Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и направлений ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие налоговой системы;
- выделить принципы построения налоговой системы;
- изучить виды налоговых систем;
- определить законодательную основу функционирования налоговой системы РФ;
- рассмотреть структуру и задачи налоговых органов;
- выделить виды налогов и сборов в РФ, принципы их установления;
- определить роль налогов в формировании доходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.;
- проанализировать структуру налоговых поступлений в бюджет Курской области и ряда регионов ЦФО за 2009-2011 гг.;
- представить перспективы развития налоговой системы РФ.
Для выполнения поставленных задач требуется провести ряд мер, а именно:
1. Меры налогового
а) поддержка инвестиций и развития человеческого капитала:
- меры поддержки плательщиков налога на доходы физических лиц - предполагается предусмотреть освобождение от налогообложения ряда социально значимых выплат (доходов) в виде: грантов Президента Российской Федерации; единовременных выплат безработным гражданам в виде финансовой помощи; материальной помощи; субсидий; сумм денежных средств, выплачиваемых органами службы; сумм оплаты стоимости медицинских услуг, производимой за физических лиц работодателями, применяющими специальные налоговые режимы; материальной помощи, выплачиваемой из стипендиального фонда обучающимся. При этом необходима систематизация перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм. В частности, надлежит упорядочить налогообложение компенсационных выплат, связанных с прекращением полномочий физических лиц, занимающих выборные должности.
- уточнение порядка
- налоговое стимулирование инвестиций: необходимо уточнить порядок восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств.
- поддержка модернизации производства: целесообразно в перспективе перейти к определению налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Одновременно следует предусмотреть расширение полномочий субъектов Российской Федерации по установлению налоговой ставки.
- упрощение налогового учета: система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Следует внести изменение, согласно которому налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их, в случае необходимости [16, с. 18].
б) совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операций: необходимо продолжить работу по совершенствованию налогообложения финансовых инструментов, а также деятельности инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в рамках создания в Российской Федерации Международного финансового центра. В этой связи целесообразно принять ряд решений по налогообложению операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.
в) совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства: будут внесены изменения в упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в целях упрощения перехода на них организаций и индивидуальных предпринимателей, совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов, исключения двойного ведения бухгалтерского и налогового учета [19, c. 17].
г) развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях: в целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора необходимо развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров.
2. Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации:
а) налогообложение природных ресурсов: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья: будут подготовлены предложения по созданию эффективного механизма налогообложения горючего природного газа, будет продолжена работа по повышению уровня налогообложения добычи природного газа путем установления порядка исчисления НДПИ на добычу горючего природного газа в зависимости от изменения цен на газ.
б) акцизное налогообложение: в отношении алкогольной и табачной продукции предусматривается сохранение уровня ставок акцизов в 2013 и 2014 годах. Ставки акцизов на моторное топливо и прочие подакцизные товары в 2013 и 2014 годах будут сохранены на уровне, определенным действующим Налоговым кодексом, а в 2015 году – повышены на 10% по отношению к ставкам 2014 года.
в) введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц: в качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество устанавливается кадастровая стоимость соответствующего объекта налогообложения. При этом сроки введения налога на недвижимость напрямую зависят от сроков завершения оценки капитального строительства, поскольку определение наиболее эффективных налоговых ставок по налогу на недвижимое имущество, а также установление конкретных размеров налоговых вычетов возможно только после окончания формирования налоговой базы – кадастровой стоимости объектов недвижимости [17, с. 8].
г) налогообложение престижного потребления: повышенная налоговая ставка, применяемая к дорогостоящей недвижимости, будет применяться вне зависимости от того, кто является собственником указанных объектов (организации или физические лица), а также от количества собственников; будет введена минимальная ставка транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов Российской Федерации) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 руб. с 1 л.с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов Российской Федерации. Повышенные налоговые ставки предлагается применять в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 года [16, с. 18].
д) сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.
е) оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам: будет продолжена работа по оптимизации установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах льгот по региональным и местным налогам; планируется рассмотреть вопрос о возможных сроках отмены льгот по региональным и местным налогам, прежде всего наиболее крупных налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Между тем отмена названных налоговых льгот может привести к незапланированному росту затрат субъектов естественных монополий в газовой сфере, сфере электроэнергетики и на железнодорожном транспорте и, как следствие, к увеличению тарифов на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, тарифов на электрическую энергию и оптовых цен на природный газ. В связи с этим следует предусмотреть поэтапную отмену льгот по налогу на имущество организаций, которая будет заключаться в установлении в течение 7 лет пониженных предельных налоговых ставок по налогу на имущество организаций.
График повышения налоговых ставок:
с 1 января 2013 года – 0,4%
с 1 января 2014 года – 0,7%
с 1 января 2015 года – 1,0%
с 1 января 2016 года – 1,3%
с 1 января 2017 года – 1,6%
с 1 января 2018 года – 1,9%
с 1 января 2019 года – 2,2% .
3. Совершенствование налога на прибыль организаций
а) уточнение доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
б) уточнение порядка признания отдельных видов расходов;
в) соглашение о распределении расходов: в среднесрочной перспективе в законодательство о налогах и сборах будут внесены изменения, направленные на возможность учета расходов, понесенных одной российской организацией при создании или приобретении нематериальных активов, приобретению услуг [15, с. 54].
4. Совершенствование налогового администрирования: сохраняют актуальность вопросы совершенствования налогового администрирования.
Предусматривается внести в
часть первую Кодекса ряд изменений,
направленных на предоставление налоговым
органам прав на получение дополнительной
информации, необходимой для осуществления
налогового контроля, в частности, от
банков. Надлежит закрепить срок ознакомления
налогоплательщика с
5. Продиводействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций: одним из основных элементов противодействия уклонению от налогообложения в России с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения является институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний, который заключается в том, что не распределяемый между учредителями (собственниками) доход иностранной контролируемой компании или часть его может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль организаций как доход ее владельца (т.е. материнской компании) [16, с. 19].
6. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование: предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года – в отношении большинства плательщиков – 30 процентов и неперсонифицированного тарифа – 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, – 20 процентов. Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф [20, с. 10].
Таким образом, будет произведено дальнейшее реформирование налоговой системы России, направленное на модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.
Заключение
Налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.
Существует достаточно обширное
число принципов
Существует большое количество
классификаций и моделей
Система российского налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих нормы налогового права: федеральные законы, законы и акты субъектов Федерации и ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. Современная система налоговых органов Российской Федерации имеет трехступенчатую систему управления: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. По способу взимания налоги бывают прямые и косвенные, по уровню власти, которая устанавливает налоги, они делятся на федеральные, региональные, местные. Перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые могут быть установлены на российской территории, закреплены в НК РФ.