качестве предпринимателя гражданин не подает в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то автоматически считается, что он использует обычный порядок налогообложения.
Добровольно изменить этот режим предприниматель может только с начала следующего календарного года.
Каждая из четырех перечисленных выше систем налогообложения имеет свою структуру налоговых платежей и особые сроки их уплаты.
С 1 января 2003 года главой 263 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ введен специальный налоговый режим, предусматривающий уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Он не
является принципиально новым. До указанной
даты система ЕНВД также существовала,
но ее применение регулировалось Федеральным
законом от 31.07.98 М° 148-ФЗ «О едином налоге
на вмененный доход для
В соответствии с пунктом 1 статьи 346 главы 26' НК РФ ЕНВД вводится в действие и становится обязательным к уплате на соответствующей территории субъекта РФ только после принятия в данном регионе соответствующего закона.
Данные страховые взносы индивидуальные предприниматели платят как за себя лично (по фиксированным ставкам), так и с сумм оплаты труда наемных работников. При этом сумма таких взносов уменьшает сумму ЕНВД, то есть является вычетом по этому налогу. Однако этот вычет не может снизить размер ЕНВД более чем на 50%.
Плательщиками
признаются юридические лица и предприниматели
без образования юридического лица,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность в строго определенных
сферах. По сравнению с ранее
Порядок введения в действие ЕНВД на территории конкретного субъекта РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ. Пока такой закон конкретным субъектом РФ не принят, глава 26 НЕС РФ на его территории считается не действующей.
Именно субъекты РФ определяют виды деятельности (в пределах указанного в НК РФ перечня), в отношении которых вводится данный налог.
Причем, подчеркнем это еще раз, переход на ЕНВД по предусмотренным законами субъектов РФ видам деятельности является не добровольным, а обязательным для всех налогоплательщиков, осуществляющих эти виды деятельности на данной территории.
Законодательные
(представительные) органы государственной
власти субъектов РФ могут только
уменьшить перечень сфер предпринимательской
деятельности, при осуществлении
которых обязателен переход на уплату
единого налога, по сравнению с
перечнем статьи 346 НК РФ (пп. 2 п. 3 ст. 346).
При этом не допускается и расширительное
толкование определений видов
Вместе с тем следует учитывать, что признание одного законодательного документа противоречащим другому с более высоким статусом — прерогатива только суда. В связи с этим, как показывает практика введения и применения еще старой системы ЕНВД, налоговые органы на местах наверняка будут требовать от вас уплаты ЕНВД, даже если указанное выше противоречие будет очевидным. При принятии же вами иного решения свою правоту придется доказывать только в суде.
Особо следует обратить внимание на тот факт, что при анализе норм законодательства по единому налогу следует четко придерживаться буквальных толкований видов деятельности, приведенных в пункте 2 статьи 34626 НК РФ.
Так, например, в числе видов деятельности, приведенных в ней, указан и такой, как оказание бытовых услуг физическим лицам. Следовательно, если предприниматель оказывает бытовые услуги (например, ремонт и обслуживание компьютеров и оргтехники или изготовление и ремонт мебели) юридическим лицам, то данный его вид деятельности не попадает в перечень, предусмотренный пунктом 2 статьи 34626 НК РФ. Поэтому налогообложение предпринимателя в рамках такой его деятельности должно производиться в общеустановленном порядке, то есть по обычной или упрощенной системе налогообложения по выбору налогоплательщика.
Глава 26 НК РФ по целому ряду моментов выгодно отличается от ранее действовавшего Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ, регулировавшего порядок взимания ЕНВД до 2003 года.
В первую очередь большим плюсом явилась унификация видов деятельности для всех категорий налогоплательщиков. В отличие от ранее действовавшего порядка они стали едиными как для предпринимателей, так и для юридических лиц (предприятий и организаций). Это отвечает принципу экономической справедливости и равенства налогообложения для всех налогоплательщиков.
Однако устранить данные недостатки можно только путем внесения изменений в главу 263 НК РФ. В частности, предусмотреть возможность уплаты налога хотя бы за один месяц, в котором налогоплательщик продавал товары на другой территории, а не за весь квартал. Правда, и в этом случае налог придется заплатить за весь месяц независимо от количества дней, в которые он вел свою деятельность.
С 1 января 2003 года «упрощенка» применяется на основе правил главы 262 «Упрощенная системы налогообложения» части второй НК РФ. Действующая система пришла на смену упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, применяемой в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Применять
упрощенную систему налогообложения
могут как организации, так и
предприниматели без
Упрощенную систему налогообложения не могут применять:
Информация о работе Проблемы и пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей