Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и направлений ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие налоговой системы;
- выделить принципы построения налоговой системы;
- изучить виды налоговых систем;
- определить законодательную основу функционирования налоговой системы РФ;
- рассмотреть структуру и задачи налоговых органов;
- выделить виды налогов и сборов в РФ, принципы их установления;
- определить роль налогов в формировании доходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.;
- проанализировать структуру налоговых поступлений в бюджет Курской области и ряда регионов ЦФО за 2009-2011 гг.;
- представить перспективы развития налоговой системы РФ.
- налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги;
- государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства [24, с. 224].
Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:
- экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых);
- определенность налогообложения - налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы;
- справедливость налогообложения - этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией;
- простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов - налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой [25, с. 231].
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3) [2]:
а) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
б) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
в) принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав - недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
г) принцип единства экономического пространства - не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
д) принцип определённости правил налогообложения - при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
е) принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.
В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:
- принцип подвижности (эластичности) - суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;
- принцип стабильности - этот принцип предполагает постоянство налоговой системы, что важно для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков - при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);
- принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов - суть его заключается в исключении возможности установления и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления [26, c. 83].
В мировой практике имеет
место использование и ряда других
принципов налогообложения, к которым
можно отнести принцип
Итак, существует достаточно
обширное число принципов
Основная классификациями налоговых систем включает в себя четыре критерия разделения данного понятия [24, с. 251]:
а) в зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно разделить следующим образом:
- либерально-фискальные - обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30 % ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинства стран Латинской Америки.
- умеренно-фискальные - с уровнем налогового бремени от 30 до 40 % ВВП. Данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности, Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России.
- жестко-фискальные – позволяющие перераспределять посредством налогов более 40 % ВВП. Такой уровень изъятия обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании. Швеции.
б) в зависимости от доли налогообложения налоговые системы бывают:
- подоходные - делающие основной акцент на обложение налогов и имущества, в которых доля налоговых поступлений от косвенных налогов не превышает 35 % совокупных налоговых доходов. Это налоговые системы большинства англосаксонских старн – Канады, США, Великобритании, Австралии.
- умеренно-косвенные - равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение налогов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50 % совокупных налоговых доходов. Данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы - Германии, Франции, Италии.
- косвенные - делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50 % совокупных налоговых доходов. Такой уровень косвенного налогообложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран - Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана, к этой же группе относится налоговая система России.
в) в зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:
- централизованные - наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65 % консолидированных налоговых поступлений. Такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России.
- умеренно-централизованные - наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65 % консолидированных налоговых поступлений. Данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии.
- децентрализованные - наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 % консолидированных налоговых поступлений. Данную группу составляют налоговые системы США, Канады, Дании.
г) в зависимости от уровня неравенства доходов после обложения налоговые системы можно разделить так:
- прогрессивные - если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается, данную группу налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран.
- регрессивные - если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает.
- нейтральные - если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным. Сюда можно отнести налоговую систему России.
В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогообложения в зависимости от ролей различных видов налогов[23, с. 94].
Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна.
Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных.
Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее путно реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу систему налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.
Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов [23, с.84].
Существует также другая классификация налоговых систем, состоящая из трех видов:
- глобальная;
- дифференцированная;
- смешанная [25,с. 250].
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система шире применяется в западных государствах. При дифференцированной системе все доходы делятся на группы в зависимости от источника их получения (активные и пассивные доходы), к которым применяются различные ставки. В смешанной системе присутствуют элементы глобальной и дифференцированной систем.
Примером перехода от глобальной
к дифференцированной системе налогообложения
может служить процесс
Следовательно, существует
большое количество классификаций
и моделей налоговых систем. Российскую
налоговую систему можно
2 Методологические основы функционирования налоговой системы РФ
2.1 Законодательная основа
функционирования налоговой
Система российского налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих нормы налогового права:
- федеральные законы;
- законы и акты субъектов Федерации;
- ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления [18, с. 29].
Основу российского
В Конституции Российской Федерации указано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу».
Законы Российской Федерации делятся на законы [1]:
- общего действия;
- о конкретных налогах.
Указы Президента Российской Федерации, во-первых, устанавливают самостоятельные нормы права, а во-вторых, носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.
Постановления Правительства Российской Федерации устанавливают ставки акцизов и таможенных пошлин, определяют состав затрат, применяемый при налогообложении, и т.д.
Согласно ст. 4 Налогового Кодекса федеральные и региональные органы исполнительной власти в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, могут создавать нормативные правовые акты по вопросам, связанные с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах». Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы. Их налоговая политика должна соответствовать общим принципам налогообложения и сборов, определенных Кодексом [2].