Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012
год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Основные направления
налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта
федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый
период. Основные направления налоговой политики являются одним из
документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного
Постановка на учет организации по месту их нахождения производится на
основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре
юридических лиц.
Постановка на учет (снятие с учета) организаций по месту нахождения
иных обособленных подразделений производится на основании сообщений
налогоплательщика об их создании и прекращении деятельности
соответственно (исключена процедура подачи заявления о постановке на учет
(снятии с учета)).
Введен запрет повторного истребования документов в рамках процедуры
истребования у налогоплательщика документов о деятельности его
контрагентов.
Отменены расчеты по авансовым платежам по транспортному и земельному
налогам.
Статьей 59 Кодекса установлен конкретный перечень оснований
признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по
пеням и штрафам. В качестве основания признания задолженности безнадежной
установлены случаи принятия судом акта, в соответствии с которым
налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности
по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания
(вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного
срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням
и штрафам).
Одновременно уточнены составы налоговых правонарушений и в ряде
случаев увеличены размеры санкций за указанные правонарушения.
Принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".
Новое законодательное регулирование налогового контроля за трансфертным
ценообразованием направлено, с одной стороны, на эффективное
противодействие использованию трансфертных цен в сделках между
организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с
различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения. С
другой стороны, не должно создавать препятствий для деятельности
добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в
том числе крупных холдинговых компаний.
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и
вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием
консолидированной группы налогоплательщиков", внесенный Правительством
Российской Федерации, принят Государственной Думой Федерального Собрания
Российской Федерации 22 октября 2010 года в первом чтении.
11. Упрощение администрирования налогообложения физических лиц
В главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса внесены
изменения, направленные на уточнение порядка определения налоговой базы
по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных
сделок.
Уточнено понятие "налогового агента" для целей статьи 214.1, а также
статей 214.3 и 214.4 Кодекса, устанавливающих особенности определения
налоговой базы по операциям РЕПО и операциям займа ценными бумагами,
скорректирован порядок исчисления и удержания налога налоговым агентом.
Для реализации государственной политики трудоустройства безработных
граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в
соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами
государственной власти, а также стимулирования создания такими
гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест был
предусмотрен особый порядок учета для целей определения налоговой базы по
налогу на доходы физических лиц соответствующих выплат.
Изменены правила обращения налогового органа в суд с заявлением о
взыскании с физического лица задолженности по налогам, сумма которой не
превышает 1500 рублей.
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 324-ФЗ "О внесении
изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" призван
сократить случаи обращения в суд налогового органа за взысканием
незначительных сумм.
Только в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока
самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов,
направленного физическому лицу, общая сумма задолженности не превысила
1500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с
заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня
истечения указанного трехлетнего срока.
Новые правила распространяются на требования об уплате налога,
сборов, пеней и штрафов, направленных налогоплательщикам после 2 января
2011 года.
В законодательстве о налогах и сборах закреплены условия для
установления единого срока уплаты транспортного налога, земельного налога
и налога на имущество физических лиц - 1 ноября года, следующего за
истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты данных налогов за 2011 год может быть
определен как 1 ноября 2012 года.
Установление единого срока уплаты, отмена авансовых платежей, наряду
с предоставленными Кодексом дополнительными возможностями по улучшению
информационного взаимодействия налоговых и регистрирующих органов,
значительно сокращают количество ошибок в начислении платежей, снижают
случаи перерасчетов. В конечном итоге создаются комфортные условия для
исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов.
12. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации
и соглашения, информационный обмен
В октябре 2010 года подписан протокол к российско-кипрскому
соглашению об избежании двойного налогообложения.
Новые положения, вводимые в соглашение протоколом, позволят
российским налоговым органам повысить эффективность обмена информацией с
кипрскими налоговыми органами, в том числе сведениями о реальных
получателях доходов в виде дивидендов, процентов и роялти от источников в
Российской Федерации, а также более эффективно противодействовать
использованию соглашения в неблаговидных целях налоговыми резидентами
России, Кипра и третьих стран. Кроме того, Российская Федерация получает
право налогообложения некоторых дополнительных видов доходов, ранее не
подлежавших налогообложению в России, в частности - по паям
инвестиционных фондов, включая фонды недвижимости, а также доходов от
отчуждения акций компаний, капитал которых более чем на 50% представлен
недвижимым имуществом.
В настоящее время протокол готовится к ратификации.
Также подписано российско-латвийское соглашение об избежании
двойного налогообложения, положения которого позволят устранить двойное
налогообложение доходов российских организаций и физических лиц от
источников в Латвии, а также наладить эффективный информационный обмен с
налоговыми органами Латвии и противодействовать злоупотреблениям в
налоговой области.
Завершены аналогичные переговоры с Белоруссией, Люксембургом,
Швейцарией, а также Китайской Народной Республикой, продолжаются
соответствующие переговоры с Австрией, Казахстаном, Мальтой, Финляндией.
В Правительство Российской Федерации направлен проект распоряжения о
подписании соглашения с Объединенными Арабскими Эмиратами о
налогообложении доходов от инвестиций государственных учреждений.
Готовятся проекты распоряжений о подписании протокола к действующему
соглашению об избежании двойного налогообложения с Арменией и нового
соглашения с Бельгией, завершается подготовка законопроектов о
ратификации соглашений с Аргентиной и Чили.
13. Налоговая нагрузка в российской экономике
При обсуждении налоговой политики важным является вопрос о
действующем уровне налоговой нагрузки в российской экономике, а также о
том, насколько налоговая нагрузка в России сопоставима с аналогичными
показателями в различных странах, является ли она высокой или низкой.
В ходе анализа налоговой нагрузки в экономике необходимо иметь в
виду по меньшей мере два обстоятельства, оказывающие влияние на характер
и интерпретацию выводов из такого анализа.
Во-первых, для стран, налоговые доходы которых в большой степени
зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять
налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой
конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к внешнеторговой
конъюнктуре. В этой связи принято разделять конъюнктурную и структурную
составляющие налоговой нагрузки.
При этом структурная составляющая налоговых доходов обусловлена
природой и структурой экономического роста в стране, а также
фундаментальными факторами налоговых доходов - такими, как изменения
налогового законодательства и налоговых ставок. Структурная компонента
налоговой нагрузки - это тот уровень нагрузки, который складывается при
среднемноголетней внешнеэкономической конъюнктуре.
В свою очередь, конъюнктурная компонента налоговых доходов
обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых рынков, на которых
торгуются экспортируемые из страны товары.
Поскольку колебания внешнеторговой конъюнктуры не могут быть
прогнозированы с достаточной степенью достоверности, планирование
бюджетных расходов должно осуществляться исходя из прогноза структурной
составляющей налоговых доходов. Одновременно с этим налоговые доходы,
имеющие конъюнктурный характер, могут сберегаться с целью сглаживания
негативных последствий внешних шоков в периоды неблагоприятной
внешнеторговой конъюнктуры.
Таким образом, в условиях существенной доли конъюнктурной
составляющей налоговых доходов краткосрочные (в пределах нескольких лет)
колебания налоговой нагрузки (например, доли налоговых доходов в ВВП) не
могут являться характеристикой изменений в налоговой системе, оказывающих
влияние на общую величину налоговой нагрузки в стране.
Иными словами, высокий уровень налоговых доходов бюджетов в периоды
благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры сам по себе не является
характеристикой высокой налоговой нагрузки, а снижение доходов в период
неблагоприятной конъюнктуры не свидетельствует о низком уровне налогов в
стране. Однако как налоговая система, так и система бюджетного
планирования в этих условиях должны быть сконструированы таким образом,
чтобы сберегать "избыточные" доходы в благоприятные периоды с целью
финансирования бюджетного дефицита в неблагоприятные периоды.
Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы
и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки,
добавленной стоимости, валового продукта) не является характеристикой
налоговой нагрузки, на основании сравнения которой с аналогичными
показателями в других странах либо в других отраслях можно было бы делать
выводы об уровне налоговых изъятий из частного сектора, обусловленном
различными характеристиками налоговой системы.
Оптимальным способом сопоставления налоговой нагрузки в различных
экономиках, по нашему мнению, является подход, основанный на анализе
того, насколько устройство налоговой системы оказывает влияние на
инвестиционные решения либо в экономике в целом, либо в какой-либо
конкретной отрасли. Другими словами, при анализе и сопоставлении
налоговой нагрузки в стране или отрасли необходимо принимать во внимание,
прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на
цену капитала для инвестора.
При этом анализ влияния уровня налогообложения предприятий на
инвестиции и особенно международные сопоставления в этой сфере - одна из
наиболее важных сфер изучения проблем налогообложения. Корпоративные
налоговые режимы весьма сложны и значительно отличаются друг от друга в
разных юрисдикциях и в рамках различных видов капитала. Поэтому для
проведения такого анализа невозможно просто провести сравнительный анализ
уровней налогообложения, необходимо учесть, например, ставки
амортизационных расходов для целей налогообложения, наличие специальных
правил и режимов налогообложения, другие формы налогов на капитал -
налоги на имущество, налоги с оборота, налоги на передачу капитала и пр.,
а также наличие налоговых каникул, налоговых льгот и т.п.
В результате, после учета всех вышеперечисленных факторов может
оказаться, что налоговая нагрузка для инвестора с точки зрения принятия
им инвестиционных решений при сравнительно высокой доле уплачиваемых
налогоплательщиком налогов в выручке или добавленной стоимости может
оказаться существенно ниже, чем у налогоплательщика со значительно более
низкими налоговыми платежами. Определенная таким образом, величина
налоговой нагрузки зависит во многом от доходности инвестиционных