Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и направлений ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие налоговой системы;
- выделить принципы построения налоговой системы;
- изучить виды налоговых систем;
- определить законодательную основу функционирования налоговой системы РФ;
- рассмотреть структуру и задачи налоговых органов;
- выделить виды налогов и сборов в РФ, принципы их установления;
- определить роль налогов в формировании доходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.;
- проанализировать структуру налоговых поступлений в бюджет Курской области и ряда регионов ЦФО за 2009-2011 гг.;
- представить перспективы развития налоговой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 126.18 Кб (Скачать)

Важное место в условиях развития российской налоговой системы  занимают акты Федеральной налоговой  службы и Министерства финансов Российской Федерации. В ряде случаев эти  документы могут иметь нормативное  значение, и их нарушение влечет за собой ответственность. Но в целом  их основная задача - разъяснение методики ввода в действие закона, отдельных  его положений. Письма, указания и  разъяснения Госналогслужбы носят  нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций.

Постановления Конституционного Суда, решения и определения Верховного Суда Российской Федерации играют существенную роль в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления  этих органов и Высшего Арбитражного Суда представляют возможность защиты интересов налогоплательщиков - обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере  регулируются и международно-правовыми  договорами [18, с. 30].

Налоговая система, действующая  в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в  нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а  в существующие были внесены изменения.

Общие принципы налогообложения  в России закреплены в Налоговом  кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 января 1999 г. Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов. В Налоговом кодексе определено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. С 1 января 2001 г. введена в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации [18, с.31].

Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению  их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства.

С введения НК РФ начался  новый этап налоговой реформы. НК РФ заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» и становится основным федеральным законодательным  актом, регулирующим проблемы налогообложения  юридических и физических лиц. Он устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и  отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

В основе НК - принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующий на территории РФ. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и так далее) соответствующие органы власти могут в пределах своей компетенции.

Однако актуальным вопросом является, как уже отмечалось, распределение  налоговых полномочий федеральных  органов власти, органов власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления. Немаловажным фактом является значительное сокращение НК РФ количества возможных  налогов. Перечень налогов действующих  на территории Российской Федерации  утвержденный Законом «Об основах  налоговой системы» сильно урезан, что позволило налогоплательщикам упростить налоговый учет на предприятиях, бухгалтерам «расслабиться» - пропадет необходимость помнить огромное количество законов, инструкций и иных нормативных документов, регулирующих уплату налогов.

Налоговый кодекс призван  решать следующие важнейшие задачи:

- построение стабильной, единой для РФ налоговой системы  с правовым механизмом взаимодействия  всех ее элементов в рамках  единого налогового правового пространства;

- развитие налогового  федерализма, позволяющего обеспечить  доходами федеральный, региональный  и местные бюджеты закрепленными  за ними и гарантированными налоговыми источниками;

- создание рациональной  налоговой системы, обеспечивающей  сбалансирование государственных  и частных интересов и способствующей  развитию предпринимательства, активизации  инвестиционной деятельности и  увеличению богатства государства  и граждан;

- снижение общего налогового  бремени (до 32,4% ВВП) и уменьшение числа налогов (до 13);

- формирование единой налоговой правовой базы;

- совершенствование системы  ответственности плательщиков за  нарушение налогового законодательства.

Особо важными для налогоплательщиков являются положения Налогового кодекса  о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный  для налога срок в банк платежное  поручение при наличии достаточных  средств на счете; запрете придавать  обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов  законодательства о налогах и  сборах не менее чем за один месяц  до вступления их в силу [18, с. 32].

Анализируя принятие и  введение в действие части первой НК РФ можно сделать вывод, что  оно явно носило скоропалительный характер, что не могло не повлиять негативно  на качество самого текста этого основополагающего  в области налогообложения документа. Кроме этого, пока не удалось решить одну из главных проблем: создать  единую комплексную систему налогов  в Российской Федерации, стабилизировать  ее хотя бы в пределах одного финансового  года, устранить противоречия в законодательных актах.

Но, безусловно, в НК РФ содержится очень много положительного, что  будет содействовать развитию экономики  России, упорядочению взаимоотношений  государственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.

Вторая глава Налогового кодекса РФ посвящена отдельным  видам налогов.

Так, глава 21 посвящена налогу на добавленную стоимость, 22  - акцизам, 23 - налогу на доходы физических лиц, 24 - единому социальному налогу, 25 - налогу на прибыль предприятий и организаций, 26 – налогу на добычу полезных ископаемых, 26.1- системе налогообложения для сельскохозяйственных производителей, 26.2 - упрощенной системе налогообложения, 26.3 - системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, 25.4 - системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, 28 – транспортному налогу, 29 – налогу на игорный бизнес, 30 - налогу на имущество организаций. В этих главах раскрывается полная база по понятию, исчислению и платежу каждого налога. Более конкретные положения разъясняются письмами и приказами Министерства РФ по налогам и сборам, например, методические рекомендации по применению каждой главы части 2 НК РФ, рекомендации по исчислению и уплате каждого налога, заполнению налоговых деклараций и другие вопросы применения основ налогообложения [2].

Таким образом, система российского налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих нормы налогового права: федеральные законы, законы и акты субъектов Федерации и ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления. Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

 

2.2 Структура и задачи  налоговых органов

 

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а  в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы действуют  в пределах своей компетенции  и в соответствии с законодательством Российской Федерации [25, с. 280].

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством  реализации полномочий, предусмотренных  НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Главными задачами налоговых  органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле [21, c. 26].

Современная система налоговых  органов Российской Федерации имеет  трехступенчатую систему управления:

- Федеральная налоговая служба (ФНС России);

- Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам, межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, межрайонные инспекции ФНС России;

- Управления ФНС по субъектам Российской Федерации (82 управления); территориальные налоговые органы ФНС России, территориальные инспекции ФНС России [21, с. 27].

Схематично систему налоговых  органов можно увидеть на рисунке 1, представленном ниже.

 

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ


 

         ФЕДЕРАЛЬНАЯ  НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА



Управления ФНС по субъектам  РФ (82 управления)

Территориальные налоговые органы ФНС России


Межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам. Межрегиональные  инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных (ЦОД)


 

Территориальные инспекции  ФНС России


Межрайонные инспекции ФНС  России


 

 

Рисунок 1 - Единая централизованная система налоговых органов в РФ

 

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых  органов.

Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями [24, с. 298].

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой  службы несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на Службу задач.

Руководитель Федеральной  налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых  от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Основные задачи Федеральной  налоговой службы:

- контроль  за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

- разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;

- валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов      [21, с. 28].

Федеральная налоговая служба, осуществляя свои главные задачи, выполняет следующие функции:

Информация о работе Налоговая система РФ