Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 – 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 – 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.

Работа содержит 1 файл

Направления налоговой политики.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

     в) В рамках повышения эффективности  использования природных ресурсов в Российской Федерации также целесообразно начать поэтапную отмену нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче попутного нефтяного газа (с учетом фактической возможности добывающих организаций по использованию попутного газа). Налогообложение добычи попутного нефтяного газа представляется более простым в администрировании и эффективным механизмом создания стимулов для переработки попутного нефтяного газа, чем взимание штрафов за его сжигание.

     Помимо  этого будет рассмотрен вопрос об отмене с 2009 или 2010 года нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти.

     г) В 2007 году были приняты решения о  поэтапном повышении внутрироссийских цен на газ, а также о росте  цен на природный газ, поставляемый в страны СНГ. Вместе с тем, налоговая нагрузка на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче нефти, превышает налоговую нагрузку на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче природного газа. В результате, предприятия газовой отрасли в условиях растущих цен и неизменных ставок НДПИ располагают значительными дополнительными доходами, имеющими характер природной ренты. Часть указанных доходов предполагается изъять в бюджет не ранее 2011 года путем повышения ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа;

     д) В целях повышения эффективности  налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти предлагается с 2009 года повысить необлагаемый минимум, учитываемый  при расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, с 9 до 15 долларов США.

     8. Налог  на добычу полезных  ископаемых, уплачиваемый  при добыче твердых  полезных ископаемых

     В рамках реализации основных направлений  налоговой политики на 2008-2010 гг. в среднесрочной перспективе предполагалось реализовать комплекс мер по совершенствованию налога на добычу полезных ископаемых в части полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью. В частности, предполагалось в 2008 – 2009 годах перейти к максимально широкому использованию специфических налоговых ставок (в первую очередь, в отношении каменного угля, торфа, солей, общераспространенных полезных ископаемых, минеральных вод и т.д.).

     В связи с этим требуется совершенствование налогообложения добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, с целью дальнейшего распространения специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых на другие виды твердых полезных ископаемых, а также уточнение действующих норм налогового законодательства в отношении определения налогооблагаемой базы, количества добытых полезных ископаемых и расходов на их добычу.

     9. Специальные  налоговые режимы

     Низкий  уровень развития малого бизнеса  в России по сравнению с  ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведения налоговой реформы особых мер по поддержке указанных секторов экономики. Отмена в связи с введением части второй Налогового кодекса большинства налоговых льгот для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована  введением для них специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации экономического положения этих особенно нуждающихся в государственной поддержке секторов экономики и  снижению социальной напряженности в обществе.

     Проведенные в последние пять лет меры по совершенствованию  таких специальных налоговых  режимов, как упрощенная система  налогообложения, система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило административную эффективность налогообложения.

     Указанные меры создали стимулы для перехода субъектов предпринимательской  деятельности  на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса. За 2002-2007 г.г. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы увеличилось с 2,0 млн. до 3,7 млн.(из них 1,0 млн – организации) или в 1,8 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих режимов выросли в 3,3 раза.

     Закрепление налогов, уплачиваемых при применении указанных специальных налоговых  режимов, за бюджетами субъектов  Российской Федерации и местными бюджетами, а также предоставление права органам местного самоуправления право самим вводить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности позволило стабилизировать доходную базу их бюджетов.

     Вместе  с тем, практика применения специальных  налоговых режимов выявила ряд негативных тенденций, отрицательно влияющих на поступление налогов в бюджет. Так, повсеместно налоговыми органами выявляются факты искусственного разделения организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях минимизации налогообложения.

     Так, критерии идентификации субъектов  предпринимательской деятельности для получения доступа к упрощенной системе налогообложения перестали  соответствовать современным задачам  развития экономики, так как обеспечивая  доступ субъектов хозяйственной деятельности к этому льготному налоговому режиму, они не предусматривают механизмов, предотвращающих злоупотребления, связанные с неправомерным использованием налоговых льгот.

     В отношении единого сельскохозяйственного  налога необходимо отметить, что не установлены ограничения по размерам экономической деятельности для целей этого налога, что позволяет переходить на его уплату крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям, уровень доходности которых позволяет не только вести полноценный бухгалтерский учет, но и уплачивать налоги наравне с прочими экономическими агентами, не использующими специальные режимы. В то же время для малых сельскохозяйственных товаропроизводителей этот налоговый режим остается достаточно сложным ввиду необходимости ведения бухгалтерского и налогового учета.

     Для единого налога на вмененный доход  характерно отсутствие механизма объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению единым налогом на вмененный доход, и ее корректировки. Это приводит к занижению налоговой базы и размера налоговых поступлений в местные бюджеты. По ряду видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, отсутствуют ограничения по объемным показателям (производство мебели, строительство домов и др,), что приводит к необоснованному переходу на этот налоговый режим крупных предприятий. Вместе с тем, единый налог на вмененный доход вводился исключительно для тех форм предпринимательской деятельности, которая чрезвычайно сложна для налогового контроля.

     Изменения, внесенные в Налоговый кодекс в 2007 году7, скорректировали порядок налогообложения специальными налоговыми режимами. Наряду с уточняющими поправками, предусмотрен, например, порядок налогообложения при переходе с одного режима на другой, уточнен перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Установлено, что данный налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших.

     В рамках проведения налоговой политики в среднесрочной перспективе  будет обеспечено положение, при  котором с учетом того обстоятельства, что специальные налоговые режимы – это исключение из общего режима налогообложения, не будет расширена область их применения.

     В целях ограничения применения специальных  налоговых режимов, придания им более  целевого характера при подготовке изменений в Налоговый кодекс будут приняты следующие решения:

     а) Необходимо уточнить критерии по идентификации  субъектов предпринимательской  деятельности для предоставления права  применения специальных налоговых  режимов таким образом, чтобы  выгоды от использования таких режимов действительно получали представители малого предпринимательства. В частности, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход необходимо модифицировать таким образом, чтобы воспользоваться ее преимуществами имели возможность исключительно субъекты малого предпринимательства (например, путем установления ограничений на количество работающих);

     б) Для повышения объективности  устанавливаемых размеров единого  налога на вмененный доход, следует  разработать порядок определения  базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемым указанным налогом, на основании отраслевых исследований базовой доходности, проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, результаты которых должны использоваться для корректировки базовой доходности не реже чем раз в три года без применения корректирующего коэффициента – дефлятора К1;

     в) Необходимо внести ряд изменений  в положения Налогового кодекса, регламентирующие применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. В частности, следует предоставить право на применение такой системы предпринимателям, нанимающим членов семьи, рассмотреть возможность исключения полномочий субъектов Российской Федерации по сокращению перечня видов деятельности при введении упрощенной системы налогообложения на основе патента;

     г) В целях облегчения административной нагрузки следует предусмотреть  уменьшение объема представляемой налогоплательщиками  отчетности, закрепив обязанность представления  налоговых деклараций только по итогам налогового периода. Это позволит сократить количество отчетности для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, – в 4 раза, для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога – в 2 раза, за счет отмены обязанности представления деклараций по итогам отчетных периодов.

     10. Порядок  налогообложения  при реализации  концессионных соглашений

     В Основных направлениях налоговой политики на 2008  – 2010 годы в качестве одной  из целей налоговой политики на среднесрочную  перспективу было заявлено внесение изменений в законодательство, направленных на совершенствование порядка налогообложения при реализации концессионных соглашений.

     Для этого уже в 2008 году предполагается принятие изменений в Налоговый  кодекс, в соответствии с которыми должны быть установлен порядок принятия к вычету по налогу на добавленную стоимость сумм, предъявленных поставщиками, подрядчиками товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов концессионного соглашения, определения в целях налога на прибыль организаций первоначальной стоимости основного средства в случае, если основное средство получено налогоплательщиком в соответствии с концессионным соглашением. Также необходимо урегулировать некоторые вопросы налогообложения налогом на имущество организаций при реализации концессионных соглашений.

     В настоящее время проект федерального закона "О внесении изменений  в Федеральный закон "О концессионных  соглашениях" и некоторые законодательные  акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О концессионных соглашениях" подготовлен.

     Применительно к концессионным соглашениям, начиная  с 2009 года, будет реализована схема  налогообложения налогом на прибыль  организаций и налогом на добавленную  стоимость, аналогичная порядку налогообложения в договоре простого товарищества, в котором сторонами являются концессионер и концедент. В отношении отдельных налогов это будет означать следующее:

     а) По налогу на добавленную стоимость  – концессионеру будет предоставлено право на налоговый вычет по товарам (работам, услугам) и по имущественным правам, приобретаемым для производства и реализации в рамках концессионного соглашения, а также будет начислен налог в отношении реализуемых им товаров (работ, услуг).

Информация о работе Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов