Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и направлений ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие налоговой системы;
- выделить принципы построения налоговой системы;
- изучить виды налоговых систем;
- определить законодательную основу функционирования налоговой системы РФ;
- рассмотреть структуру и задачи налоговых органов;
- выделить виды налогов и сборов в РФ, принципы их установления;
- определить роль налогов в формировании доходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.;
- проанализировать структуру налоговых поступлений в бюджет Курской области и ряда регионов ЦФО за 2009-2011 гг.;
- представить перспективы развития налоговой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 126.18 Кб (Скачать)

  Согласно годовому отчету об исполнении областного бюджета Курской области за 2010 год, доходная часть областного бюджета за 2010 год исполнена в сумме 29435 млн. В структуре налоговых доходов основной объем поступил от налога на прибыль организаций 7455,5 млн. рублей или 38,3%, от налога на доходы физических лиц 4657,3 млн. рублей или 23,9%, налогов на имущество - 2779,5 млн. рублей  – 14,3% и акцизов 2723,9 млн. рублей или 14,0%. Фактическое поступление транспортного налога составило в 2011 году 501,9 млн. руб. Можно отметить, практически по всем значительным видам налоговых доходов поступление за 2010 год существенно превысило показатели 2009 года. Рост доходов относительно 2009 года по налогу на прибыль организаций составил 77,8%, НДФЛ 10% ,по налогам на имущество 16,4%, акцизам 84,8%, что (даже с учетом некоторого изменения налогового законодательства) позволяет говорить о завершении кризисных явлений и существенном росте экономики.

Согласно годовому отчету об исполнении областного бюджета Курской области за 2011 год, доходная часть областного бюджета за 2011 год исполнена в сумме 34095,1 млн. рублей. Основную долю (64,3%) в структуре доходов областного бюджета в 2011 году составили налоговые доходы, которые исполнены в сумме 21898,8 млн. руб, их поступление в сравнении с 2010 годом увеличилось на 18,6%, в составе налоговых и неналоговых доходов бюджета доля налоговых доходов в 2011 году увеличилась до         95,2%. Большая часть доходов областного бюджета в 2011 году сформировалась за счет таких налоговых доходов, как налог на прибыль (28,4%), налог на доходы физических лиц (15,5%), налоги на имущество (8,8%) и акцизы (8,2%), налоги на совокупный доход (2,6%), незначительную часть составили налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (0,7%) и государственная пошлина (0,1%).

Сумма поступлений в областной  бюджет от налога на прибыль организаций  за 2011 год составила  9672,4 млн. руб, что на 29,7% выше уровня 2010 года, в общей структуре налоговых и неналоговых доходов доля налога составила 42,0% и 28,4% от всех доходов областного бюджета. Сумма поступлений в областной бюджет налога на доходы физических лиц за 2011 год составила 5291,6 млн. руб., что на 13,6 % превышает уровень 2010 года и в общей структуре доходов областного бюджета 2011 года составляет 15,5%. Поступления налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (акцизы), за 2011 год составили 2804,8 млн. руб. По сравнению с 2010 годом рост поступлений акцизов по подакцизным товарам увеличился на 103,0%. Налоги на совокупный доход составили в 2011 году 879,7 млн. руб. и 134,5 % к уровню 2010 года. Налоги на имущество в 2011 году поступили в областной бюджет в сумме 2985,6 млн. руб., что на 7,4% превышает уровень 2010 года. Налог на имущество организаций в 2011 году поступил в областной бюджет в объеме 2466,3 млн. руб, что на 8,9% превышает уровень 2010 года. Фактическое поступление транспортного налога составило в 2011 году 519,5 млн. руб. и к уровню 2010 года составляет 100,4%.  Поступление налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами за 2011 год составили 234,2 млн. руб и 129,3% к уровню 2010 года. Государственная пошлина за 2011 год составила 26,8 млн. руб. и  превысила уровень 2010 года в 11,5 раз.

Исследовав поступление  налоговых доходов в бюджет Курской  области, можно выявить тенденцию  увеличения сумм налогов с каждым годом. Это говорит об эффективном функционировании налоговой системы на региональном уровне. Также можно отметить, что налоговые доходы составляют значительную часть всех доходов бюджета по сравнению с неналоговыми. Эта зависимость представлена на рисунке 2.

 

 

             

Рисунок  2 - Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов областного бюджета 2009, 2010, 2011 годов.

Структура налоговых поступлений  в бюджет Белгородской области за 2009-2011гг. представлена в таблице 3 [9,10,11].

 

Таблица 3 - Структура налоговых  поступлений в бюджет Белгородской области за 2009-2011гг.

Наименование (млн. руб)

2009 год

2010 год

2011 год

Общие доходы  бюджета

20 190, 9

50 573, 3

67 447,  9

Налог на прибыль организаций

5 959, 9

13816,7

25602,09

Налог на доходы физических лиц

12 664, 9

12969,4

8045,03

Налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (акцизы)

1783, 3

2316,0

2726,7

Налог на совокупный доход

813, 3

1653,5

1097,4

Транспортный налог

941, 8

1120,6

1306,2

Налог на имущество

4 030, 4

7459,5

5849,5

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

262, 7

345,1

485,6

Государственная пошлина

268,7

431,2

57,3

Задолженность    и    перерасчеты    по

отмененным  налогам,  сборам   и   иным

обязательным платежам                 

1, 24

3,1

1,001


 

Согласно годовому отчету об исполнении областного бюджета Белгородской области за 2009 год,  доходная часть областного бюджета за 2009 год исполнена в сумме 20190,9 млн. руб. В доходной части областного бюджета основной объем налоговых доходов поступает от налога на доходы физических лиц (12 664,9 млн. руб.) – 62,7 % от общего объема доходов бюджета, налога на прибыль организаций (5 959,9 млн. руб.) – 29,5 % и налогов на имущество (4 030,4 млн. руб.) - 19,6 %. Налог на прибыль организаций в 2009 году исполнен в сумме 5 959, 9 млн. руб. Поступление по налогу на доходы физических лиц в областной бюджет в 2009 году составило 12 664, 9 млн. руб. Фактическое поступление транспортного налога составило в 2009 году 941,8 млн. руб.

  Согласно годовому  отчету об исполнении областного бюджета Белгородской области за 2010 год, доходная часть областного бюджета за 2010 год исполнена в сумме 50 573, 3 млн. рублей. В структуре налоговых доходов основной объем  поступил от налога на прибыль организаций -13816,7 млн. рублей или 27,3%, от налога на доходы физических лиц - 12969,4 млн. рублей или 25,6%, налогов на имущество - 7459,5 млн. рублей  или 14,7 % и акцизов - 2316,0 млн. рублей или 4,57 %. Фактическое поступление транспортного налога составило в 2010 году 1120,6 млн. руб. Можно отметить, практически по всем значительным видам налоговых доходов поступление за 2010 год существенно превысило показатели 2009 года. Доходы относительно 2009 года по налогу на прибыль организаций увеличились в 2,3 раза, налог на имущество - на 16,4%, акцизы – на 84,8%, что (даже с учетом некоторого изменения налогового законодательства) позволяет говорить о завершении кризисных явлений и существенном росте экономики.

Согласно годовому отчету об исполнении областного бюджета Белгородской области за 2011 год, доходная часть областного бюджета за 2011 год исполнена в сумме 67 447, 9 млн. рублей.  Основную долю в структуре доходов областного бюджета в 2011 году составили налоговые доходы. Большая часть доходов областного бюджета в 2011 году сформировалась за счет таких налоговых доходов, как налог на прибыль организаций - 25602,09 млн. руб. (37,9 %), налог на доходы физических лиц - 8045,03 млн. руб. (11,9 %), налоги на имущество - 5849,5 млн. руб. (8,6%) и акцизы -  2726,7 млн. руб. (5,2%), налоги на совокупный доход - 1097,4  млн. руб. (2,6%), незначительную часть составили налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (0,6%) и государственная пошлина (0,1%).

Исследовав поступление налоговых доходов в бюджет Белгородской области, можно выявить тенденцию увеличения сумм налогов в 2010 году по сравнению с 2009 и 2011 годами. Это говорит о том, что регион достаточно быстро исправил экономическую ситуацию и восстановился после кризисных явлений. Доходы бюджета, а также некоторые налоговые поступления увеличились более чем в 2 раза. Это говорит об эффективном функционировании налоговой системы на региональном уровне. Также можно отметить, что налоговые доходы составляют значительную часть всех доходов бюджета по сравнению с неналоговыми. Однако, в 2011 году наблюдается снижение некоторых налоговых поступлений, но на общей сумме доходов это не отразилось, доходы бюджета стабильно возрастают.

Структура налоговых поступлений  в бюджет Липецкой области за 2009-2011гг. представлена в таблице 4 [12,13,14].

 

Таблица 4 - Структура налоговых поступлений в бюджет Липецкой области за 2009-2011гг.

Наименование (млн. руб)

2009 год

2010 год

2011 год

Общие доходы  бюджета

25894,3

275454,6

33451,6

Налог на прибыль организаций

6230,8

9457,6

11038,4

Налог на доходы физических лиц

5073,8

10248,0

6132,8

Налог на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (акцизы)

1342,8

2359,0

2721,5

Налог на совокупный доход

183,8

845,8

531,6

Транспортный налог

135,2

433,1

481,7

Налог на имущество

2024,4

5423,6

3723,0

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

39,2

50,8

55,8

Государственная пошлина

0,18

303,1

4,0

Задолженность    и    перерасчеты    по

отмененным  налогам,  сборам   и   иным

обязательным платежам                 

1,8

2,4

2,1


 

Согласно годовому отчету об исполнении областного бюджета Липецкой области за 2009 год,  доходная часть областного бюджета за 2009 год исполнена в сумме 25894,3 млн. руб. В доходной части областного бюджета основной объем налоговых доходов поступает от налога на доходы физических лиц (5073,8 млн. руб.) – 19,7 % от общего объема доходов бюджета, налога на прибыль организаций (6230,8 млн. руб.) – 24,5 %, налогов на имущество (2024,4 млн. руб.) – 7,8 %, акцизов (1342,8 руб.) –      5,2 %. Фактическое поступление транспортного налога составило в 2009 году 135,2 млн. руб.

  Согласно годовому  отчету об исполнении областного бюджета Липецкой области за 2010 год, доходная часть областного бюджета за 2010 год исполнена в сумме 275454,6 млн. рублей. В структуре налоговых доходов основной объем  поступил от налога на прибыль организаций - 9457,6 млн. рублей или 34,3%, от налога на доходы физических лиц - 10248,0 млн. рублей или 37,2 %, налогов на имущество - 5423,6 млн. рублей  или 19,7 % и акцизов - 2721,5 млн. рублей или 9,8 %. Фактическое поступление транспортного налога составило в 2010 году 433,1 млн. руб. Можно отметить, практически по всем значительным видам налоговых доходов поступление за 2010 год существенно превысило показатели 2009 года. Доходы относительно 2009 года по налогу на доходы физических лиц увеличились более, чем в 2 раза, налог на прибыль организаций - на 28,4 %. В целом эти показатели позволяют говорить о завершении кризисных явлений и существенном росте экономики.

Согласно годовому отчету об исполнении областного бюджета Липецкой области за 2011 год, доходная часть областного бюджета за 2011 год исполнена в сумме 33451,6 млн. рублей.  Основную долю в структуре доходов областного бюджета в 2011 году составили налоговые доходы. Большая часть доходов областного бюджета в 2011 году сформировалась за счет таких налоговых доходов, как налог на прибыль организаций - 11038,4 млн. руб. (33,01 %), налог на доходы физических лиц - 6132,8 млн. руб.   (18,2 %), налоги на имущество - 3723,0 млн. руб. (11,1 %) и акцизы - 2721,5 млн. руб. (8,1%), налоги на совокупный доход – 531,6 млн. руб. (1,5%), незначительную часть составили налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (0,8%) и государственная пошлина (0,3%).

Исследовав поступление  налоговых доходов в бюджет Липецкой области, можно выявить тенденцию увеличения сумм налогов в 2010 году по сравнению с 2009 и 2011 годами. Это говорит о том, что регион достаточно быстро исправил экономическую ситуацию и восстановился после кризисных явлений. Доходы бюджета, а также некоторые налоговые поступления увеличились более чем в 2 раза. Это говорит об эффективном функционировании налоговой системы на региональном уровне. Также можно отметить, что налоговые доходы составляют значительную часть всех доходов бюджета по сравнению с неналоговыми. Однако, в 2011 году наблюдается снижение некоторых налоговых поступлений, но на общей сумме доходов это не отразилось, доходы бюджета стабильно возрастают.

Подводя итог исследования поступлений налоговых доходов в бюджеты Курской, Белгородской и Липецкой областей за 2009-2011 гг., можно выделить Белгородскую область как самый процветающий и развитый экономически, а именно, в налоговой сфере, регион. Этот регион отличается значительными суммами поступлений доходов в бюджет  в целом, а также по отдельным налогам. С каждым годом налоговые доходы в этом регионе относительно возрастают,  это говорит об эффективном функционировании налоговой системы на региональном уровне. Что касается Курской области, можно выявить тенденцию увеличения сумм налогов с каждым годом. Регион стабильно развивается и показывает положительные результаты. Также можно отметить, что налоговые доходы составляют значительную часть всех доходов бюджета Курской области, т.е. являются его основой. Это говорит о важнейшей роли налогов и сборов в формировании бюджета, а именно, его доходной части. Липецкая область немного отстает в показателях, как по сумме общих доходов, так и по отдельным налоговым поступлениям в частности. Однако видно, что регион преодолел экономический кризис и постепенно увеличивает размер налоговых доходов, что также свидетельствует о положительной тенденции развития налоговой системы на региональном уровне.

 

    1.  Перспективы развития налоговой системы РФ

 

В трехлетней перспективе 2013–2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики – это создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации [15, с. 52].

Взимание налогов и  сборов может оказывать различное  влияние на поведение экономических  субъектов, создавать различные  стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Необходимым условием для повышения конкурентоспособности российской экономики является её диверсификация, технологическое обновление, модернизация производства. К важным факторам модернизации относится развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится [16, с. 16].

Информация о работе Налоговая система РФ