Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 04:39, дипломная работа
Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.
Введение
Глава 1: Теоретические основы налогообложения прибыли
1.1 Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России
1.2 Нормативно-правовая база по налогу на прибыль: основные положения
1.3 Зарубежный опыт налогообложения прибыли
Глава 2: Анализ действующей системы налогообложения прибыли в РФ
2.1 Порядок расчета налога на прибыль с учетом введенных с 2001 г. нововведений
2.2 Анализ поступлений в бюджет от налога на прибыль, динамика развития
2.3 Налоговые правонарушения в области налога на прибыль, ответственность, арбитражная практика
Глава 3: Основные направления совершенствования налогообложения прибыли в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
- акции и облигации предприятий, организаций и прочих эмитентов;
- процентные
государственные облигации
- беспроцентные
государственные облигации
При этом согласно Закону N 2116-1 и Инструкции N 62 убытки по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг. Определение понятия "данной категории" до момента выхода Инструкции N 62 не находило нормативного определения. В связи с этим у налогоплательщиков возникало множество вопросов о порядке исчисления налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг. Инструкция N 62 дает ответ на этот вопрос. В Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (в том числе для кредитных и страховых организаций), приведены следующие категории ценных, бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг:
- акции и облигации
предприятий, организаций и
- процентные государственные
- беспроцентные государственные
облигации Российской
- векселя и другие не
Четвертая часть - доходы (расходы) от внереализационных операций включают:
- доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
- суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий учредителями;
- дивиденды, проценты и другие доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятиям;
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и её реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков.
В доходы внереализационных операций не включается стоимость:
- объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения; приватизированных предприятий, передаваемых субъектам РФ и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям, организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, в состав которых входят предприятия; основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы;
- оборудования, безвозмездно полученными атомными электростанциями;
- основных производственных фондов, а также средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию производственной и непроизводственной базы, и другого имущества, безвозмездно полученного для осуществления производственной деятельности одними железными дорогами от других железных дорог;
- различных сооружений и объектов связи.
Суммы, внесенные в бюджет или во внебюджетные фонды в виде санкций в соответствии с законодательством РФ, в состав расходов внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
Валовая прибыль, полученная в иностранной валюте, суммируется с валовой прибылью в рублях. При этом выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по текущему курсу рубля, котируемому ЦБ РФ, на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия. По предприятиям, осуществляющим экспортно-импортные товарообменные операции (в том числе на бартерной основе), выручка в валюте для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов.
Объектом обложения банков является общая сумма доходов, уменьшенная на сумму расходов, установленных Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями.
Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 11 процентов.
В бюджеты субъектов Российской
Федерации зачисляется налог
на прибыль предприятий и
Следует отметить, что раздел Инструкции 62, в части касающейся ставок налога не учитывает изменений, которые Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", вступивший в силу 1 января 2001 года, внес в Закон "О налоге на прибыль". Новая редакция Закона "О налоге на прибыль" позволяет органам местного самоуправления устанавливать дополнительную ставку этого налога. Максимальный размер дополнительной ставки ограничивается 5 процентами.
В Республике Татарстан используется максимальная ставка разрешенные федеральным законодательством. Так Законом РТ «О бюджетной системе РТ на 2001 г.» №512 от 19.12.200 г. установлены следующие ставки налога:
а) для предприятий, организаций и иностранных юридических лиц - в размере 19 процентов;
б) для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных и страховых организаций, - в размере 27 процентов.
Также рекомендовано местным Советам народных депутатов при утверждении бюджетов на 2001 год утвердить дополнительную (сверх 19 процентов) ставку налога на прибыль (доход) предприятий, организаций в размере до 5 процентов.
Этими рекомендациями в полной мере воспользовался Совет народных депутатов г. Казани и своим решением от 19 октября 2000 г. N 6-3 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в городской бюджет Казани" установил ставку налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в городской бюджет Казани в размере 5% с 01.01.2001 г.
Плательщиками налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет Казани по ставке 5%, являются все предприятия и организации, находящиеся на территории г. Казани. Уплата налога, установленного п.1 настоящего решения, производится отдельным платежным поручением на бюджетный счет финансового управления администрации г. Казани.
Таким образом, общая ставка налога на прибыль на сегодняшний день составляет 35% для предприятий, организаций и иностранных юридических лиц и 43% для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных и страховых организаций.
В Российской Федерации действуют разнообразные налоговые льготы при обложении прибыли, которые постоянно дополняются и изменяются. Нестабильность налоговых льгот и их большое количество осложняют расчеты налога на прибыль и работу налоговых органов. (см. Приложение 3)
При обложении прибыли юридических
лиц налоговые льготы имеют большое
социально-экономическое
Действующие налоговые льготы можно распределить на несколько групп. Первая группа льгот касается прибыли, расходуемой на инвестиции; вторая имеет социально-культурной направление; третья стимулирует развитие малого бизнеса и, наконец, четвертая группа относится к определенным группам плательщиков.
К первой группе относятся налоговые льготы, создающие условия для увеличения капитальных вложений.
Прибыль предприятий, направленная на
финансирование капитальных вложений
производственного и
Прибыль для целей налогообложения уменьшается на сумму отчислений в резервные и другие аналогичные фонды до достижения размеров этих фондов, установленных учредительными документами, но не более 25% уставного фонда. При этом сумма отчислений в указанные фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли предприятия. Такие фонды создают возможность предприятию для расширения объема производства.
Дивиденды, выплачиваемые предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на реконструкцию, расширение производства и другие исходные цели не подлежат обложению налогом на прибыль.
Большое экономическое значение имеет налоговая льгота, предоставляемая предприятиям на проведение и организацию НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, но не более чем в общей сложности 10% от налогооблагаемой прибыли, и добровольные взносы в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции.
Государственные предприятия имеют право исключать из налогооблагаемой прибыли суммы, направляемые на погашение государственного целевого кредита, полученного для пополнения оборотных средств, в пределах сроков его погашения.
Вторая группа налоговых льгот включает освобожденную часть прибыли, которая затрачивается на содержание объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры, спорта, детских дошкольных учреждений и детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, коммунально-бытовой сферы и жилого фонда.
Из налогооблагаемой прибыли исключаются суммы:
- на содержание, находящихся на
балансе предприятий, объектов
социально-культурного
- взносов на благотворительные
цели, в экологические и
- отчислений государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса.
К третьей группе можно отнести налоговые льготы, предоставляемые малому бизнесу, т.е. предприятиям со среднесписочной численностью работающих в промышленности и строительстве до 200 человек, в науке и научном обслуживании- до 10 человек, в отраслях непроизводственной сферы и розничной торговле - до 15 человек. Эти предприятия помимо указанных льгот освобождаются от налога на прибыль в первые 2 года работы. На третьем и четвертом годах они вносят налог в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки. Данная льгота распространяется на предприятия, занятые производством и одновременно переработкой сельскохозяйственной продукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники и лекарственных средств, а также строительством объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения. Причем на первые два года указанные предприятия освобождаются от налога при условии, что выручка у них от данных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от общего объема реализуемой ими продукции (работ, услуг). Льгота предоставляется на третьем и четвертом годах работы, если выручка предприятий от установленных видов деятельности превышает 90% общей суммы от реализации продукции (работ, услуг).
Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему предоставлялись налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока со дня его регистрации сумма налога на прибыль, увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет РФ в полном размере за весь период функционирования данного предприятия.