Совершенствование методов налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:37, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в теоретическом обосновании и выработке предложений по совершенствованию государственного налогового администрирования в Молдове.
Поставленная цель определила конкретные задачи исследования:
• определить теоретические и методологические основы налогового администрирования;
• проанализировать методы налогового администрирования;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Характеристика Налогового бюро сектора Чентру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Анализ литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 1. Теоретическая и методологическая основы налогового администрирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Сущность и содержание налогового администрирования как
основы повышения собираемости налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 15
1.2. Факторы, влияющие на формирование налогового администрирования 19
Глава 2. Современное состояние налогового администрирования
в Молдове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 25
2.1. Характеристика органов налогового администрирования . . . . . . . . . . .. 25
2.2. Методы налогового администрирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 33
Глава 3. Направления совершенствования методов налогового
администрирования в Молдове. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.1. Меры и мероприятия по решению проблем налогового администрирования, как основы повышения собираемости налогов. . . . . . 63
3.2. Особенности, тенденции и перспективы развития налогового администрирования в Молдове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

диплом НА.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

     Обобщая нашедшие отражение в перечисленных  научных работах взгляды на сущность налогового администрирования, можно  не касаясь того, что оно в себя включает и каковы его задачи, сделать  два, по-нашему мнению, принципиальных вывода. Во-первых, в приведенных работах, за исключением Г.Я. Чухниной, данные авторами определения сущности налогового администрирования отличаются, с одной стороны, почти полным совпадением, а, с другой, - широтой трактовки содержания налогового администрирования, которое отождествляется ими с понятием «управление налогами». Более того, М.Т. Оспанов трактует налоговое администрирование даже шире, чем управление налогами, которое, как он считает, есть лишь составная часть налогового администрирования. Последнее, как особая сфера деятельности государства, на наш взгляд, ассоциируется авторами с функциями государственных органов управления по налогам и сборам. Думается, данные ими определения налогового администрирования неточно отражают сущность исследуемого понятия, т.к. оно определяется не в процессе дискурсивного понятия, а эмпирически. Во-вторых, суждения о сущности налогового администрирования не подкреплены теоретико-методологическим обоснованием, соответствующей аргументацией. Они высказаны в как парадигма, т.е. образец, не требующий разработки теоретических основ выражаемых мнений. Это снижает познавательную ценность суждений, т.к. концептуальная и аналитическая сила понятия остается неясной.

   Резюмируя изучение теоретико-методологических вопросов, касающихся сущности налогового администрирования, содержание данного понятия, по нашему мнению, раскрывается в следующем его определении. Налоговое администрирование - это организационная форма рационально-правовой власти, управление системой организации отношений между налогоплательщиками и органами управления, заключающееся в контроле за соблюдением норм и правил, регулирующих налоговые отношения и их технологию. 

   1.2. Факторы,  влияющие  на формирование  налогового администрирования

   Эффективное функционирование налоговой системы  в большинстве случаев связывается  с методами налогового администрирования, под которыми понимаются соответственно: налоговое планирование, налоговое  регулирование и налоговый контроль, а также с формами их реализации: тактическое и стратегическое планирование, система налогового стимулирования, регистрация и учет плательщиков и так далее. При этом, налоговое администрирование рассматривается как система управления государством налоговыми отношениями.

   Под системой управления будем понимать определенную иерархию связей и звеньев, осуществляющих процессы управления в  социально-экономической системе. Система  управления, используемая при налоговом  администрировании, в современных  условиях, имеет линейную направленность, то есть в данном случае отдается приоритет полномочиям и ответственности. При этом в лучшем варианте это просто четкие связи, в худшем - множество бюрократических согласований.

   На  систему управления, используемую при налоговом администрировании, влияют различные факторы (табл.2).

   Рассмотрим  содержание данных факторов. Цель управления должна вытекать из миссии налоговой службы, которая в свою очередь должна определяться стратегическими направлениями и не рассматриваться только как обеспечение эффективности сбора налогов. Миссия налоговой службы заключаться, прежде всего, в предоставлении налогоплательщикам высококачественных услуг, помогая им глубже понять и исполнять налоговые обязательства, а также способствовать тому, чтобы налоговое законодательство применялось ко всем в равной степени справедливо и неукоснительно.

   Таблица 3

   Характеристика факторов влияния на налоговое администрирование

    Факторы, обуславливающие систему управления и их характеристика
    Цель  управления Цель определяет систему управления такими характеристиками как соподчиненность цели, типология целей и их моделирование.
    Особенность объекта управления Система управления строится в соответствии с потребностями  объекта управления и предназначена для удовлетворения данных потребностей.
    Функции управления Представляют собой виды деятельности. Именно в процессах функционального разделения деятельности и возникает система управления, состоящая из звеньев, за которыми закрепляются определенный состав функций, или отдельная функция.
    Полномочия Представляют  собой права на принятие решений. Основными характеристиками полномочий являются: состав функций, объем полномочий, компетентность.
    Трудоемкость Трудоемкость определяет как саму возможность их эффективной реализации, так и величину звена системы управления.
    Информация Трудоемкость  самым непосредственным образом  связана с факторами объема информации, ее распределением и обработки.
     
    Технические средства
    Распределение информации и ее обработка связаны  с уровнем оснащенности соответствующих служб техническими средствами, которые, в конечном итоге предопределяют эффективность информационных потоков в организации.
 

   Роль  налогоплательщиков заключается в  понимании и исполнении ими своих  налоговых обязательств. Представление  миссии налогового управления именно в этом качестве не только определяет его роль, но и отражает соответственно ожидания общественности. Поэтому целью управления будет выступать обеспечение непрерывного циклического процесса, протекающего в налоговых органах и приводящего к повышению эффективности использования административных ресурсов.

   Определение цели управления должным образом  обуславливает и обусловлено  особенностью объекта управления. Представленный объект управления характеризуется, во-первых, нематериальной сферой производства, во-вторых, громадным объемом информации, а также спецификой труда, ограниченными возможностями организационно-экономического дизайна и методических приемов и навыков работы.

   Цель  управления и особенности объекта  управления также в конечном итоге определяют и определяются функциями, полномочиями, трудоемкостью, информацией и техническими средствами той или иной системы управления.

   Виды  деятельности представляют собой функции управления, которые в отношении эффективного налогового администрирования  в свою очередь должны классифицироваться не только согласно содержанию управленческой деятельности, но и согласно организационной роли функции, направлению деятельности, сферам развития объекта управления, этапами производственного процесса, типами производства, масштабами времени, этажностью процесса управления и основными факторами производственного процесса.

   Функция планирования в налоговом администрировании, находит свое выражение не в определении будущего состояния налоговой системы и расчетах налоговых поступлений, а в составлении планов проведения всех форм налогового контроля. Это касается особенно последующего контроля, осуществляемого методом налоговых проверок, в целенаправленной работе по выбору налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, приоритетных с точки зрения большей вероятности обнаружения серьезных нарушений налогового законодательства. Эффективность выездных налоговых проверок, по разным оценкам, на 50 - 75% зависит от правильности выбора объекта.

   Функция организации в налоговом администрировании обеспечивает эффективность контроля за уплатой налогов, повышение уровня их собираемости, предупреждение неплатежей, пресечения случаев ухода от налогообложения. Общее улучшение работы налоговых органов находит свое проявление, в частности, в построении организационной структуры налоговых органов, в создании механизма координации их работы, направленного на достижение организационного единства деятельности всех звеньев налоговых органов и их взаимодействий.

   Функция организации находит свое выражение и в применяемых технологиях налогового администрирования. Новым принципом технологической организации налогового администрирования является использование современных информационных технологий, массовое внедрение компьютеров и образование сетей, позволяющих по-новому построить весь комплекс организационных процедур налогового администрирования по учету налогоплательщиков и ведению базы данных Государственного реестра, а также по учету поступлений в бюджет и т.п.

   Функции мотивации налогового администрирования проявляется в побуждении работников налоговых органов к производительному труду и повышению своего профессионального потенциала, а налогоплательщиков - к добровольному сотрудничеству с ними.

   Неотъемлемым  фактором, определяющим систему распределения функций и полномочий, является их трудоемкость, которая определяет как саму возможность их эффективной реализации, так и величину звена системы управления и самым непосредственным образом связана с факторами объема информации, ее распределения и обработки с помощью технических средств.

   Необходимо  полностью преобразовать налоговую  службу, превратив ее в активную, инициативную организацию, ориентированную  на высокое качество контроля исполнения налогового законодательства и оказание справочно-методической помощи законопослушным плательщикам. Для этого необходимо снижение административных издержек (операционных расходов), повышение эффективности использования имеющихся у налоговых органов ресурсов и самое главное - повышение качества налогового контроля за счет использования превентивных мер. Очевидно, что главным фактором экономических успехов страны является качество законов и политических решений, с одной стороны, и качество институтов государственной власти, с другой. В налогообложении различие между налоговой системой и налоговой администрацией (налоговой службы) провести непросто. Самая «лучшая» налоговая политика может не «работать», если налоговая администрация не способна провести ее в жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Современное состояние налогового администрирования в Молдове

2.1. Характеристика органов  налогового администрирования

   Одной из составляющих налоговой системы является система сбора налогов. Основные проблемы функционирования налоговых органов в основном связаны с оперативностью перестраивать организационную структуру в соответствии с быстро меняющимся налоговым законодательством и организовывать эффективную систему подготовки и переподготовки кадров.

   Невозможность гибко перестраивать организационную  структуру налоговых органов при возникновении реальных налоговых проблем, обусловленных появлением новых хозяйственных субъектов, приводит к реальным потерям бюджета. Подтверждением к отмеченному выше служит хорошо известная проблема фирм-однодневок, существующих от баланса до баланса и не платящих никаких налогов, что в свою очередь существенно сужает налогооблагаемую базу. С целью выявления и пресечения подобных нарушений со стороны данных структур необходимо принятие специальных решений и выделения организационных единиц, ориентированных на работу с этим способом уклонения от налогов. Подобные же организационные мероприятия не предусмотрены, а технологии работы с добросовестными и недобросовестными налогоплательщиками различны и требуют создания для работы с ними различных организационных структур.

   Органами, осуществляющими полномочия по налоговому администрированию в Молдове, являются: налоговые органы, Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, таможенные органы, службы по сбору местных налогов и сборов, действующие в составе примэрий, и другие уполномоченные в соответствии с законодательством органы.

   

   Рис. 4. Органы налогового администрирования в Молдове

   Налоговый орган - орган Государственной налоговой  службы: Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов, территориальные государственные налоговые инспекции, находящаяся в подчинении Главной государственной налоговой инспекции. Государственная налоговая служба - централизованная система налоговых органов и деятельность налоговых служащих, занимающих должности в составе этих органов, направленная на осуществление полномочий по налоговому администрированию в соответствии с налоговым законодательством.

   Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией и его территориальные органы выполняют задачи по налоговому администрированию в пределах обязанностей и прав, предусмотренных Законом о Центре по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. Для осуществления своих полномочий органы Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией наделяются правами налоговых органов, а их работники - правами налоговых служащих, в том числе правами начисления суммы по налоговому обязательству и принудительного исполнения налогового обязательства (ст. 153 НК).

Информация о работе Совершенствование методов налогового администрирования