Совершенствование методов налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:37, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в теоретическом обосновании и выработке предложений по совершенствованию государственного налогового администрирования в Молдове.
Поставленная цель определила конкретные задачи исследования:
• определить теоретические и методологические основы налогового администрирования;
• проанализировать методы налогового администрирования;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Характеристика Налогового бюро сектора Чентру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Анализ литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 1. Теоретическая и методологическая основы налогового администрирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Сущность и содержание налогового администрирования как
основы повышения собираемости налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 15
1.2. Факторы, влияющие на формирование налогового администрирования 19
Глава 2. Современное состояние налогового администрирования
в Молдове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 25
2.1. Характеристика органов налогового администрирования . . . . . . . . . . .. 25
2.2. Методы налогового администрирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 33
Глава 3. Направления совершенствования методов налогового
администрирования в Молдове. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.1. Меры и мероприятия по решению проблем налогового администрирования, как основы повышения собираемости налогов. . . . . . 63
3.2. Особенности, тенденции и перспективы развития налогового администрирования в Молдове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

диплом НА.doc

— 530.50 Кб (Скачать)
 

     Данные  табл.2  и рис. 2 характеризуют динамику роста количества проверок.

     

     Рис. 2. Динамика количества проверок НБ с.Чентру в 2005- 2006гг.

     Количество  проверок выросло по сравнению с 2004г. в 2005г. на 45%, а в 2006г. на 52%. Из общего числа проверок результативные составили  в 2004г. – 45%, в 2005г. – 67%, в 2006г. – 52%.  Данный показатель снизился в 2006г. по сравнению с 2005г. на 15%. 
 
 
 
 
 
 
 

     

     Рис.3. Структура недоимки по НБ с.Чентру за 2004 – 2006гг.

     На  рис. 3 отражена доля доначисленных налогов (ряд 1), пени (ряд 2) и штрафов (ряд 3)  в общей сумме недоимки за 2004-2006 гг.

     Если  за базу взять 2004г., то динамика доначисленных налогов составила в 2005г. -236.6%, в 2006г. – 119.1%. Начислено пени в 2005г. на 37% больше, чем в 2004 г. В 2006г. наблюдается снижение на 39% начисленной пени по сравнению с 2004г.

     Штрафы  возросли в 2005г. в 2 раза и на 24.3% в 2006г. по сравнению с 2004г.  При уплате штрафов в течение 3 дней налогоплательщики получают льготу в размере 50% от начисленной суммы. В 2004г. льготы получили в 111 случаях, в 2005г. -162,  2006г. -220 случаев.

   Принудительное  исполнение непогашенных в срок налоговых  обязательств осуществляется сразу же после их возникновения, поскольку с течением времени задолженности взыскиваются сложнее.

         Доля налоговое бюро с. Чентру в общей сумме дополнительно начисленных налогов по Главной налоговой инспекции составила в 2005г. – 10%, а в 2006г. – 6%.  

Анализ  литературы

   При проведении исследований использовались теоретические труды и практические разработки отечественных и зарубежных авторов в области экономики, налогообложения, налогового администрирования, а также Налоговый кодекс и другие законодательные акты Молдовы.

     Изучение  экономической литературы, посвященной  теоретико-методологическому раскрытию  содержания понятия налогового администрирования, выявило ограниченное число авторов, внесших вклад в разработку этого вопроса. К ним относятся Оспанов М.Т.[22], И.А. Перонко [25], В.А. Красницкий [12], Чухнина Г. Я.[38], Кожукарь Г. Г.[35] .

     История возникновения и развития налогового контроля на сегодняшний день обстоятельно не исследована. В основном, имеющиеся работы посвящены зарождению и становлению государственного финансового контроля [13].

     Самый первый вклад в раскрытие сущности налогового администрирования сделан М.Т. Оспановым. Налоговое администрирование он понимает как осуществление налоговой администрацией в пределах ее компетенции функций и полномочий, установленных ей государством и налоговым законодательством [22, с.12].

     Аналогичное М.Т. Оспанову понимание сущности налогового администрирования характерно для В.А. Красницкого и И.А. Перонко. Налоговое администрирование, считает В.А. Красницкий, есть система управления налоговыми отношениями, основная задача которой выработать новые формы налоговых отношений, адекватные состоянию производительных сил [12, с.72]. Подобно В.А. Красницкому, И.А. Перонко рассматривает налоговое администрирование как систему управления государством всем комплексом налоговых отношений [25, с.354]. Приведенные И.А. Перонко методы и формы налогового администрирования включают в него: прогнозирование налоговых поступлений; утверждение бюджета по налогам; оптимизацию налоговых ставок и их долевое распределение; оценку налогового потенциала региона и т.д.

     Более узко, чем названные выше авторы, определяет сущность налогового администрирования Г.Я. Чухнина. В контексте исследования механизма и субъектов налогового контроля под налоговым администрированием она понимает организацию и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля [35, с.26]. 

     Кроме того, термин «налоговое администрирование» без раскрытия его сущности нашел  отражение в статье М. Бобоева  и В. Кашина в контексте задач  реформирования налоговой системы  России и использования в работе налоговых органов новых технологий[7, с.18].

       Таким образом, можно утверждать, что сущность налогового администрирования  - предмет, мало исследованный.  Обобщая нашедшие отражение в перечисленных научных работах взгляды на сущность налогового администрирования, можно не касаясь того, что оно в себя включает и каковы его задачи, сделать два, по-нашему мнению, принципиальных вывода. Во-первых, в приведенных работах, за исключением диссертации Г.Я. Чухниной, данные авторами определения сущности налогового администрирования отличаются, с одной стороны, почти полным совпадением, а, с другой, - широтой трактовки содержания налогового администрирования, которое отождествляется ими с понятием «управление налогами». Более того, М.Т. Оспанов трактует налоговое администрирование даже шире, чем управление налогами, которое, как он считает, есть лишь составная часть налогового администрирования. Думается, данные ими определения налогового администрирования неточно отражают сущность исследуемого понятия, т.к. оно определяется не в процессе дискурсивного понятия, а эмпирически. Во-вторых, суждения о сущности налогового администрирования не подкреплены теоретико-методологическим обоснованием, соответствующей аргументацией.

     В молдавской литературе сущности налогового администрирования раскрыто Л. Тимофеенко в статье «Налоговый контроль: принципы осуществления и права налогоплательщиков» [34], Кожокарь Г .[13]. Они раскрыла сущность налогового контроля, его общие принципы, основания для осуществления налогового контроля в Молдове, период и продолжительность контроля и другие вопросы, основываясь на положениях Налогового Кодекса.

     Конституционные положения конкретизируются в Налоговом Кодексе Республики Молдова, который является основным законодательным актом в сфере налогового контроля. Нормы, закрепляющие процедуры налогового контроля, объединены в V разделе «Налоговое администрирование» НК РМ.

     Значительное  место в системе источников правового  регулирования налогового контроля занимают подзаконные нормативные  акты. приказы и письма Министерства финансов РМ являются обязательными для исполнения налоговыми органами. В своей контрольной деятельности налоговые органы используют большое количество ведомственных правовых актов в том числе, для служебного пользования (регламенты, методические указания, инструкции и др.). Нормативные правовые акты налоговых органов вне зависимости от органа их принявшего не являются актами законодательства о налогах и сборах, любые противоречия между ведомственными актами и нормами НК РМ должны решаться в пользу Налогового кодекса РМ.  
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические и методологические основы налогового администрирования

    1. Сущность и содержание налогового  администрирования как основы повышения собираемости налогов

   В последние годы в научный, деловой  и политический оборот введено понятие  «налоговое администрирование», получившее широкое распространение с 2000 года, когда был опубликован ряд работ по раскрытию его содержания. Термин «налоговое администрирование» является российской новацией, внесенной в теорию и методологию управления налогами и углубляющей наши знания в этой области. Новизна данного понятия актуализирует исследование его сущности, усиливаемое приданием ему значения одного из основных направлений современной налоговой политики.

     Ключевым  в исследуемом нами предмете - понятии  налоговое администрирование является слово администрирование — производное от администрировать. В словаре С.И. Ожегова, словаре иностранных слов, а также Большом энциклопедическом словаре слово администрировать определено, как управлять чем-нибудь формально, бюрократически. Семантическое значение слова администрирование уже слова управление и следовательно процесс государственного администрирования, в том числе и налогового, есть лишь часть общего процесса государственного управления, включая и управление налоговыми отношениями.

   Налоговое администрирование понимается как осуществление налоговой администрацией в пределах ее компетенции функций и полномочий, установленных ей государством и налоговым законодательством [21, с.34]. Оно включает в себя в качестве главной составной части систему управления налогами, т.е. комплекс мер по: оптимизации структуры налогов, совершенствованию механизма их взимания, налогового учета и отчетности; контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, соблюдением установленных налоговым законодательством прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков; распределению налоговых поступлений между бюджетами разных уровней, сбору и анализу получаемых результатов; подготовке предложений по повышению их эффективности; гармонизации налоговых отношений всех участников процесса налогообложения.

     Аналогичное М.Т. Оспанову понимание сущности налогового администрирования характерно для  В.А. Красницкого и И.А. Перонко.

     Налоговое администрирование, считает В.А. Красницкий, есть система управления налоговыми отношениями[12, с.18], основная задача которой выработать новые формы налоговых отношений, адекватные состоянию производительных сил. Помимо основной задачи, налоговое администрирование, по мнению В.А. Красницкого, также задачи: прогнозирования налоговых поступлений на среднесрочную перспективу на основе прогнозных расчетов роста доходности экономики; разработки новых концепций налогообложения; составления налоговых обоснований осуществления протекционистской политики внешнеэкономической деятельности.  
 Подобно В.А. Красницкому, И.А. Перонко рассматривает налоговое администрирование как систему управления государством всем комплексом налоговых отношений [24, с.16]. Приведенные И.А. Перонко методы и формы налогового администрирования включают в него: прогнозирование налоговых поступлений; утверждение бюджета по налогам; оптимизацию налоговых ставок и их долевое распределение; оценку налогового потенциала региона и т.д.

   Кожокарь  Г.Г. [13, с.20] под налоговым администрированием понимает деятельность уполномоченных государственных органов, ответственных за полное и своевременное обеспечение поступления в бюджеты всех уровней налогов (пошлин) и сборов пени и штрафов, а также их действия по уголовному преследованию при наличии обстоятельств, свидетельствующих о фактах налоговых преступлений.

   Рассмотрев  это понятие, он делает вывод, что термин «налоговое администрирование» состоит из двух частей:

  • во-первых, это система государственных органов, имеющих полномочия по сбору доходов в бюджет и по обеспечению соблюдения налогового законодательства в широком смысле слова;
  • во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговую процедуру и конкретную  налоговую технику,  необходимую для  обеспечения  соблюдения  налогового законодательства, а также меры ответственности за нарушения налогового законодательства.

       Более узко, чем названные выше  авторы, определяет сущность налогового  администрирования Г.Я. Чухнина.  В контексте исследования механизма  и субъектов налогового контроля под налоговым администрированием она понимает организацию и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля[35, с.45].

   Являясь частью процесса управления, администрирование имеет не только общие с ним свойства, но и особенные, отличительные черты. Особенность администрирования заключается в том, во-первых, что это управление, осуществляемое по форме, т.е. управление системой организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице, в первую очередь, налоговых органов (если речь идет о налоговом администрировании). Это управление соблюдением внешних форм данных отношений, установленных законом и находящих свое выражение в совокупности норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную технологию налоговых отношений, меры ответственности за нарушение налогового законодательства, полномочия налоговых органов. Правительство получает от налоговых органов обширную информацию, анализ которой позволяет делать выводы об уровне эффективности проводимой налоговой политики.

   Понятие «налоговое администрирование» в широком смысле охватывает множество направлений деятельности и регулирования налоговой системы государства, таких как: правомочия органов власти, права и обязанности налогоплательщиков и полномочия налоговых органов, процедуры налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, процедуры обжалования решений и действий налоговых органов и другие основные понятия, используемые в налоговом законодательстве. В более узком смысле термин «налоговое администрирование» представляет организацию налоговых органов и используемые ими методы осуществления своей деятельности. Налоговое администрирование должно обеспечивать максимально возможный сбор налогов при минимизации соответствующих затрат, включая административное бремя, возлагаемое на налогоплательщиков.

Информация о работе Совершенствование методов налогового администрирования