Перспективы развития системы налогового учета в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:53, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы явилось исследование особенностей налогового учёта российских организаций, налогового механизма государства, налогового регулирования и специфики применения налогового законодательства в отношении хозяйствующих субъектов при несоблюдении принципов и правил налогового учёта, выявление перспектив развития российских предприятий через налоговое регулирование субъектов хозяйственной деятельности, выявления проблем взаимодействия бухгалтерского и налогового учёта, правильность определения налоговой базы при использовании этих двух систем.

Содержание

Введение
Глава 1. Организационные основы налогового учёта российских организаций. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом РФ
§1.1. Система основных положений налогового учета
§1.2. Проблемы законодательного регулирования налогового учета
§1.3. Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе
Глава 2. Основные схемы организации налогового учёта на предприятиях Российской Федерации.
§2.1. Постановка создаваемой организации на налоговый учёт
§2.2. Альтернативные варианты организации налогового учета
§2.3. Взаимодействие учётной и налоговой политики организации
§2.4. Учёт платежей по единому социальному налогу
Глава 3. Перспективы развития системы налогового учета в России
§3.1. Основные результаты налоговой реформы в России
§3.2. Автоматизация налогового учета
§3.3. Совершенствование налогообложения предприятий в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 262.67 Кб (Скачать)

     Единственным  по-настоящему революционным элементом  новой налоговой системы стал налог на добавленную стоимость, введенный с целью частичной  замены применявшегося ранее в Советском  Союзе налога с оборота. Однако и  этому налогу были присущи искажения (часть из которых сохранилась  до настоящего времени), обусловленные  желанием государства усилить его  фискальную роль и одновременно приспособить его к сложной ситуации в экономике, характеризовавшейся массовыми неплатежами, бартером, низким уровнем исполнения налогового законодательства и т.п.

     Правительство Российской Федерации, понимая необходимость  безотлагательного проведения налоговой  реформы, во второй половине 1990-х годов  неоднократно предпринимало шаги в  этом направлении. Так, до 2000 года дважды Правительством Российской Федерации  вносились в Государственную  Думу проекты Налогового кодекса  России в качестве систематизированного законодательного акта, призванного  в комплексе решить основные задачи реформирования налоговой системы. Однако в связи с тем, что предложения  Правительства Российской Федерации  затрагивали интересы весьма мощных лоббистских групп, Дума под различными предлогами затягивала рассмотрение и  окончательное принятие этого документа.

     В условиях проблем с принятием  Налогового кодекса Российской Федерации  Правительством Российской Федерации  предпринимались шаги по решению  наиболее острых вопросов налогообложения  путем подготовки отдельных частных  законопроектов или собственных  постановлений. В рамках таких спонтанных действий в России, например, был  введен региональный налог с продаж, который впоследствии оказался неэффективным, но отмена, которого была связана с  чрезвычайно высокими политическими  и экономическими издержками.

     В целом же проведение налоговой реформы, связанной с разработкой и  введением в действие второй части  Налогового кодекса Российской Федерации, а также с дальнейшим совершенствованием законодательства, направленным на создание стимулов для экономического развития, привело к снижению налоговой  нагрузки практически по всем основным налогам, за исключением налогов, связанных  с добычей и переработкой углеводородного  сырья. В частности, на снижение налоговой  нагрузки были направлены следующие  меры.

     1. В ходе налоговой реформы были  существенно снижены ставки основных налогов:

     а) ставка налога на добавленную стоимость  была снижена с 20% до 18% с 2004 года;

     б) ставка налога на прибыль организаций  была снижена с 35% до 24% с 2002 года;

     в) в отношении налога на доходы физических лиц с 2001 года была введена единая ставка в размере 13%;

     г) была проведена радикальная реформа  единого социального налога, в  которой можно выделить следующие  основные этапы:

     - объединение взносов в государственные  социальные внебюджетные фонды  в единый социальный налог  с регрессивной шкалой налоговых  ставок (До проведения налоговой  реформы в 2000 году кроме подоходного  налога с физических лиц, взимаемого  по базовой ставке 12% и предельной  ставке 30%, и отчислений в Пенсионный  фонд физическими лицами по  ставке 1%, работодатель уплачивал  начисления на фонд оплаты  труда: в Пенсионный фонд –  28%; Фонд социального страхования  – 5,4%; Фонд обязательного медицинского  страхования – 3,6%; Фонд занятости  – 1,5%; Если учитывать только  подоходный налог и платежи  в социальные внебюджетные фонды,  то суммарная ставка подоходного  налогообложения (сумма подоходного  налога и отчислений во внебюджетные  фонды, деленная на сумму дохода, включающего налог, и отчислений  во внебюджетные фонды) составляла  около 37,2% при учете базовой  ставки подоходного налога в  12% и около 50% при учете прогрессивного  характера шкалы ставок подоходного  налога.);

     - сокращение базовой ставки налога  с 35,6% до 26% и ликвидация налоговой  ставки 20% с 2005 года;

     - отказ от индексации значений  порогов регрессии, что в условиях  наблюдаемых темпов роста заработной  платы приводит, по оценкам Минфина  России, к сокращению эффективной  ставки ЕСН на 1 процентный пункт  в год.

     2. Отмена налогов с оборота и  прочих налогов, которые до  проведения налоговой реформы  обеспечивали существенную часть  доходов бюджетной системы. В  ходе налоговой реформы были  отменены следующие налоги:

     а) налог на содержание жилищного фонда  и объектов социально-культурной сферы (ставка – до 1,5% от выручки);

     б) налог на пользователей автомобильных  дорог (ставка - до 3,75% от выручки);

     в) налог на реализацию горюче-смазочных  материалов (ставка - 25% от объема реализации ГСМ);

     г) налог с продаж (ставка – до 5% от объема розничной реализации).

     3. Важным этапом снижения налогового  бремени являлось введение специальных  налоговых режимов, которые в  настоящее время позволяют значительно  снизить налоговые платежи для  организаций и индивидуальных  предпринимателей, уплачивающих налоги  в рамках специальных налоговых  режимов. Речь идет о следующих  специальных налоговых режимах,  предоставляющих возможность заменить  уплату налога на прибыль организаций,  налога на имущество организаций,  налога на добавленную стоимость  и единого социального налога  уплатой единого налога:

     а) упрощенная система налогообложения (ставка составляет 6% от выручки или 15% от разницы между доходами и  расходами с возможностью уменьшить  налог на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование);

     б) единый налог на вмененный доход (ставка составляет 15% от величины вмененного дохода, устанавливаемого в зависимости  от вида деятельности налогоплательщика);

     в) единый сельскохозяйственный налог  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (налоговая ставка составляет 6% от разницы  между доходами и расходами налогоплательщика).

     4. В ходе налоговой реформы были  приняты также и другие меры, не связанные с изменением  налоговых ставок, но которые  привели к снижению налоговой нагрузки:

     а) в отношении налога на добавленную  стоимость были реализованы следующие  меры:

     - переход на метод начисления;

     - ускоренное принятие к вычету  налога при капитальном строительстве; 

     - совершенствование порядка возмещения  налога;

     - переход к поквартальной уплате  налога;

     - предоставление налоговых освобождений  и льгот по некоторым операциям  сельхозтоваропроизводителей, при  реализации программных продуктов,  расширение сферы применения  льготной 10-процентной ставки;

     - расширение применения нулевой  налоговой ставки;

     б) в рамках реформирования налога на прибыль организаций были реализованы  следующие меры:

     - переход на метод начисления;

     - принятие к вычету всех экономически  обоснованных расходов;

     - отмена искажающих налоговых  льгот;

     - введение «амортизационной премии»;

     - установление нулевой налоговой  ставки для сельхозтоваропроизводителей;

     - снятие ограничений для переноса  убытка на будущие налоговые  периоды;

     - освобождение от налогообложения  дивидендов, выплачиваемых российскими  организациями при стратегическом  участии;

     - ускоренная амортизация основных  фондов, используемых исключительно  для научно-технической деятельности;

     в) по единому социальному налогу было предусмотрено введение льготных шкал регрессии для сельхозтоваропроизводителей, организаций, осуществляющих деятельность в области информационно-коммуникационных технологий;

     г) были созданы особые экономические  зоны, предполагающие предоставление ряда льгот по налогу на добавленную  стоимость, единому социальному  налогу, налогу на имущество организаций  и таможенным платежам;

     д) были предоставлены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на участках недр с высокой степенью выработанности, а также установлено освобождение от уплаты данного налога («налоговые каникулы») при добыче нефти на месторождениях Восточной Сибири.

     Перечисленные меры, по различным оценкам, позволили  уменьшить налоговое бремя на экономических агентов, не связанное  со специальным налогообложением добычи и переработки полезных ископаемых, на сумму, эквивалентную 7% – 8% ВВП за весь период налоговой реформы.

     Кроме того, в 2008 году был реализован целый  ряд инициатив, направленных на создание стимулов для реализации инновационного сценария экономического развития страны и связанных с предоставлением  налоговых льгот и снижением  налоговой нагрузки на экономических  агентов:

     1. Снижение ставки налога на  добычу полезных ископаемых, взимаемого  при добыче нефти, путем увеличения  необлагаемого минимума цены  барреля нефти, учитываемого при  расчете коэффициента Кц.

     2. Расширение возможностей для  применения понижающих коэффициентов  к ставке налога на добычу  полезных ископаемых, взимаемого  при добыче нефти на участках  недр с высокой степенью выработанности, а также расширение списка  территорий, при добыче нефти  на которых предоставляются «налоговые  каникулы» по налогу на добычу  полезных ископаемых.

     3. Увеличение предельного размера  затрат на добровольное медицинское  страхование сотрудников, принимаемых  к вычету по налогу на прибыль  организаций и не облагаемых  как доходы физических лиц,  предоставление возможности налогоплательщикам  налога на прибыль организаций осуществлять затраты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, на софинансирование процентов по ипотечным кредитам, взятым сотрудниками организаций.

     4. Введение возможности для работодателей  за счет затрат, учитываемых при  исчислении налога на прибыль  организаций, осуществлять софинансирование  добровольных пенсионных накоплений  сотрудников.

     5. Введение возможности использования  налогоплательщиками налога на  прибыль организаций нелинейного  метода начисления амортизации  с установлением норм, предполагающих  значительное ускорение сроков  амортизации основных средств,  а по имуществу с небольшими  сроками полезного использования  в комбинации с «амортизационной  премией» – фактически предоставление  возможности «свободной амортизации» (т.е. отнесение затрат на капитальные  вложения на расходы по налогу  на прибыль в сроки, не превышающие  или несущественно превышающие  налоговый период по налогу  на прибыль организаций).

     6. Увеличение размеров налоговых  вычетов по налогу на доходы  физических лиц.

     7. Введение возможности отнесения  на расходы, уменьшающие налоговую  базу по налогу на прибыль  организаций, затрат на научные  исследования и разработки с  повышающим коэффициентом.

     8. Дифференциация акцизов на моторное  топливо в зависимости от экологического  класса топлива.

     В совокупности снижение налоговой нагрузки в результате перечисленных мер  может уже в 2009 году составить  до 350 млрд. рублей.

Информация о работе Перспективы развития системы налогового учета в России