Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:24, лекция

Описание работы

1 Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах
2 Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений
3 Классификация составов налоговых правонарушений
4 Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
5 Принципы налоговой ответственности
6 Стадии налоговой ответственности
7 Санкции в налоговом праве

Работа содержит 1 файл

прно лекция.doc

— 271.00 Кб (Скачать)
align:justify">Правовосстановительный характер налоговой ответственно­сти обусловлен имущественными отношениями между публич­ным и частным субъектами, объектом которых является налог. Ответственность налогоплательщика за нарушение своей обя­занности по своевременной и полной уплате налогов преследует цель восстановить имущественные интересы государства, ком­пенсировать казне причиненные убытки.

Сущность штрафного характера налоговой ответственности заключается в неблагоприятных имущественных лишениях, пре­терпеваемых нарушителем законодательства о налогах и сборах. Посредством реализации штрафной функции создается режим имущественного урона, заключающийся в применении санкции к субъекту налогового правонарушения.

2.              Социальная функция налоговой ответственности выражается в осуществлении общего предупреждения налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права к соблюдению норм налогового права. Реализуется социальная функция посредством общей и частной превенции совершения налоговых правонарушений.

Общая превенция преследует цель предотвращения совер­шения налоговых правонарушений всеми субъектами налогового права.

Частная превенция направлена к индивидуально-определен­ному субъекту налогового права и заключается в предотвраще­нии совершения им нового нарушения законодательства о налогах и сборах. Способом реализации частной превенции служит претерпевание режима имущественного урона и угроза увеличения санкции на 100 % в случае совершения лицом аналогичного на­логового правонарушения (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Главное предназначение функций налоговой ответственности заключается в обеспечении нормального действия механизма правового регулирования налоговых отношений.

Таким образом, налоговая ответственность представляет со­бой обязанность лица, виновного в совершении налогового правона­рушения, претерпевать меры государственно-властного принужде­ния, предусмотренные санкциями НК РФ, состоя­щие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными орга­нами в установленном процессуальном порядке.

На основе данного определения выделяются следующие при­знаки налоговой ответственности.

1. Материальные признаки, характеризующие налоговую от­ветственность в качестве охранительного налогового правоотно­шения. Материальные признаки налоговой ответственности включают два аспекта.

Первый аспект включает установление составов налоговых правонарушений и санкций за их совершение Налоговым кодек­сом РФ. Согласно ст. 2 НК РФ правовой базой налоговой ответст­венности служит законодательство о налогах и сборах, регулирую­щее властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. На­логовая ответственность соответствует принципам налогового законодательства. Основанием применения налоговой ответст­венности является виновное совершение налогового правонару­шения. Налоговая ответственность может быть исполнена пра­вонарушителем в добровольном порядке, поэтому она не всегда связана с порицанием. Привлечение к налоговой ответственно­сти не исключает возможности применения иных мер государ­ственного принуждения за нарушения законодательства о нало­гах и сборах.

Второй аспект означает определение вида и меры государст­венно-властного принуждения через охранительное налоговое правоотношение. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и взыскиваются только в судеб­ном порядке.

2.  Процессуальные признаки, характеризующие механизм реализации материального охранительного налогового правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонарушении, осуществляемого компетентным органом согласно нормам НК РФ. Налоговая ответственность реализуется в особой процессуальной форме, отличающейся от порядка применения иных видов финансово-правовой ответственности, и состоит из стадий производства по делам о налоговых правонарушениях. Процессуальный порядок привлечения к налоговой ответственности в части, составляющей предмет налогового права, реализуется налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов или таможенными органами.

3.  Функциональны признаки, отражающие целенаправленность существования и применения налоговой ответственности. Цели налоговой ответственности выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении совершения им новых правонарушений в налоговой сфере.

 

 

5 Принципы налоговой ответственности

 

Принципы налоговой ответственности отражают ее содержание, сущность, функции и формы реализации. Основные начала на­логовой ответственности являются ориентиром для всех субъек­тов налогового права, участвующих в охранительных налоговых правоотношениях.

Принципы налоговой ответственности указывают правовое положение общества, цели, к которым должны стремиться зако­нодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать, что принципы налоговой ответственности не обязательно могут иметь нормативное закрепление - их реаль­ное воплощение зависит от воли законодателя. Во-первых, основные начала налоговой ответственности могут выводиться из общего содержания не только налогового, но и в целом финан­сового законодательства. Во-вторых, принципы налоговой ответственности могут являться достижением науки финансового права, т.е. частью финансово-правовой доктрины, которая в той или иной мере отражается в налоговом законодательстве.

Принципы налоговой ответственности - это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляет­ся деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

Принципы налоговой ответственности можно рассматривать в широком и узком аспектах. Широкое понимание принципов на­логовой ответственности означает совокупность всех правовых принципов налоговой ответственности. Узкое понимание прин­ципов налоговой ответственности означает их понимание в ка­честве основных идей, непосредственно закрепленных в налого­вом законодательстве. Основные начала налоговой ответствен­ности, имеющие нормативное закрепление, называются нормы-принципы.

Налоговая ответственность основывается на целостной систе­ме принципов, включающих общесоциальные принципы, свойст­венные всем видам ответственности, общеправовые, принципы финансового права, принципы налогового права и собственно принципы налоговой ответственности как правового института.

Непосредственное влияние на исходные начала налоговой ответственности оказывают общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответ­ственность за вину. Нормы-принципы налоговой ответственно­сти закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения.

1. Законность. Данный принцип означает недопустимость привлечения к ответственности за совершение налогового право­нарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые пре­дусмотрены Налоговым кодексом РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализа­цию его общеправового значения, основанного на международ­ных нормах и положениях Конституции РФ. Законность при­влечения к ответственности установлена Международным пак­том о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (п. 1 ст. 7).

Основным элементом принципа законности является поло­жение, согласно которому деяние признается налоговым право­нарушением только в случае объявления его таковым налоговым законодательством до момента совершения. Названное положе­ние означает следующее.

Во-первых, согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонаруше­нием считается только такое деяние, признаки которого преду­смотрены Налоговым кодексом РФ. Закрепление признаков на­логового правонарушения только самим Кодексом исключает применение законодательства о налогах и сборах по аналогии, то есть применение похожего налогового закона относительно си­туаций, прямо им не предусмотренных.

Во-вторых, верховенство НК РФ, являюще­гося единственным источником, устанавливающим налоговую ответственность. Следовательно, какое-либо деяние может быть признано нарушением налогового законодательства со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями только Феде­ральным Собранием РФ и только в форме федерального закона. Данный аспект принципа законности закреплен подп. 6 п. 2 ст. 1 НК РФ, согласно которому ответственность за совершение нало­говых правонарушений устанавливается самим НК РФ.

В-третьих, противоправность и наказуемость деяния опреде­ляется налоговым законом, действовавшим во время соверше­ния этого деяния. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, обратной силы не имеют.

В состав принципа законности привлечения к налоговой от­ветственности также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливаю­щий, что предусмотренная НК РФ ответствен­ность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Вместе с тем данное положение имеет самостоя­тельное значение и может рассматриваться в составе принципа соотношения налоговой ответственности с другими видами от­ветственности.

2. Однократность привлечения к налоговой ответственности. Этот принцип означает, что никто не может быть привлечен по­вторно к ответственности за совершение одного и того же нало­гового правонарушения. Исключение повторности привлечения к налоговой ответственности основывается на достаточности санкции за совершенное налоговое правонарушение, поскольку мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции нало­говой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое правонарушение означало бы превышение меры налоговой ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ.

3.              Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права — в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

4.              Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ применение налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.

Следовательно, применение налоговой санкции не поглоща­ет собой уплату налога и пени. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не прекращает их обязанностей по перечислению в бюджетную систему причитаю­щихся налогов и соответствующих пеней.

5.              Презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1  ст. 49  Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового  права  презумпция  невиновности  является  новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и активно ее применяют (например, уголовной процесс).

Факт совершения налогового правонарушения конкретным лицом может быть констатирован только судом. Вынесение на­логовым органом решения о привлечении к налоговой ответст­венности не является неопровержимым доказательством, однако не ограничивает привлекаемое лицо в праве добровольно уплатить сумму штрафа. Вместе с тем добровольное исполнение лицом ре­шения налогового органа о применении санкции не означает тем самым признания этого лица виновным в совершении нало­гового правонарушения, поскольку его вина не была предметом судебного разбирательства.

Принцип презумпции невиновности является исходным и определяющим для процессуальных отношений привлечения к ответственности. Вне налогового процесса презумпция невинов­ности не может существовать, поскольку отсутствует смысл ее наличия. Презумпция невиновности и налоговый процесс тесно взаимосвязаны, и механизм их взаимодействия представляет со­отношение материальных и процессуальных норм.

Установленный в результате процессуальной деятельности факт признания субъекта виновным служит одним из обязатель­ных условий для государственного принуждения правонарушите­ля. Суд признает налогоплательщика или иного фискально обязанного лица правонарушителем в силу совершения им налого­вого деликта. Правонарушитель становится виновным именно с момента совершения им нарушения налогового законодательст­ва, а не в момент оглашения судебного решения. В налоговых охранительных правоотношениях вопрос о виновности решается уже на стадии рассмотрения дела налоговым органом, поскольку на этой стадии устанавливаются элементы и признаки состава конкретного налогового деликта, в том числе и вина определен­ного субъекта. Вместе с тем добровольная уплата налоговой санк­ции на основании решения налогового органа не порождает правовых последствий, наступающих только при государствен­ном осуждении в форме решения суда.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение