Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012
год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Основные направления
налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта
федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый
период. Основные направления налоговой политики являются одним из
документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного
проектов в отрасли и оборачиваемости капитала, а не от абсолютной суммы
уплачиваемых налогов в конкретный момент времени.
С учетом приведенных обстоятельств рассмотрение уровня и динамики
налоговых доходов бюджетной системы является важным, прежде всего с точки
зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать,
что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные
волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует
настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в
различных секторах экономики.
В Таблице 1 приведены данные о величине и структуре доходов
расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы
всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2005 - 2010
годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов
(рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных
пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное
страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на
протяжении последних шести лет существенно снизилась - с 36,5% ВВП в 2005
году до 31,7% ВВП по итогам 2010 года.
При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают
составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и
экспорта нефти и нефтепродуктов.
Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2005 -
2010 гг. (% ВВП)
+-----------------------------
| | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
|----------------------+------
|Доходы всего | 39,7%| 39,5%| 39,9%| 38,8%| 35,1%| 35,3%|
|----------------------+------
|Налоговые доходы и | | | | | | |
|платежи | 36,5%| 36,1%| 36,2%| 36,2%| 31,0%| 31,7%|
|----------------------+------
|в том числе | | | | | | |
|----------------------+------
|Налог на прибыль | | | | | | |
|организаций | 6,2%| 6,2%| 6,5%| 6,1%| 3,3%| 4,0%|
|----------------------+------
|Налог на доходы | | | | | | |
|физических лиц | 3,3%| 3,5%| 3,8%| 4,0%| 4,3%| 4,0%|
|----------------------+------
|Налог на добавленную | | | | | | |
|стоимость | 6,8%| 5,6%| 6,8%| 5,2%| 5,3%| 5,6%|
|----------------------+------
|Акцизы | 1,2%| 1,0%| 0,9%| 0,8%| 0,9%| 1,1%|
|----------------------+------
|Таможенные пошлины | 7,5%| 8,3%| 7,0%| 8,4%| 6,5%| 6,4%|
|----------------------+------
|Налог на добычу | | | | | | |
|полезных ископаемых | 4,2%| 4,3%| 3,6%| 4,1%| 2,7%| 3,2%|
|----------------------+------
|Единый социальный | | | | | | |
|налог и страховые | | | | | | |
|взносы | 5,5%| 5,4%| 5,6%| 5,5%| 5,9%| 5,2%|
|----------------------+------
|Прочие налоги и сборы*| 1,9%| 1,9%| 2,0%| 1,9%| 2,2%| 2,2%|
+-----------------------------
_____________________________
* налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за
пользование природными ресурсами (за исключением НДПИ), государственная
пошлина, таможенные сборы
Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти
и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2005 - 2010 гг. (% ВВП)
+-----------------------------
| | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
|----------------------+------
|Налоговые доходы и | | | | | | |
|платежи | 36,5%| 36,1%| 36,2%| 36,2%| 31,0%| 31,7%|
|----------------------+------
|Доходы от налогов и | | | | | | |
|пошлин, связанных с | | | | | | |
|обложением нефти и | | | | | | |
|нефтепродуктов | 9,2%| 10,0%| 8,1%| 9,7%| 6,0%| 8,3%|
|----------------------+------
|из них: | | | | | | |
|----------------------+------
|НДПИ на нефть | 3,7%| 3,9%| 3,2%| 3,8%| 2,1%| 2,8%|
|----------------------+------
|Акцизы на | | | | | | |
|нефтепродукты | 0,6%| 0,5%| 0,4%| 0,3%| 0,3%| 0,4%|
|----------------------+------
|Вывозные таможенные | | | | | | |
|пошлины на нефть | 4,0%| 4,5%| 3,5%| 4,3%| 2,7%| 3,8%|
|----------------------+------
|Вывозные таможенные | | | | | | |
|пошлины на | | | | | | |
|нефтепродукты | 0,9%| 1,2%| 1,0%| 1,3%| 0,9%| 1,4%|
|----------------------+------
|Доходы от налогов и | | | | | | |
|прочих платежей, не | | | | | | |
|связанных с обложением| | | | | | |
|нефти и нефтепродуктов| 27,2%| 26,2%| 28,1%| 26,5%| 25,0%| 23,4%|
+-----------------------------
Налоговые доходы в странах Организации экономического сотрудничества и
развития в 1965 - 2009 гг, % ВВП
+-----------------------------
| Страна |1965|1975|1985 |1995|2000|2005|2006 |2007|2008|2009 |
|------------------+----+----+
|Австрия |33,9|36,6| 40,8|41,4|43,2|42,1| 41,8|42,1|42,7| 42,8|
|------------------+----+----+
|Австралия |20,5|25,2| 27,6|28,0|30,3|30,8| 30,6|29,5|27,1| |
|------------------+----+----+
|Бельгия |31,1|39,5| 44,3|43,5|44,7|44,8| 44,4|43,8|44,2| 43,2|
|------------------+----+----+
|Великобритания |30,4|34,9| 37,0|34,0|36,4|36,3| 36,6|36,2|35,7| 34,3|
|------------------+----+----+
|Венгрия | | | |41,3|38,5|37,2| 37,1|39,7|40,2| 39,1|
|------------------+----+----+
|Греция |17,8|19,4| 25,5|28,9|34,0|31,3| 31,2|32,3|32,6| 29,4|
|------------------+----+----+
|Дания |30,0|38,4| 46,1|48,8|49,4|50,7| 49,6|49,0|48,2| 48,2|
|------------------+----+----+
|Израиль | | | |37,0|36,8| | |36,3|33,8| 31,4|
|------------------+----+----+
|Ирландия |24,9|28,8| 34,7|32,5|31,3|30,6| 31,7|30,9|28,8| 27,8|
|------------------+----+----+
|Исландия |26,2|30,0| 28,2|31,2|37,2|40,7| 41,5|40,6|36,8| 34,1|
|------------------+----+----+
|Испания |14,7|18,4| 27,6|32,1|34,2|35,8| 36,7|37,3|33,3| 30,7|
|------------------+----+----+
|Италия |25,5|25,4| 33,6|40,1|42,2|40,9| 42,3|43,4|43,3| 43,5|
|------------------+----+----+
|Канада |25,7|32,0| 32,5|35,6|35,6|33,4| 33,5|33,0|32,3| 31,1|
|------------------+----+----+
|Корея | |14,9| 16,1|20,0|22,6|25,5| 25,0|26,5|26,5| 25,6|
|------------------+----+----+
|Люксембург |27,7|32,8| 39,4|37,1|39,1|37,8| 35,8|35,7|35,5| 37,5|
|------------------+----+----+
|Мексика | | | 15,5|15,2|16,9|19,9| 18,3|17,9|21,0|17,5*|
|------------------+----+----+
|Нидерланды |32,8|40,7| 42,4|41,5|39,6|38,8| 38,9|38,7|39,1| |
|------------------+----+----+
|Новая Зеландия |24,1|28,7| 31,3|36,2|33,2|37,5| 36,6|35,1|33,7| 31,0|
|------------------+----+----+
|Норвегия |29,6|39,2| 42,6|40,9|42,6|43,5| 44,0|43,8|42,6| 41,0|
|------------------+----+----+
|Польша | | | |36,2|32,8|32,9| 34,0|34,8|34,3| |
|------------------+----+----+
|Португалия |15,9|19,1| 24,5|30,9|32,8|34,7| 35,5|35,2|35,2| |
|------------------+----+----+
|Словакия | | | | |34,1|31,8| 29,4|29,4|29,3| 29,3|
|------------------+----+----+
|Словения | | | |39,2|37,5| | |37,8|37,2| 37,9|
|------------------+----+----+
|США |24,7|25,6| 25,6|27,8|29,5|27,3| 28,2|27,9|26,1| 24,0|
|------------------+----+----+
|Турция |10,6|11,9| 11,5|16,8|24,2|24,3| 24,5|24,1|24,2| 24,6|
|------------------+----+----+
|Финляндия |30,4|36,6| 39,8|45,7|47,2|43,9| 43,5|43,0|43,1| 43,1|
|------------------+----+----+
|Франция |34,1|35,4| 42,8|42,9|44,4|43,9| 44,0|43,5|43,2| 41,9|
|------------------+----+----+
|ФРГ |31,6|34,3| 36,1|37,2|37,2|34,8| 35,6|36,0|37,0| 37,0|
|------------------+----+----+
|Чехия | | | |37,6|35,3|37,5| 37,1|37,3|36,0| 34,8|
|------------------+----+----+
|Чили | | | |19,0|19,4| | |24,0|22,5|18,2*|
|------------------+----+----+
|Швейцария |17,5|23,9| 25,5|27,7|30,0|29,2| 29,3|28,9|29,1| 30,3|
|------------------+----+----+
|Швеция |33,4|41,3| 47,4|47,5|51,4|49,5| 49,0|47,4|46,3| 46,4|
|------------------+----+----+
|Япония |18,2|20,8| 27,1|26,8|27,0|27,4| 28,0|28,3|28,1| |
|------------------+----+----+
|Всего по странам |25,5|29,4| 32,5|34,4|35,5|35,8| 35,8|35,4|34,8| |
|ОЭСР | | | | | | | | | | |
+-----------------------------
Источник: Revenue Statistics 1965 - 2009 (OECD, 2010)
* оценка ОЭСР
Доля налогов и обязательных платежей в совокупных затратах работодателя
на оплату труда в странах ОЭСР в 2009 году (% от совокупных затрат
работодателя в размере среднего уровня оплаты труда работника, не
пользующегося специальными льготами)
+-----------------------------
| Страна |Совокупная |Налог на | Взносы на социальное |
| | доля | доходы | страхование |
| | налогов в |физичес- |-----------------------------
| |затратах на| ких лиц |Уплачивае- | Уплачиваемые |
| | оплату | | мые | работодателем |
| | труда | |работником | |
|-------------------+---------
|Австралия | 26,7 | 20,7 | 0,0 | 6,0 |
|-------------------+---------
|Австрия | 47,9 | 11,4 | 14,0 | 22,6 |
|-------------------+---------
|Бельгия | 55,2 | 21,1 | 10,7 | 23,3 |
|-------------------+---------
|Великобритания | 32,5 | 14,6 | 8,3 | 9,6 |
|-------------------+---------
|Венгрия | 53,4 | 15,9 | 12,8 | 24,6 |
|-------------------+---------
|Греция | 41,5 | 7,1 | 12,5 | 21,9 |
|-------------------+---------
|Дания | 39,4 | 29,1 | 10,3 | 0,0 |
|-------------------+---------
|Ирландия | 28,6 | 12,9 | 6,0 | 9,7 |
|-------------------+---------
|Исландия | 28,3 | 22,3 | 0,2 | 5,8 |
|-------------------+---------
|Испания | 38,2 | 10,3 | 4,9 | 23,0 |
|-------------------+---------
|Италия | 46,5 | 15,0 | 7,2 | 24,3 |
|-------------------+---------
|Канада | 30,8 | 13,9 | 6,5 | 10,3 |
|-------------------+---------
|Корея | 19,7 | 3,8 | 6,9 | 8,9 |
|-------------------+---------
|Люксембург | 34,0 | 12,7 | 10,9 | 10,3 |
|-------------------+---------
|Мексика | 15,3 | 3,5 | 1,2 | 10,5 |
|-------------------+---------
|Нидерланды | 38,0 | 15,1 | 13,8 | 9,1 |
|-------------------+---------
|Новая Зеландия | 18,4 | 18,4 | 0,0 | 0,0 |
|-------------------+---------
|Норвегия | 37,4 | 19,1 | 6,9 | 11,3 |
|-------------------+---------
|Польша | 34,0 | 5,6 | 15,5 | 12,9 |