Совершенствование методов налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:37, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в теоретическом обосновании и выработке предложений по совершенствованию государственного налогового администрирования в Молдове.
Поставленная цель определила конкретные задачи исследования:
• определить теоретические и методологические основы налогового администрирования;
• проанализировать методы налогового администрирования;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Характеристика Налогового бюро сектора Чентру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Анализ литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 1. Теоретическая и методологическая основы налогового администрирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Сущность и содержание налогового администрирования как
основы повышения собираемости налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 15
1.2. Факторы, влияющие на формирование налогового администрирования 19
Глава 2. Современное состояние налогового администрирования
в Молдове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 25
2.1. Характеристика органов налогового администрирования . . . . . . . . . . .. 25
2.2. Методы налогового администрирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 33
Глава 3. Направления совершенствования методов налогового
администрирования в Молдове. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.1. Меры и мероприятия по решению проблем налогового администрирования, как основы повышения собираемости налогов. . . . . . 63
3.2. Особенности, тенденции и перспективы развития налогового администрирования в Молдове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

диплом НА.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

   Таможенные  органы осуществляют некоторые полномочия по налоговому администрированию согласно НК РМ, Таможенному кодексу и иным нормативным актам. Таможенные органы осуществляют права, связанные с обеспечением погашения налоговых обязательств, относящихся к перемещению через таможенную границу и/или помещению товаров под таможенные режимы (ст. 154, 155 НК).

   В составе примэрий, за исключением примэрии муниципия Кишинэу и примэрии муниципия Бэлць, действуют службы по сбору местных налогов и сборов. Они осуществляют некоторые полномочия по администрированию местных налогов и сборов.

   Службы  по сбору местных налогов и  сборов осуществляют учет налогоплательщиков. Совместно с налоговым органом они осуществляют принудительное исполнение налоговых обязательств и привлечение к ответственности за налоговые нарушения налогоплательщиков.

   Органы, осуществляющие полномочия по налоговому администрированию, в процессе выполнения возложенных на них обязанностей взаимодействуют друг с другом и сотрудничают с другими государственными органами. При реализации отдельных мероприятий по взаимной договоренности информируют друг друга о предпринятых мерах и их результатах, обмениваются информацией с целью выполнения своих обязанностей. Они также имеют право сотрудничать с компетентными органами других стран и быть членом международных специализированных организаций. Порядок сотрудничества и деятельности устанавливается на основе международных договоров (соглашений).

   В процессе деятельности органы налогового администрирования обязаны и вправе предоставлять информацию о конкретном налогоплательщике другим органам (рис.5):

Рис. 5. Передача информации о налогоплательщике

  • налоговым служащим и должностным лицам органов публичной власти, в функции которых входит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, - в целях исполнения ими служебных обязанностей;
  • правоохранительным органам - о налоговых нарушениях;

    судебным  инстанциям - в целях рассмотрения дел, входящих в их компетенцию;

  • налоговым органам других стран в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Республика Молдова;
  • персоналу Министерства финансов и органам местного публичного управления - исключительно в целях совершенствования налоговой политики и разработки государственного бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц;
  • органам центрального и местного публичного управления при наличии запроса, а также средствам массовой информации - исключительно о нарушениях налогового законодательства, если это не противоречит законным интересам правоохранительных и судебных органов.

   В системе органов, осуществляющих государственный  контроль в сфере налогообложения, Главная государственная налоговая инспекция занимает особое место. Основной задачей налогового органа является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет сумм налоговых обязательств.

   Главная государственная налоговая инспекция  при Министерстве финансов и каждая территориальная государственная  налоговая инспекция, имеет статус юридического лица и финансируется из государственного бюджета.

   Порядок функционирования налогового органа, утверждения его структуры, штатного расписания и фонда оплаты труда, а также предоставления его служащим классных чинов устанавливается Положением, утвержденным Правительством. Организационная структура Государственной налоговой службы утверждается Правительством, а зоны деятельности территориальных налоговых органов и обслуживания налогоплательщиков - Главной государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов.

   Организационная структура Государственной налоговой  службы по территориальной принадлежности представлена на разработанный нами рис.6, а Главной Государственной Налоговой Инспекции (ГГНИ) в прил.1.

 
 

      Рис. 6. Организационная структура Государственной налоговой службы

   Главная государственная налоговая инспекция  осуществляет следующие полномочия в вопросах налогового администрирования (ст.133 НК):

  • осуществляет надзор за работой территориальных государственных налоговых инспекций по осуществлению налогового контроля, обеспечивает создание и функционирование единой системы данных о налогоплательщиках и налоговых обязательствах;
  • осуществляет налоговый контроль;
  • организует, а в необходимых случаях осуществляет принудительное исполнение налоговых обязательств;
  • рассматривает случаи обжалования и принимает решения по ним;
  • осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства в деятельности таможенных органов и служб по сбору местных налогов и сборов.

   Главная государственная налоговая инспекция  осуществляет свои полномочия на всей территории Республики Молдова, а территориальная  государственная налоговая инспекция может осуществлять свои полномочия за пределами установленной территории только с разрешения руководства Главной государственной налоговой инспекции.

   Организационная структура территориальных государственных  налоговых инспекций  Муниципий  Кишинэу насчитывает 9 различных подразделений. Вопросами налогового администрирования занимается отдел администрирования информационной сети в Управлении учета налогоплательщиков и доходов. В Управлении контроля и обжалований для налогового администрирования создано два отдела: отдел внутреннего контроля и отдел анализа и планирования налогового контроля.

     

Рис. 7. Организационная структура налогового бюро с.Чентру

      Организационная структура налогового бюро секторов мун. Кишинэу одинакова и состоит из управлений налогового администрирования, налогового контроля и отдела налогообложения физических лиц (рис.7).

     В обязанности налогового органа и  налоговых служащих в вопросах налогового администрирования входит налоговый  контроль и составление  соответствующих актов. В случае выявления налоговых нарушений и при невыполнении законных требований налоговых служащих принимать решение о применении санкций к налогоплательщикам. Они должны направлять (вручать) налогоплательщикам или их представителям в предусмотренные налоговым законодательством, сроки вынесенные решения.

     Деятельность  органов, осуществляющих функции по налоговому администрированию, должна быть направлена на обеспечение соблюдения налоговой дисциплины и оказанию налогоплательщику услуг по осуществлению процедур по налогообложению.

     Любой орган, осуществляющий полномочия по налоговому администрированию, несет ответственность перед политическими властями и перед всеми налогоплательщиками за обеспечение справедливости и беспристрастности, взыскав с каждого налогоплательщика в бюджет только то, что причитается согласно законодательству.

   Обязанность налоговых служащих и сборщиков  налогов беспристрастно служить  налогоплательщикам в соответствии с существующим законодательством не вызывает сомнений. Право налогоплательщика на обслуживание и беспристрастное отношение также закономерно.

   Налогоплательщик  обязан платить полагающуюся долю своих  доходов в соответствии с компетентной интерпретацией и единообразным применением налогового законодательства. Налогоплательщик имеет не только право на корректное отношение со стороны налогового служащего и сборщика налогов, но и обязанность помогать органам, осуществляющим налоговое администрирование в выполнении ими функций путем уплаты в бюджет предусмотренной законодательством суммы.

   Обслуживание  налогоплательщика предполагает способность  обучать, помогать и советовать тем, на кого распространяется налоговое законодательство. Оно предполагает открытую деятельность, которая делает работу органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию гласной и доступной для всех заинтересованных лиц. Налоговые служащие и сборщики налогов не могут рассчитывать на полное и своевременное исполнение налогового обязательства со стороны налогоплательщиков, если они, со своей стороны, не смогут предусмотреть и удовлетворить их нужды и требования.

   Органы, осуществляющие полномочия по налоговому администрированию, должны быть обеспечены квалифицированными кадрами, современными техническими и информационными средствами, законными и эффективными рычагами налогового администрирования.

   Органы, осуществляющие полномочия по налоговому администрированию, должны решать 2 главных задачи:

  1. популяризацию налогового законодательства и обеспечение ее соблюдения;
  2. анализ и оценка уровня соблюдения налогового законодательства, и, как следствие, представление органам ответственным за разработку и принятие налоговой политики, предложенной по устранению имеющихся недостатков и ее улучшения.
 

2.2. Методы налогового  администрирования

   В целях исследования механизма администрирования и выработки решений по совершенствованию механизма налогового администрирования, необходимо коснуться инструментов налогового администрирования. Выбор инструментов налогового администрирования, характера и механизма их использования не может быть случайным. Они определяются выбранной государством стратегией и направлением развития самой налоговой системы. Набор инструментов налогового администрирования может быть одним и тем же. Однако существующая политическая, экономическая и социальная специфика, насущные проблемы, различие целей и задач, особенно кратковременных, вызывают необходимость выбора приемлемых форм и методов налогового администрирования, определения их приоритетности и сочетания. Все же специфика состояния и развития окружающей среды не исключает возможность использования типовых мер налогового администрирования.

   Перед представлением существующих форм и  методов налогового администрирования  важно отметить два момента:

- на  данный момент не существует  эффективной общепринятой системы инструментов налогового администрирования;

- существующий  инструментарий рассматривается  в рамках общего инструментария  государственного регулирования  экономики. 

   Анализ  классификаций инструментов налогового администрирования (Красницкого В.А. , Перенко И. А. , Межерицкой С. И. и др.) позволяет сделать вывод о наличии разных, зачастую внутренне противоречивых, подходов к их классификации. По мнению автора, инструменты налогового администрирования следует рассматривать в следующих классификационных разрезах:

    - по способу приведения инструмента  в действие (административные и  экономические);

    - по способу воздействия инструмента  на объект управления (прямые  и косвенные);

    - по области воздействия (общеэкономические  и специфические).

    Административные  инструменты составляют основу налогового администрирования и представляются наиболее предпочтительными, при этом только комплексное использование  всех инструментов может привести к  наиболее эффективным результатам.

Таблица 4

Методы  и формы налогового администрирования

Методы  налогового администрирования Формы налогового администрирования
      Налоговое планирование 1. Тактическое 
- оценка  налогового потенциала региона 
- утверждение  бюджета по налогам 
- разработка  контрольных заданий
- определение  долевого распределения ставок  и льгот 
2. Стратегическое 
     Налоговое регулирование 3. Системы налогового  стимулирования 
3.1. Изменение  срока уплаты налога 
- оптимизация  налоговых ставок 
- система  налоговых льгот 
- отмена  авансовых платежей 
- уменьшение  налоговых обязательств 
- снижение  размера налоговой ставки 
3.2. Предоставление  налогового или инвестиционного  налогового кредита 
3.3. Предоставление  отсрочки или рассрочки 
4. Система  санкций 
- финансовые
- административные 
- уголовные 
     Налоговый контроль - регистрация  и учет плательщиков 
- прием  и обработка отчетности 
- учет  поступления налогов и начисленных  сумм 
- контроль  за своевременным поступлением  платежей 
- налоговые проверки
- реализация  материалов проверки 
- контроль  за реализацией материалов проверки  и уплатой начисленных санкций 

Информация о работе Совершенствование методов налогового администрирования