Перспективы развития системы налогового учета в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:53, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы явилось исследование особенностей налогового учёта российских организаций, налогового механизма государства, налогового регулирования и специфики применения налогового законодательства в отношении хозяйствующих субъектов при несоблюдении принципов и правил налогового учёта, выявление перспектив развития российских предприятий через налоговое регулирование субъектов хозяйственной деятельности, выявления проблем взаимодействия бухгалтерского и налогового учёта, правильность определения налоговой базы при использовании этих двух систем.

Содержание

Введение
Глава 1. Организационные основы налогового учёта российских организаций. Элементы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом РФ
§1.1. Система основных положений налогового учета
§1.2. Проблемы законодательного регулирования налогового учета
§1.3. Состав, структура и классификация регистров налогового учета на современном этапе
Глава 2. Основные схемы организации налогового учёта на предприятиях Российской Федерации.
§2.1. Постановка создаваемой организации на налоговый учёт
§2.2. Альтернативные варианты организации налогового учета
§2.3. Взаимодействие учётной и налоговой политики организации
§2.4. Учёт платежей по единому социальному налогу
Глава 3. Перспективы развития системы налогового учета в России
§3.1. Основные результаты налоговой реформы в России
§3.2. Автоматизация налогового учета
§3.3. Совершенствование налогообложения предприятий в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 262.67 Кб (Скачать)

     Счета налогового учёта  

     Таблица 1

    № счета Наименование счета
    012 Доходы от реализации без НДС
    013 Расходы, связанные  с производством и реализацией
    014 Прибыль (убыток) от реализации
    015 Внереализационные доходы
    016 Прибыль (убыток) от внереализационных операций
    017 Налоговая база
    018 Перенос убытков  на будущее
    018 Расходы будущих  периодов
    036 Внереализационные расходы
 

     В схеме проводок бухгалтерского учета  типовых хозяйственных операций дописываются проводки, предназначенные  для отражения данных на счетах налогового учета, и настраивают новые алгоритмы  для случаев, когда принципы отражения  той или иной операции в обоих  видах учета неодинаковы. На основании  накопленной на счетах налогового учета  информации составляются аналитические  регистры. Каждый регистр представляет собой отчет, где собрана информация, отраженная на определенном налоговом  счете. Состав регистров ориентирован на соответствующие формы представления  данных в декларации по налогу на прибыль  организации и ее приложениях.

     Записи  на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского Плана счетов. Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

     Фрагмент  типовых хозяйственных операций представлен в таблице 2. 

     Таблица 2 Порядок отражения на счетах налогового учета

№ операции Содержание операции Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
1 Отражена выручка  от реализации продукции 62 012
2 Отражены расходы, связанные с производством  013 10, 02, 69, 70 и т.д.
3 Отражен финансовый результат от реализации продукции:—  прибыль— убыток 01499  
99014
4 Отражены внереализационные  доходы 58, 50, 52, 71 и т.д. 015
5 Отражены внереализационные  расходы 036 10, 11, 40, 41, 43 и  т.д.
6 Отражен финансовый результат от внереализационных  операций:— прибыль— убыток  
01699
 
99016
 

     В компьютерной системе «1С: Бухгалтерия 7.7» (более подробно вопросы автоматизации  налогового учёта будут рассмотрены  в третьей главе). для отражения  данных налогового учета также применяются  забалансовые счета, которые не используются для ведения бухгалтерского учета  и не учитываются при формировании бухгалтерской отчетности. Номера налоговых  счетов начинаются с буквы «Н»:

     Н01 «Формирование стоимость объекта  учета»;

     2 «Движение имущества, прав»;

     формируемые расходы»;

     Н04 «Расходы будущих периодов»;

     Н05 «Амортизируемое имущество»;

     06 «Доходы от реализации имущества,  работ, услуг, прав»;

     Н07 «Расходы, связанные с реализацией  имущества, работ, услуг, прав»;

     Н08 «Внереализационные доходы»;

     Н09 «Внереализационные расходы»;

     Н10 «Убытки прошлых лет по объектам обслуживающих производств»;

     Н11 «Убытки прошлых лет»;

     Н12 «Учет целевого финансирования»;

     Н13 «Движение дебиторской и кредиторской задолженности».

     Важно отметить, что в основе такого варианта налогового учета лежит двойная  запись операций на счетах налогового учета.

     §2.3. Взаимодействие учётной и налоговой политики организации

     В последнее время все больше и  больше внимания уделяется налоговому и управленческому учету, при  этом недооценивается значение бухгалтерского (финансового) учета. В частности, бытует мнение, что кроме как для расчета  налога на имущество, он особо и не нужен. Хотя это далеко не так - финансовая отчетность просто необходима для внешних  пользователей.

     За  последние годы роль бухгалтерского учета в хозяйственной жизни  российских предприятий существенно  изменилась. Прежде всего, это заключается  в том, что налоговые органы перестали  быть единственным реальным пользователем  бухгалтерской отчетности. Мощным шагом  в этом направлении стало разъединение финансового и налогового учета, произошедшее с выходом в свет главы 25 НК РФ. С этого момента  прошло уже достаточно много времени. Достаточно для того, чтобы понять, что для того или иного предприятия  представляет собой финансовый учет, существующий самостоятельно по отношению  к учету налоговому. При этом очень  важно не забывать о значимой роли управленческого учета для внутренних пользователей отчетности, показывающего реалии хозяйственной деятельности компании.

     С появлением в хозяйственной практике налогового учета как самостоятельного массива информации, служащего основой  налоговой отчетности, у многих счётных  работников сформировалось отношение  к финансовому учету как к  некоему практически (за исключением  целей налога на имущество) ненужному  довеску к налоговому и управленческому  учету, который необходимо вести  только потому, что это предписывается законодательством. В особенности  такое мнение характерно для представителей малого и среднего бизнеса.

     Если  сама необходимость ведения финансового  учета воспринимается как ненужная обуза, то, что остается говорить об учетной политике для целей бухгалтерского учета. Ее составление зачастую рассматривается  руководством как совершенно бесцельная трата времени.

     Т.е. остро стоит вопрос о том, зачем  предприятию нужен финансовый учет в совокупности с учетом управленческим и налоговым, и не проще ли вести  его так, чтобы бухгалтерские  проводки полностью совпадали с  данными налогового учета, что снимет с бухгалтера груз необходимости  ведения "двойной бухгалтерии".

     Как ни странно, ответ на этот вопрос дает действующее бухгалтерское законодательство, а именно - требование рациональности, закрепленное в пункте 7 ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н), согласно которому учетная политика организации должна обеспечивать "рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации". Этот принцип бухгалтерского учета при комментариях ПБУ 1/98, как правило, остается незамеченным, однако для целей организации бухгалтерского учета на предприятии он имеет принципиальное значение. Его смысл можно пояснить убытки, которые предприятие будет нести из-за отсутствия соответствующей реальным информационным запросам предприятия системы учета, могут во много раз превысить затраты на ее организацию.

     Следовательно, здесь очень важно понимать, что  финансовый учет следует рассматривать  и воспринимать, как и любое  другое направление деятельности коммерческого  предприятия - он должен приносить прибыль. Иначе говоря, расходы на организацию  системы финансового учета не должны превышать доходы от использования  формируемой в нем информации. Безусловно, доходы эти достаточно сложно исчислить, ведь организации  не продают свою бухгалтерскую отчетность. Вместе с тем, управленческие решения, принимаемые пользователями отчетности на основе анализа содержащейся в  ней информации, могут приносить  предприятию абсолютно реальные выгоды.

     Закон Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в  качестве внешних пользователей  финансовой отчетности называет инвесторов и кредиторов (см. п. 3 ст. 1). Иными  словами, внешние пользователи отчетности - это лица, которые либо уже вложили  деньги в уставный капитал предприятия, либо раздумывают над тем, чтобы  это сделать. Достаточно часто единственным источником информации о финансовом благополучии предприятия для этих лиц является финансовая отчетность компании.

     Итак, мы видим, что у ведения финансового  учета на предприятии существует (помимо предоставления отчетности в  налоговые и статистические органы) достаточно значимая цель - формирование информации для внешних пользователей  отчетности компании - реальных и потенциальных  инвесторов (если конечно таковые  у предприятия существуют и этой отчетностью интересуются).

     Значение учётной политики для формирования мнения внешних пользователей нельзя недооценивать. Дело в том, что, как бы это провокационно не звучало, учётная политика фактически представляет собой законный способ манипулирования показателями отчётности: величиной прибыли, оценкой активов и т. д. Следовательно, учётная политика предприятия представляет собой реальный инструмент влияния на мнение пользователей отчетности о финансовом положении компании. От того, какой метод учёта тех или иных хозяйственных операций будет выбран в учетной политике предприятия, напрямую будет зависеть картина финансового положения компании, демонстрируемая в бухгалтерской отчетности. Например, от того, какой будет применяться метод оценки запасов, способ начисления амортизации, механизм списания условно-постоянных расходов, зависит то, как будет выглядеть организация: прибыльной или убыточной, платежеспособной или не могущей своевременно погасить свои обязательства, финансово устойчивой или чрезмерно зависящей от привлеченных источников финансирования.

     Аналогично, учётная политика для целей налогообложения  организации представляет собой  легальный способ минимизации налогооблагаемых величин.

     Формирование и утверждение учётной и налоговой политик позволяет максимизировать цели составителей отчетности - заплатить как можно меньше налогов и как можно больше "понравиться" инвесторам, и оптимизировать пути их достижения.

     В том случае, если методика формирования финансовой и налоговой отчётности совпадают, цели эти начинают противоречить  друг другу.

     Действительно, если организация хочет показать инвесторам то, насколько привлекательно для них финансовое положение  предприятия и как выгодно  вкладывать в него деньги, то главной  задачей составителей отчётности будет  максимально завысить значения соответствующих  показателей этой отчётности. Т.е. - максимально увеличить прибыль, чтобы добиться хороших показателей  рентабельности и финансового левериджа, демонстрация в отчётности возможно высокой оценку активов, чтобы анализ отчётности организации показывал  хорошие показатели платежеспособности и т. д.

     Вместе  с тем, достижение этих целей приведет к совершенно обратной ситуации в  области налогообложения. Так, например, завысив свою прибыль, предприятие  столкнётся с необходимостью платить  высокий налог на прибыль, показав  высокую оценку основных средств  – организация должна будет платить  большой налог на имущество.

     Если  же цель включает заплатить в бюджет как можно меньше налогов, то задачей  будет - наоборот максимально занизить соответствующие показатели отчётности, например, показать как можно меньшее  значение прибыли. За счёт этого удастся  заплатить меньше налога на прибыль, однако автоматически снизятся показатели рентабельности деятельности организации  и меньше станет значение финансового  левериджа компании.

     Таким образом, в случае совпадения методов, используемых в финансовом и налоговом  учете, предприятие сталкивается с  проблемой недостижимости выделенных двух целей одновременно. Т.е. возможны два варианта: либо стремится к  привлечению дополнительных инвестиций через "приукрашивание" показателей  финансового благополучия компании, либо к снижению налогового бремени  посредством выбора в учетной  политике для целей налогообложения  способов учета, снижающих налогооблагаемую базу.

     Как сосуществовать бухгалтерской и налоговой учетной политике?

     Существующее  в настоящее время положение  вещей, при котором в соответствии с главой 25 НК РФ налоговый учет ведется  совершенно самостоятельно от учета  финансового, позволяет организациям достигать указанных целей одновременно. Сегодня предприятие можем формировать  и утверждать два совершенно самостоятельных  приказа об учетной политике: приказ об учетной политике для целей  бухгалтерского учета и приказ об учетной политике для целей налогообложения. Первый будет разрабатываться в  соответствии с ПБУ 1/98, второй - на основании  главы 25 НК РФ. Первый - в целях формирования в финансовой отчетности картины  финансового положения организации, второй - в целях исчисления налогооблагаемой прибыли. При этом в такой ситуации выделенные выше цели привлечения инвестиций и минимизации налогооблагаемых величин могут достигаться одновременно и совершенно параллельно друг другу.

Информация о работе Перспективы развития системы налогового учета в России