Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и направлений ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие налоговой системы;
- выделить принципы построения налоговой системы;
- изучить виды налоговых систем;
- определить законодательную основу функционирования налоговой системы РФ;
- рассмотреть структуру и задачи налоговых органов;
- выделить виды налогов и сборов в РФ, принципы их установления;
- определить роль налогов в формировании доходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.;
- проанализировать структуру налоговых поступлений в бюджет Курской области и ряда регионов ЦФО за 2009-2011 гг.;
- представить перспективы развития налоговой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 126.18 Кб (Скачать)

Налоговым кодексом устанавливаются  специальные налоговые режимы, которые  могут предусматривать федеральные  налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок  введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных  федеральных, региональных и местных  налогов и сборов, указанных в  ст. 13-15 НК РФ.

Федеральными налогами и  сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

К федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина [17, с. 29].

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах  и обязательны к уплате на территориях  соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено законом.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать  на территориях субъектов РФ в  соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения  по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  РФ законами о налогах в порядке  и пределах, которые предусмотрены  НК РФ, могут устанавливаться налоговые  льготы, основания и порядок их применения [23, с. 108].

К региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог [20, с. 111].

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в  действие и прекращают действовать  на территориях муниципальных образований  в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах.

Согласно ст. 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Население непосредственно  путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать  разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения [19, c. 16].

К местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Земельный налог и налог  на имущество физических лиц устанавливаются  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских  округов о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  поселений (межселенных территориях), городских округов.

Земельный налог и налог  на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать  на территориях поселений (межселенных  территориях), городских округов  в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных  районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах  федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ.

Местные налоги вводятся в  действие и прекращают действовать  на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК [16, с. 14].

При установлении местных  налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые  предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения  по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством  о налогах и сборах в порядке  и пределах, которые предусмотрены  НК РФ, могут устанавливаться налоговые  льготы, основания и порядок их применения [15, с. 31].

Таким образом, из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. По способу взимания налоги бывают прямые и косвенные, по уровню власти, которая устанавливает налоги, они делятся на федеральные, региональные, местные. Перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые могут быть установлены на российской территории, закреплены в НК РФ.

 

 

 

           3  Анализ функционирования налоговой системы РФ

 

    1.    Роль налогов в формировании доходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.

 

Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Связь федерального бюджета и налогов имеет неразрывный характер. По  источникам формирования наибольший удельный вес в доходах бюджетов, как  правило, занимают налоговые доходы. В таблице 1 представлены данные о налоговых и неналоговых доходах федерального бюджета РФ за 2009, 2010 и 2011 год [3,4,5].

 

Таблица 1 - Налоговые и  неналоговые доходы федерального бюджета  РФ

 

Наименование (млн. руб)

2009 год

2010 год

2011 год

Доходы федерального бюджета 

7 337 750,5

8 305 414,4

11 367 652,6

Налоговые доходы федерального бюджета, а именно:

3 896 498,9

4401933,8

8898764,10

- налог на прибыль  организаций

195 419,8

255026,1

342 601,8

- единый социальный налог

509 774,7

-

-

- налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 176 607,6

1328749,3

1753 240,5

- налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые  на территорию РФ

873 355,6

1169514,5

1497 171,5

- акциз по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ:

81 711,3

113898,5

231 779,9

- акциз на спирт этиловый  из всех видов сырья и спиртосодержащую  продукцию

2 183,8

2 465,8

1 485,0

- акциз на табачную продукцию

78 261,1

106 343,8

139 535,0

- акциз на автомобили легковые и мотоциклы

2 116,6

5 033,6

8 300,5

- акцизы  на нефтепродукты  (бензин, дизельное топливо, моторные  масла для дизельных и (или)  карбюраторных (инжекторных) двигателей)

79 527,6

80 954,3

82 454,4

- акциз по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ

19 830,4

30 053,4

46 581,4

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 006 261,3

1408315,5

2 046 892,4

- налог на добычу полезных ископаемых

981 529,4

1 376 639,5

2 007 577,9

- государственная пошлина

32 681,1

63 123,1

65 835,5

- задолженность по налогам и сборам

698 955,1

704 529,6

675 308,3

Неналоговые доходы федерального бюджета

3 433 677,1

3 902 995,0

4 050 854,8


 

Согласно ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год», доходы федерального бюджета в 2009 году составили 7 337 750,5 млн. рублей (18,8% к ВВП, что на 3,6 п. п. меньше, чем в 2008 году). Основная часть налоговых поступлений федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (52,6% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (25,2%), единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (13,1%), налога на прибыль организаций (5,0%), акцизов по подакцизным товарам (продукции) (2,6%).

Основная часть доходов  федерального бюджета обеспечена поступлениями  по следующим доходным источникам: таможенным пошлинам, налогу на добавленную  стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, единому социальному  налогу и налогу на прибыль организаций.

Налоговые доходы федерального бюджета в 2009 г. составили 3 896 498,9 млн. рублей (10,0% к ВВП), что на 58 864,4 млн. руб. или на 1,5% больше суммы, учтенной при формировании бюджета.

Поступление налога на прибыль  организаций за 2009 год составило 195 419,8 млн. рублей, что на 797,9 млн. рублей или на 0,4% меньше суммы, учтенной при  формировании бюджета. Снижение поступлений  налога на прибыль организаций обусловлено  уменьшением прибыли прибыльных организаций.

Поступление единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет, за 2009 год составило 509 774,7 млн. рублей, что на 1 510,6 млн. рублей или  на 0,3% больше суммы, учтенной при формировании бюджета, в результате улучшения  налогового администрирования.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 2009 год составило 1 176 607,6 млн. рублей, что на 100 159,4 млн. рублей или на 9,3% больше суммы, учтенной при  формировании бюджета.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, за 2009 год составило 873 355,6 млн. рублей, что на 339 328,0 млн. рублей или на 28,0% меньше суммы, учтенной при  формировании бюджета. На уменьшение поступления  налога в федеральный бюджет оказали  влияние снижение объемов импорта (на 263 713,0 млн. рублей) и курса доллара  США по отношению к рублю (на 75 615,0 млн. рублей).

Поступление доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2009 году составило 81 711,3 млн. рублей, что на 422,4 млн. рублей или на 0,5% больше суммы, учтенной при  формировании бюджета.

Поступление доходов от акцизов  на спирт этиловый из всех видов  сырья и спиртосодержащую продукцию  за 2009 год составило 2 183,8 млн. рублей, что на 1 446,7 млн. рублей или на 39,8% меньше суммы, учтенной при формировании бюджета. Снижение фактических объемов  реализации подакцизной продукции  относительно объемов, учтенных при  расчете бюджета, уменьшило поступление  акцизов на 1 384,6 млн. рублей. Возмещение сумм акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую  продукцию и товары бытовой химии  в аэрозольной упаковке, снизило  поступление акцизов на спиртосодержащую продукцию на 62,1 млн. рублей.

Поступление доходов от акцизов  на табачную продукцию за 2009 год  составило 78 261,1 млн. рублей, что на 6 445,9 млн. рублей или на 9,0% больше суммы, учтенной при формировании бюджета. Увеличение поступлений связано  с ростом объемов реализации табачной продукции и средней розничной  цены на сигареты и папиросы.

Поступление доходов от акцизов  на автомобили легковые и мотоциклы  за 2009 год составило 2 116,6 млн. рублей, что на 3 726,6 млн. рублей или на 63,8% меньше суммы, учтенной при формировании бюджета. Основной причиной снижения поступлений  является уменьшение на 60,5% объемов  реализации подакцизной продукции при одновременном сокращении в структуре облагаемого оборота доли легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л. сил.

Доходы федерального бюджета  от уплаты акцизов по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в 2009 году уменьшились  на 850,2 млн. рублей в основном по акцизам  на автомобильный бензин, дизельное  топливо, моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (в части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 января 2003 года), в результате возврата излишне взысканных сумм акцизов в счет погашения задолженности, возникшей до 1 января 2003 года.

Поступление доходов от акцизов  по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, за 2009 год составило 19 830,4 млн. рублей, что на 9 738,2 млн. рублей или на 32,9% меньше суммы, учтенной при формировании бюджета. Основной причиной снижения поступлений  является уменьшение объемов ввозимых подакцизных товаров (ввоз легковых автомобилей сократился на 53%, алкогольной  продукции - на 22,6%).

Доходы от уплаты налогов, сборов и регулярных платежей за пользование  природными ресурсами в 2009 году составили 1 006 261,3 млн. рублей, что на 306 012,7 млн. рублей или на 43,7% больше суммы, учтенной при формировании бюджета. Увеличение доходов федерального бюджета по указанной группе платежей обусловлено  ростом поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых за 2009 год составило 981 529,4 млн. рублей, что на 308 659,7 млн. рублей или на 45,9% больше суммы, учтенной при  формировании бюджета.

Поступление государственной  пошлины за 2009 год составило 32 681,1 млн. рублей, что на 635,1 млн. рублей или  на 2,0% больше суммы, учтенной при формировании бюджета. Основной причиной роста доходов по указанной группе платежей является увеличение количества обращений, связанных с оформлением юридически значимых действий.

Информация о работе Налоговая система РФ